Межправительственный займ — это форма международного кредитования, когда одна страна предоставляет деньги (товары) в кредит другой стране на оговоренных в договоре условиях. Межправительственный займ всегда предоставляется на основании возвратности, срочности и платности.
Межправительственный займ: сущность и функции
С развитием торговых связей между странами существенно возрос товарооборот, обмен займами, капиталом и услугами. В мире начался активный процесс перетекания денежных средств с целью формирования и поддержания общественного воспроизводства.
Каждое государство узаконило свою денежную единицу, которая взяла на себя функции единственного (законного) средства для совершения платежей. При этом национальная валюта стала применяться не только на внутреннем (национальном), но и на международном рынке. Причина такой популярности — отсутствие в мире признанных мировым сообществом кредитных денег, которые были бы обязательными для всего государств. В процессе интеграции той или иной страны в международное хозяйство неизбежно происходит перетекание национальных денежных средств в общемировой капитал и наоборот. Подобные «перетоки» актуальны в случае проведения различных операций между странами — валютных, кредитно-финансовых или расчетных.
Межправительственный займ можно представить, как перемещение ссудных средств в сфере мировых экономических связей. Подобное явление связано, как правило, с обменом валютными или товарными ресурсами. В первом случае речь идет о передаче банками определенной суммы в валюте государства-кредитора, денежной единицы третьей стороны или в форме международной счетной валюты. Во втором случае — в предоставлении отсрочки импортерам или экспортерам за предоставленные услуги или товары.
Первые признаки межправительственных займов появились в 14-15 веках. При этом наибольшее распространение они получили после освоения Индии, Америки, Среднего или Ближнего Востока. Необходимость международных отношений возникла на фоне выхода внутреннего производства за пределы государства. В дальнейшем международное кредитование развивалось на фоне разделения труда и существенных успехов в сфере науки и техники.
Межправительственный займ — важный элемент в реализации двух основных законов (экономики и цены). Он работает с учетом нескольких основных принципов, таких как платность, срочность, возвратность и обеспеченность. Также сложилось, что межправительственные кредиты носят целевой характер и выдаются за счет разных источников (они могут быть внутренними или внешними).
К основным функциям межправительственных займов можно отнести:
— эффективное перераспределение кредитных средств между различными государствами. Именно благодаря международному кредитованию активизируется переток капитала в бедные страны. Как следствие, происходит эффективное выравнивание средней нормы доходности;
— экономия на затратах при организации международных отношений посредством отказа от золота в пользу других инструментов, таких как чек, банковские переводы, векселя, электронная валюта, депозитные сертификаты, международные и национальные деньги;
— оптимизация процессов в экономике, что способствует привлечению иностранного капитала. Как следствие, повышается валовой национальный продукт (ВНП) и регулируется процесс его перераспределения;
— активизация концентрации капитала, обусловленная ускорением процессов накопления и получения дополнительной прибыли посредством привлечения дополнительного капитала из других стран. Одновременно с предоставлением льготных межправительственных займов создаются мощные банковские учреждения и транснациональные корпорации.
Межправительственное кредитование играет свою роль в экономике каждой страны:
— положительную, ведь с его помощью оптимизируется процесс производства (воспроизводства) внутри страны, стимулируется внешнеэкономическое сотрудничество, создаются оптимальные условия для иностранных вложений, обеспечивающих бесперебойность валютных взаимоотношений между странами и проведение международных платежей;
— отрицательную. Межправительственные займы приводят к противоречиям в рыночной экономике по причине перераспределения кредитных средств, ускорения процесса перепроизводства, появления конкуренции за рынки сбыта, сферы применения источников сырьевой продукции и капитала.
Межправительственный кредит — отличный способ укрепить позиции иностранных кредитодателей в условиях жесткой конкуренции. При этом лимиты предоставляемых средств во многом зависят от потребностей государства в кредитных деньгах, а также источников их предоставления. Кроме этого, граница выдаваемых средств может зависеть от размера внешнего долга страны, а также своевременности его погашения.
Классификация межправительственных займов
Для лучшего понимания сути межправительственных займов, последние классифицированы по ряду признаков.
