12.08.2015 — 13:33
Уважаемые руководители ломбардов, доводим до Вашего сведения ответы Центрального банка РФ на вопросы ломбардов:
Имеет ли право ломбард взыскивать неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа.
Нет, ломбард не имеет такого права. По закону «О ломбардах» (часть 1 ст. 8), обязательства заемщика включают в себя сумму предоставленного займа и проценты за пользование им. Проценты начисляются за период фактического использования займа в соответствии с процентной ставкой, установленной договором займа. Включать в сумму своих требований к заемщику иные требования ломбард не вправе.
Вправе ли ломбард привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками)?
Нет, ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
Обязательно ли все займы, выдаваемые ломбардом, являются потребительскими займами?
Все займы гражданам, выдаваемые ломбардами, являются потребительскими, за исключением займов индивидуальным предпринимателям. При этом, согласно законам «О потребительском кредите (займе)» и «О ломбардах», все потребительские займы должны оформляться одновременно договором потребительского займа и залоговым билетом. Потребительские займы ломбарда должны быть отражены в разделе 3 отчета о деятельности ломбарда, форма которого установлена в приложении 1 к Указанию Банка России от 05.08.2014 № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда».
В соответствии с частью 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Означает ли это, что ломбард вправе предоставлять потребительские займы без залога принадлежащих заемщику вещей и ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах»?
При выдаче займа физическому лицу целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, ломбард обязан соблюдать требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». В тоже время, ломбард осуществляет свою деятельность по выдаче потребительских займов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах» в части, не противоречащей Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».
Вправе ли ломбард обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»?
Нет, ломбард не вправе обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ломбарды осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом «О ломбардах» с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах».
Источник
КонсультантПлюс: примечание.
С 11.01.2021 часть 1 статьи 2 излагается в новой редакции (ФЗ от 13.07.2020 N 196-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
1.1. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 12.10.2020 часть 2 статьи 2 излагается в новой редакции (ФЗ от 13.07.2020 N 196-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
КонсультантПлюс: примечание.
С 12.10.2020 в часть 3 статьи 2 вносятся изменения (ФЗ от 13.07.2020 N 196-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 12.10.2020 в часть 4 статьи 2 вносятся изменения (ФЗ от 13.07.2020 N 196-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.
6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.
КонсультантПлюс: примечание.
С 12.10.2020 в часть 8 статьи 2 вносятся изменения (ФЗ от 13.07.2020 N 196-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Источник
Разработка договоров займа для привлечения денежных средств в ломбард
- Договор займа между юридическим лицом и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом (учредителем) и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом и физическим лицом (учредителем ломбарда).
Стоимость услуги от 2000 р.
По всем вопросам обращайтесь по телефону 8(843) 265-52-32 или по электронной почте info@law115.ru
Привлечение денежных средств (инвестиций) физических лиц, не являющихся учредителями (участниками) ломбарда
Из Указания Банка России от 30 декабря 2015 г. №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» следует, что ломбард вправе привлекать денежные средства от юридических лиц и физически лиц, являющихся учредителями (членами, участниками). Данный вывод следует из анализа структуры отчета о деятельности ломбарда, который содержит раздел 2. Сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, включающий в себя подраздел 2.1. Сведения о денежных средствах, привлеченных от юридических лиц и 2.2. Сведения о денежных средствах, привлеченных от физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками).
Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
В отличие от ломбардов кредитные организации, привлекая денежные средства населения, формируют фонды, обеспечивающие страховые выплаты в установленном размере и порядке при неплатежеспособности кредитной организации. Инвестиции в ломбард, такой гарантии для физических лиц, не дает. При банкротстве ломбарда физические лица, денежные средства которых он привлек, будут защищены менее, чем вкладчики банков, страхующих в том числе свою ответственность за неисполнение обязательств. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Законом о ломбардах, а вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности не урегулирован, то привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, влечет нарушение закона.
