КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Муниципальные займы: проблемы обоснованности и обслуживания
Тальяти 2013
Факультет экономики и управления
Кафедра государственное и муниципальное управление
Задание на курсовую работу
Исходные данные:
Конституция РФ, Законодательные и нормативно-правовые акты Министерства энергетики Российской Федерации, статистические данные о состоянии нефтегазового комплекса Тальятиской области, данные сети Интернет, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) раскрыть сущность государственной поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства;
б) проанализировать состояние нефтегазового комплекса Тальятиской области как объекта государственной поддержки ;
в) проанализировать политику поддержки нефтегазового комплекса Тальятиской области;
г) разработать рекомендации по совершенствованию политики государственной поддержки нефтегазового комплекса.
Перечень графического материала:
Таблицы, графики, рисунки, схемы, отражающие особенности государственной поддержки нефтегазового комплекса Тальятиской области
Дата выдачи задания «___»______________20__ г.
Срок защиты работы «___«______________20__ г.
Аннотация
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы политики государственной поддержки нефтегазового комплекса в Тальятиской области.
Структура курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы сущности муниципальных займов. Во втором разделе произведен анализ осуществления муниципальных займов на примере Тальятиского района и города Тальяти, определены проблемы муниципальных займов. В третьем разделе раскрыты пути совершенствования муниципальных заимствований.
Работа выполнена печатным способом на 32 страницах с использованием 28 источников, 2 таблиц.
Annotation
In this term paper the theoretical and practical questions of politics of state support of oil and gas complex are examined in the Orenburg area.
The structure of term paper looks like the following. The first division reflects theoretical bases of essence of municipal loans. In the second division the analysis of realization of municipal loans is produced on the example of the Orenburg district and city Orenburg, the problems of municipal loans are certain. The ways of perfection of the municipal borrowing are exposed in the third division.
Work is executed by the printed method on 32 pages with the use of 28 sources, 2 tables.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы муниципальных займов……………………………….7
1.1 Специфика муниципальных займов………………………………………….7
1.2 Формы и способы муниципальных заимствований………………………..10
1.3 Осуществление муниципальных заимствований………………………….13
2 Анализ осуществления муниципальных займов на примере
Тальятиского района и города Тальяти…………………………………….16
2.1 Муниципальные займы как источник финансирования дефицита
местных бюджетов……………………………………………………………….16
2.2 Муниципальные внутренние заимствования Тальятиского района
и города Тальяти на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов ….19
2.3 Проблемы муниципальных заимствований………………………………..24
3 Рекомендации по совершенствованию муниципальных заимствований….27
Заключение………………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………………31
Введение
Одним из важнейших направлений рыночной трансформации российской экономики является становление и развитие адекватных социально-экономических институтов. В ряду данных институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Вследствие этого исследование функционирования муниципальных займов в современных российских условиях имеет значительный интерес. С помощью облигационного займа финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним обычно ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно длительный, что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социально экономических проблем. Администрация контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств, правильный выбор объектов инвестирования. Ход займа и возвратность средств контролируются эмитентом и генеральным агентом займа ( в роли последнего выступает независимая инвестиционная компания имеющая соответствующую лицензию Министерства финансов РФ). Муниципальные займы позволяют муниципальным образованиям получить дополнительные финансовые ресурсы для развития своей экономики. Источниками муниципального кредита могут выступать: население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит). Наиболее важная форма муниципального кредита — взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность вопросов функционирования муниципальных займов в отечественной научной литературе обусловили выбор темы курсовой работы, постановку его цели и задач. Цель — исследование осуществления муниципального займа муниципального образования Тальятиский район и город Тальяти. Задачи курсовой работы: 1) определить специфику муниципальных займов; 2)рассмотреть формы и методы муниципальных займов; 3) рассмотреть механизм осуществления муниципальных займов; 4) провести анализ осуществления муниципальных займов на примере Тальятиского района и города Тальяти; 5) выявить проблемы муниципальных займов; 6) определить пути совершенствования муниципальных займов. Объект — муниципальные займы. Предмет — осуществление муниципальных займов на примере Тальятиского района и города Тальяти. Среди американских экономистов, исследовавших проблему муниципальных займов, можно выделить Л. Гитмана, Л. Дугласа, Д. Майкла, А. Нортона, Д. Райтсмана, Р. Робертсона.
В современных условиях ощущается недостаточность фундаментальных исследований, касающихся особенностей функционирования российских муниципальных займов. Среди имеющихся разработок по этому вопросу можно отметить труды В. Баринова, А. Данкова, Г. Ковалевой, Н. Красильниковой, Я. Миркина, А. Новикова, В. Тарачева, А. Фельдмана, С. Чижова, А. Шадрина.
В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном и взаимосвязанном развитии.
1 Теоретические основы муниципальных займов
1.1 Специфика муниципальных займов
Муниципальный заем представляет собой финансовый инструмент, имеющий принципиальные отличия от других близких по признакам фондовых инструментов (например, субфедеральных и государственных займов). Эта специфика требует детального анализа, а также разработки методологии (и, возможно, идеологии) реализации муниципальных эмиссионных проектов и адаптации известных финансовых технологий с учетом муниципальной специфики[1]. Детальный анализ специфики этих займов представляет собой специальную задачу и требует отдельного рассмотрения. Выделим ряд отличий. Первое отличие формируется различиями в объемах займов, которые могут осуществлять средние и малые города, с одной стороны, и реальными требованиями фондового рынка (в том числе вторичного) — с другой. Второе — связано с близостью займов к населению как потенциальному инвестору. Третье — с непрозрачностью муниципальных финансовых отношений и связанных с ними трудностями реальной оценки надежности и ликвидности займа. Четвертое — с острым недостатком в муниципалитетах квалифицированных специалистов, категорически необходимых для успешной подготовки и профессионального сопровождения эмиссионных проектов. Муниципальные займы в отличие от государственных и субфедеральных должны быть ориентированы не только и не столько на преодоление текущих бюджетных проблем, но прежде всего на реализацию конкретных инвестиционных проектов, призванных удовлетворять насущные проблемы местного сообщества. Соответственно, актуальной и значимой оказывается также нацеленность местных займов на инвестиции населения[1]. Выбирая муниципальные займы (инвестируя местные проекты), организуемые органами местного самоуправления, население создает для себя качественную и комфортную среду обитания. Поэтому цель выпуска муниципальных займов — это решение местных проблем путем привлечения средств населения соответствующего муниципального образования либо действующих на его территории хозяйствующих субъектов. При этом и население, и хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы в решении этих проблем больше, чем в получении дивидендов по облигациям займа. Держатели муниципальных облигаций должны быть готовы получать выгоду также и другим неденежным способом. Муниципальный заем в указанном нами смысле мало интересен для внешних инвесторов. Муниципальные ценные бумаги на вторичном рынке не могут конкурировать с федеральными и даже субфедеральными ценными бумагами. Вот почему местная власть постоянно должна думать о повышении благосостояния своего населения, поскольку именно население (включая экономически активное) может и должно являться основным заимодавцем для муниципалитета[2]. Таким образом, можно сделать вывод о различной природе займов вообще и муниципальных займов в частности. Муниципальные ценные бумаги существенно отличаются как по целевому назначению (займы, покрывающие бюджетный дефицит и кассовые разрывы, жилищные займы, проектные заимствования и т. д.), так и по масштабам потребных и посильных эмиссий, определяемых бюджетными возможностями и просто размерами различных муниципальных образований. Важным обстоятельством является тот факт, что в ряде регионов и муниципальных образований накоплен и продолжает накапливаться богатый опыт реализации муниципальных займов. Разработки этих проектов ведутся муниципальными органами либо самостоятельно, либо, чаще, при поддержке специализирующихся фондовых институтов, но проводятся, как правило, в условиях низкой степени информированности об опыте (как позитивном, так и негативном) других эмитентов. Существуют две главные формы муниципальных займов[3]:
1)выпуск муниципальных ценных бумаг;
2)ссуды.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии — бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. то плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсов, а с другой — наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Теория обычно выделяет шесть основных целей долгового финансирования.
Первая — финансирование текущего дефицита бюджета. Масштабные затраты местных властей, как правило носят сезонный характер. Так, к примеру, для одних регионов существует проблема обеспечения крайне сжатого во времени завода продукции («северный завод»), для других — авансовые выплаты производителям сельскохозяйственной продукции. Поскольку налоговые поступления в местный бюджет отличаются нерегулярностью, для одноразовой мобилизации крупных финансовых ресурсов требуются крупные заемные операции[4].
Вторая цель выпуска долговых обязательств — погашение ранее размещенных займов. Такой способ рефинансирования задолженности местного бюджета возможен лишь тогда, когда власти пользуются доверием держателей облигаций и при известной финансовой осмотрительности эмитентов. В противном случае может начаться неуправляемый сбор долговых обязательств, что рано или поздно приведет к разорению эмитента.
Третья задача, которую обычно решают путем выпуска долговых обязательств, заключается в сглаживании колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов). Решение этой задачи особенно важно для тех регионов, в которых налоговая база зависит от сезонного производственного цикла[4].
Четвертая цель — обеспечение коммерческих банков и иных финансовых структур (страховых и пенсионных фондов в первую очередь) ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал. Достижение этой цели в России пока не очень актуально, поскольку требование создания вторичных банковских резервов в правовой системе отсутствует. Впрочем, нормативы инвестиций для страховых фондов уже предполагают, что последние часть своих активов обязаны держать в ценных бумагах местных органов власти.
Пятая цель — финансирование собственных программ и капиталоемких проектов. Наиболее распространенными в этом смысле являются программы муниципального жилищного или дорожного строительства.
Шестая цель — долговые обязательства могут быть выпущены при соответствующих государственных гарантиях для поддержки организаций и учреждений, решающих те или иные общенациональные задачи или интересующих государство по каким либо другим причинам. Опыта конструирования и осуществления таких займов в России пока нет[4].
При разработке стратегии выпуска займов необходимо определить:
1)территориальные сегменты рынка, на которых будут размещаться облигации займов;
2)каким группам инвесторов на этих территориальных рынках данные бумаги предназначаются (коммерческим банкам, инвестиционным институтам, пенсионным фондам, промышленным предприятиям, населению);
3)финансовое состояние потенциальных инвесторов (обладают ли они свободными денежными средствами, которые могут быть вложены в облигации займа);
4)работают ли уже потенциальные инвесторы с подобными ценными бумагами и есть ли у них интерес к их покупке;
5)будут ли выпускаемые облигации привлекательными для потенциальных инвесторов, захотят ли они вложить в них свои средства;
6)что необходимо сделать для повышения привлекательности выпускаемой ценной бумаги для потенциальных инвесторов[6].
Инструментами проведения маркетинговых исследований по выпуску займа могут служить:
1)статистическая и справочная литература;
2)печатные материалы (статьи, обзоры и т.п.);
3)данные, предоставленные администрацией территории-эмитента;
4)специально проводимое анкетирование;
5)интервью.
Важное значение при размещении займа имеет его «прозрачность», т.е. открытость информации о целях займа, его участниках, направлениях использования и гарантиях возвратности мобилизованных по займу средств. Информационная закрытость займа может стать причиной недоверия к нему со стороны потенциальных инвесторов и отказа от приобретения облигаций.
Особое внимание должно быть обращено на рекламную компанию займа, которая осуществляется по трем основным направлениям:
1)для крупных потенциальных инвесторов — путем рассылки информационных материалов по займу и проведения прямых переговоров об условиях приобретения облигаций;
2)для населения — путем размещения рекламы займов в средствах массовой информации;
3)для профессиональных участников рынка ценных бумаг — в специальных изданиях.
Таким образом, по результатам маркетингового исследования определяется емкость будущего рынка ценных бумаг займов, строится общая схема предстоящего выпуска займа, разрабатываются основные характеристики выпускаемых ценных бумаг.
