Целесообразность вложений в муниципальные облигации – актуальная тема для розничных инвесторов. С одной стороны, высокий уровень надежности, поскольку эмитентом выступают государственные институты, а с другой – относительно небольшая доходность. Чтобы стабильно получать по 10% годовых, нужно тщательно изучить, что собой представляют облигации данного типа.
Понятие и принцип работы муниципальных облигаций
Муниципальные облигации – долговые обязательства, запущенные в обращение органами местного самоуправления с целью развития инфраструктуры или устранения бюджетного дефицита. Дивиденды, срок погашения, а также другие параметры инвестиционного инструмента определяются эмитентом. Гарантией ликвидности является собственность администрации субъекта Российской Федерации.
Муниципальные облигации подразделяются на две группы:
- Субфедеральные – долговые обязательства, запущенные в обращение крупными российскими регионами. Речь идет о трех городах, имеющих особый статус: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Особенность данного вида заключается в наличии прямой связи между региональными бюджетами и Министерством финансов.
- МО или муниципальные – выпускаются муниципалитетами, которые включены в состав крупных субъектов РФ. Эмитентами выступают городские администрации. Гарантией возврата денежных средств инвестору является имущество, которое находится в собственности города. Однако практика показывает, что долговые обязательства все равно погашаются субъектами федерации, к которым относится муниципалитет.
Муниципальные облигации практически всегда сравнивают с федеральными долговыми обязательствами (далее по тексту ОФЗ). Это вполне логично, поскольку речь идет о государственных облигациях. По классу надежности они идентичны. Прибыльность немного выше у федеральных ценных бумаг, примерно на 1-3%. Инвестор сможет получить дополнительный доход, если упадет процентная ставка Центрального Банка.
Торговля муниципальными облигациями осуществляется на Московской бирже. На сегодняшний день в обращении зафиксировано 12 МО и 112 субфедеральных долговых обязательств.
Относительно большая прибыльность становится катализатором того, что спрос превалирует над предложением. Муниципальные облигации активно выкупаются институциональными инвесторами – банковские учреждения, фонды, финансовые компании и т.д. Спрос динамично увеличивается во время снижения ставок по банковским вкладам. Еще один катализатор – нехватка альтернативных инвестиционных инструментов.
Стандартная номинальная стоимость МО – 1000 рублей. Купонные дивиденды выплачиваются каждые три месяца или раз в полгода. Срок погашения относительно невелик, варьируется в диапазоне от 3 до 5 лет. Редко когда можно найти облигации со сроком до 10 лет. Чтобы подобрать для себя оптимальную ценную бумагу, воспользуйтесь сервисом rusbonds.ru. Это очень полезный аналитический инструмент.
Каждый год субъекты федерального значения и муниципалитеты эмитируют долг в размере около 300 миллиардов рублей. Рынок активно развивается. Актуальный объем – 1 триллион рублей. Отставание от федеральных и корпоративных бондов довольно большое, но прогресс очевиден. Довольно часто появляются облигации, которые продаются дороже номинальной стоимости. Налогом не облагаются, гарантируют купонный доход. Инвестор понесет издержки исключительно связанные с разницей между стоимостью приобретения и продажи ценной бумаги.
Еще одна важная особенность – амортизация задолженности. Муниципальные облигации не погашаются единовременно. Возврат номинальной цены осуществляется постепенно. Этот механизм позволяет снизить уровень долговой нагрузки муниципалитета. Денежные средства переводятся держателю ценной бумаги до наступления даты окончания выпуска. Поэтому стоимость актива и размер дивидендов постепенно падают.
Владельцы МО заинтересованы в реинвестировании полученных денежных средств. Это очень невыгодно в ситуациях, когда уменьшается процент, поскольку вместе с ней снижается доходность инструмента. Амортизацию задолженности ценной бумаги также можно проверить на портале rusbonds.ru.
Муниципальные облигации: расчет доходности
Новички допускают серьезные ошибки, пытаясь определить доходность МО. Размер дивидендов постепенно снижается в связи с амортизацией задолженности. Поэтому купонный доход занижается.
