муниципальный планирование бюджет кредит
Муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым муниципальное образование является кредитором или заемщиком. Муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам. [2]
По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит). [6]
Муниципальный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. [7]
Муниципальные образования используют муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения муниципальных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета. [6]
Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий: величины самого муниципального образования, его финансово-экономической мощности.
Муниципальные займы осуществляются путем распространения среди юридических лиц муниципальных ценных бумаг — облигаций.
Муниципальные ценные бумаги в РФ — облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета. [4]
Минусами муниципальных ценных бумаг являются их меньшая надежность в отличие от федеральных, более высокий политический риск.
Нормативное регулирование обращения муниципальных ценных бумаг осуществляется Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 №136-ФЗ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. [2]
Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:
- — кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
- — займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
- — договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- — долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Источник
Государственные и муниципальные займы — передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг. В России займы осуществляются Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные — только внутренними.
Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.
Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на:
· государственные займы РФ
· государственные займы субъекта Федерации (региональные)
· муниципальные (местные)
По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на:
· Универсальные (распространяются как среди физических, так и юридических лиц)
· Специальные (реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций)
Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.
В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.
По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов — большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов определенных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
· процентные
· Выигрышные
· процентно-выигрышные
· беспроцентные (целевые)
· беспроигрышные
· дисконтные
· процентно-дисконтные
· твердодоходные.
Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплаты доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Процентно-дисконтный заем предполагает получение и. дисконта, и процентного дохода. По твердо-доходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.
По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Организация государственных и муниципальных заимствований путем привлечения кредитов.
Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.
Коммерческие банки и другие кредитные организации кредитуют органы государственной власти и органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.
Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм. Задолженность, формируемая за счет межправительственных кредитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преимущественно связанными, т.е. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использованы на финансирование других потребностей.
Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ).
По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований.
Содержание и назначение программ государственных и
Источник
Рынок государственных долговых ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической структуры страны с рыночной экономикой. Государственные долговые ценные бумаги для государства выступают механизмом мобилизации и привлечения свободных денежных средств в экономику страны, а для инвесторов — выгодным вложением денежных средств.
Российские государственные ценные бумаги, образующие государственный долг, можно классифицировать по следующим основаниям:
- — в зависимости от субъекта, реализующего права эмиссии, — федеральные, региональные;
- — по признаку держателей — универсальные, специальные;
- — по форме обращаемости — рыночные, нерыночные;
- — по срокам обращения — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- — по способу выплаты доходов — процентные, дисконтные, процентно-дисконтные, выигрышные, беспроцентные;
- — по методу определения купонного дохода — с постоянным, фиксированным, переменным купонным доходом;
- — по соблюдению сроков погашения — с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные;
- — по форме выпуска — документарные, бездокументарные.
Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 114 БК РФ). Процедура эмиссии государственных ценных бумаг РФ регламентируется Федеральным законом 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», который установил порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг. Кроме того, Закон закрепил ряд ключевых положений в регулируемой области: установил иерархию нормативных актов, необходимых для выпуска государственных ценных бумаг, — постановление Правительства РФ, нормативный акт Минфина России, Генеральные условия эмиссии, условия эмиссии и иные распорядительные акты Минфина России, подробно регламентирующие все вопросы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Федеральными государственными ценными бумагами в соответствии с указанным Законом признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Долговые обязательства, закрепленные государственными ценными бумагами, удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих цепных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и исполнение федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ функции эмитента государственных ценных бумаг возложены на Минфин России.
В соответствии с законодательством государственные цепные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных цепных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.
Число видов государственных облигаций, обращающихся на российском рынке, довольно велико, однако наибольшее распространение получили облигации федеральных займов (ОФЗ) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), облигации внешних облигационных займов. Названные виды имеют разновидности. Так, облигации федеральных займов выпускаются с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД), обязательным хранением в депозитарии либо без него. К иным ценным бумагам, упоминаемым в Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», относятся, например, товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков.
Особенности эмиссии и обращения отдельных видов государственных долговых бумаг определяются постановлениями Правительства РФ.
Рынок государственных валютных облигаций — важный и наиболее значимый по объемам сегмент в структуре рынка государственных долговых инструментов РФ. Государственные валютные облигации — ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте и размещаемые, как правило, на мировых рынках цепных бумаг. Государственные валютные облигации представляют собой форму государственного внешнего долга. Рынок валютных облигаций состоит из нескольких видов ценных бумаг: облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ); облигаций государственного валютного займа 1999 г. (ОГВЗ), выпущенных по результатам новации ОВГВЗ III серии; облигаций внешних облигационных займов (ОВОЗ).
Источник
Муниципальные образования в РФ могут привлекать средства в местные бюджеты при помощи выпуска облигаций. Такие бонды имеют чуть большую доходность по отношению к государственным, и при этом они менее рисковые, чем корпоративные. Как правильно инвестировать в муниципальные облигации, читаем далее.
Что такое муниципальные облигации?
Муниципальные бонды – это долговые эмиссионные ценные бумаги, издаваемые городскими краевыми, областными, республиканскими образованиями. Выпускаются они для субсидирования местных программ или покрытия дефицита сметы.
Кто эмитент?
Эмитентами являются те, кто выпускает данные ценные бумаги.
