Великобритания— одна из старейших в мире стран с рыночной экономикой и парламентско-конституционной политической системой. Формирование ее финансовой системы началось в ХI веке, во времена образования феодального государства в результате объединения многих разрозненных стран.В 1086 г. была впервые проведена перепись населения и составленыземельный и налоговый кадастры, что способствовало получению полных данных о возможных объектах налогообложения. В начале ХIII века создано казначейство, которое ведало наполнением доходами казны.
В настоящее время Великобритания – объединенное королевство, в состав которого входят Англия, Шотландия, Уельс, провинция Северная Ирландия, самоуправляемые територии острова Мэн, Нормандские острова. Уровень перераспределения ВВП через систему государственных финансов составляет около 40%.
В состав финансовой системы Великобритании входят:
· государственный бюджет;
· местные бюджеты
· специальные внебюджетные фонды;
· финансы субъектов хозяйствования (государственных предприятий и корпораций(рис.18.4).
Каждое звено финансовой системы является независимым и функционирует автономно. Главную роль в финансовой системе играет бюджет центрального правительства (государственный бюджет Великобритании).
Рис.18.4. Финансовая система Великобритании.
Бюджетный год в Великобританииначинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.Проект бюджета составляется казначейством (Министерством финансов). С бюджетным посланием выступает Канцлер казначейства. Детальное рассмотрение государственных расходов проводится в специальных комитетах Палаты общин и учреждениях с соответствующими полномочиями.
Особенностью бюджетного процесса Великобританииявляется принятие вместо единого бюджета нескольких законов: так называемого «финансового закона» с изменениями в бюджетных доходах и законов о расходах.
После одобренияПалатой общин бюджетный законопроект передается в Палату лордов и подписывается главой королевской власти. Отчет об исполнении бюджета заслушивается Парламентом.
Государственный бюджет состоит из двух частей:
· обычного бюджетаили Консолидированного фонда . Из него финансируются расходы текущего характера: военные, гражданские, социальные, расходы на экономику, содержание государственного аппарата; и расходы постоянного обслуживания: проценты по обслуживанию долга, расходы на содержание Королевы;
· Национального фонда займов, призначенного для финансирования расходов инвестиционного характера: погашение государственного долга, предоставление кредитов местной власти, капиталовложения в государственные корпорации.
Для Великобритании характерным является осуществление жесткого контроля за бюджетными расходами, их эффективностью и рациональностью.
Главным источником доходов бюджетов являются налоги. Налоговая система Великобритании состоит из общегосударственных и местных налогов.К общегосударственным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог за регистрацию автомобиля, НДС, акцизы, налоги на социальное страхование, на имущество, предпринимательские налоги . Общегосударственные налоги составляют около 90 % всех налоговых поступлений. Основной местный налог – муниципальный, но органы местной власти могут вводить дополнительные сборы на конкретные местные потребности.
Бюджетный дефицит покрываетяс с помощью государственных займов, принципы которых являются достаточно жесткими.
Это такиепринципы:
Ø правило «стабильного инвестирования», требующее стабильного и разумного размера государственного долга ( он не может превышать 30% ВВП);
Ø «золотое правило» государственных финансов, требующее чтобы размер правительственных займов соответствовал расходам правительства на инвестиционные программы.
Большую часть государственного долга составляет внутренний долг, что минимизирует зависимость страны от внешних заимствований. Главными долговыми обязательствами правительства Великобритании являются безрисковые государственные облигации«джилтс». Они являются рыночными ЦБ; основными их собственниками являются пенсионные фонды и страховые компании.
Финансы местных органов власти (графств и округов) включают местные бюджеты и внебюджетные фонды местного самоуправления. Главнымисточником доходов местных бюджетов являются муниципальные налоги, основными из них является налог на жилище, сборы за транспортные средства. Дополнительными источниками доходов являются субсидии центрального правительства, различные сборы и доходы от продажи лицензий. Расходы местных бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Главными направлениями расходов местных бюджетов являются жилищное и дорожное хозяйство,образование, местная власть, судебная система, охрана окружающей природной среды, полиция.
Внебюджетные фонды преимущественно имеют характер социальных.
Среди них главную роль играет Фонд национального страхования, из которого финансируются программы социального характера(см. рис 18.4.). источниками формирования доходов фонда являются взносы работодателей и наемных работников, ассигнования из бюджета. Доходы от инвестиционной деятельности фонда.