Рассмотрим простой пример расчета доходности по простой формуле. Погашение Липецкой облигации произойдет 21 октября 2025 года. Процентная ставка – 8,57% годовых. Деньги выплачиваются каждый квартал. Формула расчета:
Это означает, что инвестор зарабатывает в год 4,83%. Показатель занижен, поскольку формула не берет в учет, что заемщик начнет выплачивать деньги с января 2020 года. При этом купонная ставка сохраняется. Для получения реального показателя, нужно уменьшить срок действия на период, пропорциональный уже перечисленной сумме в соответствии с амортизацией задолженности.
Липецкие муниципальные облигации будут приносить 8,57% в год. Потому что нужно брать в расчет не 2457, а 1380 дней.
Муниципальные облигации: риски инвесторов
Принято считать, что государственные облигации не подвержены дефолту. От части это действительно так, но нужно учитывать несколько важных моментов:
- нельзя на 100% исключать вероятность дефолта;
- дефолт уже происходил ранее, но на этом никто не заостряет внимание.
Финансовый кризис в 1998 году практически полностью ликвидировал рынок региональных долговых обязательств. Впервые в истории независимой России о дефолте объявила Якутия. Даже более крупные и «денежные» регионы, такие как: Татарстан, Москва и Ленинград, объявляли о неспособности выполнить, взятые ранее обязательства.
Стабильные выплаты держателям облигаций начислялись исключительно в самых кредитоспособных регионах России. однако просрочки были вполне нормальным явлением. Ситуация повторилась ровно через 10 лет, но уже в меньших масштабах. С момента последнего финансового кризиса многое изменилось, например, принят бюджетный кодекс, который ограничивает размер долгового обязательства.
Однако определенные риски все равно существуют. Кризис 2014 года также оставил определенный отпечаток на платежеспособности муниципалитетов. Доходность многих ценных бумаг снизилась в среднем на 33%. Новгородские муниципальные облигации были подвержены дефолту, об этом сообщило популярное рейтинговое агентство Standard & Poor’s.
Регион не сумел своевременно рассчитаться с главным кредитором – ВТБ. Органы местного самоуправления инициировали проведение аукциона с целью привлечения кредитной линии с годовой ставкой 23,93%. Желающих не было, поэтому аукцион не состоялся. Дефолт также был зафиксирован по облигациям Клинского района.
Дефолт не уничтожает рынок, но заметно снижает уровень доверия корпоративных и розничных инвесторов к государственным ценным бумагам. В большей степени это касается зарубежных инвесторов. В связи с этим, нужно ожидать значительного увеличения доходности МО и ОФЗ.
С учетом всех рисков, нужно тщательно проанализировать региональные и городские рейтинги по размеру долговых обязательств перед федеральными инстанциями. Всю необходимую информацию инвесторы найдут на официальном портале Министерства финансов. Органы исполнительной власти вынуждены увеличивать доходность с целью привлечения инвесторов.
Почему своевременно не проводится процедура банкротства? Своеобразное затягивание обуславливается политической подоплекой. В кризисных регионах осуществляется ввод казначейской координации. Поэтому они автоматически теряют право управления денежными средствами. Соотношение долга к прибыли не должно превышать отметку в 40%. Однако несмотря на это важное правило, многие муниципальные облигации имеют аномальный уровень задолженности:
- Мордовия – 200%;
- Хакасия — 122.5%;
- Костромская область – 111%.
Органы исполнительной власти в этих регионах находятся на грани банкротства. Впрочем, состояние «предбанкротства» может сохраняться довольно долго. Регионы продолжают просить помощи. Поводов довольно много. Самый свежий пример – реализация майских указов Президента.
Недостатки муниципальных облигаций
- относительно низкий уровень ликвидности, который становится катализатором продажи ценных бумаг дешевле номинальной стоимости;
- слишком большой спред, если сравнивать с облигациями других типов;
- для получения максимального дохода есть смысл держать МО до наступления погашения, поэтому данный инструмент – не лучший вариант для спекулятивных сделок;
- не существует муниципальных облигаций с продолжительным сроком действия и прогнозируемой прибыльностью;
- муниципальные облигации по классу надежности всё-таки значительно проигрывают ОФЗ;
- вероятность объявления дефолта невелика, но она есть;
- механизм амортизации долга – катализатор снижения дохода, поэтому необходимо своевременно реинвестировать деньги.
