Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 апреля 2019 г.
Содержание журнала № 8 за 2019 г.
ДЕНЬГИ В ДОЛГ
Как на расчет суммы процентов в налоговом учете влияют договорные условия и применяемая система налогообложения? Есть ли нюансы расчета «прибыльных» процентов, если заем относится к контролируемой сделке или контролируемой задолженности? Каковы последствия предоставления беспроцентного займа? Ответы на эти вопросы будут интересны как заемщикам, так и заимодавцам.
«Прибыльный» учет процентов
Налогообложение по договору займа у заемщика и заимодавца будет зеркальным. Сама сумма займа не является доходом или расходом как при выдаче либо получении, так и при возврате заемных денег. В целях расчета налога на прибыль учитывать нужно только проценты, причитающиеся заимодавцуподп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270, п. 1 ст. 269 НК РФ. Проценты, рассчитанные исходя из фактической процентной ставки, определенной в договоре, включаютсяп. 1 ст. 269, п. 6 ст. 250, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ:
•заимодавцем — во внереализационные доходы;
•заемщиком — во внереализационные расходы (даже если на заемные деньги приобретены или созданы основные средства).
При этом неважно, как в договоре займа будет прописано условие о сроках выплаты процентов, признавать их в налоговом учете нужноп. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272, п. 4 ст. 328 НК РФ; Письмо Минфина от 26.03.2018 № 03-03-06/1/18847:
•на последнее число каждого месяца в течение срока действия договора;
•на дату погашения займа.
Если в договоре не предусмотрено иное, проценты начисляются со дня, следующего за днем получения займа, до дня его возврата включительност. 191, п. 3 ст. 809 ГК РФ.
Сумма процентов рассчитывается такп. 4 ст. 328 НК РФ:
Пример. Расчет суммы процентов, признаваемых в доходах/расходах
Условие. Договор займа заключен 04.03.2019 (деньги перечислены заемщику в этот же день). Сумма займа — 2 500 000 руб. Проценты по займу начисляются по фиксированной ставке 13,5% годовых со дня, следующего за днем предоставления займа, по день возврата займа включительно. Проценты вместе с суммой займа нужно выплатить заимодавцу 04.09.2019.
Решение. Несмотря на то что вся сумма начисленных процентов выплачивается единовременно на дату прекращения договора, в налоговых целях их нужно учитывать ежемесячно:
•31.03.2019 проценты, которые заимодавец включит в доходы, а заемщик — в расходы, начисляются за 27 дней (с 5 по 31 марта). Их сумма составит 24 965,75 руб. (2 500 000 руб. x 13,5% / 365 дн. x 27 дн.);
•с апреля по август 2019 г. на последнее число каждого месяца проценты начисляются за весь месяц:
—30.04.2019 (а также 30.06.2019) сумма процентов — 27 739,73 руб. (2 500 000 руб. x 13,5% / 365 дн. x 30 дн.);
—31.05.2019 (а также 31.07.2019 и 31.08.2019) сумма процентов — 28 664,38 руб. (2 500 000 руб. x 13,5% / 365 дн. x 31 д.);
•04.09.2019 (на дату возврата займа) проценты начисляются за 4 дня (с 1 по 4 сентября) в сумме 3698,63 руб. (2 500 000 руб. x 13,5% / 365 дн. x 4 дн.).
Далее рассмотрим налоговые последствия заимствования денег по договорам с различными «процентными» нюансами.
Как рассчитать проценты по займу с плавающей процентной ставкой
Проценты за пользование займом по договору составляют 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ в расчете на сумму фактически предоставленных заемных средств (сумма займа — 1 500 000 руб.). Как правильно начислить проценты, если ставка поменяется в середине месяца (как было, например, в декабре 2018 г.)? У нас возникли разногласия с заимодавцем в части расчета процентов. Он утверждает, что проценты за весь этот месяц нужно начислять по ставке, которая действует на конец месяца.
