Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1 июня 1992 года.
По состоянию на 31 января 2014 года российская квота в МВФ составляет 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.
С 1992 года Россия воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов.
1 апреля 1992 года была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 миллиардов долларов) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 миллиарда долларов) для покрытия дефицита платежного баланса.
Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года. Кредит был открыт на сумму 719 миллионов СДР (около 1 миллиарда долларов) со сроком использования в течение пяти месяцев.
Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).
Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.
Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года.
Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.
6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиардов долларов).
Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.
После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 4313,1 миллиона СДР (6,8 миллиарда долларов) со сроком использования в течение 12 месяцев.
Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.
В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 миллион СДР (10,1 миллиарда долларов), который подлежал использованию в течение трех лет.
Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год — 65% квоты, во второй — 55%, в третий — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.
В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции — до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.
Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 миллиарда долларов.
В июле 1998 года в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (в размере около 2,5 миллиардов долларов). Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года.
20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 миллиона СДР.
В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.
В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 миллионов СДР (4,5 миллиарда долларов), первый и последний транш которого 471,4 миллиона СДР (640 миллионов долларов) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года.
С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств.
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как «старейшина») Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги «История отношений России с международными финансовыми организациями», приводит другое объяснение: «Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте», при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание «нулевого варианта» условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия «рефинансировала» долги перед кредиторами СССР: их «процентная ставка» была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.
«Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами» — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Источник
Кредиты от МВФ обычно ассоциируются с «проблемными» странами, у которых практически не осталось иных выходов. Среди таких стран когда-то была и Россия. Все страны, которые получают кредиты от МВФ, обычно должны провести какие-то реформы, и часто – весьма болезненные. Но зачем фонд выдвигает такие требования, и почему страны вынуждены их выполнять? Разбираемся в теме вместе с экспертами.
Чем вообще занимается МВФ
Все примерно представляют себе роль Международного валютного фонда как кредитора для государств. Но государства могут получать кредиты еще и от Всемирного банка, от Европейского банка реконструкции и развития, да и от других государств. У МВФ же роль немного другая, но сначала немного об истории фонда.
Все началось на известной Бреттон-Вудской конференции в США, которая проходила в июле 1944 года. На конференции было решено создать МВФ, спустя полтора года 29 стран подписали устав фонда, капитал которого изначально составил 7,6 миллиардов долларов (это и сейчас много, а по меркам того времени сумма была заоблачная). Уже в 1947-м МВФ начал проводить финансовые операции.
Сейчас в МВФ уже 184 государства, а капитал фонда (сумма долей всех стран) почти достигла 300 миллиардов долларов. Управляет фондом Совет управляющих, в котором представлены все страны-участники, а оперативное управление закреплено за Исполнительным советом, состоящим из 24 директоров. Они выбирают директора-распорядителя, который фактически управляет МВФ.
Кстати, по соглашению между США и Европой на эту должность принято назначать экономистов из стран Западной Европы (хотя сейчас МВФ руководит Кристалина Георгиева из Болгарии). При этом руководителями Всемирного банка обычно назначают американских экономистов.
Основная цель работы МВФ – это обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов. То есть, всего, что касается международных валютно-финансовых отношений. Это нужно для того, чтобы предупреждать финансовые и экономические кризисы, не допускать резкого взлета инфляции или слишком сильных колебаний валютных курсов.
Чтобы все это было возможно, за МВФ закреплены 3 основные функции:
- надзор за экономикой. Каждая страна обязуется открыть свои финансовые показатели для надзора со стороны фонда. Обычно представитель МВФ посещает каждую страну, входящую в него, раз в год, и встречается с представителями финансовых и политических кругов. Еще МВФ отслеживает основные изменения в глобальной экономике и публикует важные обзоры и отчеты;
- кредитование (финансовая помощь). Такая помощь от МВФ позволяет государствам преодолевать временные трудности с платежным балансом – пока власти проводят нужные реформы, дефицит платежного баланса закрывается за счет кредитов от фонда;
- техническая помощь. Это касается разных сфер деятельности – начиная с обучения кадров для государственного управления, и заканчивая помощью в налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политикой и надзором над финансовой и банковской системами.
