Субъектами международного кредитования выступают государственный сектор экономики (национальные правительства, государственные компании), частный сектор (юридические и физические лица), а также международные организации.
Международный кредит — форма международного движения ссудного капитала, характеризующая отношения между кредиторами и заемщиками, представляющими различные государства.
Как и для классического кредита, для международного кредита также характерны принципы возмездности, возвратности и срочности.
С международным кредитом тесно связано понятие внешнего долга.
Внешний долг — совокупные долговые обязательства (сумма государственных и частных долгов) национальных резидентов перед зарубежными кредиторами, выраженные в валюте или иных активах.
Среди основных причин заимствований у зарубежных стран можно отметить:
- • нехватку финансовых ресурсов, дефицит ссудного капитала на внутреннем рынке;
- • выгодные условия привлечения внешних займов (больший объем кредитования, низкая процентная ставка, льготные условия погашения кредита);
- • рост внутрифирменного кредитования (возможность использования кредитных ресурсов внутри транснациональной группы).
Осуществлять заимствования из внешних источников можно как путем непосредственного получения кредитов и займов[1] от нерезидентов, так и путем размещения соответствующих долговых обязательств на мировых финансовых рынках путем эмиссии государственных либо частных процентных бумаг (облигаций).
На международном рынке капиталов в отдельный сегмент выделяют так называемые еврооперации — кредитные операции в валюте, не являющейся национальной для участников сделки («евровалюте» — иностранной валюте, в которой осуществляются кредитные операции за пределами страны — эмитента данной валюты).
Нужно подчеркнуть, что использование заемных средств — нормальная практика ведения бизнеса, в соответствии с которой пользоваться привлеченными источниками финансирования оказывается во многих случаях намного выгоднее, чем изымать из оборота для реализации каких-либо инвестиционных проектов собственные капиталы. Кроме того, значительная часть бизнес-проектов лишена возможности использования собственных инвестиционных средств их инициатора: у предпринимателя могут отсутствовать достаточные средства.
В этих условиях в отношениях международного кредитования важно сохранять кредитоспособность, своевременно отвечая по долговым обязательствам. Это означает как соблюдение графика выплаты процентов и платежей погашения, так и соблюдение определенных пропорций между собственным и заемным капиталом.
Если рассматривать внешнюю задолженность на уровне всей национальной экономики, то важно, чтобы размер внешнего долга не выходил за определенные границы объема ВВП (при этом происходит нормальная практика, если сумма внешних и внутренних долгов страны не превышает 60% ВВП). Структуру внешнего долга страны можно представить в виде схемы (рис. 4.2).
Характеризуя отношения «кредитор — заемщик», следует подчеркнуть, что кредитору интересно не столько быстрое возвращение суммы долга заемщиком, сколько получение стабильных процентных доходов по займу в течение длительного периода времени, в связи с чем досрочное погашение величины международной задолженности в большинстве случаев нс удовлетворяет кредитора.
Рис. 4.2. Структура внешнего долга страны
Между заемщиком и кредитором существуют тесная взаимозависимость и взаимовлияние, интерпретацией которых служит расхожее выражение: «Вы в руках у кредитора, если должны ему 1 тыс. долл., но кредитор в руках у вас, если ваш долг составляет 1 млрд долл.». Вместе с тем увеличение внешнего долга крайне опасно, поскольку влечет за собой существенный рост расходов по обслуживанию долга (процентные выплаты), опасность неисполнения долговых обязательств и, как следствие, — дефолт (банкротство) заемщика с последующей распродажей его активов кредиторам.
Примеры из практики
Насколько велик российский внешний долг? Статистика Центрального банка РФ по состоянию на 1 июля 2014 г. дает следующие данные: совокупный внешний долг Российской Федерации на указанную дату составил 720,9 млрд долл., включая долг органов государственного управления в сумме 54,6 млрд долл., долг центрального банка в объеме 16,1 млрд долл., долг банков в размере 206,5 млрд долл, и долг прочих секторов экономики в количестве 443,7 млрд долл. При соотношении с ВВП страны (2,1 трлн долл, но текущему курсу, данные Всемирного банка за 2013 г.) получается, что доля совокупных внешних обязательств России (частный и государственный сектор) составляет 34,3%. Это неплохой показатель.
Если принять во внимание исключительно государственный внешний долг (обязательства органов государственного управления и центрального банка), то на начало июля 2014 г. его величина была 70,7 млрд долл. С учетом того что объем золотовалютных резервов Российской Федерации в это же время составлял 478,3 млрд долл., получается, что валютные резервы нашей страны превышают ее внешний долг почти в 7 раз. Представление о позитивной динамике в соотношении внешнего государственного долга России и ее валютных резервов дает рис. 4.3.