Конкретно муниципальные бонды выпускают органы местного самоуправления краевых, районных, областных, городских и республиканских образований, наделенные правом проведения таких операций. За счет такой эмиссии казна будет получать денежный поток для финансирования разнообразных проектов.
Чем обеспечены?
Облигации почти всегда покрываются каким-либо залогом, а также возможно обеспечение кредитным рейтингом заемщика. Залог подразумевает под собой административное имущество или долю проекта, на который рассчитано финансирование, а также есть возможность обеспечения деньгами или физическими активами.
Выпускаются такие бонды в виде займа средств (как у физических лиц, так и у институциональных инвесторов) под муниципальную собственность ради финансирования разнообразных планов. Полученные таким образом средства могут быть направлены на модернизацию инфраструктуры, а также для восполнения появившегося бюджетного дефицита.
Отличие муниципальных от государственных облигаций
Есть несколько отличий муниципальных облигаций от государственных. Первое – это эмитент. Надежность у ОФЗ также выше, чем у муниципальных. Но считается, что если местные власти не смогут погасить свою задолженность перед держателями облигаций, то за них это сделает государство, хотя оно и не обязано. Но таким образом будет поддерживаться репутация всего государства и конкретного муниципального образования.
Цели выпуска у облигаций тоже разные. На привлеченные при размещении муниципальных облигаций средства финансируются местные проекты и программы. А доходы от ОФЗ идут на общегосударственные траты. Более детально об ОФЗ и порядке их покупки можно прочесть здесь.
Примеры муниципальных бондов в России и за рубежом
В США
Допустим, кто-либо решил вложить деньги в бумаги, которые выпускает муниципалитет Нью-Йорка и которые обращаются на бирже NYSE. В итоге доходность составит 2,53 % годовых в долларах. Выплаты купона производятся каждый месяц, риск банкротства минимален.
В РФ
Рассмотрим другую ситуацию: приобретение облигации Свердловской области 06 серии. При номинальной цене бонда в тысячу рублей годовой купон будет составлять 5,7 %, а регулярность выплат – 4 раза в год.
Доходность
Доходность муниципальных бондов ценных бумаг выше уровня ОФЗ, но зачастую ниже корпоративных облигаций.
Среди наименее низких процентов по купонам можно выделить следующие облигации:
А вот перечень облигаций с самым высоким процентом купонных выплат
Ликвидность
Немаловажный пункт – ликвидность бумаг, возможность продать их как можно быстрее по рыночной цене без скидок. Проблема при продаже возможна при отсутствии спроса на данную бумагу, ведь придется снизить текущую цену. Что и является относительным минусом муниципальных облигаций, так как их ликвидность ниже, чем у ОФЗ. Ведь облигации местного характера не имеют такой популярности.
Риски
Присутствует вероятность дефолта, риска смены процентных ставок и, как следствие, смены стоимости долговых инструментов. Сюда же отнесем и низкую ликвидность, часто приводящую к финансовым потерям.
Такие риски существуют, так как у некоторых регионов уже имеется достаточно большой долг. Как, например, у Хакасии – более 94 % от общего бюджета. Что может затянуть процесс выплаты по облигации.
Но плюс муниципальных облигаций и, как следствие, сниженный риск – наличие амортизации задолженности.
Где купить муниципальные бумаги?
Первичное размещение облигаций происходит среди крупных инвесторов, которые вкладывают в бумаги миллионы. Для желающих приобрести муниципальные бонды на относительно небольшие суммы предусмотрена возможность их покупки на бирже. Но физические лица не могут напрямую заключать там сделки. Нужны посредники. Их называют брокерами.
Плюсы и минусы муниципальных облигаций
К весомым плюсам этих бумаг относится их надёжность (но отдельный муниципалитет и может объявить себя банкротом, к счастью, это редко допустимо государством). Также по ним выплачивается доход, зачастую превышающий ставку депозита банка. Рентабельность этих ценных бумаг выше среднего уровня дохода, обеспечиваемого облигациями федерального займа, например.
Для уменьшения долговой нагрузки облигации погашаются долями. Называется это амортизацией задолженности, и смысл действия в том, что основная часть долга гасится частями.
Амортизация имеет свои плюсы и минусы. Положительная сторона ситуации заключается в том, что заем возвращается постепенно, и риск неполучения вложенных средств все время уменьшается. Недостатком будет неполучение процентов. Ведь их выплата производится лишь на остаточную сумму долга, а чем большая доля будет отдана инвестору, тем меньше дохода будет начислено на остаток. Впрочем, это можно компенсировать реинвестированием высвободившихся средств в другие различные ценные бумаги.
Надёжность хоть и высока, но немного ниже, чем у ОФЗ. При невозможности самостоятельного погашения долга муниципалитет будет ждать помощи от государства, которое далеко не всегда в состоянии её оказать, ведь приоритетом государства могут быть другие задолженности, ОФЗ, например. Таким образом, банкротство части муниципалитета хоть и достаточно редко, но имеет место.
Вывод
Ценные бумаги муниципальных образований выступают в качестве привлекательного инструмента для инвесторов, ищущих надёжность, но которых не устраивает доходность по вкладу в банке. Особенно если это краткосрочные инвестиции, на 2–3 года, например. Ведь доход будет известен заранее, а риск минимизирован.
Источник