Среди научно-исследовательских фондов главное место занимает Фонд национальной корпорации по развитию исследований.Его поступления формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. За счет средств фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, которые занимаются научными разработками и внедрением их результатов в производство.
В сфере управления финансовым рынком Великобритании создано единое учреждение Управление по финансовому регулированию и надзору, которое отвечает за выполнение нормативных требований относительно деятельности участников финансового рынка и обеспечение своевременного реагирования на изменения рыночной среды.
Государственный сектор Великобритании охватывает незначительную часть предприятий, сосредоточенных в приоритетных для страны отраслях.
Вступление Великобритании в Европейское Экономическое Сообщество
(в последующем Европейский Союз) в 1972 г. и вхождение в единый европейский рынок позволили правительству осуществить экономические реформы в сфере поддержки занятости, структурных изменений, охране окружающей природной среды и в других сферах.
Источник
1. Основы финансовой системы.
2. Бюджет и бюджетная система.
3. Налоговая система.
4. Государственные расходы.
-1-
В состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенных графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств), Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Остров Мэн и Нормандские острова – самостоятельные административные единицы.
Великобритания – парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые Парламентом, судебные прецеденты. Глава государства – Королева, она считается верховным носителем исполнительной власти.
Государственный законодательный орган – Парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин.
На современном этапе государственная финансовая система Великобритании состоит из государственного бюджета, специальных фондов, финансов государственных предприятий и корпораций, многочисленных местных бюджетов, которые своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. Все звенья функционируют автономно. Ведущее звено – государственный бюджет. Он сосредоточивает основную сумму государственных доходов и финансирует функции Правительства.
Великобритания является унитарным государством с двухуровневой бюджетной системой. Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании – в Англии, в Уэльсе и в Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. В 1992 году в Уэльсе и в Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.
Управление финансами в Великобритании осуществляют Парламент,который утверждает отчеты об использовании государственного бюджета, законы о налогах, устанавливает предельный размер государственного долга, и Министерство финансов, именуемое Казначейством.
Казначейство занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин иакцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за соблюдением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.
Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.
Важное место в управлении финансами принадлежит также специализированным органам финансового контроля, независимым от Правительства и подотчетным Парламенту. В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1966 году. Генеральный контролер – ревизор – назначается Правительством пожизненно и может быть сменен только по решению обеих палат Парламента.
-2-
Бюджетный год Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Этот срок действует для всех звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета включает четыре стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета (утверждается бюджет Королевой Великобритании);
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета (эта стадия начинается после 31 марта, т.е. после окончания финансового года).
Государственный бюджет состоит из двух частей: обычного бюджета и национального фонда займов. Расходы обычного бюджета состоят из расходов консолидированного фонда для постоянного обслуживания, которые не обсуждаются Парламентом, и расходов, ежегодно утверждаемых английским Парламентом. В утверждаемые входят основные расходы: важные ассигнования, затраты на промышленность, сельское хозяйство и на другие отрасли, на содержание аппарата управления, на социальные расходы, на субсидии местным органам власти и развивающимся странам. По консолидированному фонду для постоянного обслуживания проходят проценты по государственному долгу (эти средства передаются в Национальный фонд займов и выплачиваются из него), расходы по цивильному листу (содержание королевской семьи). Доходы формируются на 97% за счет налоговых поступлений.
В национальном фонде займов отражается деятельность государства как дебитора и кредитора. Средства, аккумулированные в национальном фонде займов, расходуются на выплату процентов и погашение государственного долга, на ссуды национализированным отраслям хозяйства, частным предпринимателям, местным органам власти. Доходная часть национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти, за счёт предоставления Казначейством долгосрочных кредитов, из прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, из средств, передаваемых из консолидированного фонда для постоянного обслуживания, а также из излишков или дефицита по обычному фонду. Дефицит национального фонда займов покрывается выпуском государственных облигаций.
Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. расходы должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами консолидированного фонда зачисляется в доходную часть национального фонда займов. Если же в консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из национального фонда займов, и на эту сумму увеличивается долг. Одним из направлений сотрудничества правительства Великобритании с реальным сектором экономики является реализация программы «Частная финансовая инициатива» (ЧФИ) b рамках концепции партнерства государственного и частного секторов, предполагающей совместную реализацию проектов. На конец 2003 года в рамках программы подписано договоров на реализацию проектов на общую сумму более 12 млрд. фунтов стерлингов.