Интересно будет рассмотреть спор по указанному вопросу между ломбардом и Банком России изложенный в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2016 по делу №А53-12376/2015:
Доводы ломбарда: «Действующим законодательством не запрещено заключение договоров займа между обычными хозяйствующими субъектами. Деятельность по привлечению ломбардом под проценты денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), при ее направленности на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли неправомерно расценена судом как незаконная банковская деятельность. Выдача и получение займов не являются банковской операцией или банковской сделкой. Договор банковского вклада не является ни видом, ни разновидностью договора займа. Привлекая денежные средства по договорам займа с гражданами, ломбард действовал в рамках своей общей гражданской правоспособности (уставной деятельности), имел целью пополнить путем заключения договоров займа свои оборотные средства, а не совершать запрещенные ему банковские операции по приему денег на хранение в форме банковского вклада на лицевые счета с последующим их размещением. Привлечение денежных средств от граждан по договорам займа ломбардами как некредитными финансовыми организациями разрешено статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и не запрещено статьей 2 Закона о ломбардах. Запрет, установленный в статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», касается только сделок, связанных с прямым (конечным) извлечением дохода (это и есть систематическая предпринимательская деятельность по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)), но не распространяется на сделки-издержки, к которым относится привлечение денежных средств населения по договорам займа (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс)). В ином случае следовало бы признать незаконным привлечение денежных средств по договорам займа и от участников общества…».
Позиция суда: «…деятельность по систематическому привлечению денежных средств, полученных ломбардом от физических лиц по договорам займа, не являющихся учредителями (членами, участниками) данного ломбарда, и их последующему размещению ломбардом от своего имени в виде краткосрочных займов под более высокий процент, чем тот, по которому денежные средства были привлечены от населения, в целях получения прибыли, на условиях возвратности, срочности, платности, неопределенности круга потенциальных заемщиков (физических лиц), обладает признаками банковской деятельности. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», и, следовательно, не урегулирован в связи с этим и вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности, привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, является нарушением законодательства Российской Федерации».
Кстати, полезно будет знать. Ответственность за незаконную банковскую деятельность установлена статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации. За осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
173113 октября 2015
Здесь все зависит от того, будет ли это разовый заем или займы будут привлекаться на регулярной основе. В этом случае логика точно такая же как и в отношении получения займов от физ.лиц. Законодатель допускает возможность предоставления (но не получения) ломбардом займов и только в отношении физических лиц. Как указывают суды, получение ломбардом займов у физических или юридических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Единственный вариант регулярного привлечения денежных средств в ломбард – это помощь учредителя.
Вместе с тем, ломбард вправе, скажем, взять кредит в банке. Главное, чтобы это не происходило на постоянной основе. Если подобная деятельность будет вестись на постоянной основе, то возникает риск того, что инспекция квалифицирует такую деятельность как банковские операции с соответствующими обязанностями получить лицензию и проч. Такой вывод можно сделать из письма Минфина от 01.06.2010 № 03-11-10/67.
Законодатель допускает возможность предоставления (но не получения) ломбардом займов и только в отношении физических лиц. Как указывают суды, получение ломбардом займов у физических или юридических лиц лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Обоснование
Постановление 15 ААС от 05.07.2010 № А32-53072/2009
«Общество указывает, что спорные денежные средства получены ООО «ЛК «Малахит» по договорам процентного займа на осуществление ломбардной деятельности у физических лиц.
Пунктом 4 статьи 2 Закона о ломбардах ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Поскольку основным видом деятельности ломбарда является предоставление (а не получение) краткосрочных займов гражданам, то получение обществом займов у физических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности*».
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.06.2010 № 03-11-10/67
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и с учетом информации, изложенной в письме Банка России от 06.05.2010 № 31-1-1/760, сообщает следующее.
Для осуществления предпринимательской деятельности физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с указанием видов деятельности, которые он собирается осуществлять, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя. Также индивидуальный предприниматель вправе внести изменения в перечень видов экономической деятельности, которыми он планирует заниматься, заполнив соответствующую форму о видах экономической деятельности, подлежащих внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и/или о видах экономической деятельности, подлежащих исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности.
В случае, когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 24 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов производится в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Перечень банковских операций, осуществление которых требует получения лицензии Банка России, определен в части первой статьи 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон № 395-1). Указанная лицензия может быть выдана только лицу, имеющему статус кредитной организации и зарегистрированному в порядке, установленном Федеральным законом № 395-1.
К числу банковских операций Федеральным законом № 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.*
Операция по предоставлению займов в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 395-1 не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого статьями 807-818 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.*
Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе предоставлять займы как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности».
Статьи по теме в электронном журнале
Источник