Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.
Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.
Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.
Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.
Налоговые резиденты
Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.
Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.
Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.
Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.
Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.
Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.
Налоговое планирование: применение СИДН
Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.
В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).
Российские налоговые органы за последние десять лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V.1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.
С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.
Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения
25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.
Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН.
В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.
Источник
Корпоративный налог платят как налоговые резиденты Кипра, так и налоговые нерезиденты. Чтобы понять, к какому типу плательщика относится компания, необходимо ответить на вопросы: место проведения собраний участников компании находится на Кипре? офис компании находится на Кипре? место, где находится большинство участников Компании – Кипр? банковские операции компании осуществляются на Кипре?
При положительных ответах на все эти вопросы можно смело отнести компанию к налоговому резиденту Кипра. Это означает, что управление и контроль компанией осуществляется на Кипре, что позволяет отнести ее к налоговому резиденту этой Республики.
В отношении налогоплательщиков физических лиц действует следующее правило. Если период пребывания лица на Кипре превышает 183 дня в году, то за ним признается статус налогового резидента, уплачивающего подоходный налог.
Для компаний налоговых резидентов и налоговых нерезидентов установлена единая ставка налога на прибыль – 12,5 %.
Налоговая ставка на доход физических лиц является прогрессивной – варьируется в зависимости от величины дохода.
Например, при ежегодном доходе менее 19 500 евро налоговая ставка равна 0.
Максимальная налоговая ставка равна 35 %, если ежегодный налогооблагаемый доход составляет более 60 000 евро.
Если говорить об уплате корпоративного налога, то разница для налоговых резидентов и налоговых нерезидентов Кипра заключается в следующем. Первые уплачивают налог с прибыли, полученной как от бизнеса на территории Кипра, так и за его пределами. Вторые уплачивают налог с прибыли, полученной только от источников на территории Кипра.
При этом, к налогооблагаемым доходам относим, в том числе: прибыль от бизнеса, проценты/ дивиденды/ роялти (для налоговых резидентов), суммы по сделкам от продажи деловой репутации (гудвил), доход от сдачи имущества в аренду.
При исчислении налога на прибыль не забываем производить вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу. К таким вычетам относим, в том числе, следующие: расходы на ремонт, безнадежные долги, расходы на оформление интеллектуальной собственности, расходы на пожертвования.
В налогооблагаемую базу для исчисления подоходного налога физического лица, включая, но, не ограничиваясь, входит доход от трудовой деятельности, материальной выгоды, доход от сдачи имущества в аренду. При этом к вычету стоит принять, в том числе, проценты по кредиту для приобретения здания, сдаваемого в аренду (налоговый вычет равен 20 %), пожертвования на благотворительность, социальные взносы.
Помним, что расходы, не связанные с извлечением дохода, не принимаются во внимание при исчислении как налога на прибыль, так и подоходного налога. К таким расходам в частности относятся расходы по арендной плате на помещение/оборудование, использование которого не связано с предпринимательской, трудовой деятельностью, расходы на содержание авто, используемого исключительно для личных нужд, личные расходы (питание, транспортные и др.), расходы на капремонт.
