Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — Гражданский кодекс), по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса установлено, что если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.
Согласно абзацам первому и второму подпункта 62) пункта 1 статьи 1, Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), вознаграждение — все выплаты: связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег банками второго уровня и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной; связанные с кредитом (займом, микрокредитом), право требования по которому уступлено юридическому лицу, указанному в законах Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О микрофинансовых организациях», за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной.
В соответствии с подпунктом 1) статьи 370 Налогового кодекса необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, освобожденный от налога на добавленную стоимость (далее-НДС) в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно подпункту 7) пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе предоставление кредита (займа, микрокредита).
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 16) статьи 394 Налогового кодекса, освобождаются от НДС обороты по реализации заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.
При этом подпунктом 2) пункта 7 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что размер оборота по реализации определяется в размере вознаграждения без включения в него НДС, предусмотренного договором о предоставлении кредита (займа, микрокредита) — при предоставлении кредита (займа, микрокредита).
На основании вышеизложенного, вознаграждения при предоставлении займа, выданным на условиях платности, срочности и возвратности, являются оборотом по реализации, освобожденным от НДС в соответствии с подпунктом 16) статьи 394 Налогового кодекса, в размере вознаграждения без включения в него НДС, предусмотренного договором о предоставлении кредита (займа, микрокредита).
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.
Источник: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/578779
Источник
Существующее положение
Согласно Закону РК № 297-IV от 30.06.2010 г. в п.2 статьи 231 Налогового Кодекса РК были внесены изменения, а именно: добавлен подпункт 6) Предоставление кредита (займа, микрокредита) . Таким образом, с 01.01.2011г. данная услуга стала включаться в оборот по оказанию услуг, облагаемый НДС. При этом, ст. 238 Налогового Кодекса РК дополнена пунктом 3-1, согласно которого размер облагаемого оборота определяется на основе вознаграждения по договору о предоставлении кредита (займа, микрокредита).
Однако на практике данная статья работает не для всех одинаково. Это связано с неоднозначным толкованием указанных норм и п.2 статьи 250 Налогового Кодекса РК, согласно которому банковские заемные операции и операции по предоставлению микрокредитов освобождены от НДС.
Согласно п. 5) ст.1 Закона РК «О микрофинансовых организациях» микр о кредит – это деньги, пред о ставляемые микр о финансовой о рганизацией заемщику. Аналогичная норма была и в ранее действовавшем Законе РК «О микрокредитных организациях». При поверхностном анализе можно сделать ложный вывод, что п. 1 ст. 250 Налогового Кодекса противоречит статьям 231 и 238 того же кодекса. Однако если вникнуть в суть вопроса, то не подлежит обложению НДС только полученная и возвращаемая сумма денег, тогда как выплачиваемое вознаграждение облагается НДС. Примечательным является тот факт, что микрофинансовые организации облагают вознаграждение НДС, а банки второго уровня нет. При этом банки «прикрываются» всё той же нормой: п.2 статьи 250 Налогового Кодекса РК и «уклоняются» от начисления и уплаты НДС.
Таким образом, существующая практика позволяет двояко трактовать одни и те же нормы закона.
Предлагаемые изменения , исключающие двоякость толкования:
1. подпункт 6) п.2 статьи 231 Налогового Кодекса РК изложить в следующей редакции: « 6) Предоставление кредита (займа, банковского займа, микрокредита)» .
2. пункт 3-1 статьи 238 Налогового Кодекса РК изложить в следующей редакции:
«3-1. В случае, предусмотренном подпунктами 5) и 6) пункта 2 статьи 231 настоящего Кодекса, размер облагаемого оборота определяется на основе вознаграждения:
по договору об ограничении или прекращении предпринимательской деятельности;
по договору о предоставлении кредита (займа, банковского займа, микрокредита)».
При введении в действие данных изменений установить срок введения в действие с 01.01.2011 г. (т.е. с той даты, с которой банки второго уровня «уклонялись» от начисления и уплаты НДС).