1. По форме предоставления выделяют кредиты облигационные, в форме депозитных сертификатов, в виде акцептов (согласия оплаты переводного векселя банковским учреждением или импортером) или наличностью.
2. По назначению межправительственные займы бывают:
— финансовыми. Здесь речь идет о прямых вложениях капитала на возведение строительных объектов, покрытие внешних долгов, покупку ценных бумаг, проведение валютной интервенции и так далее;
— коммерческие. Такая форма займов имеет тесную связь с внешними услугами и торговлей;
— промежуточные кредиты, как правило, предоставляются с целью обслуживания некоторых форм выполнения подрядных мероприятий, услуг, передачи товаров и так далее.
3. По срокам:
— сверхсрочные. Такие кредиты выдаются на наиболее сжатые сроки — до 3-х месяцев;
— краткосрочные займы оформляются на небольшой промежуток времени (до 12 месяцев). В качестве отдельного вида можно привести предоставление займов внешней торговле. Сюда включаются кредиты для импорта и экспорта в виде банковского и коммерческого кредитования;
— среднесрочные кредиты выдаются на период от 12 до 60 месяцев;
— долгосрочные — от 60 месяцев и более.
4. По особенностям обеспечения есть два вида межправительственных займов:
— обеспеченные. В данном качестве могут выступать ценные бумаги, векселя, товарные бумаги, недвижимость и даже золотые запасы, оцененные по текущей стоимости на рынке;
— под обязательство должника можно получить простой вексель, имеющий одну подпись.
5. По виду кредиторов межгосударственные займы бывают правительственными, брокерскими, банковскими, частными и смешанными. Отдельно стоит отметить и межправительственные кредиты межгосударственных кредитно-финансовых институтов.
Межправительственное частное кредитование бывает двух основных видов:
— получение займа по открытому счету. В этом случае кредитор (экспортер продукции) фиксирует на счету задолженность импортера (кредитополучателя). Размер задолженности составляет сумму отгруженной и реализованной продукции. Сторона-импортер обязуется погасить заем в установленные сроки.
Такой вид займа популярен при организации регулярных поставок, когда покрытие задолженности производится раз в месяц. Как правило, кредитование по открытому счету должно страховаться от возможных рисков в виде государственных гарантий или оформления частной страховки. Если импортер по любой из причин оказался неплатежеспособен, то сторона, предоставившая кредит, может рассчитывать на полную сумму компенсации со стороны компании-гаранта (к примеру, страховой организации). Последняя берет на себя обязательства по дальнейшему «выбиванию» долга с импортера;
— авансовый платеж представляет собой заблаговременное проведение выплат импортером за полученный товар. Такая форма выплат является не только одной из форм займа, но и своеобразной гарантией выполнения стороной своих обязательств;
— вексельный заем. Смысл кредитования заключается в выставлении экспортером переводного векселя второй стороне (импортеру) о совершении сделки по продаже в кредит. При этом сторона-импортер обязуется выплатить в срок всю сумму по векселю.
Банковские займы выдаются экспортерам и импортерам только при наличии обеспечения. При этом в качестве кредиторов чаще всего выступают пулы, консорциумы, банковские синдикаты и прочие организации, которые объединяются для сбора необходимой суммы и разделения рисков. Предоставление банковского займа импортеру осуществляется в форме акцепта. При этом банковское учреждение со стороны импортера должно дать согласие на погашение векселя экспортера.
С самого начала выдача прямых займов импортерам проводилась посредством связывания кредита с разовой операцией. Сегодня же все большую популярность набирают кредитные линии. Кроме этого, появились специальные формы стимулирования, к примеру, форфейтинг, лизинг, факторинг и прочие.
Источник
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами могут быть: частные предприниматели и банки, приобретающие облигации займов; государства, предоставляющие займы другим странам; международные ва-лютно кредитные организации.
Международный кредит подразделяется на частный, государственный и частно-государственный.
Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х годов, когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Эти страны и раньше практиковали международные финансовые кредиты, но они носили в основном эпизодический характер.
Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Восстановление разрушенного хозяйства требовало материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получали кредиты в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах банков Западной Европы и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институты частных финансовых кредитов и займов.
Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются депозиты и вклады под евродолларовые депозитные сертификаты. Большинство этих депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.