Основным инструментом выступает, конечно же, кредитование государств. Такие кредиты могут выдаваться на разных условиях и в разных размерах, но неизменно только одно – МВФ готов давать деньги странам при соблюдении ими определенных условий. Это, с одной стороны, вызывает поток критики (никому не нравятся непопулярные меры), но с другой – обеспечивает возвратность средств (пока из всех государств-заемщиков серьезные просрочки допускали считанные единицы).
Почему к кредитам обязательно идут реформы?
Пока больше всего кредитов от МВФ получили несколько стран: на первом месте Аргентина, потом идут Греция, Украина, Египет, Пакистан, Ирак и Тунис. Это те страны, которые столкнулись в свое время с финансовыми проблемами, и без помощи со стороны МВФ не могли бы с ними справиться.
Почему так происходит, нам объяснил Виталий Манкевич из РАСПП. По его словам, все дело – в популизме властей:
То есть, финансовые проблемы часто – следствие неумелой политики государства, когда власти больше заботятся о собственном рейтинге, чем о долгосрочной стабильности. Так, одним из самых ярких примеров такой политики может служить Греция – власти буквально фальсифицировали статистические данные для вступления в ЕС, а потом «проедали» все деньги, которые получали. Итог – кризис и режим жесткой экономии.
МВФ считают «кредитором последней надежды». То есть, фонд кредитует страны, которые не в состоянии найти финансирование где-либо еще, и финансовое положение которых ставит под угрозу существования государства. Таким странам обычно отказывают другие кредиторы из-за низких кредитных рейтингов, но у МВФ свой, особый подход.
Всего у МВФ около 10 программ помощи странам, каждая из которых разработана под определенные условия в зависимости от глубины кризиса. Но для государства-получателя денег все сотрудничество строится примерно по одной модели:
- страна подает заявку на сотрудничество с МВФ;
- фонд разрабатывает программу противодействия кризису;
- согласовывается общая сумма кредита на всю программу;
- программа разбивается на отдельные этапы, каждому из которых соответствует определенная часть кредита – транш;
- по мере выполнения программы государство получает транши;
- когда приходит срок – государство выплачивает долг на оговоренных условиях.
В этом и заключается особая роль МВФ – ее можно кратко описать как «деньги в обмен на реформы». Дело в том, что выдавать деньги «проблемным» странам просто так крайне рискованно, потому что эти страны практически гарантированно не вернут их (а пустят на бюджетные расходы, то есть, «проедание»).
Сами по себе программы МВФ зависят от конкретной ситуации в экономике страны, которая получает деньги. Например, Украина получает кредиты от МВФ, если выполняет два блока условий:
- макроэкономическая стабилизация – Центробанк должен вести взвешенную монетарную политику, бюджет должен быть с умеренным дефицитом, инфляция не должна выходить за определенные пределы и т.д.;
- экономические реформы – чаще всего это дополнительные условия по социальным программам (например, отказ от субсидирования тарифов ЖКХ, повышение пенсионного возраста), которые нужны для сбалансирования бюджета.
То есть, МВФ выдвигает такие требования, чтобы страна сократила расходы бюджета и обеспечила достаточно условий для возврата кредита. И, поскольку требования МВФ непосредственно касаются выделения денег, правительства с ними обычно не спорят.
