Приветствую вас, дорогие читатели нашего блога. Продолжаем погружаться в хитросплетения финансовых операций. В этой статье я затрону вопрос еще одного инвестиционного инструмента. Муниципальные облигации – довольно интересная возможность вложения своих средств.
Что это такое и зачем они нужны
Выпуском облигаций муниципального займа занимаются муниципалитеты, республиканские, городские, областные и прочие региональные власти. Для любого их вида существуют определенные гарантии возврата средств.
В рассматриваемом мной виде ценных бумаг такой гарантией выступает муниципальная собственность. Они сходны с государственными, однако цели выпуска отличаются.
Цели выпуска
Государственные облигации отвечают целям общегосударственного масштаба – достижение профицита бюджета, финансирование глобальных проектов и тому подобное. Цель выпуска муниципального займа отвечает масштабам регионального уровня. Это может быть строительство новой дороги или моста.
Чем обеспечены
Поскольку большинство облигаций выпускается для обеспечения финансирования проектов, приносящих прибыль, то дивиденды выплачиваются именно из нее. Но для полной гарантии в качестве обеспечения выступает муниципальная собственность. Помимо этого, это могут быть налоговые поступления регионов с высоким инвестиционным рейтингом.
Отличие от государственных
Основное отличие муниципальных бондов от государственных вытекает из их названия. Первые выпускают региональные власти в рамках своего субъекта, вторые – Министерство финансов РФ. Однако у этих ценных бумаг есть и общий признак – правительственный выпуск. Хотя это правительство другого уровня, но надежность при этом практически одинаково высокая.
Кто может быть заимодавцем и заемщиком
Заимодавец – это субъект финансового рынка, готовый при соблюдении заранее оговоренных условий выдать заемщику некоторую сумму.
Заемщик – это также субъект финансового рынка, которому выдали кредит или кто выпустил некую кредитную бумагу – вексель или долговую расписку.
В нашем случае заемщиком при выпуске муниципальных облигаций могут быть города, края и области. При этом заимодавцами могут быть как физические, так и юридические лица.
Виды
ДЦБ с определенной долей условности делят на восемь основных видов:
- бескупонные;
- беспроцентные;
- купонные;
- номинальные;
- премиальные;
- процентные;
- специальные;
- целевые.
Помимо этого, бонды можно разделить по периодам действия:
- Краткосрочные. Выпускаются для оказания поддержки организаций некоммерческого профиля, столкнувшихся с финансовыми трудностями.
- Долгосрочные. Выпуск обусловлен необходимостью инвестиций в крупные проекты.
Как правило, выпуск облигаций муниципального займа связан с необходимостью инвестировать в крупные проекты:
- возведение больниц;
- возведение жилищного фонда;
- прокладка автомагистралей;
- строительство электростанции;
- студенческие займы.
Приведенный список не исчерпывающий. Муниципальные нужды текущего момента выходят далеко за его рамки.
Примеры облигаций
Сегодня почти все облигации электронные и не имеют печатного вида. Предлагаю посмотреть, как выглядели ценные бумаги городского муниципального займа несколько десятилетий назад.
В США
Так они выглядели в Нью-Йорке.
В России
Сберегательный заем нашей столицы.
Плюсы и минусы
Теперь обозначим плюсы и минусы инвестирования в муниципальный заем.
Преимущества:
- Довольно высокая надежность и наличие гарантированного обеспечения.
- Купонный доход по этому виду ценных бумаг не облагается налогом.
Отмечу, что погасить такие облигации муниципалитет может не только в виде денежных выплат. В качестве расчета допустимы земельные участки, другие ценные бумаги или недвижимость.
К относительным недостаткам можно отнести:
- Невысокая ликвидность облигаций, выпущенных неавторитетными регионами.
- Высокий инвестиционный риск долгосрочных облигационных займов.
- Погашение муниципальных облигаций невозможно за счет дополнительной эмиссии денежных средств, в отличие от федеральных займов.
Надежность, ликвидность и риски
Надежность облигаций муниципального займа одна из самых высоких. В этом плане они уступают только государственным ценным бумагам. За последние 16 лет случился только один дефолт по муниципальным займам.
Ликвидность муниципальных облигаций достаточно низкая. Большая часть бумаг приобретается на первичном рынке и держится до погашения либо продается со скидкой.
Чем больше срок облигационного займа, тем выше риск. Компенсация возможна за счет более высоких ставок доходности.
Если рассматривать покупку облигаций с близким сроком погашения, то доходность таких бумаг невысока, приобрести их на вторичном рынке редко удается.
Гарантии возврата на бонды
Инвесторам при покупке облигаций важны гарантии выплат и, следовательно, материальное обеспечение этих бумаг. Соответственно, при приобретении оцените статус субъекта, выпустившего облигации, а также его кредитный уровень.
Но не зря муниципальные облигации считаются надежными. Они обеспечиваются собственностью администрации субъекта. Кроме того, местные власти не могут выпустить ценные бумаги, не получив разрешения вышестоящих органов. Соответственно, государство контролирует этот сектор экономики.