Тем, у кого установлен плавающий процент по займу, зависящий от ключевой ставки, нужно быть готовыми к тому, что эта величина может измениться — 26 апреля пройдет очередное заседание Совета директоров ЦБ
— По новой редакции ст. 809 ГК РФ (действует с 01.06.2018) ставка процентов может быть установлена не только в «традиционном» фиксированном размере, но и в плавающем, то есть она может изменяться в связи с наступлением согласованных сторонами обстоятельств или условий. А значит, заимодавец вправе требовать выплаты процентов в новом размере только с момента наступления этих самых условий, а не за весь месяц.
Поэтому при использовании плавающей ставки проценты нужно считать отдельно за каждый промежуток применения одной ставки, а затем сложить начисленные проценты. К примеру, расчет процентов за декабрь будет таким (ставка ЦБ изменилась 17 декабря — выросла с 7,5% до 7,75%):
•с 1 по 16 декабря — 1 500 000 руб. х (2/3 х 7,5%) / 365 дн. х 16 дн. = 3287,67 руб.;
•с 17 по 31 декабря — 1 500 000 руб. х (2/3 х 7,75%) / 365 дн. х 15 дн. = 3186,99 руб.
Таким образом, за декабрь проценты нужно начислить в сумме 6474,66 руб. (3287,67 руб. + 3186,99 руб.).
Можно ли учесть «процентные» доходы по графику платежей
Наша компания 25.03.2019 выдала заем в сумме 3 000 000 руб. под 12% годовых на 10 месяцев. Проценты заемщик уплачивает 25-го числа каждого месяца по графику платежей (первый платеж в сумме 30 575,34 руб. — 25.04.2019). Можем ли мы учитывать в доходах проценты в тех суммах, которые указаны в графике?
— Если ваша компания применяет ОСН, то так делать нельзя, и вот почему. Проценты к уплате 25.04.2019 начислены за 31 день (с 26.03.2019 по 25.04.2019), из которых 6 дней приходится на март и 25 дней — на апрель. Поэтому часть «процентных» доходов, приходящаяся на март, должна быть учтена при расчете налога на прибыль за I квартал.
Сумма процентов за март, которую нужно учесть в доходах 31.03.2019, будет равна 5917,81 руб. (3 000 000 руб. х 12% / 365 дн. х 6 дн.).
А в доходы апреля надо включить проценты, рассчитанные за все 30 дней этого месяца, в сумме 29 589,04 руб. (3 000 000 руб. х 12% / 365 дн. х 30 дн.).
Таким образом, даже при наличии графика платежей, где рассчитаны проценты к уплате на конкретную дату, для «прибыльных» целей проценты придется распределять между месяцами.
А вот в доходы при УСН попадают фактически полученные суммы.
Как начислять проценты заимодавцу на УСН
Учредитель-физлицо хочет взять у фирмы (на УСН) процентный заем. Можно ли в договоре прописать, что проценты уплачиваются единовременно в момент возвращения займа, а не каждый месяц? Возникает ли у физлица материальная выгода, облагаемая НДФЛ?
— Стороны могут установить в договоре займа наиболее удобный порядок уплаты процентов, в том числе и в конце срока займа. Если же в договоре это не оговорено, то заемщик обязан уплачивать проценты ежемесячно до дня возврата суммы займа включительноп. 3 ст. 809 ГК РФ.
Единовременная уплата всей суммы процентов, конечно же, удобна при УСН, ведь процентные доходы надо признавать в налоговом учете на дату их фактического поступления на расчетный счет или в кассу организациип. 1 ст. 346.15, п. 6 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Однако в бухучете вам все равно придется ежемесячно (а также на дату прекращения обязательства) начислять проценты по займу и включать их в доходп. 34 ПБУ 19/02; пп. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99.
Что касается материальной выгоды от экономии на процентах (полученной учредителем-заемщиком), то вам придется ее считать и уплачивать с нее НДФЛ, только если процентная ставка по договору меньше 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Ставка ЦБ берется и матвыгода рассчитывается на последнее число каждого месяца пользования займомподп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 212, подп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ.