В качестве дополнительной нормы в законе, вносящим такие изменения установить прямой запрет банкам второго уровня увеличивать ставки вознаграждения по действующим договорам займа на сумму НДС, а также менять свою кредитную политику с целью увеличения ставок в будущем.
Ожидаемый эффект:
1) пополнение государственного бюджета;
2) устранение социального неравенства, когда другие бизнес структуры платят НДС, а банки нет. Следует отметить, что банки второго уровня являются субъектами крупного предпринимательства, основным товаром которого являются деньги. Микрофинансовые организации чаще всего являются субъектами малого и среднего предпринимательства, основным товаром которого являются деньги. При этом субъекты малого предпринимательства платят НДС, а крупного нет.
3) устранение одной из причин лжепредпринимательства. Некоторые компании, осуществляющие свою деятельность с привлечением банковских займов и выплачивающие банкам значительные суммы вознаграждения, имеют большие суммы, относимые на вычеты по корпоративному подоходному налогу (за счет выплаченного вознаграждения), и не имеют соответствующих сумм, относимых в зачёт по НДС. Такие компании во избежание финансового краха прибегают к услугам лжепредприятий. После принятия предлагаемых изменений будет устранена обращения к таким услугам, а следовательно и будет значительно уменьшен причиняемый государству ущерб от подобного рода действий.
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Источник
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Т.Иванова, налоговый консультант
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗАЙМА ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ РЕЗИДЕНТОМ РК — УЧРЕДИТЕЛЮ-НЕРЕЗИДЕНТУ?
Если ТОО резидент Республики Казахстан предоставит займ под 10 процентов годовых нерезиденту юридическому лицу Российской Федерации взаимосвязанной стороне (то есть нерезидент юридическое лицо является учредителем юридического лица — резидента Республики Казахстан), какие налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают у ТОО резидента Республики Казахстан, а также должно ли быть обязательным в договоре займа целевое назначение займа?
Если Нерезидент — юридическое лицо Российской Федерации предоставит займ под 10 процентов годовых взаимосвязанной стороне юридическому лицу — резиденту Республики Казахстан, какие налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают у юридического лица — резидента Республики Казахстан в этом случае, а также должно ли быть обязательным в договоре займа целевое назначение займа?
Предоставление займа ТОО -нерезиденту-учредителю
Гражданско-правовые отношения, возникающие при заключении договора займа, регламентируются главой 26 Гражданского кодекса.
Согласно статье 716 Гражданского кодекса договор займа должен быть заключен в форме, соответствующей правилам статей 151 — 152 Кодекса (письменная форма сделки).
На основании пункта 1 статьи 715 Гражданского кодекса, по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
При этом ограничений по заключению займа с компанией-нерезидентом в действующем законодательстве нет, в связи с чем, резидент РК имеет право заключить такого вида договор.
Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 715 Гражданского кодекса, юридическим лицам и гражданам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры признаются недействительными с момента их заключения. При этом ограничение статьи 715 Гражданского кодекса распространяется только на займы, получаемые от граждан (не юридических лиц).
Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лицензирования и консолидированного надзора» кредитование на условиях срочности, платности и возвратности не является лицензируемым видом деятельности, за исключением кредитования банками, ипотечными организациями, брокерами и (или) дилерами с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя и юридическими лицами, единственным акционером (участником) которых является государство.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Закона «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.), субъекты частного предпринимательства вправе предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе.
Выводы. Из вышеизложенного следует, что юридическое лицо имеет право выдать заем (кредит, суду) другому юридическому лицу с получением вознаграждения за использование данного займа и это не будет противоречить нормам законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.
При этом согласно пункту 4 статьи 718 Гражданского кодекса, порядок и сроки выплаты вознаграждения устанавливаются договором займа. Если порядок и сроки выплаты вознаграждения не установлены договором, то оно выплачивается ежемесячно.