В современной бюджетной политики Великобритании «Частная финансовая инициатива» рассматривается как прочно укоренившийся способ предоставления широкого списка государственных услуг, который требует значительных вложений в основные активы. Это с одной стороны, обеспечивает значительные возможности для частного сектора; а с другой, контрактные отношения с общественным сектором гарантируют обеспечение эффективными и качественными услугами.
-3-
Современная налоговая система состоит из пяти крупных основных групп налогов:
— прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство);
— косвенные налоги на доходы (наиболее крупным источником дохода служит НДС);
— местные налоги (наиболее крупный из них – налог на недвижимость);
— налог на деловую активность;
— прочие налоги.
Один из прямых основных налогов – подоходный. Впервые в Великобритании он введен в 1799 г. Была принята шедулярная форма построения этого налога, которая предполагала деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.). Каждая шедула облагается особым порядком. Такое обложение имеет целью «настигнуть доход у источника». Действует пять шедул[2] (графиков), причем некоторые имеют еще и внутреннюю градацию (случай):
· график А — доходы от имущества;
· график С -доходы, получаемые от дивидендов по государственным облигациям;
· график Д – основной (очень много разных видов доходов), поэтому разделен на 6 частей:
Д-1 – доходы, получаемые от торговли или деловых операций, например прибыль владельца магазина;
Д-2 – доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например доходы врача, адвоката;
Д-3 – проценты, алименты, подлежащие налогообложению;
Д-4 – доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом;
Д-5 – доходы от имущества, находящегося за рубежом;
Д-6 – все доходы, не включенные ни в одну из этих частей;
· график Е – 3широкие группы доходов:
Е-1 – от пенсий, выплачиваемых компаниями;
Е-2 – от пособий, выплачиваемых компаниями;
Е-3 – от пособий, выплачиваемых Министерством социального страхования и подлежащих налогообложению;
· график F — дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.
-4-
Государственные расходы бывают текущими, направляемыми на обычные государственные потребности, и капитальными.
Военные расходы – важнейшая статья государственных затрат. Они финансируются по государственному бюджету и, включая косвенные военные расходы, составляют до 20%.
Субсидии частным и национализированным корпорациям и расходы на капитальные вложения составляют 15% от совокупного общественного продукта. Субсидии выдаются с целью расширения фонда накопления в отраслях промышленности, определяющих технический прогресс, и в экспортных отраслях. Помимо капитальных субсидий, частный сектор получает безвозмездную помощь на текущие нужды. Крупные субсидии направляются в лесное и сельское хозяйство.
Государственные расходы на научные исследования в Великобритании составляют 60% всех расходов, выделяемых на науку. Свыше 40% правительственных средств расходуется на развитие отраслей, определяющих технический прогресс.
Капитальные вложения в национализированные отрасли ежегодно составляет 6 млрд. ф. ст. Почти половина их приходится на топливные отрасли: электроэнергетическую, газовую, угольную. Вторым по значению объектом является почтовое ведомство (почти 30%), затем следуют металлургическая и транспортная отрасли.
На социальные нужды направляется 20% государственного бюджета, помимо того, они финансируются местными бюджетами и фондами социального страхования. Из средств государственного бюджета выплачиваются пенсии и пособия государственным служащим, семейные пособия, финансируется система национального вспомоществования – «вэлфэр».
Требованием последних лет явилось представление расходов королевы в бюджете страны. Расходы королевы и ее окружения финансируются специальной строкой в бюджете Великобритании. Согласно Акту о цивильном списке от 1972 года, который стал результатом компромисса между государственной казной и Букингемским дворцом, депутаты британского парламента лишились права ограничивать расходы на содержание королевского дворца.
«Цивильный список» впервые был введен в практику в 1760 году королем Георгом III, который отказался от права на все доходы от королевской недвижимости в обмен на выплату ему ежегодной фиксированной суммы.
Источник
Финансовая
система – это совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих частей, звеньев
и элементов непосредственно
участвующих в финансовой деятельности
и способствующих её осуществлению.
Состоит из финансовых институтов
(организации, учреждения осуществляющие
и регулирующие финансовую деятельности,
министерство финансов, казначейство,
центральный банк, налоговая инспекция,
фондовые и валютные биржи) и финансовых
инструментов, создающих необходимые
условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система оперирует разнообразными
денежными средствами, включающие все
виды денежных агрегатов – количество
денег, безналичные формы денег (деньги
на счетах аккредитивов, денежные сертификаты),
ценные бумаги в виде акций, векселей,
опционов.
Финансовая
система Великобритании.