С юридической точки зрения такая гарантия – право обеспечения обязательств, которые возникли в результате займа через ценные бумаги. На этом основании муниципалитеты гарантируют исполнение свои обязательства перед держателями облигаций. Эта гарантия выдается владельцам ценных бумаг в письменной форме.
Как купить
Облигации муниципальных займов изначально вращаются на внебиржевом рынке первичного уровня. Там их приобретают банки и другие финансовые организации, решившие сделать такие инвестиции. Частные инвесторы также приобретают их на первичном рынке.
Где искать информацию по актуальным выпускам
Поскольку этот вид ценных бумаг относится к муниципальному уровню, то в первую очередь стоит обратиться на местные ресурсы муниципалитетов. Существуют и специализированные площадки, где можно получить исчерпывающую информацию. Основные – cbonds и rusbonds.
Лучшие брокеры
Для приобретения и продажи облигаций я рекомендую воспользоваться услугами брокеров-профессионалов. Брокерские компании владеют всей необходимой информацией и способны адекватно оценить риски, доходность и остальные важные параметры по ценным бумагам.
Ниже привожу таблицу с лучшими брокерами.
Старейший российский брокер, работает с 1994 года. Отличный выбор для тех, кто хочет подключиться к автоследованию. Плюсы:
- никаких назойливых звонков с предложениями потратить деньги;
- собственная торговая платформа;
- впечатляющие результаты стратегий (+74% за 2018 год), к которым можно подключиться.
Из минусов:
- нет Quik.
Полный обзор можно почитать здесь.
Хороший брокер для новичка. Здесь я держу российскую часть инвестпортфеля из ETF от FinEx на ИИС.
Брокер радует:
- низкими комиссиями и отсутствием назойливых звонков с предложениями потратить мои деньги.
Из минусов:
- слабый личный кабинет и неудобная система ежегодной перегенерации ключа.
Обзор можно почитать здесь.
Еще один классный брокер, с которым я проработал больше 2-х лет. Именно тут я торговал на FORTS.
Из плюсов:
- Вменяемые комиссии
- Отличный личный кабинет
- Приятные бесплатные сервисы
К минусам отнесу любовь брокера к звонкам с попыткой что-нибудь продать.
Обзор можно посмотреть вот здесь.
Немецкий представляющий брокер IB для прямого выхода на зарубежные рынки. Здесь находится мой инвестиционный портфель.
Из плюсов:
- Работает с россиянами
- Наличие русскоязычной версии сайта
- Вменяемые комиссии
- Отсутствие платы за неактивность
- Страховка в рамках законодательства США на $500к
К минусам отнесу:
- Поддержка исключительно на английском и немецком
- Сама служба поддержки работает плохо
Подробнейший обзор смотрите в этом посте.
Еще один интересный брокер для выхода за рубеж, причем не из семейства IB. К сожалению россиянам открывают договора только на Кипре.
Из плюсов:
- Приемлемые комиссии
- Факт успешной проверки работы со стороны SEC
- Русскоязычный сайт и поддержка
К минусам:
- Кипрская юрисдикция
- Плата за неактивность
Подробный обзор читайте тут. Бонусные 500$ при открытии счета можно получить здесь.
Лучшие муниципальные облигации на сегодня
Одна из лучших муниципальных облигаций по средневзвешенным параметрам – «БашкортостанРесп-34008-об». Перечислю ее основные характеристики:
- доходность – 6,7 %;
- дюрация – 405;
- срок погашения – 18.09.2020;
- купон – фиксированный;
- надежность – высокая.
Топ-3 самых надежных
Теперь представлю вам рейтинг муниципальных облигаций в зависимости от надежности и доходности. Так выглядит тройка лидеров:
- БашкортостанРесп-34008-об;
- БелгородскаяОбл-34009-об;
- БелгородскаяОбл-35007-об.
Топ-3 самых доходных
Вот тройка наиболее доходных:
- Самарская Обл-35012-об;
- Хакасия Респ-35003-об;
- НижегородОбл-35011-об.
Заключение
В завершение статьи отмечу, что описанный выше инвестиционный инструмент хорошо подойдет тем, кто не гонится за сверхприбылями, предпочитая надежность вложений. Такие облигации хорошо подходят для коротких инвестиций на 2–3 года. При этом вам сразу будет известен доход, который можно будет получить, а риск дефолта снижен до минимального уровня.
Подписывайтесь на наши статьи и не забудьте делиться ими в социальных сетях.
Источник
Органы самоуправления осуществляют экономическую политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан. Дефицит финансов для реализации государственных программ покрывается за счет привлечения займов. Один из способов наполнения местных бюджетов — продажа муниципальных облигаций.
Что такое муниципальные облигации
Муниципальные облигации — это эмитируемые органами местного самоуправления ценные бумаги, предназначенные для привлечения займов. Они представляют собой долговые обязательства с обозначенным сроком возврата займа, гарантирующим держателям получение вознаграждения — купонного или дисконтного дохода. В качестве эмитента выступают городские органы управления, губернии или штаты, округа или даже платные автодороги, находящиеся в госсобственности.