Положения НК. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.
Статьей 86 Налогового кодекса установлено, что доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87 — 98 Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.
В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акциза.
В целях настоящего раздела к доходу от оказания услуг относятся также доход в виде вознаграждения по кредиту (займу, микрокредиту), по операциям репо.
В соответствии со статьей 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:
1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 настоящего Кодекса;
2) по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе:
6) предоставление кредита (займа, микрокредита).
Статьей 232 Налогового кодекса определено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:
1) освобожденный от налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом;
2) местом реализации которого не является Республика Казахстан.
Если иное не установлено настоящей статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Кодекса.
Место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Кодекса.
Согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) — 4) пункта 2 настоящей статьи. Так как услуги по предоставлению займа осуществляются резидентом РК (ТОО), и данные услуги не предусмотрены подпунктами 1) — 4) пункта 2 настоящей статьи, то у резидента РК (ТОО) возникают обязательства по уплате НДС по ставке 12 процентов.
Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, являются:
договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный между налогоплательщиком Республики Казахстан и налогоплательщиком государств — членов Таможенного союза;
документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
иные документы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 14 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, юридическое лицо резидент РК (ТОО) имеет право предоставить процентный заем юридическому лицу- нерезиденту (Россия). Договор должен быть заключен в письменном виде. При этом, как правило, в договоре займа указывается целевое назначение. Ставка вознаграждения определяется договором. При этом у ТОО возникают обязательства по отражению в учете доходов в виде вознаграждения в декларации по КПН и обязательства по исчислению и уплате в бюджет НДС по ставке 12 процентов.
Предоставление займа учредителем -нерезидентом ТОО -резиденту РК
Гражданско-правовые отношения, возникающие при заключении договора займа, регламентируются главой 26 Гражданского кодекса.
Законодательством Республики Казахстан не установлено ограничений по привлечению займа с выплатой вознаграждения у компании нерезидента.
Согласно подпункту 1 статьи 192 Налогового кодекса РК, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 настоящего Кодекса, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных в подпункте 6 статьи 194 Налогового кодекса РК в размере 15 процентов (доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти) к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Налогового кодекса РК.
Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту — по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 настоящего Кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, — по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.
Порядок и сроки перечисления корпоративного подоходного налога у источника выплаты определены в пункте 1, 2 статьи 195 Налогового кодекса РК;
1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, — не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты;
2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты — не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 Налогового кодекса РК, в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты.
3) в случае выплаты предоплаты — не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления.
статьи 196 Налогового кодекса РК, налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу (ФНО 101.04), удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, в следующие сроки:
1) за первый, второй и третий кварталы — не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту;
2) за четвертый квартал — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса РК, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.
Исходя из вышеиложенного следует, что у вашей компании при выплате вознаграждения нерезиденту возникает обязательство по исчислению и оплате КПН по ставке 15% и предоставлению в налоговый орган расчета по корпоративному подоходному налогу (ФНО 101.04). При этом у Российской компании на территории Республики Казахстан по данной сделке никаких обязательств не возникает.
НДС за нерезидента. Согласно пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 232 Налогового кодекса определено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:
1) освобожденный от налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом;
2) местом реализации которого не является Республика Казахстан.
Если иное не установлено настоящей статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Кодекса.
Место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Кодекса.
Согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) — 4) пункта 2 настоящей статьи. Так как услуги по предоставлению займа осуществляются юридическим лицом нерезидентом (Россия) и данные услуги не предусмотрены подпунктами 1) — 4) пункта 2 настоящей статьи, то местом реализации услуг будет являться территория России, следовательно, налоговых обязательств по уплате НДС у резидента РК (ТОО) не возникает.
При этом, в договоре займа надо указывать целевое назначение, так как в данном случае органы налоговой службы будут контролировать расходы налогоплательщика согласно положениям Налогового кодекса.
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Источник