Надо ли пересчитывать проценты при изменении ставки с начала действия договора
Наша фирма получила заем на 3 года под 16% годовых с уплатой всех процентов в день возврата займа. Исходя из этой ставки, мы ежемесячно рассчитывали проценты для «прибыльных» целей. Через полтора года было заключено дополнительное соглашение, в котором определено, что если мы возвращаем долг досрочно, то заимодавец снижает процентную ставку до 13% годовых за все время пользования займом. Заем с процентами мы вернули досрочно, уплатив проценты по пониженной ставке. Получается, что теперь нам нужно пересчитать налоговые процентные расходы и сдать уточненки?
— Проценты вам нужно пересчитать за все время пользования займом, ведь по условиям дополнительного соглашения пониженная ставка действует в течение всего заемного периода, и это не противоречит ГК РФп. 2 ст. 425 ГК РФ. Оформите этот пересчет бухгалтерской справкой. При этом за последний месяц пользования займом проценты, рассчитанные на дату возврата заемных денег, в налоговом учете можно отразить по измененной ставке (ведь она на тот момент уже была вам известна).
Однако подавать уточненки за прошлые периоды, в которых вы учли проценты в прежнем повышенном размере, не надо. Уточнять отчетность нужно, только если при расчете налоговой базы были допущены ошибкип. 1 ст. 54 НК РФ. Вы же никаких ошибок не совершали, поскольку «прибыльные» проценты были определены в соответствии с действующим договором займа. Просто в определенный момент условия этого договора изменились.
Поэтому на дату возврата займа образовавшуюся «процентную» разницу нужно отразить во внереализационных доходах как корректировку ранее учтенных расходов, возникшую из-за появления новых обстоятельствп. 10 ст. 250 НК РФ. Сумма такого дохода определяется как разница между реально уплаченными вами процентами и их общей суммой, учтенной в расходах по такому договору займа.
Как считать «прибыльные» проценты по «взаимозависимому» займу
Наша компания получила заем от взаимозависимой российской организации под 9% годовых (изменение ставки договором не предусмотрено). Сумма займа — 25 000 000 руб., из которых 22 000 000 руб. было перечислено заимодавцем 10.12.2018 и 3 000 000 руб. — 11.03.2019. Можно ли нам учитывать всю сумму процентов в «прибыльных» расходах, если сделка признается контролируемой? Как рассчитать сумму процентов за март 2019 г.?
— По общему правилу в расходах можно учесть всю сумму процентов, которая рассчитана за время пользования займом исходя из фактической ставки, установленной в договореп. 1 ст. 269, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. Однако для «контролируемых» займов сделано исключение. Если договор займа с взаимозависимым лицом признается контролируемой сделкой, то в «прибыльные» расходы можно включить проценты, исчисленные по фактической ставке, только если эта ставка меньше максимального значения интервала предельных значенийпп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ; Письмо Минфина от 19.09.2018 № 03-03-06/1/67126.
Организация, дававшая деньги в долг, будет точно знать, как отражать операции по договору, если решит сама взять заем. Ведь налоговый учет у заимодавца и заемщика зеркальный
По займу, выданному в рублях, максимальное значение интервала предельных границ составляет 125% ключевой ставки ЦБ, действующей на дату получения займа (поскольку договор содержит условие о начислении процентов по фиксированной ставке)подп. 1 п. 1.2, подп. 1 п. 1.3 ст. 269 НК РФ.
При этом, по мнению Минфина, в случае выдачи займа частями (траншами) каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются деньги, надо рассматривать как новое возникшее долговое обязательство. К каждому такому новому траншу необходимо применять ту ключевую ставку ЦБ, которая действовала на дату получения денег по конкретному траншуПисьмо Минфина от 04.10.2018 № 03-03-06/2/71378.
Ключевая ставка Центробанка на 10.12.2018 (дата привлечения 22 000 000 руб.) — 7,50%, тогда максимальное значение интервала предельных границ — 9,375% (7,50% х 1,25). Фактическая ставка 9% меньше предельной. А значит, процентные расходы можно будет учесть в полной сумме исходя из ставки 9%.