Что-то в Турове есть общее с Дарьей Донцовой, Ладой Русью и …
Слабая стаття.Так и нет ясности когда же нужно пробить чек п…
Начинал службу в ФНС в сентябре 2006г. Срок службы- 7 лет.Св…
Ничего подобного в порядке заполнения РСВ не написано. Так ч…
Спасибо за ответ.Я не сказал, что у меня площадь больше 50 к…
@Над.К, спасибо Вам большое за внимательность!Во втором случ…
452301 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стац…
Скачайте программу НалогоплательщикЮЛ. https://www.nalog.ru/…
А подскажите пожалуйста несмышленому, из Краснодарского края…
Строка была недолгое время. Но она никогда не была обязатель…
Работодатель итак несет ответственность за сдаваемую отчетно…
Популярность Аттестата профбухгалтера кроется в афере Алекса…
Недавно ходил в городской суд со знакомым, он перестал быт…
Наличие аттестата это не только способ давления на бухгалтер…
Вам надо уплатить взносы обязательно в период действия патен…
Из баланса удалили подпись главбуха, не заметили?. И не было…
@NNR, а что вас так напрягает в расценках 1С? В Москве 6900,…
сделать текст по итогам 2020 года так, чтобы от сладости не …
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ
Работодателям вообще пофиг. Большенство как не оформляло, та…
Ну я пока взял патент на три месяца. Я так понимаю это и ест…
Увы, входит. С ходу скажу Вам, что в процедурах банкротства …
Если акт вып раб будет подписан в 2021, то платёж будет аван…
Очередная кормушка… Обязательное наличие аттестата — это л…
Кстати… На тему силовиков очень интересная история на днях…
Да, помниться был посыл от Минфина на получение аттестатов п…
Да есть такое, у нас один спец собрался уходить — предложили…
Насчет пенсии — это еще поглядеть надо, насколько это доля л…
Ну да, чтобы полгода отчет несли?))) У нас прописан месяц, в…
Следовательно, если исполнители выступают в качестве самозан…
Львиная доля расходов бюджета это пенсии и силовики. Региона…
В первоисточнике стали выяснять зарплату. Оказалось, что зар…
Для начала, необходимо вспомнить, как называется государство…
Вы, как работник, из своего кармана платите страховые взносы…
Источник
в соответствии со статьей 11 Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Республикой Кипр сумма процентов (в части, не признаваемой дивидендами) не подлежит налогообложению у источника выплаты. Чтобы воспользоваться данной льготой, иностранная компания должна подтвердить, что ее постоянным местонахождением является Республика Кипр (п. 1 ст. 312 НК РФ). Обязательная форма такого документа законодательно не установлена. Поэтому может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. В справке должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя являлась Республика Кипр.
Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям, в рассматриваемой ситуации не предоставляется. Это объясняется тем, что данный расчет предоставляется только по итогам отчётных периодов, в которых организация выступала налоговым агентам по доходам иностранных контрагентов. (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация выплачивает проценты по займу иностранной компании, которой принадлежит более 20 процентов уставного капитала российской организации и которая не имеет в России постоянных представительств. Сумма фактически начисленных процентов превышает предельную величину процентов, которые учитываются при расчете налога на прибыль
Да, нужно.
Иностранные компании, у которых нет в России постоянных представительств, но которые получают доходы от российских источников, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ). Сумму налога с этих доходов должны рассчитать и удержать налоговые агенты – источники выплаты (п. 1 ст. 309 НК РФ). В рассматриваемой ситуации налоговым агентом признается российская организация, которая выплачивает иностранной компании проценты по займу (кредиту) (подп. 3 п. 1 ст. 309, п. 2 ст. 310 НК РФ).
Российские организации, у которых есть непогашенная контролируемая задолженность перед иностранными компаниями, при расчете налога на прибыль учитывают начисленные проценты в особом порядке. Если фактически начисленная сумма процентов превышает предельную величину процентов, рассчитанную в соответствии с пунктом 2статьи 269 Налогового кодекса РФ, разница приравнивается к дивидендам, выплачиваемым иностранной компании (п. 4 ст. 269 НК РФ). С этой разницы налог на прибыль нужно удержать по ставке 15 процентов (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). С суммы процентов, которая не превышает предельную величину, налог на прибыль нужно удержать по ставке 20 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).
При удержании налога из доходов иностранной компании следует учитывать наличие между Россией и государством, в котором зарегистрирована эта компания, соглашения об избежании двойного налогообложения. Если такое соглашение есть, удерживать налог нужно с учетом льгот и ограничений, предусмотренных этим документом (ст. 7 НК РФ). Но чтобы воспользоваться льготами, иностранная компания должна подтвердить российской организации, что ее постоянным местонахождением является государство, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ).* Если такое подтверждение будет представлено до даты выплаты дохода, то налог у источника выплаты не удерживается или удерживается по пониженным ставкам (в зависимости от условий, прописанных в соглашении).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-08-13, от 26 мая 2010 г. № 03-08-05, от 14 мая 2010 г. № 03-08-05. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 8654/11, ФАС Московского округа от 27 февраля 2012 г. № А40-1164/11-99/7).