Финансовая
система Великобритании включает в
себя 4 традиционных звена:
- государственный
бюджет, - местные бюджеты,
- специальные
внебюджетные фонды, - финансовые
государственных предприятий.
Государственный
бюджет страны состоит из двух частей:
- консолидированного
фонда, который включает текущие
поступления средств и их расходование; - национального
фонда займов, куда входят доходы и расходы
государства, связанные с движением капитала.
Основная
часть расходов финансируется из
консолидированного фонда (98%), который
формируется преимущественно налоговыми
поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям
относят доходы от продажи государственной
собственности, административные взыскания
и др.
Расходы
консолидированного фонда можно
подразделить по функциональному
назначению.
Это:
- социальная
защита, - здравоохранение,
- оборона,
- экономические
услуги, - общегосударственные
услуги, - охрана правопорядка,
- коммунальные
услуги, - образование
и др.
Приобретённой
сферой расходов государственная бюджета
Великобритании в последнем десятилетии
XX в. являясь социальная защита населения.
В 1999 г. эта статья заняла 36% всех расходов
бюджета. Особенностью Британии также
является увеличение к
концу
десятилетия удельного веса расходов
на образования (с 2 % в 1990 до почти 4% в 1999г.).
Доходная
часть национального фонда займов
формируется за счёт процентов, поступающих
от корпораций и местных органов власти
как оплата за кредит, части прибыли Банка
Англии, средств некоторых специальных
фондов. Расходная часть включает затраты
на обслуживание государственного долга
и некоторые другие.
Бюджетный
год, в Великобритании начинается
1 апреля и заканчивается 31 марта.
Местные
органы власти в трёх частях Великобритании:
Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную
структуру. В Англии двухступенчатая система
местных органов власти, включающие графства
и округа сельской местности и городах.
В 1992г. в Уэльсе и Шотландии была введена
одноступенчатая система местных органов
управления.
После
Второй мировой войны в компетенцию
органов местного самоуправления
входило
финансирование социальных услуг, транспорта,
образование, жилищно-коммунального
хозяйства. Позже их полномочия были
значительно сужены.
Местные
органы власти утратили право на строительство
и приобретение жилья,
приватизацию
местного транспорта и коммунальных
сетей, из-под их контроля
выведены
некоторые типы образовательных
учреждений, расходные обязательства
муниципалитетов существенно сократились.
В настоящее время из местных бюджетов
финансируется всего 36% всех государственных
расходов.
Структура
расходов местных органов власти следующая,
%:
- социальная
защита – 32 - образование
– 28 - охрана правопорядка
– 12 - коммунальные
услуги – 5 - транспорт
и коммуникации – 4 - другие –
19.
Система
межбюджетного выравнивания Великобритании
достаточно сложная и
разная
во всех составных частях страны. В то
же время финансовая помощь основана на
принципах, единых для всей страны. Существует
два основных вида финансовой поддержки:
- блок-гранды
(которые в Англии и Уэльсе называются
грантами
для увеличения доходов);
- гранты на
специальные цели.
Гранты
для увеличения бюджетных доходов выделяются
ежегодно. Перед определением суммы финансовой
помощи центральное правительство исходя
из проекта центрального бюджета и прогноза
макроэкономической ситуации устанавливает
расходные нормативы для местных органов
власти на планируемый год. Затем объект
финансовой
поддержки определяется как разница
между суммой расходов бюджета муниципального
пользования, рассчитанной на основе расходных
нормативов, и суммой доходов местного
бюджета от закреплённых за ним доходных
источников.
Если
центральное правительство видит
приоритетным финансирование какой-либо
конкретной статьи местного бюджета, то
средства выделяются в рамках гранта,
т.е. они могут быть потрачены только на
оговоренные цели.
Третьим
звеном финансовой системы являются
– специальные фонды. Их более 80. Ведущее
место занимает фонд национального страхования.
Он создается за счёт взносов населения,
государственных предприятий и дотаций
правительства. Аккумулированные средства
идут на выплату пенсий, пособий по безработице
и
болезни.
Кроме фонда национального страхования,
в финансовую систему Великобритании
входят:
- пенсионные
фонды государственных предприятий, - уравнительный
валютный фонд, - фонды гарантий
экспортных кредитов.
Эти
фонды создаются за счёт средств
и дотаций предприятий и осуществляют
расходы в соответствии со своим функциональным
назначением.
Государственные
предприятия Великобритании делятся
на 3 вида:
- государственные
корпорации, - смешанные
предприятия - ведомственные.