На дату получения второго транша (11.03.2019) ключевая ставка ЦБ — 7,75% и фактическая ставка по договору все так же меньше максимальной 9,6875% (7,75% х 1,25), поэтому для «прибыльных» целей проценты учитываются в полной сумме.
Поскольку в марте 2019 г. получена вторая часть денег по договору займа, поступивший транш нужно учитывать как самостоятельный заем и, исходя из этого, считать проценты отдельно по каждому траншу. Сумма процентов за март:
•по первому траншу за 31 день пользования займом (с 1 марта по 31 марта): 22 000 000 руб. х 9% / 365 дн. х 31 д. = 168 164,38 руб.;
•по второму траншу за 20 дней пользования займом (с 12 марта по 31 марта): 3 000 000 руб. х 9% / 365 х 20 дн. = 14 794,52 руб.
Справка
При расчете интервалов предельных значений процентных ставок по контролируемому займу, по которому договором установлена фиксированная и неизменная ставка процентов, организация должна применять ключевую ставку ЦБ (ставку ЛИБОР, ставку EURIBOR, ставку SHIBOR), действующую на дату получения заемных денег.
Если впоследствии стороны договорятся об изменении значения применяемой фиксированной процентной ставки, то начиная с месяца, в котором заключено такое соглашение, надо применять ключевую ставку, которая действует на дату признания доходов или расходов в виде процентовп. 1.3 ст. 269 НК РФ; Письмо Минфина от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22445.
Как учитывать проценты по контролируемой задолженности
Организация получила заем от иностранной компании-участника (ее доля 60%). Есть ли в таком случае особенности расчета «прибыльных» процентов?
— Поскольку непогашенная задолженность по займу перед взаимозависимой иностранной организацией относится к контролируемой, то начисление заемщиком процентов для целей налогообложения прибыли имеет нюансыподп. 1 п. 2 ст. 269, подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Для начала вам нужно на последнее число отчетного (налогового) периода определить размер собственного капитала (разницу между активами и обязательствами по данным бухучета)пп. 3, 4 ст. 269 НК РФ; Письмо Минфина от 27.12.2017 № 03-03-06/1/87340 (п. 1). Если полученная величина окажется отрицательной или равной нулю, то проценты по займу вообще не учитываются в составе «прибыльных» расходов, а приравниваются к дивидендамПисьмо Минфина от 10.08.2016 № 03-03-06/1/46720. При их выплате надо удержать налог на прибыль и уплатить его в качестве налогового агентап. 3 ст. 284, п. 2 ст. 310 НК РФ.
Если собственный капитал — положительный, то его величину надо сравнить с размером контролируемой задолженности. Если задолженность не превышает более чем в 3 раза (для лизинговых компаний — более чем в 12,5 раза) собственный капитал, то проценты учитываются в расходах в полном размере. А если превышает — то в ограниченном. Их предельный размер надо определить такпп. 3, 4 ст. 269 НК РФ:
При этом коэффициент капитализации считается так:
Проценты по контролируемой задолженности в части, не превышающей предельный размер, учтите во внереализационных расходахподп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. Сверхнормативные проценты приравниваются к дивидендам, уплаченным иностранной компании, с них надо удержать налог на прибыль и уплатить его в бюджетп. 6 ст. 269, п. 3 ст. 284, п. 2 ст. 310 НК РФ.
Есть ли «прибыльные» риски при выдаче и получении беспроцентного займа
Компания собирается выдать беспроцентный заем другой фирме. Какие последствия и риски по налогу на прибыль в связи с этим могут быть у заемщика и заимодавца?
— Заемщик при безвозмездном пользовании заемными деньгами экономит на процентах. Однако в гл. 25 НК РФ не установлен порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа. Поэтому «прибыльного» дохода в виде материальной выгоды от беспроцентного займа у него не возникаетПисьма Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2773, от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846.
У заимодавца при выдаче беспроцентного займа «прибыльные» последствия могут возникнуть в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Заем выдан взаимозависимому иностранному заемщику, и сделка с ним признается контролируемой (если превышен суммовой критерий 60 млн руб. за годп. 3 ст. 105.14 НК РФ). Заимодавцу в таком случае придется неполученные проценты учитывать в доходах исходя из рыночной процентной ставки. Определить ее заимодавец должен сам (можно на основании собранной статистики по применяемым ставкам по аналогичным процентным займам), главное, чтобы она превышала ставку минимального значения интервала предельных значений. К примеру, для рублевых займов минимальное значение ставки — 75% ключевой ставки ЦБ РФпп. 1, 1.1—1.3 ст. 269, п. 1 ст. 105.3 НК РФ; Письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778. А вот если беспроцентный заем был выдан взаимозависимой российской компании, то такая сделка в любом случае не признается контролируемойподп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ; Письмо Минфина от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61109. А значит, процентный доход по этому займу отсутствуетПисьмо ФНС от 15.02.2018 № СД-4-3/3027@.
Ситуация 2. Заем выдан из денег, которые заимодавец сам взял под проценты. У заимодавца возникнут риски по признанию процентных расходов по полученному займу или кредиту. Ведь эти расходы не будут экономически обоснованны и направлены на получение доходап. 1 ст. 252 НК РФ; Постановления АС УО от 12.02.2019 № Ф09-9192/18; АС СКО от 23.01.2019 № Ф08-11118/2018; АС ЗСО от 01.06.2017 №Ф04-1449/2017. Если же такой заем окажется контролируемым, то, помимо проблем с затратами, придется начислять доходы, о которых мы говорили в ситуации 1.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Кредиты / займы»:
2017 г.
2016 г.
2015 г.
Источник
Международные соглашения устанавливают специальные нормы в отношении налогообложения процентных доходов. Рассмотрим данные положения, сопровождая их примерами.
1. Соглашения устанавливают, в каком государстве подлежат обложению процентные доходы, — в государстве получателя или источника дохода.
Как правило, соглашения устанавливают порядок, в соответствии с которым проценты подлежат обложению в стране резидента – получателя доходов, если он фактически имеет право на получение данных процентов. Соответствующая норма Соглашения формулируется следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов».
Ряд соглашений предусматривает иной порядок налогообложения процентов. Устанавливается принцип, согласно которому проценты могут облагаться как в стране резидента – получателя доходов, так и в стране, в которой они возникают и в соответствии с законодательством данной страны. Одновременно устанавливается льготный режим налогообложения процентных доходов в стране – источнике дохода и исключения из указанных правил.
Норма может звучать следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов».
В соответствии с общепринятой в международных налоговых отношениях практикой, содержащиеся в различных статьях Соглашения положения о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает, означают, что упомянутое государство имеет право обложить этот доход по ставкам, установленным в Соглашении или в налоговом законодательстве договаривающегося государства.
Соответственно проценты, возникающие в России и выплачиваемые иностранному резиденту, подлежат обязательному налогообложению в России по ставке 10%. Именно таким образом толкуются положения международных Соглашений о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает. Указанные разъяснения содержатся в Письме Минфина Российской Федерации от 23 июля 2002 года №04-06-05/1/17.
Пример.
Организация планирует взять крупный заем у иностранной компании – резидента ИрлаНДСкой Республики.
Статьей 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29 апреля 1994 года предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве (в Ирландии), подлежат налогообложению только в этом другом Государстве (в Ирландии), если это лицо фактически имеет право на эти проценты.
Пример.
Российская организация выплачивает процентный доход за пользование предоставленным займом компании – резиденту Франции.
Согласно статье 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве (Франции), если такой резидент является их фактическим получателем и не осуществляет в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, промышленную или торговую деятельность через находящееся там постоянное представительство.
Пример.
Российская организация берет заем у югославской организации под проценты. Возврат процентов является доходом нерезидента, который не осуществляет на территории Российской Федерации деятельности через постоянное представительство.
Термин «проценты» для целей использования указанной статьи Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12 октября 1995 года означает доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
В соответствии со статьей 11 «Проценты» указанной Конвенции, проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию установят способ применения этого ограничения.