Источник
Èññëåäîâàíèå ïîíÿòèÿ è öåëåé Èññëåäîâàíèå ïîíÿòèÿ è öåëåé ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ — ïåðåäà÷è â ñîáñòâåííîñòü äåíåæíûõ ñðåäñòâ, êîòîðûå ìóíèöèïàëüíîå îáðàçîâàíèå îáÿçóåòñÿ âîçâðàòèòü â òîé æå ñóììå ñ óïëàòîé ïðîöåíòà íà ñóììó çàéìà. Ãàðàíòèè è èñòî÷íèêè ïîãàø
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Ìóíèöèïàëüíûå çàéìû
- 1.1 Ïîíÿòèå è öåëè ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ
- 1.2 Ãàðàíòèè è èñòî÷íèêè ïîãàøåíèÿ ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ
- 1.3 Îðãàíèçàöèÿ ìóíèöèïàëüíîãî çàéìà
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ðîëü çàéìîâ â áîëüøèíñòâå ñòðàí íå î÷åíü âåëèêà, õîòÿ â ïîñëåäíèå ãîäû â öåëîì ðÿäå ãîñóäàðñòâ íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ ê óâåëè÷åíèþ çàéìîâ, îñîáåííî êðàòêîñðî÷íûõ è ñðåäíåñðî÷íûõ. Íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷àþò çàêëàäíûå ëèñòû è ìóíèöèïàëüíûå îáëèãàöèîííûå çàéìû (ýòî îòíîñèòñÿ ê äîëãîñðî÷íûì çàéìàì). ×òî êàñàåòñÿ êðàòêîñðî÷íûõ çàéìîâ, òî çäåñü îñíîâíîé ôîðìîé ÿâëÿþòñÿ áîíû.
Ïðîöåíòíûå ñòàâêè ïî çàéìàì îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ óñòàíàâëèâàþò ñ ó÷åòîì óðîâíÿ ïðîöåíòà íà ðûíêàõ ññóäíûõ êàïèòàëîâ â ïåðèîä èõ âûïóñêà, ñ ó÷åòîì ñðîêà çàéìîâ, à òàêæå ñ ó÷åòîì ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè. ×àùå âñåãî ïðàâî âûïóñêàòü çàéìû èìåþò êðóïíûå ìóíèöèïàëüíûå îáðàçîâàíèÿ, ïðè÷åì çàéìû ìîãóò ðàçìåùàòüñÿ íå òîëüêî íà òåððèòîðèè ñîîòâåòñòâóþùåãî ìóíèöèïàëèòåòà, íî è çà åãî ïðåäåëàìè.
Ðàñõîäíûå ÷àñòè ìåñòíûõ áþäæåòîâ ïî ñâîåìó öåëåâîìó íàçíà÷åíèþ äåëÿòñÿ íà êàïèòàëüíûå (êàïèòàëîâëîæåíèÿ) è òåêóùèå (òî åñòü ðàñõîäóåìûå íà ïîêðûòèå òåêóùèõ ðàñõîäîâ). ×àñòü ðàñõîäîâ áþäæåòà èäåò íà ïîêðûòèå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ. Ãëàäûøåâ, À.Ã., Èâàíîâ Â.Í. Ìóíèöèïàëüíîå óïðàâëåíèå. / À. Ã. Ãëàäûøåâ. — Ì.: Ìóíèöèïàëüíûé ìèð, 2002. — ñ.240
Ñîâðåìåííûé íàó÷íûé è íîðìàòèâíî-ïðàâîâîé ïîäõîä ê ìóíèöèïàëüíûì çàèìñòâîâàíèÿì Ðîññèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíè ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê îäèí èç èñòî÷íèêîâ îáðàçîâàíèÿ ìóíèöèïàëüíûõ ôèíàíñîâ, â ÷àñòíîñòè, èñòî÷íèê ôèíàíñèðîâàíèÿ äåôèöèòà ìåñòíîãî áþäæåòà (ïî ïðîåêòó èëè â õîäå åãî èñïîëíåíèÿ), èñòî÷íèê ôèíàíñèðîâàíèÿ áþäæåòà ðàçâèòèÿ (êàïèòàëüíûå âëîæåíèÿ) èëè öåëåâûõ ìóíèöèïàëüíûõ ïðîãðàìì.
Ãîñóäàðñòâåííûé èëè ìóíèöèïàëüíûé çàåì — ïåðåäà÷à â ñîáñòâåííîñòü ÐÔ, ñóáúåêòà ÐÔ èëè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ, êîòîðûå ÐÔ, ñóáúåêò ÐÔ èëè ìóíèöèïàëüíîå îáðàçîâàíèå îáÿçóþòñÿ âîçâðàòèòü â òîé æå ñóììå ñ óïëàòîé ïðîöåíòà (ïëàòû) íà ñóììó çàéìà. Ïîëÿê Ã.Á. Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà Ðîññèè: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ/ Ã.Á. Ïîëÿê. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1999. — ñ.541
Ìóíèöèïàëüíûå çàèìñòâîâàíèÿ — çàéìû, ïðèâëåêàåìûå îò ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö â âàëþòå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïî êîòîðûì âîçíèêàþò äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ êàê çàåìùèêà èëè ãàðàíòà ïîãàøåíèÿ çàéìîâ äðóãèìè çàåìùèêàìè, âûðàæåííûå â âàëþòå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Âñòóïèâøèé â ñèëó ñ 01.01.2000ã. Áþäæåòíûé êîäåêñ ÐÔ îïðåäåëÿåò ìóíèöèïàëüíûå çàèìñòâîâàíèÿ êàê çàéìû è êðåäèòû, ïðèâëåêàåìûå îò þðèäè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ ëèö, ïî êîòîðûì âîçíèêàþò äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÌÎ êàê çàåìùèêà èëè ãàðàíòà ïîãàøåíèÿ çàéìîâ (êðåäèòîâ) äðóãèìè çàåìùèêàìè, âûðàæåííûå â âàëþòå îáÿçàòåëüñòâ (ñòàòüÿ 90). Ïðîáëåìà ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîì ðàññìàòðèâàåòñÿ ñåé÷àñ, ïðåæäå âñåãî, â ñâÿçè ñ èñòî÷íèêàìè ôèíàíñèðîâàíèÿ äåôèöèòà ìåñòíîãî áþäæåòà, ê êîòîðûì îòíîñÿò:
— ìóíèöèïàëüíûå çàéìû ïóòåì âûïóñêà öåííûõ áóìàã îò èìåíè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ;
— êðåäèòû êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé;
— áþäæåòíûå ññóäû è áþäæåòíûå êðåäèòû;
— ïîñòóïëåíèÿ îò ïðîäàæè ìóíèöèïàëüíîãî èìóùåñòâà;
— èçìåíåíèÿ îñòàòêîâ ñðåäñòâ íà ñ÷åòàõ ìåñòíîãî áþäæåòà.