Рис. 4.3. Динамика снижения внешнего государственного долга России1:
— внешний долг России;
— золотовалютные резервы РФ
Но насколько позитивно при этом Россия выглядит в международных сопоставлениях? Рисунок 4.4 дает представление о месте России но характеру долговой нагрузки государственного сектора как при ее сравнении с ведущими развитыми государствами (Группа семи, Еврозона), так и с крупнейшими развивающимися экономиками, такими как Китай, Бразилия и Индия. Примечательно, что по состоянию на конец 2013 г. Россия имела лучшие характеристики долгового бремени среди всех сопоставленных государств.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, можно отметить солидную финансовую устойчивость Российской Федерации в 2013 г. Действительно, централизованное использование ресурсной ренты государством в 2000—2010-х гг. (масштабный экспорт нефти и газа из России в условиях высоких цен на энергоносители) способствовало как накоплению значительных золотовалютных резервов, так и выплате по государственным внешним обязательствам. Существенное сокращение государственного внешнего долга и имеющиеся валютные резервы сделали правительство России малоуязвимым к действиям внешних кредиторов, позволяя проводить внеш- [2]
нюю политику, направленную на отстаивание собственных национальных интересов даже в условиях жесткой экономической конфронтации со странами Запада[3].
Рис. 4.4. Сравнительная характеристика уровня государственного долга в России
и ведущих экономиках мира2
Помимо прочего, можно отметить, что кредитование многих стран зависит от политической ситуации в мире. Так, США и Япония, как одни из ведущих экономик планеты, могут себе позволить иметь внешний долг, превышающий годовой ВВП с неопределенными сроками выплаты.
Вопросы для размышления
Насколько изменилась текущая ситуация в области внешней задолженности России в сравнении с представленными по состоянию на 2013—2014 гг. данными? Испытывает ли Российская Федерация проблемы с выплатой своих внешних долгов и их рефинансированием? Как повлияла на состояние внешнего долга России геополитическая конфронтация со странами Запада, в том числе применяемый в отношении РФ режим финансовых санкций из-за присоединения Крыма и эскалации военного конфликта на Юго-Востоке Украины?
Источник
Международный кредит — это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран.
В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно — кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк) и его организации — Международная Ассоциация Развития (МАР), Международная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МИГА), Европейский банк реконструкции и развития и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов. Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое развитие стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.
Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере международных экономических отношений, представляемых в товарной и денежной формах во временное пользование за определенную плату-процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступают страны в лице государственных уполномоченных органов.
По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев — средствомоказания экономической помощи развивающимся странам.
Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов.
Развитие международного кредита обусловлено следующими факторами:
1) углублением международного разделения труда и экономической интеграцией;
2) специализацией, кооперированием производства;
3) неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой;
4) необходимостью преодоления неравномерности экономического
развития отдельных стран;
5) необходимостью оказания экономической помощи развивающимся
странам;
6) торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами.
Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:
1) средств государственных бюджетов, относящихся к фондам накопления;
2) коллективных ссудных фондов (собственные и привлеченные средства национальных и международных банков);
3) средств государственных предприятий и организаций (при предоставлении коммерческих кредитов).
Международный кредит в денежной форме предоставляется в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах.
Функцией международного кредита является перераспределение товарных и денежных ресурсов государств в процессе их внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, платности и возвратности.
Использование международного кредита способствует ускорению развития экономики, процессу выравнивания уровней экономического развития, росту внешней торговли, ускорению экономической интеграции.
Договоренность между сторонами в международном государственном кредите оформляется обычно как кредитные линии — обязательства кредитора (донора) предоставлять заемщику (реципиенту) в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных линий заключаются отдельные кредитные соглашения на основе которых предоставляются ссуды сериями — траншами. Использование формы кредитных линий позволяет достичь устойчивости и надежности в кредитных отношениях как для заемщика, так и кредитора при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов.
Основной формой международного кредита являются внешние займы, при которых имеет место передача заимодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств (либо товаров или услуг на эту сумму) на срок по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами (иногда без них)взятую сумму. Заемные средства используются для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту — кредитования внешней торговли. При кредитовании внешней торговли предоставление, использование и погашение кредитов предусматривается в соответствующих программах ибюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятственно выполнять свои обязательства.
В формах международного кредита выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки экономического развития зарубежными правительственными или многосторонними организациями МБРР, ЕБРР, АБР). Цели предоставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых на рыночных условиях, то есть многосторонние валютно-кредитные организации не стремятся максимизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны. Например, кредиты МВФ предоставлены Казахстану на программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, поддержание курса тенге, что является одним из условий поступления в страну займов других международных организаций.
В практике международных экономических отношений применяется также форма экспортных или «связанных кредитов». Предоставление таких кредитов «связывается» с поставками в страну — заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижения товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.