При этом, право налогообложения процентных доходов в Российской Федерации ограничивается путем понижения ставки, установленной законодательством Российской Федерации, до ставки 10%, предусмотренной указанной Конвенцией.
Согласно Письму МНС России от 23 июня 2000 года №06-1-12/21-461 в связи с тем, что специального порядка применения такого ограничения при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых в Союзную Республику Югославию, не установлено, применяется общий порядок обложения доходов по пониженным ставкам, предусмотренным в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Пример.
Лизинговая компания в целях хозяйственной деятельности заключила кредитный договор с зарубежным банком (Казахстан). Договор предусматривает уплату лизинговой компанией процентов по привлеченному кредиту.
В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 года проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства (резиденту Республики Казахстан), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (в Республике Казахстан).
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают (в Российской Федерации), и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% общей суммы процентов.
2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными
Большинство соглашений определяют значение термина «проценты» как доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения, и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штраф, взимаемый за несвоевременные платежи, не рассматривается в качестве процентов.
Определяя «проценты» как доход от долговых требований любого вида, соглашение не раскрывает содержание понятия «долговое требование». При этом Соглашениями, как правило, устанавливается, что термины, не определенные в Соглашении, имеют то значение, которое придается внутренним законодательством.
Следовательно, под долговыми обязательствами для целей применения положений главы 25 Кодекса и в соответствии со статьей 269 НК РФ понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Указанная позиция подтверждена Письмом УМНС по городу Москве от 5 февраля 2003 года №26-12/7415.
Пример.
Российской организацией заключены договоры купли-продажи, предусматривающий отсрочку платежа и выплаты процентов за предоставление такой отсрочки, — с иностранными юридическими лицами резидентами Бельгии.
В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве.
Однако, такие проценты также облагаются в том Договаривающемся Государстве, где они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей суммы процентов.
Термин «проценты» для целей применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года означает доход от долговых требований любого вида.
Так как термин «долговое требование» не определен положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии, то, согласно положениям указанных Конвенций, этот термин следует определять по законодательству Российской Федерации.
Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно статье 823 ГК РФ относятся к коммерческому кредиту.
Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно пункту 2 статьи 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа. В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года №13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.
Коммерческий кредит для целей применения главы 25 НК РФ и в соответствии со статьей 269 НК РФ относится к долговым обязательствам.
Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии от источников в Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.
Однако, в связи с тем, что положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по ставкам, установленным указанными международными договорами.
3. Если процентные доходы относятся к деятельности иностранной организации, полученной через постоянное представительство, то они подлежат обложению в государстве-источнике дохода.
Если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству, то применяются соответствующие положения Соглашений, устанавливающие порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, полученной от деятельности постоянного представительства.
Пример.
НидерлаНДСкая компания разместила депозит в российском банке. В соответствии с условиями депозитного соглашения, заключенного между иностранной компанией (вкладчик) и банком, по истечении срока депозита, банк возвращает иностранной компании депозит и выплачивает проценты по депозитному вкладу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов.
Положения пункта 1 не применяются, если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству. В таком случае применяются положения статьи 7.
Следовательно, помимо возврата суммы размещенного депозита вкладчик получает установленный доход по депозиту, который в соответствии со статьей 11 вышеназванного Соглашения следует рассматривать как проценты, подлежащие налогообложению в Нидерландах, если деятельность иностранного юридического лица в Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства.
4. Соглашения устанавливают принципы определения государства, которые признаются источником процентного дохода.
Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является само это Государство, его местные органы власти или резидент этого Государства. Если, однако, лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является ли оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет такое постоянное представительство или постоянная база, то в этом случае считается, что такие проценты возникают в том Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.
5. Действие норм Соглашения распространяется только на суммы процентов, выплачиваемых согласно условиям долгового соглашения, а суммы превышения подлежат обложению в соответствии с законодательском Российской Федерации.
Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов, или между ними обоими и каким-либо другим лицом, сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем процентов, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае, избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законами каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения.
Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».
Источник