Ñòàòüåé 92 Áþäæåòíîãî êîäåêñà ÐÔ óñòàíîâëåí ëèìèò íà ðàçìåð äåôèöèòà ìåñòíîãî áþäæåòà — íå áîëåå 10% îáúåìà åãî äîõîäîâ áåç ó÷åòà ôèíàíñîâîé ïîìîùè èç âûøåñòîÿùèõ áþäæåòîâ (íåêîòîðûå èñêëþ÷åíèÿ ñâÿçàíû ñ ïîñòóïëåíèÿìè îò ïðîäàæè èìóùåñòâà).
Îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îò èìåíè ìåñòíîãî ñîîáùåñòâà èìåþò ïðàâî ïðèáåãàòü ê çàèìñòâîâàíèÿì òîëüêî òîãäà, êîãäà èíîå ôèíàíñèðîâàíèå ðàñõîäîâ íåäîñòóïíî èëè ýêîíîìè÷åñêè íå öåëåñîîáðàçíî. Ôèíàíñîâûå ðåñóðñû ìîãóò ïðèâëåêàòüñÿ ïóòåì âûïóñêà ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã îò èìåíè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ è êðåäèòîâ. Ïðàâî îñóùåñòâëåíèÿ ìóíèöèïàëüíûõ çàèìñòâîâàíèé îò èìåíè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ è âûäà÷è ìóíèöèïàëüíûõ ãàðàíòèé äðóãèì çàåìùèêàì äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ êðåäèòîâ ïðèíàäëåæèò ãëàâå ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, åñëè óñòàâîì ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ íå óñòàíîâëåíî èíîå.
Ñîâîêóïíîñòü äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ìóíèöèïàëüíûì äîëãîì.
Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ íå äîëæíû ïðåâûøàòü 10 ëåò è ìîãóò ñóùåñòâîâàòü â ôîðìå:
— êðåäèòíûõ ñîãëàøåíèé è äîãîâîðîâ, çàêëþ÷åííûõ ìóíèöèïàëüíûì îáðàçîâàíèåì;
— ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ, îñóùåñòâëÿåìûõ ïóòåì âûïóñêà öåííûõ áóìàã îò èìåíè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ;
— äîãîâîðîâ î ïðåäîñòàâëåíèè ìóíèöèïàëüíûõ ãàðàíòèé, äîãîâîðîâ ïîðó÷èòåëüñòâà ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ïî îáåñïå÷åíèþ èñïîëíåíèÿ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèìè ëèöàìè;
— äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ þðèäè÷åñêèõ ëèö, ïåðåîôîðìëåííûõ â ìóíèöèïàëüíûé äîëã íà îñíîâå ïðàâîâûõ àêòîâ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.
Ìóíèöèïàëüíûé äîëã ïîëíîñòüþ è áåç óñëîâèé îáåñïå÷èâàåòñÿ âñåì ìóíèöèïàëüíûì èìóùåñòâîì, ñîñòàâëÿþùèì ìóíèöèïàëüíóþ êàçíó. Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ è ñóáúåêòû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íå íåñóò îòâåòñòâåííîñòè ïî äîëãîâûì îáÿçàòåëüñòâàì ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, åñëè óêàçàííûå îáÿçàòåëüñòâà íå áûëè èìè ãàðàíòèðîâàíû. Ìóíèöèïàëüíûå îáðàçîâàíèÿ íå îòâå÷àþò ïî äîëãîâûì îáÿçàòåëüñòâàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, åñëè ñîîòâåòñòâóþùèå îáÿçàòåëüñòâà íå áûëè èìè ãàðàíòèðîâàíû.
 ìåñòíîì áþäæåòå äîëæåí áûòü óñòàíîâëåí âåðõíèé ïðåäåë ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà. Ïðè ýòîì ïðåäåëüíî äîïóñòèìàÿ ñóììà äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïðåäåëüíûé îáúåì çàåìíûõ ñðåäñòâ, íàïðàâëÿåìûõ ìóíèöèïàëüíûì îáðàçîâàíèåì â òå÷åíèå òåêóùåãî ôèíàíñîâîãî ãîäà íà ôèíàíñèðîâàíèå äåôèöèòà ìåñòíîãî áþäæåòà, ïðåäåëüíûé îáúåì ðàñõîäîâ íà îáñëóæèâàíèå ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà â òåêóùåì ôèíàíñîâîì ãîäó, ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íå ìîãóò ïðåâûøàòü çíà÷åíèé, óñòàíîâëåííûõ Áþäæåòíûì êîäåêñîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ïðåäåëüíûé îáúåì ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà íå äîëæåí ïðåâûøàòü îáúåì äîõîäîâ ñîîòâåòñòâóþùåãî áþäæåòà áåç ó÷åòà ôèíàíñîâîé ïîìîùè èç áþäæåòîâ äðóãèõ óðîâíåé áþäæåòíîé ñèñòåìû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
ìóíèöèïàëüíûé çàåì äåíåæíûé ñîáñòâåííîñòü
Îáùåèçâåñòíî, ÷òî ãëàâíûì óñëîâèåì îñóùåñòâëåíèÿ ëþáîãî çàéìà ÿâëÿåòñÿ íàäåæíàÿ ãàðàíòèÿ åãî îáåñïå÷åíèÿ. Ñèñòåìà ãàðàíòèé âûïîëíåíèÿ îáÿçàòåëüñòâ ïî ìóíèöèïàëüíûì çàéìàì ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ðàçëè÷íûå âèäû àêòèâîâ è èìóùåñòâåííûõ ïðàâ. Îñíîâíûå èç íèõ — áþäæåòíûå ñðåäñòâà è èìóùåñòâî, íàõîäÿùååñÿ â ñîáñòâåííîñòè ìåñòíûõ âëàñòåé.