Долгосрочные ссуды, как правило, осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е годы и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными.
Важной формой международного кредита являются межправительственные займы, которые получили широкое распространение в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот периодИ млрд.долл.
Во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим в годы второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 194 6 по 1950 гг. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд.долл. Из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным был правительственный займ США Великобритании в сумме 750 млн. долл. на 50 лет из расчета 2 % годовых (по соглашению от 6 декабря 1945 г.) . Льготные условия этого займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений, а также других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.
В мае 194 6 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн.долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета в рамках <помощи>. Например, крупная финансовая <помощь> была предоставлена США для восстановления экономики стран Западной Европы в послевоенное время, включая и <план Маршалла>, в размере 17 млрд.долл.
Суммы межправительственных займов как составная часть программ <помощи> постоянно возрастают, особенно со стороны государств ОЭСР развивающимся странам. В 1970-80 годы такие займы предоставлялись промышленно развитыми странами развивающимся странам также для поддержания их валют проведением валютной интервенции.
Однако после второй мировой войны предоставление займов вдет главным образом по линии международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Источник
Межправительственные займы получили широкое развитие в годы первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд. долл.
Во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредиторам по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн.долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.
В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн. долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Однако межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд. долл.
Количество государственных займов как составной части программ помощи постоянно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70-80-е годы межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.
После второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.
В рамках межправительственных кредитов правительство трактуется широко и включает международные организации на том основании, что основная масса тех из них, которые предоставляют международные кредиты (например, Всемирный банк, МВФ), являются межправительственными. В категорию межбанковских кредитов слиты денежные власти и коммерческие банки по той причине, что нередко центральные банки предоставляют международные кредиты через коммерческие банки и отличить их от собственных кредитов коммерческих банков практически невозможно. К середине 90-х годов примерно 50% международных кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% — на кредиты прочих организаций.
Главными кредиторами являются правительства Японии, Германии, Франции и США. Правительства отдельных развивающихся стран (Китай, ЮАР, Кувейт, Южная Корея) также предоставляют международные кредиты, однако их удельный вес в общемировом объеме кредитования незначителен. Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Дания и Швеция, из числа развивающихся стран – Мексика, Пакистан, Аргентина.
Основной объем международного движения ссудного капитала приходится на развитые страны, которые являются главными кредиторами и заемщиками. Доля развивающихся стран с трудом достигает 15-17% лишь в общем объеме межгосударственных кредитов, в которых более половины занимают кредиты, предоставляемые по линии международных организаций.
Источник
кредит международный лизинговый межправительственный
Межправительственные займы получили широкое развитие в годы первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд. долл.
Во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредиторам по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн. долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.
В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн. долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Однако межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд. долл.
Количество государственных займов как составной части программ помощи постоянно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70-80-е годы межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.
После второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.
В рамках межправительственных кредитов правительство трактуется широко и включает международные организации на том основании, что основная масса тех из них, которые предоставляют международные кредиты (например, Всемирный банк, МВФ), являются межправительственными. В категорию межбанковских кредитов слиты денежные власти и коммерческие банки по той причине, что нередко центральные банки предоставляют международные кредиты через коммерческие банки и отличить их от собственных кредитов коммерческих банков практически невозможно. К середине 90-х годов примерно 50% международных кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% — на кредиты прочих организаций.
Таблица 1. Международное движение ссудного капитала (млрд. долл.)
Главными кредиторами являются правительства Японии, Германии, Франции и США. Правительства отдельных развивающихся стран (Китай, ЮАР, Кувейт, Южная Корея) также предоставляют международные кредиты, однако их удельный вес в общемировом объеме кредитования незначителен. Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Дания и Швеция, из числа развивающихся стран — Мексика, Пакистан, Аргентина.
Основной объем международного движения ссудного капитала приходится на развитые страны, которые являются главными кредиторами и заемщиками. Доля развивающихся стран с трудом достигает 15-17% лишь в общем объеме межгосударственных кредитов, в которых более половины занимают кредиты, предоставляемые по линии международных организаций (рис. 3). [8,12,15]
Рисунок 3. Получение международных кредитов
Источник