Конечно, основной недостаток – отсутствие 100% надежности. Инвесторы не могут быть полностью уверены в платежеспособности органов исполнительной власти. Существует вероятность дефолта, конкретные примеры были приведены ранее.
Целесообразность инвестирования в муниципальные облигации
Инвестору необходимо оценить качество муниципальной облигации. Например, на фондовых рынках США сразу обращается внимание на кредитный рейтинг региона и страховое покрытие. Российские ценные бумаги не страхуются, поэтому важно тщательно проанализировать муниципальные облигации, чтобы определить оптимальный вариант для инвестирования.
Кредитные рейтинги составляются агентствами, например, S&P. Однако оценены далеко не все регионы РФ. ЦБ интерпретирует муниципальные облигации как активы высочайшего класса. Они приравнены к ОФЗ. Однако позиция главного финансового регулятора не определяет финансовое положение в регионах и не отражается на платежеспособности органов исполнительной власти.
Чтобы инвестировать и стабильно получать доход, нужно хорошо разбираться в особенностях региональной экономики. Начните с определения потенциала и межбюджетных отношений. Кризисные и успешные регионы предлагают примерно одинаковые купонные выплаты. Поэтому так важно выбрать надежные МО.
Уровень надежности облигаций – показатель состояния экономики региона. Эксперты рекомендуют вкладывать деньги в Москву и сырьевые регионы: Ханты-Мансийск, Тюмень. Субфедеральные по уровню надежности превосходят муниципальные облигации. Это обуславливается большим бюджетом, экономической устойчивостью.
Преимущества муниципальных облигаций
- Ежеквартальная купонная выплата – регулярный и стабильный пассивный доход для инвестора.
- Амортизация задолженности обеспечивает постепенную выплату средств. За год можно вернуть до 40% инвестированных денег. Риски заметно снижаются.
- Дефолт – прямая угроза политической стабильности, поэтому Федеральные власти сделают все для спасения региональных бюджетов.
- Налоговые льготы позволяют сэкономить 13% в сравнении с дивидендами по акциям.
- Фиксированные купонные выплаты упрощают планирование.
Экспертные рекомендации
Сопоставив преимущества и недостатки, можно выделить несколько важных советов:
- без знаний и навыков в сфере региональной экономики, вкладываться в МО не стоит;
- диверсифицируйте финансовый риск, если добавляете в портфель активы этого типа;
- вкладывайте в муниципальные займы небольшую часть инвестиционного капитала;
- обязательно изучите, что такое фондовый рынок и как на нем работать.
- не инвестируйте деньги в ценные бумаги кризисных регионов.
Это все что нужно знать об инвестировании в облигации муниципального значения.
Другие тексты на тему Инвестиции в ценные бумаги.
Виды облигаций и их классификация.
Погашение номинала облигации.
Российский рынок ценных бумаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в муниципальные облигации на нашем форуме.
Источник
ТОП 10:
Основной целью выпуска облигационных займов, обеспеченных земельными имущественными правами, является привлечение свободных денежных средств юридических и физических лиц в местные бюджеты за счет превращения имущественных прав в ликвидную (денежную) форму. Объективные условия положительного решения вопроса о выпуске данных ценных бумаг:недостаток местных бюджетных средств на освоение территорий и реализацию инвестиционных проектов, связанных с обустройством земель;относительно низкая капиталоемкость при привлечении финансовых ресурсов, так как основной формой обеспечения и погашения заемных средств являются имущественные права;неразвитость российского земельного рынка и связанная с этим относительная недооценка стоимости земли;возможность увеличения налогооблагаемой базы путем введения в финансовый оборот имущественных прав на земельныеучастки;возможность решения ряда региональных демографических проблем, связанных с миграцией населения.