Пример удержания налога на прибыль с процентов, которые российская организация выплачивает иностранной компании по полученному займу. Иностранная компания – получатель дохода зарегистрирована на Кипре. Доля иностранной компании в уставном капитале российской организации составляет 51 процент
11 апреля 2014 года ЗАО «Альфа» получило денежный заем от кипрской компании, у которой нет в России постоянных представительств. Ее доля в уставном капитале «Альфы» составляет 51 процент. Заем получен в сумме 50 000 евро под 6 процентов годовых со сроком возврата 28 апреля. По условиям договора «Альфа» платит проценты одновременно с возвратом займа (28 апреля). Организация рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления исходя из фактически полученной прибыли.
Поскольку задолженность «Альфы» является контролируемой, бухгалтер определил предельную величину процентов, которые включаются в состав расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ.
Фактически начисленная сумма процентов за апрель составила 123 евро. Предельная величина процентов, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль в апреле – 51 евро. Положительная разница между этими величинами (72 евро) признается дивидендами, которые выплачиваются иностранной компании. При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» не включил эту сумму в расходы.
Между Россией и Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Чтобы воспользоваться его нормами, при заключении договора займа иностранная компания представила «Альфе» документы, подтверждающие, что страной ее постоянного местонахождения является Кипр. На основании этих документов и в соответствии со статьей 10 соглашения с суммы, которая признается дивидендами (72 евро), «Альфа» удерживает налог по ставке 10 процентов.
В соответствии со статьей 11 соглашения сумма процентов (в части, не признаваемой дивидендами) не подлежит налогообложению у источника выплаты. Следовательно, с суммы 51 евро (123 EUR – 72 EUR) «Альфа» не обязана удерживать налог на прибыль.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ОТ 05.12.1998 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
2. Термин «проценты» при использовании в настоящей статье означает доход от долговых требований любого вида* независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Однако термин «проценты» не включает для целей настоящей статьи штрафы за просрочку платежа или проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10.
3. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или к постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или 15 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
4. Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является Правительство этого Договаривающегося Государства, его политическое подразделение, местный орган власти или резидент этого Договаривающегося Государства. Однако если лицо. выплачивающее проценты, независимо оттого, является оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет такое постоянное представительство или постоянная база, тогда считается, что такие проценты возникают в том Договаривающемся Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.
5. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения.
3.Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль
Льготы
Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 310 НК РФ).
Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль
Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.
Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. В справке должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией.* Если период, за который подтверждается местонахождение иностранной организации, в справке не указан, им признается календарный год оформления этого документа. То есть срок действия этого документа ограничивается одним годом. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 июля 2009 г. № 03-08-05, от 1 апреля 2009 г. № 03-08-05,от 9 октября 2008 г. № 03-08-05/1, от 21 августа 2008 г. № 03-08-05/1, от 16 мая 2008 г. № 03-08-05, от 12 марта 2008 г. № 03-08-05. При этом в письме от 21 июля 2009 г. № 03-08-05 Минфин России указал, что право на льготное налогообложение доходов, выплаченных в начале текущего года, можно подтвердить справкой, датированной декабрем прошлого года (если такая справка была у налогового агента на дату выплаты дохода).
Главбух советует: некоторые суды признают, что срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, не ограничивается одним календарным годом. То есть на основании справки, выданной, например, в 2013 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации не только в 2013 году, но и в последующих налоговых периодах.