Результаты таких программ могут быть разными, говорит Виталий Манкевич:
Сами по себе кредиты могут быть разных видов, вот некоторые из них:
- кредиты Stand-By – через них предоставляется большая часть кредитов. Это именно те кредиты, по которым МВФ ставит дополнительные условия выдачи очередных траншей. Ставка, как и по другим не льготным кредитам, привязывается к рыночной;
- гибкая кредитная линия – дается на 1 или 2 года, причем относительно успешным в плане экономики странам. Соответственно, связи с реформами и особой программы нет – это просто финансирование в виде кредитной линии;
- механизм расширенного кредитования – это более широкая программа, чем кредиты Stand-By. Такой механизм получают страны, которые нуждаются в преодолении серьезных проблем, требующих фундаментальных реформ. По этому механизму даже сроки больше, чем по Stand-By (до 4 лет).
Каждый конкретный кредит выдается по индивидуальным условиям, но чаще всего МВФ использует программу Stand-By, отмечает Олег Богданов из QBF. Результативность ее может быть разной:
То есть, кредит Stand-By не зачисляется в бюджет, более того, МВФ требует, чтобы бюджет стал более сбалансированным и чтобы правительство не искало дополнительные варианты покрытия дефицита.
Зачисляется же такой кредит чаще всего в золотовалютные резервы, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев:
Другими словами, деньги МВФ нельзя просто взять и направить в доходы бюджета – они попадают в экономику через банковскую систему, что дает дополнительные гарантии возвратности.
Нужны ли вообще кредиты МВФ?
МВФ, как сказано выше, не просто выдает деньги – фонд помогает странам выйти из сложного финансового положения. В перспективе это должно пойти на пользу всем жителям страны, но есть и минус – без непопулярных мер здесь обойтись невозможно. Поэтому помощь от МВФ часто воспринимается неоднозначно, тем более что есть как положительные, так и отрицательные примеры.
Примерно с 80-х годов МВФ поставил кредитные программы практически на поток. Например, в Польше и Венгрии в начале 90-х годов именно помощь от МВФ стала залогом успешности рыночных реформ, которые далеко не всегда воспринимались положительно. Но тогда же не состоялась программа сотрудничества со Словакией.
Среди положительных примеров обычно называют такие страны:
- Польша – программа «шоковой терапии» всего за 5 лет обеспечила переход на рыночные основы экономики, а также годовой прирост ВВП в 7%. Правда, еще несколько лет для Польши была актуальна высокая инфляция, которую «сбили» до 1,3% в год только к 2003-му;
- Турция – правительство выполняло все требования программы МВФ с 2001 по 2008 годы, и как итог – реальный рост ВВП страны за 10 лет составил 75%. Реформы были стандартные – урезание государственных расходов, стабильный курс национальной валюты и реформы в экономике и банковском секторе. Хотя впоследствии Турция все же столкнулась и с инфляцией, и с девальвацией;
- Ирландия – получила в 2008 году более 22 миллиардов рублей от МВФ, а основные реформы касались финансового сектора, также был введен новый налог на недвижимость, а налоговые органы получали некоторую автономию. Итог – страна за 10 лет полностью рассчиталась по долгам.
Хотя были и не очень удачные примеры, чаще всего такими считают сотрудничество МВФ со странами Латинской Америки – Боливией, Мексикой и Аргентиной. Именно Аргентина сейчас лидирует по уровню долгов перед МВФ, и ее называют самым неудачным примером. Так, МВФ выставил жесткие требования к властям при выдаче кредита, но затем практически не контролировал их исполнение. В это время местные власти искусственно удерживали курс валюты на низком уровне, расходуя на это золотовалютные резервы. В итоге валюта обрушилась, когда резервы опустели, а страна пережила серию дефолтов и годы галопирующей инфляции.
При этом сотрудничество МВФ с Россией оказалось на редкость успешным. Страна входит в МВФ с 1992 года, и за это время получила от фонда 22 миллиарда долларов. Уже в апреле 1992-го была разработана первая программа помощи России в форме кредита Stand-By на 3 миллиарда долларов. Россия получала транш за траншем вплоть до 1994 года, когда страна оказалась не в состоянии выполнить очередные требования.