Îäíàêî íå ñåêðåò, ÷òî â óñëîâèÿõ òîòàëüíîé äåôèöèòíîñòè ìåñòíûõ áþäæåòîâ áþäæåòíûå ãàðàíòèè ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ ÿâëÿþòñÿ ìàëîïðèâëåêàòåëüíûì ïîêðûòèåì âëîæåíèé èíâåñòîðîâ. Çàëîã íåäâèæèìîñòè èíâåñòîðû òàêæå íå ñêëîííû ðàññìàòðèâàòü êàê íàäåæíóþ è äîñòàòî÷íóþ ãàðàíòèþ çàéìà: âîçíèêàåò ïðîáëåìà àäåêâàòíîé è îïåðàòèâíîé ðåàëèçàöèè ýòîãî èìóùåñòâà.
Èç äàííîãî ïîëîæåíèÿ ìóíèöèïàëüíûìè ñòðóêòóðàìè åùå â íà÷àëå 90-õ ãã. áûë íàéäåí äîâîëüíî ïðîñòîé âûõîä — ñîçäàíèå äîïîëíèòåëüíûõ ãàðàíòèé ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ ïóòåì âëîæåíèÿ ÷àñòè ïðèâëå÷åííûõ ñðåäñòâ â âûñîêîäîõîäíûå ôèíàíñîâûå àêòèâû. Íàèáîëüøóþ äîõîäíîñòü è íàäåæíîñòü íà ôîíäîâîì ðûíêå â òîò ïåðèîä èìåëè ôåäåðàëüíûå öåííûå áóìàãè. Îíè òî è ñòàëè îñíîâíûì èñòî÷íèêîì ôîðìèðîâàíèÿ ãàðàíòèéíûõ ôîíäîâ ïî ìóíèöèïàëüíûì çàéìàì. Èãíàòîâ Â.Ã., Ðóäîé Â.Â. Ìåñòíîå ñàìîóïðàâëåíèå / Â.Ã. Èãíàòîâ, Â.Â. Ðóäîé. Èçä. 3-å, ïåðåðàá. è äîï. Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2005. — ñ.246
Ìóíèöèïàëüíûå îáðàçîâàíèÿ ìîãóò ïðåäîñòàâëÿòü ãàðàíòèè þðèäè÷åñêèì ëèöàì äëÿ îáåñïå÷åíèÿ èñïîëíåíèÿ èõ îáÿçàòåëüñòâ ïåðåä òðåòüèìè ëèöàìè. Ìóíèöèïàëüíûå ãàðàíòèè ïðåäîñòàâëÿþòñÿ óïîëíîìî÷åííûì îðãàíîì ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Ïðè ïðåäîñòàâëåíèè ìóíèöèïàëüíîé ãàðàíòèè ñîîòâåòñòâóþùèé ôèíàíñîâûé îðãàí îáÿçàí ïðîâåñòè ïðîâåðêó ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ïîëó÷àòåëÿ óêàçàííîé ãàðàíòèè. Ïðåäñòàâèòåëüíûé îðãàí ìîæåò ïîðó÷èòü êîíòðîëüíîìó îðãàíó ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ïðîâåñòè ïðîâåðêó ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ïîëó÷àòåëÿ ãîñóäàðñòâåííîé èëè ìóíèöèïàëüíîé ãàðàíòèè.  äîãîâîðå î ïðåäîñòàâëåíèè ãîñóäàðñòâåííîé èëè ìóíèöèïàëüíîé ãàðàíòèè äîëæíî áûòü óêàçàíî îáÿçàòåëüñòâî, êîòîðîå åþ îáåñïå÷èâàåòñÿ.  áþäæåòå äîëæåí áûòü óñòàíîâëåí âåðõíèé ïðåäåë îáùåé ñóììû ìóíèöèïàëüíûõ ãàðàíòèé, à òàêæå ïåðå÷åíü ãàðàíòèé íà ñóììó, ïðåâûøàþùóþ 0,01% ðàñõîäîâ ñîîòâåòñòâóþùåãî áþäæåòà.
Îáùàÿ ñóììà ïðåäîñòàâëåííûõ ãàðàíòèé âêëþ÷àåòñÿ â ñîñòàâ ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà êàê âèä äîëãîâîãî îáÿçàòåëüñòâà. Ïðè èñïîëíåíèè ïîëó÷àòåëåì ãàðàíòèè ñâîèõ îáÿçàòåëüñòâ ïåðåä òðåòüèì ëèöîì íà ñîîòâåòñòâóþùóþ ñóììó ñîêðàùàåòñÿ ìóíèöèïàëüíûé äîëã, ÷òî îòðàæàåòñÿ â îò÷åòå îá èñïîëíåíèè áþäæåòà. Ñîîòâåòñòâóþùèé ôèíàíñîâûé îðãàí âåäåò ó÷åò âûäàííûõ ãàðàíòèé, èñïîëíåíèÿ ïîëó÷àòåëÿìè óêàçàííûõ ãàðàíòèé ñâîèõ îáÿçàòåëüñòâ, îáåñïå÷åííûõ óêàçàííûìè ãàðàíòèÿìè, à òàêæå ó÷åò îñóùåñòâëåíèÿ ïëàòåæåé ïî âûäàííûì ãàðàíòèÿì. Íà îñíîâàíèè äàííûõ ýòîãî ó÷åòà ïðåäñòàâèòåëüíîìó îðãàíó âëàñòè ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïîäðîáíûé îò÷åò î âûäàííûõ ãàðàíòèÿõ ïî âñåì ïîëó÷àòåëÿì óêàçàííûõ ãàðàíòèé, îá èñïîëíåíèè ýòèìè ïîëó÷àòåëÿìè îáÿçàòåëüñòâ, îáåñïå÷åííûõ óêàçàííûìè ãàðàíòèÿìè, è îñóùåñòâëåíèè ïëàòåæåé ïî âûäàííûì ãàðàíòèÿì. Óòêèí Ý.À., Äåíèñîâ À.Ô.Ãîñóäàðñòâåííîå è ìóíèöèïàëüíîå óïðàâëåíèå / Ý. À. Óòêèí. — Ì.: Àññîöèàöèÿ àâòîðîâ è èçäàòåëåé «Òàíäåì». Èçäàòåëüñòâî «ÝÊÌÎÑ», 2001. — ñ. 207
×òî êàñàåòñÿ èñòî÷íèêîâ ïîãàøåíèÿ ìóíèöèïàëüíîãî çàéìà, òî çäåñü, êàê ïîêàçûâàåò îòå÷åñòâåííàÿ ïðàêòèêà, âî-ïåðâûõ, ìîæíî íàéòè èñòî÷íèê ïîãàøåíèÿ çàéìà, âî-âòîðûõ, ñäåëàòü çàåì ïðèâëåêàòåëüíûì çà ñ÷åò íåòðàäèöèîííîé ôîðìû âûïîëíåíèÿ îáÿçàòåëüñòâ. Èìåííî ê ïîñëåäíåìó ðåøåíèþ äàííîãî âîïðîñà ÷àñòî ïðèáåãàëè ðîññèéñêèå ðàçðàáîò÷èêè èíâåñòèöèîííûõ çàéìîâ, ïîãàøàåìûõ â íàòóðàëüíîé ôîðìå (æèëüåì, òåëåôîíàìè, çåìåëüíûìè ó÷àñòêàìè). Òàê âîçíèêëè, íàïðèìåð, æèëèùíûå ñåðòèôèêàòû. Îäíàêî òàêîé ïîäõîä àêòóàëåí ëèøü äëÿ öåëåâûõ ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ. Ïðè ýìèññèè ðûíî÷íûõ ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã èñïîëüçóåòñÿ òðàäèöèîííàÿ ôîðìà äåíåæíîãî ïîãàøåíèÿ.