Такой вывод суды аргументируют тем, что статья 312 Налогового кодекса РФ не ограничивает срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, и не содержит требований о ежегодном представлении таких документов (см., например, определение ВАС РФ от 22 января 2007 г. № 16408/06, постановления ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06, от 14 сентября 2006 г. № А55-2387/2006-31, Северо-Западного округа от 25 июня 2008 г. № А56-37381/2007, от 12 марта 2008 г. № А56-2997/2007, Московского округа от 28 марта 2006 г. № КА-А40/1997-06).
Справка может быть представлена как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.
Кроме того, многие налоговые инспекции требуют, чтобы на документе, подтверждающем местонахождение иностранной организации, был апостиль – заверительная надпись, подтверждающая достоверность самого документа и подлинность имеющихся в нем подписей и печатей. Несмотря на то что налоговым законодательством такие требования не предусмотрены, в постановлении от 28 июня 2005 г. № 990/05 Президиум ВАС РФ подтвердил их правомерность.
Контролирующие ведомства поясняют, что отсутствие апостиля в документах, подтверждающих местонахождение зарубежных контрагентов, допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором. В последние годы в проекты протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения, как правило, включаются пункты, позволяющие не проставлять апостиль на сертификатах о резидентстве, выданных компетентными органами иностранных государств. Но если в международном договоре подобной нормы нет, документы, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства, подлежат апостилированию. Об этом, в частности, сказано в письмах Минфина России от 11 октября 2013 г. № 03-08-05/42471 иФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-4-13/22146.
Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документ, подтверждающий его право на льготу, то привлекать к ответственности организацию, которая не исполнила обязанности налогового агента, неправомерно. Это следует изпостановления Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль налоговому агенту
Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по налогу на прибыль, отразите в декларации по налогу на прибыль.
Формы отчетности
Форма декларации по налогу на прибыль, а также Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174. При этом доходы, начисленные налоговым агентом в пользу иностранных организаций, дополнительно нужно отразить в налоговом расчете (информации), форма которого утверждена приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286. О составлении этого расчета см. Как составить и сдать налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям.
Периодичность подачи деклараций
Организации – налоговые агенты должны сдавать декларацию по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых они выплачивали дивиденды или проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).
Ситуация: нужно ли сдать декларацию по налогу на прибыль, если у организации в текущем квартале не было операций, по которым она становилась налоговым агентом. Организация применяет упрощенку
Нет, не нужно.
Организации – налоговые агенты должны сдавать декларации только по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых они исполняли обязанности налогового агента (абз. 2 п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ).*
Например, организация на упрощенке выплатила дивиденды в I квартале (больше операций, по которым она признается налоговым агентом, не было). Декларацию по налогу на прибыль нужно подать по итогам I квартала, а также отчитаться за весь год. В составе налоговой декларации нужно подать:
- титульный лист;
- лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»;
- подраздел 1.3 раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика».
- Об этом сказано в пункте 1.7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.
Если дивиденды не выплачивались или выплачивались учредителям – физическим лицам, то обязанностей налогового агента по налогу на прибыль у организации, применяющей упрощенку, не возникает.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 17 мая 2011 г. № АС-4-3/7853.
Куда сдавать декларацию
Весь налог, рассчитанный по специальным налоговым ставкам, зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). Поэтому декларацию по налогу на прибыль в части сведений, подаваемых налоговым агентом, сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации (по местонахождению обособленных подразделений декларацию подавать не нужно) (п. 1 ст. 288 НК РФ).
Сроки сдачи
Сроки подачи деклараций по налогу на прибыль в налоговую инспекцию едины для всех. Налоговые агенты обязаны сдать декларацию:
- за I квартал – не позднее 28 апреля отчетного года;
- за полугодие – не позднее 28 июля отчетного года;
- за девять месяцев – не позднее 28 октября отчетного года;
- за год – не позднее 28 марта следующего года.
Обязанность представлять декларацию ежемесячно (не позднее 28 числа следующего месяца) предусмотрена только для налогоплательщиков, которые перечисляют авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли. На налоговых агентов это правило не распространяется.
Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Источник