Государственные
корпорации в большинстве своём
функционируют в национализированных
отраслях промышленности. Деятельность
государственных предприятий Великобритании
отвечает стратегическим интересам государства
и не всегда основывается на рыночных
механизмах, вследствие чего они, как правило,
убыточны.
Схема
финансовой системы
Великобритании:
Государственный бюджет:
Консолидированный
фонд;
Национальный
фонд займов
Специальные фонды:
Фонд
национального страхования; пенсионные
фонды;
Уравнительные валютные фонды;
фонды гарантий
Экспортных кредитов
предприятия:
Государственные корпорации; смешанные
предприятия;
Ведомственные предприятия
Изменения
и развитие финансовой
система Великобритании
В
80-е годы произошли значительные изменения
в структуре и регулировании
финансовых
институтов Великобритании. Они
повлияли на систему банков,
систему страхования, строительные общества,
фондовую биржу, а также на
рынок потребительских товаров.
Некоторые раньше четко
очерченные разграничения сфер деятельности
стали более размытыми, например,
если раньше кредиты на строительство
дома были исключительной прерогативой
строительных обществ, то теперь эти кредиты
стали выдавать как банки, так и страховые
компании. Произошли два связанных с этим
изменения: трансформация филиалов строительных
обществ в фактические банки
со своим собственным запасом
наличности и расширение сфер
деятельности всех трех
типов организаций на рынок недвижимости.
Строительные общества также участвуют
в какой-то мере в услугах по
капиталовложению, страховании
и земельных услугах.
Лондон
продолжил расти как центр
международных финансовых операций.
Увеличились
притоки капитала, а также
обмен валюты и торговля
ценными бумагами, таким образом,
в Лондоне представлено
большое количество иностранных
банков — Увеличившаяся конкуренция и
развитие техники ускорило процесс
обмена и торговли — Фондовая
биржа была реорганизована, и традиционная
система брокеров и джобберов
была отменена. В результате,
образовался ряд компаний, которые
стали промежуточным звеном
между британскими и иностранными банками
и бывшими брокерами и джобберами.
В конце 80-х подоспели и законы,
регулирующие деятельность этих
новых финансовых организаций. Пришлось
даже создать новые контролирующие
органы, которые следили за выполнением
буквы закона в этой сфере деятельности.
Все
коммерческие банки находятся под
присмотром Банка Англии, который
имеет
право выпускать банкноты в
Англии и Уэльсе (банки Шотландии
и Северной Ирландии обладают ограниченными
правами выпускать деньги на
их территориях). Банк Англии лицензирует
банки, которые в основном работают
с населением, инвестиционные, ипотечные
и другие британские или иностранные
банки. Разделительные линии в этом секторе
тоже стали менее различимы, притом,
что банки, работающие с физическими
лицами, разделились на ипотечные банки,
страховые банки; банки по работе с
ценными бумагами и т.д. Банк Англии
также контролирует ставку рефинансирования,
которая влияет на структуру
и уровень процентных ставок.
Он активно вмешивается на иностранные
валютные рынки, охраняя стабильность
фунта. Фунт стерлингов – одна из
главных валют мира, а Лондон является
одним из важнейших торговых
центров мира.
Сбережения
населения вкладываются в развитие
экономики через сеть финансовых
организаций. Примерами могут
послужить страховые компании,
пенсионные и инвестиционные фонды.
Другие организации специализируются
в отдельных областях финансирования;
таким образом, финансовые организации
обеспечивают деньги под залог
недвижимости. Есть еще компании,
которые финансируют лизинг оборудования
и средне- и долгосрочные рынки
капитала, которые также финансируют
банки или фондовый рынок,
включая рынок инновационных технологий.
В
Великобритании существует несколько
организованных финансовых рынков.
Рынки
ценных бумаг состоят из
Международной фондовой биржи,
которая работает с зарегистрированными
ценными бумагами и акциями
(включая государственные ценные бумаги
и опционы), Рынок незарегистрированных
ценных бумаг, для более мелких компаний,
и Третий рынок, для небольших
компаний, ценные бумаги которых
не зарегистрированы. Действия
на валютном рынке включают торговлю
депозитными сертификатами, краткосрочными
депозитами и др. Другие рынки имеют
дело с Евро, обменом валюты, фьючерсами
и др.
Доля
невидимой торговли (гонорары и плата
за финансовые услуги, проценты
по вкладам,
прибыли и дивиденды) постоянно
увеличивается с одной трети
до половины всех внешних доходов государства.
Источник