Разработка договоров займа для привлечения денежных средств в ломбард
- Договор займа между юридическим лицом и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом (учредителем) и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом и физическим лицом (учредителем ломбарда).
Стоимость услуги от 2000 р.
По всем вопросам обращайтесь по телефону 8(843) 265-52-32 или по электронной почте info@law115.ru
Привлечение денежных средств (инвестиций) физических лиц, не являющихся учредителями (участниками) ломбарда
Из Указания Банка России от 30 декабря 2015 г. №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» следует, что ломбард вправе привлекать денежные средства от юридических лиц и физически лиц, являющихся учредителями (членами, участниками). Данный вывод следует из анализа структуры отчета о деятельности ломбарда, который содержит раздел 2. Сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, включающий в себя подраздел 2.1. Сведения о денежных средствах, привлеченных от юридических лиц и 2.2. Сведения о денежных средствах, привлеченных от физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками).
Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
В отличие от ломбардов кредитные организации, привлекая денежные средства населения, формируют фонды, обеспечивающие страховые выплаты в установленном размере и порядке при неплатежеспособности кредитной организации. Инвестиции в ломбард, такой гарантии для физических лиц, не дает. При банкротстве ломбарда физические лица, денежные средства которых он привлек, будут защищены менее, чем вкладчики банков, страхующих в том числе свою ответственность за неисполнение обязательств. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Законом о ломбардах, а вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности не урегулирован, то привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, влечет нарушение закона.
Интересно будет рассмотреть спор по указанному вопросу между ломбардом и Банком России изложенный в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2016 по делу №А53-12376/2015:
Доводы ломбарда: «Действующим законодательством не запрещено заключение договоров займа между обычными хозяйствующими субъектами. Деятельность по привлечению ломбардом под проценты денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), при ее направленности на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли неправомерно расценена судом как незаконная банковская деятельность. Выдача и получение займов не являются банковской операцией или банковской сделкой. Договор банковского вклада не является ни видом, ни разновидностью договора займа. Привлекая денежные средства по договорам займа с гражданами, ломбард действовал в рамках своей общей гражданской правоспособности (уставной деятельности), имел целью пополнить путем заключения договоров займа свои оборотные средства, а не совершать запрещенные ему банковские операции по приему денег на хранение в форме банковского вклада на лицевые счета с последующим их размещением. Привлечение денежных средств от граждан по договорам займа ломбардами как некредитными финансовыми организациями разрешено статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и не запрещено статьей 2 Закона о ломбардах. Запрет, установленный в статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», касается только сделок, связанных с прямым (конечным) извлечением дохода (это и есть систематическая предпринимательская деятельность по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)), но не распространяется на сделки-издержки, к которым относится привлечение денежных средств населения по договорам займа (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс)). В ином случае следовало бы признать незаконным привлечение денежных средств по договорам займа и от участников общества…».
Позиция суда: «…деятельность по систематическому привлечению денежных средств, полученных ломбардом от физических лиц по договорам займа, не являющихся учредителями (членами, участниками) данного ломбарда, и их последующему размещению ломбардом от своего имени в виде краткосрочных займов под более высокий процент, чем тот, по которому денежные средства были привлечены от населения, в целях получения прибыли, на условиях возвратности, срочности, платности, неопределенности круга потенциальных заемщиков (физических лиц), обладает признаками банковской деятельности. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», и, следовательно, не урегулирован в связи с этим и вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности, привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, является нарушением законодательства Российской Федерации».
Кстати, полезно будет знать. Ответственность за незаконную банковскую деятельность установлена статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации. За осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Источник
12.08.2015 — 13:33
Уважаемые руководители ломбардов, доводим до Вашего сведения ответы Центрального банка РФ на вопросы ломбардов:
Имеет ли право ломбард взыскивать неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа.
Нет, ломбард не имеет такого права. По закону «О ломбардах» (часть 1 ст. 8), обязательства заемщика включают в себя сумму предоставленного займа и проценты за пользование им. Проценты начисляются за период фактического использования займа в соответствии с процентной ставкой, установленной договором займа. Включать в сумму своих требований к заемщику иные требования ломбард не вправе.
Вправе ли ломбард привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками)?
Нет, ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
Обязательно ли все займы, выдаваемые ломбардом, являются потребительскими займами?
Все займы гражданам, выдаваемые ломбардами, являются потребительскими, за исключением займов индивидуальным предпринимателям. При этом, согласно законам «О потребительском кредите (займе)» и «О ломбардах», все потребительские займы должны оформляться одновременно договором потребительского займа и залоговым билетом. Потребительские займы ломбарда должны быть отражены в разделе 3 отчета о деятельности ломбарда, форма которого установлена в приложении 1 к Указанию Банка России от 05.08.2014 № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда».
В соответствии с частью 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Означает ли это, что ломбард вправе предоставлять потребительские займы без залога принадлежащих заемщику вещей и ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах»?
При выдаче займа физическому лицу целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, ломбард обязан соблюдать требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». В тоже время, ломбард осуществляет свою деятельность по выдаче потребительских займов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах» в части, не противоречащей Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».
Вправе ли ломбард обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»?
Нет, ломбард не вправе обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ломбарды осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом «О ломбардах» с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах».
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
175113 октября 2015
Здесь все зависит от того, будет ли это разовый заем или займы будут привлекаться на регулярной основе. В этом случае логика точно такая же как и в отношении получения займов от физ.лиц. Законодатель допускает возможность предоставления (но не получения) ломбардом займов и только в отношении физических лиц. Как указывают суды, получение ломбардом займов у физических или юридических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Единственный вариант регулярного привлечения денежных средств в ломбард – это помощь учредителя.
Вместе с тем, ломбард вправе, скажем, взять кредит в банке. Главное, чтобы это не происходило на постоянной основе. Если подобная деятельность будет вестись на постоянной основе, то возникает риск того, что инспекция квалифицирует такую деятельность как банковские операции с соответствующими обязанностями получить лицензию и проч. Такой вывод можно сделать из письма Минфина от 01.06.2010 № 03-11-10/67.
Законодатель допускает возможность предоставления (но не получения) ломбардом займов и только в отношении физических лиц. Как указывают суды, получение ломбардом займов у физических или юридических лиц лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Обоснование
Постановление 15 ААС от 05.07.2010 № А32-53072/2009
«Общество указывает, что спорные денежные средства получены ООО «ЛК «Малахит» по договорам процентного займа на осуществление ломбардной деятельности у физических лиц.
Пунктом 4 статьи 2 Закона о ломбардах ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Поскольку основным видом деятельности ломбарда является предоставление (а не получение) краткосрочных займов гражданам, то получение обществом займов у физических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности*».
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.06.2010 № 03-11-10/67
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и с учетом информации, изложенной в письме Банка России от 06.05.2010 № 31-1-1/760, сообщает следующее.
Для осуществления предпринимательской деятельности физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с указанием видов деятельности, которые он собирается осуществлять, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя. Также индивидуальный предприниматель вправе внести изменения в перечень видов экономической деятельности, которыми он планирует заниматься, заполнив соответствующую форму о видах экономической деятельности, подлежащих внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и/или о видах экономической деятельности, подлежащих исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности.
В случае, когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 24 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов производится в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Перечень банковских операций, осуществление которых требует получения лицензии Банка России, определен в части первой статьи 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон № 395-1). Указанная лицензия может быть выдана только лицу, имеющему статус кредитной организации и зарегистрированному в порядке, установленном Федеральным законом № 395-1.
К числу банковских операций Федеральным законом № 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.*
Операция по предоставлению займов в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 395-1 не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого статьями 807-818 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.*
Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе предоставлять займы как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности».
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
В соответствии с Федеральным Законом от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Законодательство не предусматривает обязательного лицензирования деятельности ломбардов. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Содержание ломбардной деятельности определяется двумя основными договорами – договором займа и договором хранения вещей в ломбарде.
По условиям договора займа ломбард передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.
Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», согласно которой, оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.
Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.
Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:
1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;
3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) сумма оценки заложенной вещи;
5) сумма предоставленного займа;
6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;
7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);
8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;
9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.
Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.
Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.
На основании положений ст. 8 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:
1) сумму предоставленного займа;
2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 Федерального Закона от 19 июля 2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах».
Периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом. Если полученные заемщиком денежные средства не были возвращены в установленный срок, и заложенная вещь в качестве невостребованной была продана ломбардом, проценты за пользование займом рассчитываются до момента продажи ломбардом заложенной вещи.
Размер процентной ставки по займу устанавливается ломбардом в зависимости от сроков, на которые предоставляется заем, суммы предоставляемых денежных средств и рисков, связанных с их предоставлением вещи.
Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.
Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.
В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.
По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.
Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее — сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:
1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;
3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) сумма оценки сданной на хранение вещи;
5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;
6) технологические условия хранения вещи;
7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.
Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.
Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.
Согласно статье 358 ГК РФ, ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. Ломбард несет ответственность за утрату заложенных вещей и их повреждение, если не докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие непреодолимой силы.
Закон обязывает ломбард страховать в пользу залогодателя за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки. Заемщик вправе потребовать возврата заложенной вещи после полного возврата им суммы займа в установленный договором срок.
Льготный срок по договору хранения:
1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.
2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.
3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.
Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.
В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.
В отличие от льготного периода по договору займа, льготный период по договору хранения составляет два месяца (статья 11 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»).
Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.
В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения, вплоть до реализации сданной на хранение вещи, ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. Однако следует отметить, что за хранение вещи в указанный период ломбардом взимается вознаграждение, поскольку хранение вещи по договору хранения, в отличие от хранения вещи по договору займа, является основной услугой ломбарда, оказываемой на возмездной основе.
По истечении льготного срока в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной и ломбард вправе обратить на нее взыскание. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.
Следует отметить, что заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом.
Реализация невостребованной вещи осуществляется в целях удовлетворения требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.
После продажи заложенной вещи требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:
1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;
2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.
Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если и такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.
Источник