Сотрудничество возобновилось в 1995 году, причем власти пообещали сократить дефицит бюджета до 6% ВВП, инфляцию – до 1% в месяц, устранить внешнеторговые льготы и снять ограничения на внешнюю торговлю (в том числе временно отменить пошлины на нефть). В 1996-м Россия получает крупнейший на тот момент кредит в 10,1 миллиардов долларов (правда, получила страна от него только 5,8 миллиардов). Условия – дальнейшее снижение бюджетного дефицита, инфляции, отмена пошлин на экспорт нефти и газа
Программа была заморожена в 1998-м из-за дефолта по внутреннему долгу, но затем сотрудничество продолжилось. Последний транш Россия получила в июле 1999 года.
С 2000 года страна не обращалась за новыми кредитами в МВФ, а взятые ранее были погашены досрочно в 2005 году. С тех пор Россия даже стала государством-донором, а ее квота в общем объеме прав заимствований была увеличена.
При этом соседняя Белоруссия не смогла получить кредит от МВФ из-за неприемлемых условий, отмечает Аяз Алиев:
Другими словами, в сотрудничестве с МВФ возможен разный исход – как успешное выполнение всех реформ и уверенный экономический рост, так и неудача с последующей стагнацией и обеднением населения.
И не в последнюю очередь результат зависит от властей страны и того, согласны ли они идти на жесткие непопулярные меры, чтобы добиться улучшений в долгосрочной перспективе.
Почему Россия выдает кредиты без дополнительных условий?
Россия – щедрая душа, как знают многие, и готова кредитовать другие страны. Часто эти кредиты не возвращаются (или возвращаются за счет других кредитов – причем тоже выданных Россией). Но при этом кредиты другим странам Россия всегда выдает по решению высшего руководства – главы правительства или президента. И здесь, скорее всего, есть свои особенности.
В «наследство» от СССР Россия получила долги других стран по выданным кредитам. Как правило, СССР кредитовал развивающиеся страны, часто – в Африке или Латинской Америке. Для Советского Союза такие кредиты выполняли 2 основные функции:
- расширение сферы влияния в мире;
- доступ к редким природным богатствам и внутреннему рынку страны (хотя о рынках тогда говорить было не принято).
После распада СССР большинство должников не смогли обслуживать свои долги уже перед Россией, и почти всем из них Россия эти долги списала. В этом часто упрекают власти – дескать, миллиарды долларов долгов перед Кубой могли бы пригодиться Россиянам. Реальная причина списания немного иная – у той же Кубы попросту нет денег на выплату этого долга, а списание обязательств дает возможность российскому бизнесу работать на местных рынках.
Что касается новых долгов, здесь почти всегда замешана политика. Самый яркий пример – соглашение о кредите на 15 миллиардов долларов Украине в 2013 году. На тот момент действующий президент Виктор Янукович постепенно терял влияние в своей стране, а экономика уже как минимум 2 года находилась в предкризисном состоянии. Но Россия не потребовала от Украины никаких реформ – что должно было выгодно отличать «российский» путь от «европейского». Что было потом, все и так знают – Россия успела выдать только 3 миллиарда долларов, которые до сих пор никто не увидел.
По аналогичной схеме выдаются и кредиты Белоруссии – например, на строительство Белорусской АЭС было выделено 10 миллиардов долларов (при том, что и строит ее Россия), а Александр Лукашенко даже заявлял, что на строительстве сэкономили и «лишние» 3 миллиарда долларов можно было бы направить на другие цели. А совсем недавно, уже после старта массовых протестов по всей стране, Белоруссия получает от России новый кредит на 1,5 миллиарда долларов.
Оба этих примера были бы невозможны в случае с кредитованием от МВФ – Украина не получила бы такую сумму без условий по реформам, а Белоруссия не получила бы кредит вообще, поскольку статус Лукашенко в мире более чем спорный.
Но для России основная цель таких кредитов – наращивание политического влияния, и это почти всегда достигается. Жаль, что за счет российских налогоплательщиков.
Источник