Использование экспортных кредитов имеет то последствие, что они воздействуют на торговый баланс страны. За счет дополнительного финансирования увеличивается импорт, что может вызвать или увеличить дефицит торгового баланса. Кроме того, экспортные кредиты отрицательно воздействуют на экономический рост в стране-реципиенте, поскольку, во-первых, соответствующие средства могли бы быть вложены в производственную сферу и в будущем приносить доход вместо моментного удовлетворения текущих потребностей; во-вторых, импортируемые товары, как более качественные и дешевые, втесняют отечественные или подавляют их производство.
В современных условиях при закупках оборудования, материалов, продовольствия в развитых странах внешнеторговые организации и внешнеэкономический банк используют банковские и коммерческие кредиты, получаемые от банков и фирм этих стран на основе контрактов и соглашений, в том числе компенсационных соглашений. Компенсационные соглашения — это вид внешнеторговых соглашений, при которых покупатель товараоплачивает его стоимость поставками других товаров. Компенсационные соглашения предусматривают, как правило, получение от иностранных банков долгосрочных кредитов, за счет которых инофирмам оплачиваются приобретаемые у них товары для сооружения определенного объекта. Возмещение стоимости поставок производится за счет экспорта продукции сооруженных объектов, в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты.
Целями государственных внешних займов являются финансирование дефицита республиканского бюджета и поддержание платежного баланса. Средства, полученные по внешним займам правительством, зачисляются в республиканский бюджет и используются в порядке исполнения бюджета, а полученные Национальным Банком используются на цели реализации денежно-кредитной политики. Эти средства, в зависимости отцелевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возвратной основе внутренним (конечным) заемщиком. Безвозмездное использование осуществляется путем бюджетного расходования (ассигнования) или использования средств Национальным Банком. Средства для внутренних (конечных) заемщиков предоставляются по кредитным договорам, заимодателем, по которым выступает Правительство или Национальный Банк. Контроль за целевым использованием заемных средств осуществляется заимодателем согласно законодательству и кредитному договору, а при несоблюдении оговоренных условий, применяются соответствующие санкции.
В последние годы Казахстан получил значительные кредиты за рубежом. Поэтому рациональное, экономное расходование валютных средств приобретает первостепенное значение. Они должны использоваться, в первую очередь, для создания и реконструкции хозяйствующих субъектов, производящих товары потребительского назначения и развития приоритетных производств, то есть с учетом структурной политики, намеченной дляоздоровления экономики.
4. Понятие государственного долга, его виды. Управление государственного долга.
Развитие государственного кредита в стране вызывает одновременно прирост государственного долга.
Государственный долг — сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным долгом решаются задачи минимизации стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
Управление государственным долгом включает такие методы как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) государственного долга.
· Рефинансирование — погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа.
· Конверсия — изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
· Консолидация — изменения первоначальных займов по срокам — с их продлением или сокращением.
· Унификация — объединение нескольких займов, в один.
· Обмен облигаций по регрессивному соотношению — проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.
· Отсрочка погашения займов — применяется при значительной государственной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
· Отказ от уплаты государственного долга — происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.
Перечисленные методы управления государственным долгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.
Государство, выполняя свои функции управления экономикой, подключает все имеющиеся возможности для снижения объема долга. Этот процесс называется управлением государственным долгом. Эффективное заимствование, оптимизация стоимости обслуживания государственного кредита, проблемы платежного баланса страны, дефицитность государственного бюджета, темпы инфляции — в совокупности выступают самыми определяющими объектами управления в каждой стране. Невыполнение обязательств по погашению долга снижает доверие к правительству. Следовательно обслуживание государственного долга — это способность к совокупной выплате основной суммы долга, процентов, комиссионных штрафов по государственному долгу за определенный период.
Законодательно каждая страна устанавливает лимит государственного долга. К примеру лимит государственного долга Республики Казахстан представляет фиксированную сумму, получаемых правительством республики на внутреннем и внешнем рынков заемного капитала, включая все непогашенные в срок займы. Эта сумма ежегодно утверждается в республиканском бюджете и на конец финансового года долг не должен быть превышен. При превышении суммы государственного долга по лимиту можно говорить о наличии множества негативных факторов в сфере экономики и управлении государством.
Наиболее внимательно следует познать характер внешнего государственного долга с выяснением причин роста обязательств по отношению к иностранным кредиторам, когда государство не погашает в установленные сроки сумму погашаемого долга. При наличии внешнего государственного долга в мировой практике существуют границы долга, которые каждая страна устанавливает для себя и регулирует объем финансовых обязательств. Установлено, что превышение коэффициента обслуживания долга свыше 25 %, становится критически для страны — должника перед кредиторами и мировым сообществом. По государственному внешнему заимствованию объем привлекаемых займов не должен превышать 50 % чистых золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан и это как граница государственного долга.
Внешний государственный долг подразделяется на:
1. гарантированный государством внешний долг;
2. не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.
Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.
Современный этап управления экономикой и государством требует от казахстанского правительства принятия эффективных решений с предотвращением не
Источник