Земельные беспроцентные облигации.Земельные беспроцентные облигации представляют собой средства платежа на земельных аукционах и конкурсах, проводимых администрацией городов.Каждый выпуск земельных беспроцентных облигаций оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в банке-депозитарии. Земельные беспроцентные облигации выпускаются в бездокументарной форме, в виде записи на счетах в уполномоченном банке-депозитарии. По требованию владельца земельных беспроцентных облигаций ему выдается свидетельство, подтверждающее право владения на приобретенное число облигаций. Размер эмиссии определяется стоимостной оценкой земель, выделяемых администрацией для погашения облигационного займа данного вида. Привлекательность выпуска земельных беспроцентных облигаций для эмитента заключается в аккумуляции свободных денежных средств физических и юридических лиц как в городе, так и за его пределами под имущественные права, а также в возможности получения дохода от разницы в ценах покупки и продажи облигаций. Привлекательность выпуска земельных беспроцентных облигаций для инвестора заключается в росте курсовой стоимости облигации за счет роста цен земли, надежности, ликвидности и возможности заключения арендного договора с правом последующего выкупа выделенных земельных участков (для юридических лиц) или получения в собственность указанных земельных участков (для физических лиц).Ликвидность земельных беспроцентных облигаций обеспечивается благодаря деятельности уполномоченного администрацией крупного и стабильного работающего регионального банка, который выполняет функции финансового менеджера, уполномоченного банка для размещения облигаций вне региона, а также сети уполномоченных инвестиционных институтов по обслуживанию займа. Срок действия земельных беспроцентных облигаций — не менее 5 лет. Земельные процентные облигации. Эти облигации представляют обязательство администрации выплатить их владельцу в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока погашения погасить облигацию либо денежными средствами, либо выделенными для этой цели земельными участками. Каждый выпуск таких облигаций оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в банке-депозитарии. Право собственности возникает с момента регистрации сделки по купле-продаже облигации в любом инвестиционном институте. Земельные процентные облигации являются именными и выпускаются в виде обособленных документов на бланках в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бланкам ценных бумаг (согласно техническим требованиям к ценным бумагам и их реквизитам). Размер эмиссии определяется стоимостной оценкой земель, выделенных администрацией для погашения облигационного займа данного вида. Потенциальным покупателем земельных процентных облигаций являются физические и юридические лица.Привлекательность облигаций для эмитента объясняется возможностью аккумуляции свободных денежных средств физических и юридических лиц, как в городе, так и за его пределами, получения дохода от курсовой разницы при купле-продаже облигаций, а также погашения эмитентом облигаций имущественными правами. Привлекательность облигаций для инвестора объясняется их доходностью, надежностью, ликвидностью, возможностью приобрести земельные участки, а также конвертировать данные облигации в другие ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти. Обеспечение ликвидности осуществляется через торги на фондовых биржах, широкую сеть банков и инвестиционных институтов, являющихся уполномоченными по обслуживанию данного займа. Срок действия земельной процентной облигации — 10—15 лет.
23.Государственная система управления ЖКХ.
снования служб Российского ЖКХ считают 16 января 1721 г., когда Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции. Он называл полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах» и т.д. Екатерина II ввела Полицейский Устав, в котором наряду с функциями, возлагаемыми на полицию Наказом Петра I, определялись нравственные качества государственных служащих.В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД). Департаментам этого министерства и его исполнительным органам на местах были переданы все вопросы реальной жизни, означенные в Наказах Петра I и Екатерины II. В МВД было три полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйственная. Хозяйственная полиция отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным инкубатором возникающих местных самоуправлений.Постепенно в связи с деконцентрацией власти наблюдается постепенная передача прав и имуществ властям городов. самоуправления, начался период централизации управления местным хозяйством;1917 г., декабрь — учрежден Комиссариат по местному само управлению с целью объединения деятельности всех городских и
земских учреждений;Начало процесса «собирания коммун». Для четкого определения административных единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды, волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были названы коммунотдлами;1920г., январь — создан Коммунальный отдел НКВД;1920г. — учреждено Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР. Начинается активное вторжение вновь создаваемых органов в среду управления жилищным фондом и установления цен на жилье. Новая власть с 1918 г. активно конфисковывала у домовладельцев доходное жилье; устанавливалась плата за жилье дифференцированно по «классовому признаку». В 1919 г. от квартирной платы были освобождены семьи красноармейцев, а в середине 1920 г. ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать и квартирная плата с рабочих и советских служащих была отменена.
1931 г.— создан Народный Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР. Основная цель — централизованное управление коммунальным хозяйством. Начиная с 1921 г. делаются попытки восстановления платной системы проживания в жилищном фонде, однако этот процесс проходит очень тяжело с организационной и психологической точек зрения. Тем не менее повышение квартирной платы относят к 1923 — 1925 гг., при этом квартирная плата оставалась дифференцированной. Была предпринята попытка установления «квартирного налога», т. е. налогового сбора в зависимости от дохода семьи. Этот налог в России вводился трижды: в 1922, 1924, 1933 гг. В 1943 г. этот налог был включен в состав подоходного налога;1946 г. — организовано Министерство коммунального хозяйства (МКХ) РСФСР;1971 г.— создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) РСФСР; 1990г. — организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации; 1990г. — образовано Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ, в настоящее время — Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России. Одной из причин таких «колебаний», на наш взгляд, во всех случаях является ситуация, вызванная необходимостью решения постоянно накапливающихся проблем в ЖКХ, которую Правительство стремилось и стремится решить «сверху». Рассмотрим «колебания» в высшей сфере государственного управления ЖКХ с позиций теории организации, менеджмента и теории систем. С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ свидетельствуют практически об отсутствии в управлении «вертикали», а это в свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и самосохранения системы в целом нарушено. В данной ситуации аппарат государственного управления «работает на себя», автономные ЖКХ работают также «на себя», что свидетельствует о признаке системного «застоя», а последнее — о нарушении обобщающего общесистемного правила основного обмена. Нарушен также общесистемный принцип «консервативности», так как в данном случае совокупность однородных системных единиц (ЖКХ, входящих в конкретное муниципальное хозяйство) не может образовать единое общее целое. Нарушен принцип соответствия распорядительства и подчинения так как у ЖКХ, входящих в муниципальное хозяйство, не один линейный руководитель (что требует указанный принцип), а два: органы местного самоуправления и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.Следовательно, при существующей в настоящее время методологии государственного управления ЖКХ — эффективное управление ЖКХ затруднительно. Однако упомянутые общесистемные законы и принципы будут выполнены, если в качестве базовой ячейки (центр «синхронизации») выбрать автономную социально-экономическую систему (муниципальное хозяйство), одной из функций которой является ЖКХ и из этих подсистем создать единую государственную социально-экономическую систему, функционирование которой с позиций теории организации и менеджмента вполне реально, естественно, при соблюдении принципов самоуправления системы и укреплении финансовой и нормативно-правовой базы местного самоуправления.
24.Финансово-экономические основы местного самоуправления. Муниципальное имущество.
Экономическую основу местного самоуправления согласно Закону составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также заемные средства. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Муниципальное имущество. Всобственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:
—для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
—обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.В собственности городских округов могут находиться:
—имущество, предназначенное для электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом;
—автомобильные дороги общего пользования, мосты, транспортные инженерные сооружения;
—жилищный фонд социального пользования для обеспечения малоимущих граждан и имущество, необходимое для содержания
муниципального жилищного фонда;
—пассажирский транспорт;
—имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;.Владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления от имени муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти муниципальных образований, отчуждать его, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Бюджетный процесс.Бюджет согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также по контролю за их исполнением.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с российским законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников дохода.
Собственные источники дохода — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Кодекса). К собственным доходам бюджетов относят:
• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов за
конодательством Российской Федерации;
• неналоговые доходы;
• безвозмездные перечисления.
Регулирующие источники дохода — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (ст. 48 Бюджетного кодекса).
Финансовый контроль.В основе контроля финансовой деятельности городского округа лежит территориальный сводный финансовый баланс. С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов, что позволяет осуществлять действенный контроль на всех этапах финансовой деятельности. При разработке территориального сводного финансового баланса необходимо помнить о том, что чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем больше вероятность ее устойчивого функционирования (самосохранения).Информационной базой при разработке территориального сводного финансового баланса являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти; экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития территории; показатели проектов планов экономического и социального развития территории и охраны природной среды; данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории, независимо от их ведомственной принадлежности.Территориальный сводный финансовый баланс позволяет оценить правильность доходов и расходов муниципального образования в текущем году, и дать прогноз на планируемый год.
Источник