Инвесторы могут купить муниципальные облигации во время размещения на фондовом рынке или приобрести их у держателей на вторичном рынке.
Дополнительную привлекательность этим ценным бумагам придает освобождение купонного дохода от налогообложения на государственном и местном уровне.
Муниципальные облигации, купить которые можно на российском фондовом рынке, приравниваются по статусу к государственным. Выполнение обязательств по ним обеспечивается за счет сбора местных налогов и доходами от дорог, мостов, домов и других инвестиционных проектов.
Муниципальные ценные бумаги отличаются от федеральных (государственных) субъектом эмиссии и уровнем обеспечения. Правительства стран не гарантируют обеспечение муниципальных облигаций, если только это не оговорено отдельно. Поэтому они считаются более рискованными вложениями, где гарантией возврата долга служит залоговое имущество или репутация муниципалитета.
Особенности муниципальных облигаций
Для тех, кто желает купить облигации, муниципальные ценные бумаги выступают выгодным направлением инвестирования. Они имеют конкретные сроки погашения и заранее оговоренную ставку дохода. Решение об эмиссии принимается местными органами самоуправления. В зависимости от наличия залога, ЦБ делятся на обеспеченные и необеспеченные.
Выделяют следующие виды муниципальных облигаций:
- целевые и специальные;
- купонные и бескупонные;
- процентные и беспроцентные;
- реализуемые по номиналу и с премией.
Классификация займов производится по нескольким признакам:
- срок действия;
- внутренние (в валюте страны) и внешние;
- рыночные и нерыночные.
Облигации муниципального займа могут иметь следующее назначение:
- устранение бюджетного дефицита;
- защита сметы от нехватки средств (стабилизация проекта);
- развитие инфраструктуры региона.
Примеры
Рынок муниципальных (субфедеральных) облигаций наиболее развит в США. На эти ценные бумаги приходится чуть меньше половины гособлигаций, находящихся в обращении. Этот рынок на своем пике в 2010 году составлял 3,8 триллиона долларов, что превышало 50% ВВП США.
Первые муниципальные ценные бумаги США появились в XIX веке. Привлеченные средства позволили построить канал Эри (Нью-Йорке) и порт в Новом Орлеане. С окончанием гражданской войны началось строительство трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Работы оплачивались из средств, собранных за счет эмиссии облигаций.
Муниципальные облигации США: виды
Рынок муниципальных облигаций делится на две примерно равные части, с общими и ограниченными гарантиями погашения. В первом случае погашение обеспечивается всеми доходами местного бюджета. Для этого местные власти используют дополнительные налоги и сборы. Облигации с ограниченной гарантией погашения погашаются лишь за счет отдельных статей бюджетных поступлений. Это может быть налог с продаж, сборы с улучшенной инфраструктуры. Примером этого служат поступления от использования электросетей, систем газо- и водоснабжения. Цены на недвижимость при улучшении инфраструктуры растут, вместе с ними растет налогооблагаемая база и сборы с нее.
Законодательство большинства штатов предусматривает проведение референдума для получения согласия на выпуск бумаг с общими гарантиями. Для избежания сложной дорогостоящей процедуры референдума используется упрощенная схема, при которой муниципалитет арендует объект для городских нужд. Строится же он за счет сертификатов участия. Прибыль от них, как и поступления от гособлигаций, освобождаются от федерального налогообложения.
Муниципальные облигации в России
Рынок облигаций субъектов РФ начал развитие в 1992 году. К концу 90-х количество выпусков приблизилось к 100 и в дальнейшем стабилизировалось на уровне этой цифры.
Тем не менее, многие субъекты РФ активно используют облигации для привлечения займов на развитие. Список регионов-лидеров рынка выглядит следующим образом:
- облигации Томской области;
- Москвы;
- Санкт-Петербурга.
Например, облигации Томской области в 2018 году оцениваются в 9,5 миллиарда рублей.
Дефолты по муниципальным облигациям
История дефолтов по муниципальным облигациям содержит немного случаев, вызвавших серьезные опасения инвесторов. В истории Российского рынка ценных бумаг памятным остался дефолт облигаций Республики Саха в 1998 году. С него начались дефолты по муниципальным, а затем и федеральным займам. Для борьбы с кризисом был принят Бюджетный кодекс РФ и Закон об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Однако дефолты продолжались до середины 1999 года. Часть регионов, которые допустили дефолты, приступили к добровольному урегулированию обязательств.
В начале 2000 года регионы, сумевшие добросовестно обслуживать займы, получили доступ к рефинансированию задолженности на внутреннем рынке. Полностью избавиться от последствий кризиса удалось лишь к 2002 году.
В современных условиях инвесторы используют эффективные инструменты снижения риска инвестиций в муниципальные облигации:
- исследования кредитных рейтингов;
- покупка страховых и кредитных гарантии.
Чтобы минимизировать потери от вероятных дефолтов, не стоит забывать о диверсификации рисков. Не стоит формировать портфель из ценных бумаг малого количества эмитентов. Подбирать облигации нужно так, чтобы их риски не были связаны.
Источник: https://bond-invest.ru/municipalnye-obligacii/
Источник
Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник