25-11-2005
1. Создание. МБРР создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США), начал свою деятельность в 1945 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Штаб-квартира — г. Вашингтон (США). Президент — Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999г. был переизбран на второй пятилетний срок (истекает в мае 2005 г.). С 1 июня 2005 г. новым Президентом Банка назначен Пол Вулфовиц.
2. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли.
3. Участники МБРР — 184 государства. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда.
4. Уставный капитал Банка — около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 189,718 млрд.долл.США. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ (США – 16,39% голосов, Япония – 7,86%, ФРГ – 4,49%, Великобритания и Франция — по 4,30%, Россия – 2,78%).
5. Организационная структура. Совет управляющих — высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим (министром финансов или председателем центробанка), срок полномочий которых определен в 5 лет. Совет Директоров — исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 24 членов. Президент МБРР является также председателем Совета Директоров.
МБРР и Международная ассоциация развития (МАР) образуют Всемирный банк, который совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного банка.
Комитет по развитию Всемирного банка – образован в 1974 г. совместно с МВФ в качестве политического форума для предварительного обсуждения и вынесения рекомендаций по проблемам помощи развивающимся странам.
6. Деятельность. На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 875 долл.США в год.
Основным направлением его деятельности является средне- и долгосрочное кредитование под гарантии правительства государства-члена на цели структурной перестройки экономики и на конкретные проекты. Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные.
Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них Страновой стратегии помощи. Своими кредитами Банк обычно покрывает 30% от стоимости проектов, исходя из того, что его участие в них является своего рода «барометром» для привлечения частных инвесторов.
С начала своей деятельности МБРР выдал займов на сумму более 407,4 млрд.долл.США 128 странам. Наиболее крупными заемщиками МБРР в конце 90-х являлись Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Южная Корея и Россия. В 2005 финансовом году (1 июля 2004г. – 30 июня 2005 г.) МБРР предоставил займов на общую сумму 13,611 млрд.долл.США (118 проектов в 37 странах).
МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в совместной с МВФ Инициативе по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран.
В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности операций, повышение качества кредитных портфелей, сокращение административных расходов, децентрализация; большее внимание социальным программам, развитию частного сектора; активизация деятельности по борьбе с бедностью, коррупцией, распространением СПИДа (т.н. проблематика «глобальных общественных благ»), решению других глобальных проблем.
Источник
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD, International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР
- оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
- содействие частным иностранным инвестициям;
- содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
- сбор и публикация статистической информации.
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные направления деятельности МБРР
В отличие от МВФ, Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 году экономику Ирана и в 1954 году экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.
Механизмы управления МБРР
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 187 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР и Группа Всемирного Банка
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
- Международная ассоциация развития (МАР, IDA)
- Международная финансовая корпорация (МФК, IFC)
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, MIGA)
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, ICSID).
Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного Банка. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Источник
ТОП 10:
Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР
- оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
- содействие частным иностранным инвестициям;
- содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
- сбор и публикация статистической информации,
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные направления деятельности МБРР
В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития » подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.
Механизмы управления МБРР
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
Международный валютный фонд: цели, структура и деятельность.
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.[2] В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
Официальные цели МВФ
- «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
- «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
- «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
- предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».
Основные функции МВФ
Источник
№ 1387
На заседании Правительства Российской Федерации 21 августа было принято, в частности, решение о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Техническое содействие реформе системы здравоохранения».
В период с 18 по 21 ноября 2002 г. проведены переговоры с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о привлечении займа в размере до 30 млн. долларов США для финансирования проекта «Техническое содействие реформе системы здравоохранения» со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом. Срок реализации указанного проекта — 5 лет.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» проект «Техническое содействие реформе системы здравоохранения» включён в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2003 год.
Целью данного проекта является создание технической, законодательно нормативной и институциональной базы для реализации государственной программы реформирования системы здравоохранения Российской Федерации в соответствии с принципами, определенными «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», которая одобрена Правительством России.
В рамках проекта будут разработаны и реализованы в двух пилотных регионах (Чувашская Республика и Воронежская область) и рекомендованы к применению в других субъектах Российской Федерации меры по:
— рационализации и реструктуризации системы оказания медицинской помощи на всех уровнях, обеспечению взаимодействия между этими уровнями;
— совершенствованию управления финансовыми и хозяйственными ресурсами, введению новых принципов оплаты медицинской помощи, внедрению новой системы найма и оплаты труда работников здравоохранения;
— совершенствованию нормативного правового регулирования системы здравоохранения на всех уровнях.
Ожидаемые результаты от реализации проекта заключается в достижении не только экономических, но и, прежде всего, социальных эффектов:
— реструктуризация здравоохранения и реформирование системы финансирования отрасли обеспечит повышение реальной доступности квалифицированной медицинской помощи для всего населения, а также переориентацию финансовых средств на сохранение здоровья и лечение каждого человека, а не на содержание сети ЛПУ;
— организационные (в том числе структурная перестройка отрасли) и экономические преобразования обеспечат решение проблемы сбалансированности государственных гарантий с их финансированием, создадут условия для роста эффективности использования ресурсного потенциала отрасли;
— улучшение координации действий органов власти разных уровней друг с другом и с субъектами ОМС, изменения в порядке формирования и расходования финансовых средств системы здравоохранения позволят повысить её управляемость;
— внедрение новых форм оплаты медицинской помощи, изменение условий найма и оплаты труда работников в соответствии с объемом и качеством деятельности сформирует заинтересованность врача в пациенте, оказании ему качественной медицинской помощи.
По предварительным расчетам через два года реализации данного проекта удастся снизить дефицит, возникающий при выполнении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, почти в три раза (с 32 до 11%). Указанная положительная динамика сокращения текущих затрат (на 23,4%) происходит за счет снижения бремени непроизводительных расходов — выведении из системы здравоохранения незагруженных мощностей стационарных учреждений (20%), интенсификации использования оставшегося коечного фонда (сокращения средней длительности пребывания в стационаре на 13% и числа госпитализаций на 5%). Данные расчёты строились на основе минимально возможных изменений в системе предоставления стационарной помощи — сокращении числа непоказанных госпитализаций.
Детальные планы реструктуризации позволят уточнить исходные параметры расчётов, в связи с чем изменятся реальные показатели экономического эффекта, а положительные тенденции в достижении сбалансированности программы государственных гарантий усилятся.
По мнению Минздрава России, позитивные экономические результаты реализации Проекта не сводятся лишь к экономии бюджетных расходов. Основной задачей является повышение структурной эффективности отрасли на основе оптимизации величины и структуры расходов с тем, чтобы с наименьшими затратами реализовать главную цель функционирования системы здравоохранения — обеспечить предоставление населению качественной и доступной лечебно профилактической помощи.
На заседании принят проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
* * *
Источник