Ìóíèöèïàëüíûå öåííûå áóìàãè ìîãóò âûïóñêàòüñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â öåëÿõ ôèíàíñèðîâàíèÿ èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ (äëÿ êàïèòàëîâëîæåíèé, ìåð ïî ñîäåéñòâèþ êàïèòàëîâëîæåíèÿì è äëÿ êîíñîëèäàöèè äîëãîâ) â ñëó÷àÿõ è îáúåìàõ, ïðåäóñìîòðåííûõ ìåñòíûì áþäæåòîì. Âûïóñê ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã è èñïîëíåíèå îáÿçàòåëüñòâ ïî íèì îáåñïå÷èâàåòñÿ ðåçåðâíûì ìóíèöèïàëüíûì èìóùåñòâåííûì ôîíäîì è ñðåäñòâàìè ìåñòíîãî áþäæåòà, ïðåäóñìîòðåííûìè äëÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ èíâåñòèöèîííûõ ðàñõîäîâ.
Ýìèññèÿ ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã äîïóñêàåòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå óòâåðæäåíèÿ ðåøåíèåì îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â áþäæåòå íà òåêóùèé ôèíàíñîâûé ãîä ïðåäåëüíîãî ðàçìåðà ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà è ïðåäåëüíîãî îáúåìà çàåìíûõ ñðåäñòâ, íàïðàâëÿåìûõ ìóíèöèïàëüíûì îáðàçîâàíèåì â òå÷åíèå òåêóùåãî ôèíàíñîâîãî ãîäà íà ôèíàíñèðîâàíèå áþäæåòíîãî äåôèöèòà.  ñîñòàâå ïðåäåëüíîãî îáúåìà çàåìíûõ ñðåäñòâ íå ó÷èòûâàþòñÿ ñðåäñòâà, ïðèâëåêàåìûå è ïîëíîñòüþ èñïîëüçóåìûå â òåêóùåì ôèíàíñîâîì ãîäó íà ïîãàøåíèå èìåþùåãîñÿ äîëãà, ðàñõîäû íà îáñëóæèâàíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà è ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà â òåêóùåì ôèíàíñîâîì ãîäó.
Åñëè ïðè èñïîëíåíèè ìåñòíîãî áþäæåòà ðàñõîäû íà îáñëóæèâàíèå ìóíèöèïàëüíîãî äîëãà ïðåâûøàþò 15% ðàñõîäîâ åãî áþäæåòà, à òàêæå â ñëó÷àå ïðåâûøåíèÿ ïðåäåëüíîãî îáúåìà çàåìíûõ ñðåäñòâ, êîãäà ìóíèöèïàëüíîå îáðàçîâàíèå íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü îáñëóæèâàíèå è ïîãàøåíèå ñâîèõ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ, óïîëíîìî÷åííûé íà òî îðãàí ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ìîæåò ïðèìåíèòü ñëåäóþùèå ìåðû: íàçíà÷èòü ðåâèçèþ ìåñòíîãî áþäæåòà, ïåðåäàòü èñïîëíåíèå ìåñòíîãî áþäæåòà ïîä êîíòðîëü îðãàíà, èñïîëíÿþùåãî áþäæåò ñóáúåêòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, èëè ïðèíÿòü èíûå ìåðû, ïðåäóñìîòðåííûå áþäæåòíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Óòêèí Ý.À., Äåíèñîâ À.Ô.Ãîñóäàðñòâåííîå è ìóíèöèïàëüíîå óïðàâëåíèå / Ý. À. Óòêèí. — Ì.: Àññîöèàöèÿ àâòîðîâ è èçäàòåëåé «Òàíäåì». Èçäàòåëüñòâî «ÝÊÌÎÑ», 2001. — ñ. 205
Ãîñóäàðñòâåííûå è ìóíèöèïàëüíûå çàéìû îñóùåñòâëÿþòñÿ ïóòåì âûïóñêà öåííûõ áóìàã îò èìåíè ÐÔ, ñóáúåêòà ÐÔ èëè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ïî äîãîâîðó ãîñóäàðñòâåííîãî è ìóíèöèïàëüíîãî çàéìà çàåìùèêîì è ýìèòåíòîì âûñòóïàåò ÐÔ, ñóáúåêò ÐÔ èëè ìóíèöèïàëüíîå îáðàçîâàíèå, à èíâåñòîðîì — ãðàæäàíèí èëè þðèäè÷åñêîå ëèöî-ðåçèäåíò èëè íåðåçèäåíò.
Äîãîâîð ãîñóäàðñòâåííîãî èëè ìóíèöèïàëüíîãî çàéìà çàêëþ÷àåòñÿ ïóòåì ïðèîáðåòåíèÿ èíâåñòîðîì âûïóùåííûõ ãîñóäàðñòâåííûõ ëèáî ìóíèöèïàëüíûõ îáëèãàöèé èëè äðóãèõ ãîñóäàðñòâåííûõ ëèáî ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã, óäîâëåòâîðÿþùèõ ïðàâî èíâåñòîðà íà ïîëó÷åíèå îò çàåìùèêà ïðåäîñòàâëåííûõ åìó âçàéìû äåíåæíûõ ñðåäñòâ èëè, â çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé çàéìà, äðóãîãî èìóùåñòâà, óñòàíîâëåííûõ ïðîöåíòîâ ëèáî äðóãèõ èìóùåñòâåííûõ ïðàâ â ñðîêè, ïðåäóñìîòðåííûå óñëîâèÿìè âûïóñêà çàéìà â îáðàùåíèå. Èçìåíåíèå óñëîâèé âûïóùåííîãî â îáðàùåíèå çàéìà íå äîïóñêàåòñÿ. Ãîñóäàðñòâåííûå è ìóíèöèïàëüíûå çàéìû ÿâëÿþòñÿ äîáðîâîëüíûìè.
Äîãîâîðû î ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèÿõ, èñïîëíåíèå êîòîðûõ òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ èõ ïðåäåëüíûõ îáúåìîâ, óòâåðæäåííûõ ôåäåðàëüíûì çàêîíîì î ôåäåðàëüíîì áþäæåòå, âêëþ÷àþòñÿ òîëüêî ïîñëå âíåñåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ èçìåíåíèé â ôåäåðàëüíûé áþäæåò íà î÷åðåäíîé ôèíàíñîâûé ãîä.
Äîãîâîðû î ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèÿõ ÐÔ, î ïðåäîñòàâëåíèè ãàðàíòèé ïî âíåøíèì çàéìàì ïîäëåæàò ðàòèôèêàöèè ïðè ñëåäóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ:
1) åñëè ïðåäóñìîòðåííûå ýòèìè äîãîâîðàìè çàéìû èëè ãàðàíòèè íå âêëþ÷åíû â ïðîãðàììó ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ èëè ïðèâëåêàåìûå ïî íèì ôèíàíñîâûå ñðåäñòâà ïðåâûøàþò ñóììó, ýêâèâàëåíòíóþ 10 ìëí. äîëë. ÑØÀ, íà âåñü ñðîê çàéìà;
2) åñëè èñïîëíåíèå òàêèõ äîãîâîðîâ òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ ïðåäåëüíûõ îáúåìîâ ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé, óòâåðæäåííûõ ôåäåðàëüíûì çàêîíîì î ôåäåðàëüíîì áþäæåòå íà î÷åðåäíîé ôèíàíñîâûé ãîä;
3) äðóãèì îñíîâàíèÿì, ïðåäóñìîòðåííûì çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ.
Ãîñóäàðñòâåííûå âíóòðåííèå è âíåøíèå çàèìñòâîâàíèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðîãðàììàìè, óòâåðæäàåìûìè íà î÷åðåäíîé ôèíàíñîâûé ãîä.
Åæåãîäíî ðàçðàáàòûâàþòñÿ è óòâåðæäàþòñÿ ïðîãðàììû ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ è ïðåäîñòàâëÿåìûõ ÐÔ ãîñóäàðñòâåííûõ êðåäèòîâ, îòðàæàþùèå ïåðå÷åíü âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé ôåäåðàëüíîãî áþäæåòà íà î÷åðåäíîé ôèíàíñîâûé ãîä ñ óêàçàíèåì öåëè, èñòî÷íèêîâ, ñðîêîâ âîçâðàòà, îáùåãî îáúåìà çàèìñòâîâàíèé, îáúåìà èñïîëüçîâàííûõ ñðåäñòâ ïî çàéìó äî íà÷àëà ôèíàíñîâîãî ãîäà è îáúåìà çàèìñòâîâàíèé â äàííîì ôèíàíñîâîì ãîäó.
 ïðîãðàììå ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ îòäåëüíî ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ âñå çàéìû è ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè, âåëè÷èíà êîòîðûõ ïðåâûøàåò ñóììó, ýêâèâàëåíòíóþ 10 ìëí. äîëë. ÑØÀ, íà âåñü ñðîê çàéìà. Ïðàâèòåëüñòâî ÐÔ èìååò ïðàâî íà îñóùåñòâëåíèå âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé, íå âêëþ÷åííûõ â ïðîãðàììó ãîñóäàðñòâåííûõ âíåøíèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ, åñëè îíè îñóùåñòâëÿþòñÿ â ïðîöåññå ðåñòðóêòóðèçàöèè ãîñóäàðñòâåííîãî âíåøíåãî äîëãà ÐÔ, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðàñõîäîâ íà îáñëóæèâàíèå ãîñóäàðñòâåííîãî âíåøíåãî äîëãà â ðàìêàõ åãî ïðåäåëüíîãî îáúåìà. Òàêîå ïðàâî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ òîëüêî íà íåñâÿçàííûå ãîñóäàðñòâåííûå âíåøíèå çàèìñòâîâàíèÿ.
Ïðîãðàììû ãîñóäàðñòâåííûõ âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ, ñóáúåêòîâ ÐÔ, ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïåðå÷åíü âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ, ñóáúåêòîâ ÐÔ, ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé íà î÷åðåäíîé ôèíàíñîâûé ãîä ïî ôîðìàì è âèäàì çàèìñòâîâàíèé, îáùèé îáúåì çàèìñòâîâàíèé, íàïðàâëÿåìûõ íà ïîêðûòèå äåôèöèòà áþäæåòà.  ïðîãðàììû âêëþ÷àþòñÿ ñîãëàøåíèÿ î çàéìàõ, çàêëþ÷åííûå â ïðåäûäóùèå ãîäû, åñëè òàêèå ñîãëàøåíèÿ íå óòðàòèëè ñèëó.
Ïðè âûïóñêå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ, ñóáúåêòîâ ÐÔ, ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé ñ îáåñïå÷åíèåì èñïîëíåíèÿ îáÿçàòåëüñòâ â âèäå îáîñîáëåííîãî èìóùåñòâà ïðîãðàììû ãîñóäàðñòâåííûõ âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé ÐÔ, ñóáúåêòîâ ÐÔ, ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé ñîäåðæàò êîëè÷åñòâåííûå äàííûå îá ýìèññèè òàêèõ îáÿçàòåëüñòâ, âûðàæåííûå â íàöèîíàëüíîé âàëþòå, à òàêæå ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü èìóùåñòâà, êîòîðîå ìîæåò ñëóæèòü îáåñïå÷åíèåì èñïîëíåíèÿ ýòèõ îáÿçàòåëüñòâ â òå÷åíèå ñðîêà çàèìñòâîâàíèÿ.
Ïðè âûïóñêå ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã ïîä îáîñîáëåííîå èìóùåñòâî, íàõîäÿùååñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè, â ñîîòâåòñòâèè ñ óñëîâèÿìè ýìèññèè èñïîëíåíèå îáÿçàòåëüñòâ ïî òàêèì öåííûì áóìàãàì ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ ïóòåì ïåðåäà÷è â ñîáñòâåííîñòü âëàäåëüöåâ ýòèõ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã èìóùåñòâà, ÿâèâøåãîñÿ îáåñïå÷åíèåì èõ âûïóñêà. Áàáè÷ À.Ì., Ïàâëîâà Ë.Í. Ãîñóäàðñòâåííûå è ìóíèöèïàëüíûå ôèíàíñû/ À. Ì. Áàáè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ, 2002. — ñ.168
Ìóíèöèïàëüíûå çàèìñòâîâàíèÿ — çàéìû, ïðèâëåêàåìûå îò ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö â âàëþòå ÐÔ, ïî êîòîðûì âîçíèêàþò äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ êàê çàåìùèêà èëè ãàðàíòà ïîãàøåíèÿ çàéìîâ äðóãèìè çàåìùèêàìè, âûðàæåííûå â âàëþòå ÐÔ.
Îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îò èìåíè ìåñòíîãî ñîîáùåñòâà èìåþò ïðàâî ïðèáåãàòü ê çàèìñòâîâàíèÿì òîëüêî òîãäà, êîãäà èíîå ôèíàíñèðîâàíèå ðàñõîäîâ íåäîñòóïíî èëè ýêîíîìè÷åñêè íå öåëåñîîáðàçíî.
Ìóíèöèïàëüíûå çàéìû îñóùåñòâëÿþòñÿ ïóòåì âûïóñêà öåííûõ áóìàã îò èìåíè ÐÔ, ñóáúåêòà ÐÔ èëè ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Îòëè÷èå ìóíèöèïàëüíûõ çàéìîâ îò ãîñóäàðñòâåííûõ ñîñòîèò â òîì, ÷òî âûïóñê ìóíèöèïàëüíûõ îáëèãàöèé îáåñïå÷èâàåòñÿ ìóíèöèïàëüíûì èìóùåñòâîì è ñðåäñòâàìè ìåñòíîãî áþäæåòà. Ãîñóäàðñòâî íå íåñåò îòâåòñòâåííîñòè ïî îáÿçàòåëüñòâàì ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, à ìóíèöèïàëüíîå îáðàçîâàíèå íå íåñåò îòâåòñòâåííîñòè ïî îáÿçàòåëüñòâàì ãîñóäàðñòâà. Ïîðÿäîê âûïóñêà ìóíèöèïàëüíûõ îáëèãàöèé, ðàçìåùåíèÿ, îáðàùåíèÿ, è ðàñïðîñòðàíåíèÿ èõ îïðåäåëÿåòñÿ çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ.
Ìóíèöèïàëüíûå ãàðàíòèè ïðåäîñòàâëÿþòñÿ þðèäè÷åñêèì ëèöàì äëÿ îáåñïå÷åíèÿ èñïîëíåíèÿ èõ îáÿçàòåëüñòâ ïåðåä òðåòüèìè ëèöàìè. Îíè ïðåäîñòàâëÿþòñÿ óïîëíîìî÷åííûì îðãàíîì ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, êîòîðûé îáÿçàí ïðîâåñòè ïðîâåðêó ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ïîëó÷àòåëÿ ãàðàíòèè.
Îñíîâíûìè öåëÿìè ýìèññèè ìóíèöèïàëüíûõ öåííûõ áóìàã â çàâèñèìîñòè îò ñðîêà îáðàùåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ: ïîêðûòèå ñåçîííûõ è âðåìåííûõ äèñáàëàíñîâ ìåæäó ðàñõîäàìè è ïîñòóïëåíèÿìè íàëîãîâûõ ïëàòåæåé (êðàòêîñðî÷íûå áóìàãè), ôèíàíñèðîâàíèå äîëãîñðî÷íûõ öåëåâûõ ïðîãðàìì, à òàêæå ïîêðûòèå äîëãîñðî÷íîãî áþäæåòíîãî äåôèöèòà, êîòîðûé âîçíèêàåò âñëåäñòâèå òåêóùèõ îïåðàöèé.
1) Áàáè÷ À.Ì., Ïàâëîâà Ë.Í. Ãîñóäàðñòâåííûå è ìóíèöèïàëüíûå ôèíàíñû / À. Ì. Áàáè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ, 2002. — 687 ñ.
2) Ãëàäûøåâ, À.Ã., Èâàíîâ Â.Í. Ìóíèöèïàëüíîå óïðàâëåíèå. / À. Ã. Ãëàäûøåâ. — Ì.: Ìóíèöèïàëüíûé ìèð, 2002. — 560 ñ.
3) Èãíàòîâ Â.Ã., Ðóäîé Â.Â. Ìåñòíîå ñàìîóïðàâëåíèå / Â.Ã. Èãíàòîâ, Â.Â. Ðóäîé. Èçä. 3-å, ïåðåðàá. è äîï. Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2005. — 480 ñ.
4) Ïîëÿê Ã.Á. Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà Ðîññèè: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ/ Ã.Á. Ïîëÿê. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1999. — 550 ñ.
5) Óòêèí Ý.À., Äåíèñîâ À.Ô.Ãîñóäàðñòâåííîå è ìóíèöèïàëüíîå óïðàâëåíèå / Ý. À. Óòêèí. — Ì.: Àññîöèàöèÿ àâòîðîâ è èçäàòåëåé «Òàíäåì». Èçäàòåëüñòâî «ÝÊÌÎÑ», 2001. — 304 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник