Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 4/2017
Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».
В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.
Бюджетное учреждение – заимодавец.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.
Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.
Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
- указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Бюджетное учреждение – заемщик.
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2]Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Источник
Меня интересует текущая позиция законодателя и судебная практика по вопросу финансирования деятельности бюджетных учреждений культуры (в форме ГБУК, МБУК) за счет займов и/или кредитов.
В «Положении об основах хозяйственной деятельности…» (от 26 июня 1995 г.) заложена возможность привлечения кредитов банков и иных кредитных учреждений. И такая практика имела место. Однако какая ситуация сейчас? Какие противоречия есть в законодательстве и какие условия необходимо соблюсти для получения кредита/займа?
Есть ли судебная практика по этому вопросу?
Спасибо.
21 Апреля 2017, 14:57, вопрос №1616343
Дмитрий Фиалковский, г. Москва
Уточнение клиента
Коллеги, пара уточнений по теме:
1) есть ли судебная практика по этому вопросу?
2) каковы механизмы истребования (просроченной) задолженности с БУ?
21 Апреля 2017, 15:01
Уточнение клиента
Есть более свежее письмо — Письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613
Почему Минфин выпускает письма, которые не выливаются в поправки?
Какой статус имеют эти письма?
21 Апреля 2017, 15:22
Клиент оставил отзыв о сервисе
Пользуюсь сервисом первый раз: очень доволен!!
Фактически, произошел консилиум специалистов по моему вопросу. Получил ответы под разным ракурсом.
21 Апреля 2017 16:29
показать
1200 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (5)
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Здравствуйте.
По Вашему вопросу есть следующее разъяснение:
Может ли бюджетное образовательное учреждение получить беспроцентный денежный заем от юридического лица?
Залога при получении беспроцентного денежного займа бюджетным образовательным учреждением не предусмотрено. Денежные средства поступят на лицевой счет учреждения, возврат возможен единой суммой или несколькими платежами.
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете поступление денежных средств?
21 июля 2015
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В настоящее время общий запрет в отношении бюджетных учреждений для получения займов отсутствует. Вместе с тем Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами, содержащими запрет для бюджетных учреждений на предоставление и получение кредитов (займов).
2. Операции по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам».
3. Денежные средства, полученные учреждением по договору займа, не признаются доходом при их получении и расходом — при возврате их заимодавцу.
Обоснование вывода:
Правоспособность бюджетного учреждения, в том числе возможность заключать различные виды сделок и осуществлять приносящую доходы деятельность, ограничена предметом и целями деятельности такого учреждения, которые определяются законодательством и его уставом (п. 2 ст. 9.2, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
При этом положениями п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ прямо предусмотрено единственное ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. А вот запрет на получение займов в отношении бюджетных учреждений ни ГК РФ, ни Законом N 7-ФЗ не предусмотрен (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Кроме того, в соответствии с положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности могут отражаться операции по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом.
Таким образом, в настоящее время общий запрет в отношении бюджетных учреждений для получения займов отсутствует.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание: Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами, содержащими запрет для бюджетных учреждений на предоставление и получение кредитов (займов) (письмо Минфина России от 26.11.2013 N 02-01-007/51169, раздел 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/consult/budget/638308/#ixzz4eshTDGt3
получен
гонорар 33%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Новиков Роман
Юрист, г. Пермь
Дмитрий, здравствуйте.
Указанное вами положение всё ещё актуально — противоречий нет, такая возможность Положением предусмотрена.
19. Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
доходов от платных форм культурной деятельности;
платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
кредитов банков и иных кредитных учреждений;
В том числе предусмотрена и трата денежных средств на погашение процентов по кредиту.
25. Из средств общего дохода организация культуры осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.
Специальных условий для получения кредита в законе не предусмотрено.
С уважением,
Роман Новиков
получен
гонорар 33%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Дмитрий, добрый день! По государственным и муниципальным бюджетным учреждениям прямых ограничений на займы и кредиты нет, в 2004 году в Бюджетный кодекс был введен прямой запрет (ст. 161)
8. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
но данная норма из БК была исключена
получен
гонорар 33%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Добрый день, Дмитрий! Согласен с коллегами, ограничений законодательством здесь не предусмотрено.
Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон об НКО) не установлено запрета на привлечение бюджетными учреждениями заемных средств, в том числе и в форме банковских кредитов.
однако на практике у бюджетного учреждения имеются ограниченные возможности привлечь интерес банка для предоставления учреждению кредита. Это связано с тем, что собственник имущества бюджетного учреждения (учредитель) не несет ответственности по обязательствам учреждения (за исключением случаев причинения вреда гражданам). А имущества учреждения, которым оно может отвечать по своим обязательствам, вполне вероятно, будет недостаточно, чтобы использовать в качестве залога по кредиту — ведь таким имуществом не может быть недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем. А потому следует ожидать, что на практике банки не станут конкурировать за такого заемщика, как бюджетное учреждение, а вот учреждение будет «бегать» за банками, как за кредиторами.
Также можно отметить, что банковский кредит может быть привлечен тольков интересах приносящей доход деятельности. Это связано с тем, что привлечение заемных средств связано с дополнительными расходами в виде процентов, а подобные затраты в норматив при расчете субсидии на выполнение государственного или муниципального задания вряд ли могут быть включены (поскольку это, как минимум, предполагает несвоевременное выделение и перечисление бюджетных средств). А значит, кредиты для нужд основной деятельности не могут быть обеспечены лимитами бюджетных ассигнований (в части уплаты процентов). При привлечении кредитов для нужд приносящей доход деятельности, по моему мнению, разрешение учредителя не требуется. Кроме того, следует иметь в виду, что в Законе об НКО имеются ограничения на совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Если операция по привлечению кредита подпадает под соответствующее определение, необходимые условия должны быть соблюдены. Процедура привлечения кредита и состав документации, которая при этом должна быть оформлена, регулируются гражданским и банковским законодательством, а также правилами работы с клиентами, действующими в конкретной кредитной организации.
В ответе использованы выдержки из правовой системы Гарант и
www.budgetnik.ru/qa/1174-red-bankovskiy-kredit-dlya-byudjetnyh-uchrejdeniy#ixzz4esTrqYqNИсточник: www.budgetnik.ru/qa/1174-red-bankovskiy-kredit-dlya-byudjetnyh-uchrejdeniy
С Уважением, Кислицын Илья.
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Здравствуйте.
Если речь идет о государственных учреждениях г. Москвы, то в отношении них приняты соответствующие положения, регулирующие утверждение примерных уставов государственных учреждений города Москвы.
Так, согласно Распоряжению Департамента имущества г. Москвы от 15 февраля 2011 г. N 240-р «Об утверждении примерных уставов государственных учреждений города Москвы»:
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2010 г. N 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы»:
1. Утвердить:
1.1. Примерный устав государственного бюджетного учреждения города Москвы (приложение 1).
1.2. Примерный устав государственного казенного учреждения города Москвы (приложение 2).
1.3. Примерный устав государственного автономного учреждения города Москвы (приложение 3).
Приложение 1
к распоряжению Департамента
имущества города Москвы
от 15 февраля 2011 г. N 240-р
4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
4.1. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.2. Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества, подлежит обособленному учету в установленном порядке.
4.3. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
4.4. Учреждение не вправе без согласия Учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, включая передачу его в аренду, безвозмездное пользование, заключение иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, а также осуществлять его списание.4.7. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются:
4.7.4. Иные источники, не запрещенные федеральными законами.
Приложение 2
к распоряжению Департамента
имущества города Москвы
от 15 февраля 2011 г. N 240-р
4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
4.1. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.2. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
4.3. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться недвижимым имуществом без согласия Учредителя.
4.4. Учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Учреждению собственником на приобретение такого имущества, если иное не установлено законодательством.
4.5. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются:
4.5.1. Средства, выделяемые из бюджета города Москвы согласно утвержденной бюджетной смете, в том числе на выполнение государственного задания (в случае его установления).
4.5.2. Иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4.6. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Учредителем за счет средств бюджета Москвы и на основании бюджетной сметы.
4.5. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются:
4.5.2. Иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Приложение 3
к распоряжению Департамента
имущества города Москвы
от 15 февраля 2011 г. N 240-р
3.1. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1.4. К компетенции Наблюдательного совета относится рассмотрение:
к) предложений руководителя Учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
л) предложений руководителя Учреждения о выборе кредитных организаций, в которых Учреждение может открыть банковские счета;
4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
4.1. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.2. Учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним Собственником на праве оперативного управления или приобретенными Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.
Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и настоящим Уставом.
4.3. Учреждение вправе вносить имущество, указанное в пункте 4.2 настоящего Устава, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника в случаях и с соблюдением порядка, установленного федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
4.4. Учреждение без согласия Учредителя не вправе совершать сделки с имуществом Учреждения, в которых имеется заинтересованность, в случаях и с соблюдением порядка, установленного федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
4.5. Учреждение не вправе без согласия Наблюдательного совета Учреждения совершать следующие сделки: крупные сделки, сделки, с имуществом Учреждения, в которых имеется заинтересованность.
4.6. Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у Учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
4.7. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
4.8. Доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено федеральными законами. Собственник имущества Учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закрепленного за Учреждением имущества.
Источниками финансового обеспечения Учреждения являются субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета города Москвы:
4.8.1. На возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).
4.8.2. На иные цели.
4.9. Источниками финансового обеспечения Учреждения также являются средства от оказания платных услуг Учреждением, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.base.garant.ru/397050/
Это означает, что государственные учреждения города Москвы вправе брать займы и кредиты и только в государственных автономных учреждениях, руководителю учреждения дополнительно необходимо согласовать данный вопрос с наблюдательным советом учреждения.
Все услуги юристов в Санкт-Петербурге
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Источник