Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий и решения множества сложных проблем: экономической оценки собственной кредитоспособности, залогового обеспечения займа и условий возвратности средств, определения схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения и решения множества других вопросов.
Любой инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги, в том числе и облигации муниципальных займов, в первую очередь думает об извлечении максимальной прибыли от этих вложений. Специфика муниципальных займов состоит в том, что это займы, организуемые органами местного самоуправления. А они избраны населением только для того, чтобы создавать благоприятную среду обитания для этого населения. Поэтому цель выпуска муниципальных займов существенно отличается от целей других эмитентов, а именно — решение местных проблем. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.
Группы муниципальных инвестиционных займов по их назначению:
а) Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие, как только что отмечалось, отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета.
б) Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета, т.е. в строительство или реконструкцию объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет. Такой заем может рассматриваться как чисто коммерческий, источником погашения займа по его условиям должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать после вывода объекта на рентабельную работу.
в) Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой заем тоже может рассматриваться как коммерческий. Условия займа должны предусматривать срок начала погашения заемных средств после осуществления инвестиционного проекта и получения экономии от вложений.
Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещении. Она должна предусматривать ряд последовательных этапов:
−подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта эмиссии;
−принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;
−утверждение представительным органом местного самоуправления основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;
−выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;
−назначение менеджера займа — ответственного лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;
−подготовка двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;
−подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ;
−принятие специального постановления главы администрации, утверждающего официальный текст проспекта эмиссии;
−формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа и фонда обслуживания текущих платежей по займу;
−организация размещения займа, для чего может быть привлечен специальный генеральный агент.
Наконец, важным моментом является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг и контроль, своевременное предотвращение чрезмерных рисков. От уровня этой исключительно сложной работы будет зависеть конечный результат.
Источник
Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий и решения множества сложных проблем: экономической оценки собственной кредитоспособности, залогового обеспечения займа и условий возвратности средств, определения схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения и решения множества других вопросов.
Любой инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги, в том числе и облигации муниципальных займов, в первую очередь думает об извлечении максимальной прибыли от этих вложений. Специфика муниципальных займов состоит в том, что это займы, организуемые органами местного самоуправления. А они избраны населением только для того, чтобы создавать благоприятную среду обитания для этого населения. Поэтому цель выпуска муниципальных займов существенно отличается от целей других эмитентов, а именно — решение местных проблем. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.
Группы муниципальных инвестиционных займов по их назначению:
а) Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие, как только что отмечалось, отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета.
б) Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета, т.е. в строительство или реконструкцию объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет. Такой заем может рассматриваться как чисто коммерческий, источником погашения займа по его условиям должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать после вывода объекта на рентабельную работу.
в) Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой заем тоже может рассматриваться как коммерческий. Условия займа должны предусматривать срок начала погашения заемных средств после осуществления инвестиционного проекта и получения экономии от вложений.
Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещении. Она должна предусматривать ряд последовательных этапов:
−подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта эмиссии;
−принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;
−утверждение представительным органом местного самоуправления основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;
−выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;
−назначение менеджера займа — ответственного лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;
−подготовка двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;
−подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ;
−принятие специального постановления главы администрации, утверждающего официальный текст проспекта эмиссии;
−формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа и фонда обслуживания текущих платежей по займу;
−организация размещения займа, для чего может быть привлечен специальный генеральный агент.
Наконец, важным моментом является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг и контроль, своевременное предотвращение чрезмерных рисков. От уровня этой исключительно сложной работы будет зависеть конечный результат.
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.001 с)…
Источник
Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий и решения множества сложных проблем: экономической оценки собственной кредитоспособности, залогового обеспечения займа и условий возвратности средств, определения схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения и решения множества других вопросов.
Любой инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги, в том числе и облигации муниципальных займов, в первую очередь думает об извлечении максимальной прибыли от этих вложений. Специфика муниципальных займов состоит в том, что это займы, организуемые органами местного самоуправления. А они избраны населением только для того, чтобы создавать благоприятную среду обитания для этого населения. Поэтому цель выпуска муниципальных займов существенно отличается от целей других эмитентов, а именно — решение местных проблем. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.
Группы муниципальных инвестиционных займов по их назначению:
а) Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие, как только что отмечалось, отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета.
б) Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета, т.е. в строительство или реконструкцию объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет. Такой заем может рассматриваться как чисто коммерческий, источником погашения займа по его условиям должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать после вывода объекта на рентабельную работу.
в) Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой заем тоже может рассматриваться как коммерческий. Условия займа должны предусматривать срок начала погашения заемных средств после осуществления инвестиционного проекта и получения экономии от вложений.
Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещении. Она должна предусматривать ряд последовательных этапов:
−подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта эмиссии;
−принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;
−утверждение представительным органом местного самоуправления основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;
−выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;
−назначение менеджера займа — ответственного лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;
−подготовка двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;
−подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ;
−принятие специального постановления главы администрации, утверждающего официальный текст проспекта эмиссии;
−формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа и фонда обслуживания текущих платежей по займу;
−организация размещения займа, для чего может быть привлечен специальный генеральный агент.
Наконец, важным моментом является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг и контроль, своевременное предотвращение чрезмерных рисков. От уровня этой исключительно сложной работы будет зависеть конечный результат.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник