Дело №
А40-79366/2017-145-711
21 августа 2017г.
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2017г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи
Вигдорчика Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з О.В. Широбоковой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инновации Сарова» (ОГРН 1105254001665, ИНН 5254483590, 607188, г.Саров, ул. Димитрова, д. 1)
к Некоммерческой организации фонд и развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (ОГРН 1107799016720, ИНН 7701058410, 143026, территория Сколково инновационного центра, ул. Луговая, д. 4)
о признании необоснованным и несоответствующим закону решения от 28.12.2016г. № 55, об обязании.
при участии: от заявителя – Строганцев М.Н., доверенность № 1 от 06.09.2016г., паспорт, от ответчика – Буш И.А., доверенность № 77 АВ 1052884 от 10.10.2016г., паспорт, Шарманжинов А.С., доверенность № 77 АВ 1052453 от 23.08.2016г., паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Инновации Сарова» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Некоммерческой организации фонд и развития центра разработки и коммерциализации новых технологий о признании незаконным решение председателя правления некоммерческой организации Фонд «Сколково» от 28.12.2016г. № 55 о досрочном исключении из реестра участников проекта и функционирования инновационного центра «Сколково».
Представитель заявителя в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчик в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Из заявления общества следует, что 28.12.2016г. председателем правления некоммерческой организации Фонд «Сколково» вынесено решение № 55 о досрочном исключении из реестра участников проекта и функционирования инновационного центра «Сколково».
Посчитав указанное решение незаконным и необоснованным заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из системного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории регулируются Федеральным законом от 28.09.2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
В соответствии с ч. 3 ст. 6, ч. 4 ст. 7 и ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» на управляющую компанию проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» возложена функция по осуществлению контроля за соответствием деятельности лиц, участвующих в реализации проекта, требованиям Закона и правил проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» (далее — правила проекта).
Фонд является управляющей компанией в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона, пп. «г» п. 4 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 20.05.2009г. № 579, протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 26.10.2010г. №11.
Особенность деятельности Фонда по реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» определяется Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», решениями Президента Российской Федерации и уставом Фонда (ч. 1 ст. 8 Закона).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ для реализации проекта управляющая компания осуществляет, в числе основных функций, организацию исследовательской деятельности и содействие ее осуществлению.
При этом под исследовательской деятельностью согласно п. 9 ст. 2 Закона понимается осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, определённым в соответствии с настоящим Законом, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
Из представленных материалов следует, что общество внесено в реестр участников проекта 21.05.2013 (основной регистрационный номер — 1120596) на основании решения Фонда.
Согласно ч. 1 ст. 6, ст. 7, п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона лица, участвующие в реализации проекта, обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, правилами проекта.
Правила проекта — совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, которые утверждаются управляющей компанией в соответствии Законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и исполнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами (п. 11 ст. 2, ч. 3 ст. 7 Закона).
В соответствии с вышеуказанными нормами Фондом приняты содержащие правила проекта Положение о присвоении и утрате статуса участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» от 12.09.2012г., Правила осуществления исследовательской деятельности участниками проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» от 11.12.2013г., которые размещены Фондом на официальном сайте sk.ru в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона и подлежали применению во взаимоотношениях Фонда с участником.
Положение о присвоении статуса определяет порядок присвоения и утраты статуса участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» (п. 1 Положения о присвоении статуса).
Правила осуществления исследовательской деятельности регулируют порядок осуществления исследовательской деятельности участниками и содержат правила проекта в значении этого понятия, используемом в ст. 2 и 7 Закона (п. 1 Правил осуществления исследовательской деятельности).
В рамках осуществления Фондом функций управляющей компании по контролю за соблюдением участниками проекта правил проекта в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона установлено, что общество в нарушение подп. 2 п. 3 ст. 2 Правил в 2015 году осуществляло деятельность, не являющуюся исследовательской, а именно выдачу займов, что не соответствует понятию исследовательской деятельности, в том числе с учетом специальных положений Правил, допускающих предоставление займов участником проекта на определенных условиях.
На основании изложенного, председателем правления некоммерческой организации Фонд «Сколково» от 28.12.2016г. № 55 о досрочном исключении из реестра участников проекта и функционирования инновационного центра «Сколково».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, отмечает следующее.
Так, суд отклоняет довод общества о том, что Правила исследовательской деятельности в редакция от 20.06.2016г. не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до момента их издания, в связи с чем общество имело право выдавать кредиты.
Проверкой установлено, что общество в 2015-2016 году предоставлялись займы на общую сумму 10 600 000 руб., размер процентных ставок по которым превышал существующие в месте нахождения участника, опубликованные Банком России и имевшие место в соответствующий период ставки банковского процента по вкладам физических лиц, т.е. деятельность по предоставлению займов не соответствовала критериям выдаваемых участниками займов «иным видам деятельности, необходимым для осуществления исследований, разработок и коммерциализации результатов» (ч. 9 ст. 2 Закона, пп. 2 «г» п. 3 ст. 2 Правил осуществления исследовательской деятельности).
Заявителем предоставлялись займы на общую сумму 10 600 000 руб. по 7 договорам от 01.06.2015 №№ ДЗ-010615-01, ДЗ-010615-02, ДЗ-010615-03, ДЗ-010615-04, ДЗ-010615-05, ДЗ-010615-06, ДЗ-010615-07) предоставил займы до 31.12.2015 компаниям ООО «ГК Бинар Ко», ООО «ПРИМА», ООО «Дельта — Сапфир», ООО «СИТИС», ООО «Бинар КБ», ООО «Компания Бартес», ООО «СветИК».
На момент предоставления займов действовали Правила осуществления исследовательской деятельности участниками проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» от 11.12.2013г. в редакции от 11.12.2013г. и от 03.06.2015г.
В соответствии с Правилами осуществления исследовательской деятельности в редакции от 11.12.2013г. – Предоставление участниками займов отнесено к недопустимой деятельности за исключением предоставления займов работникам участника проекта и случаев коммерческого кредита, включая предоплату по заключенным договорам.
В соответствии с Правилами осуществления исследовательской деятельности в редакции от 03.06.2015г. – займы как допустимый вид деятельности полностью исключен.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 2 Правил осуществления исследовательской деятельности в редакции от 20. 06.2016 участник осуществляет исключительно:
а) исследования;
б) разработки;
в) коммерциализацию результатов исследований и разработок
г) иные виды деятельности, необходимые для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов, к которым в том числе относится предоставление займов (не из средств гранта Фонда) юридическим лицам, входящим с участником в одну группу лиц в значении этого понятия, предусмотренном в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (при условии, что размер процентов по договорам займа не превышает существующих в месте нахождения участника, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц и что полученные в виде процентов денежные средства будут израсходованы на мероприятия по реализации инновационного проекта.
По смыслу положений указанных правил предоставление займов участниками проекта возможно только при соблюдении вышеуказанных критериев.
Правила осуществления исследовательской деятельности в редакции от 20.06.2016 имеют обратную силу в части, улучшающей положение участников проекта.
Вместе с тем, ООО «Инновации Сарова» предоставило по 7 договорам займы на общую сумму 10 860 000 руб.
По всем указанным договорам заключены дополнительные соглашения, продлевающие срок предоставления займа до 31.12.2016г., в связи с чем, до настоящего времени займы участнику не возвращены.
Проверкой установлено, что Заявитель начал осуществлять первые транши по займам с 08.06.2015г. (платежное поручение № 14 от 08.06.2015г. т. 2 л.д. 126) вплоть до середины 2016 года, что подтверждается платежными поручениями представленными в материалы дела. Факт предоставления займов обществом не обжалуется.
В силу п. 1 ст. 807 ГК РФ По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Таким образом, заявитель фактически предоставлял займы в период действия Правила осуществления исследовательской деятельности в редакции от 11.12.2013г. и от 03.06.2015г., когда указанные действия по предоставлению займов не признавались исследовательской деятельностью и были запрещены.
Суд также учитывает, что по всем указанным договорам процентная ставка составляет 16%, в связи с чем, на момент проверки и вынесения Фондом обжалуемого решения, деятельность заявителя по выдаче займов не соответствовали критериям установленным Законом и Правилами.
В связи с изложенным Фондом обосновано применены к заявителю при рассмотрении отношений по предоставляемых в 2015-2016г. годах займов нормы Правил осуществления исследовательской деятельности в редакции от 20.06.2016г.
При этом, доводы заявителя о возможности и готовности снизить процентную ставку по договорам займа до 7%, не является основанием для признания выводов Фонда, изложенных в обжалуемом решении необоснованными.
Как установлено п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона № 244-ФЗ и п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2 Правил, единственным источником получения прибыли для участников проекта должна являться деятельность по коммерциализации своих результатов исследований и разработок.
В силу п. 2 ст. 1 Правил осуществления исследовательской деятельности исследования и разработки – это научная и (или) научно-техническая деятельность (в том числе направленная на повышение эффективности внутренних процессов деятельности и улучшение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) участника) и экспериментальные разработки (в том числе направленные на повышение эффективности внутренних процессов деятельности и улучшение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) участника) по направлениям, указанным в ч. 8 ст. 10 Закона, в том числе в ходе реализации инновационного проекта.
Коммерциализация результатов исследований и разработок – это деятельность по вовлечению в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных участником, в том числе в ходе реализации инновационного проекта,
При этом, предоставление займа отнесено к иным видам деятельности, необходимым для осуществления исследований, разработок и коммерциализации результатов, но при условии, что заем соответствует необходимым критериям и не предполагает извлечение прибыли.
Исходя из изложенного, активная деятельность заявителя, связанная с предоставлением займа под высокий процент (заключение 7 договоров займа под ставку 16%), превышающий ставки банковского процента по вкладам физических лиц, не может расцениваться как исключительно исследовательская деятельность по смыслу вышеуказанных норм Закона и Правил осуществления исследовательской деятельности.
Таким образом, ООО «Инновации Сарова» осуществляло деятельность, которая не является исследовательской деятельностью.
Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 244-ФЗ лица, нарушившие правила проекта, утрачивают право на участие в реализации проекта в порядке, установленном Фондом.
Соответствующий порядок определен пп. 4 п. 2 ст. 7 Правил осуществления исследовательской деятельности, который предусматривает, что осуществление участником деятельности, не являющейся исследовательской, является основанием, по которому Фонд обязан принять решение о досрочном исключении юридического лица из реестра участников.
В силу п. 5 ст. 8 Правил осуществления исследовательской деятельности перед принятием такого решения Фонд направляет участнику соответствующее уведомление.
Уведомление о досрочном исключении юридического лица из реестра участников от 22.12.2016г. за исх/1-157 получено Обществом, что последним не обжалуется. В ответ на указанное уведомление обществом представлены письменные возражения за исх. № 02-02/21.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение вынесено в соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244- ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 5 Положения о присвоении о статуса и по основаниям, предусмотренным пп. 2 п. 3 ст. 2 Правил исследовательской деятельности.
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 49, 65,71,110,123, 156, 167-171,176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Инновации Сарова» о признании незаконным решения Председателя Правления некоммерческой организации Фонд Развития Центра разработка и коммерциализации новых технологии (Фонд «Сколоково») от 28.12.2016г. №55 о досрочном исключении ООО «Инновации Сарова» из реестра участников проекта и функционирования инновационного центра «Сколоково» — отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Д.Г.Вигдорчик
Суд:
АС города Москвы (подробнее)
Истцы:
ООО Инновации Сарова (подробнее)
Ответчики:
Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (подробнее)
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
34910 июля 2015
Да, можете. Но с учетом определенных требований. По долговым обязательствам в контролируемой сделке организация вправе учесть при расчете налога на прибыль проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки, но только если эта ставка меньше максимального значения интервала предельных значений
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ контролируемой сделкой признается сделки между взаимозависимыми лицами, если одной из сторон сделки является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, и годовая сумма доходов по сделке составляет более 60 млн. руб.
Обоснование
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как учесть при налогообложении проценты по полученному займу (кредиту)
С 1 января 2015 года прекращается нормирование расходов по уплате процентов за пользование заемными средствами. Организации могут учитывать начисленные проценты в составе внереализационных расходов без ограничений, исходя из фактической ставки, предусмотренной условиями сделки. Исключением являются проценты по контролируемым сделкам.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 265, статьи 269 Налогового кодекса РФ, пункта 17 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ.
Лимит по контролируемым сделкам
По долговым обязательствам в контролируемой сделке организация вправе учесть при расчете налога на прибыль проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки, но только если эта ставка меньше максимального значения интервала предельных значений.
Из справочника
Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Статьи по теме в электронном журнале
Источник