Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств.
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как «старейшина») Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги «История отношений России с международными финансовыми организациями», приводит другое объяснение: «Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте», при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание «нулевого варианта» условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия «рефинансировала» долги перед кредиторами СССР: их «процентная ставка» была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.
«Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами» — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Источник
Определение 1
Международный кредитный рынок — это рынок, на котором осуществляются международные кредитные операции.
Сущность международного кредита и его участники
Международный кредит — это кредит, который одна страна (в лице Министерства финансов), ее банк, юридическое и физическое лицо предоставляет другой стране, ее банкам, юридическому и физическому лицу на условиях срочности, платности и возвратности. Подобная форма кредита необходима для обслуживания движений ссудного капитала между разными странами.
Международные кредиты по составу и целям кредитных сделок, классифицируются на группы:
- международный политический и межправительственный кредит;
- межгосударственный кредит на коммерческой основе;
- международный фирменный кредит.
Политические и межправительственные кредитные сделки заключаются между официальными институтами и отражают финансовые особенности деятельности государств или международных межправительственных организаций. Отличительной чертой таких кредитов можно назвать закрытость информации о получении кредитором прибыли.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основная цель для кредитора — расширить рынок сбыта собственной продукции и принудить страну-кредитора к принятию тех условий, которые помогут укрепить его геополитическое и экономическое положение в мире.
Заемщик вынужден привлекать такой кредит из-за собственной политической или экономической слабости. Непосредственные цели привлечения подобного кредита:
- покрыть товарный дефицит из-за негативных макроэкономических или природных условий;
- решить задачи по повышению уровня безопасности государства;
- невозможно обслужить внешний долг и иные обязательства государства;
- покрыть дефицит платежного баланса страны и пр.
Межгосударственные кредиты на коммерческой основе включают сделки, где заемщик — правительство страны, а кредитор – негосударственные компании или организации из другой страны (банк, крупная промышленная корпорация и пр.). В данном случае цели кредитования связаны с расширением сбыта собственного товара компании-кредитора, расширением сфер экономического влияния, получением прибыли.
В силу широкого распространения частных банковских кредитов между правительствами разных стран, самые крупные кредиторы приняли решение объединится в Лондонский клуб для того, чтобы проводить согласованную политику взыскания.
Международные кредиты между разными предприятиями является самой широкой группой международных кредитов. Эта группа ссудных сделок объединяет банки, товаропроизводителей и государство. Государство в данном случае занимается поощрением и расширением экспортно-импортных операций.
Исторические аспекты участия России в международных кредитных сделках
Развитие международного кредитования связано с началом торговых отношений между предпринимателями различных стран. Как активный участник таких кредитов Россия появилась на рынке в конце 19 века, когда Александр III стал поощрять развитие промышленности и приток международных кредитов. К 1914 году Россия как крупный заемщик на мировом рынке, уже имела репутацию партнера, своевременно выполнявшего обязательства.
После мировой и гражданской войн, национальная экономика оказалась разрушена. Большевистское правительство отказалось от исполнения долгов, оформленных царским и временным правительством. До начала второй мировой войны Советским Союзом практически не проводились международные кредитные сделки, лишь во время войны совместно с США был реализован проект по материальной поддержке союзников по коалиции. Часть этих военных кредитов входит в состав российского долга до сих пор.
Благодаря росту советской экономики после войны в СССР были реализованы кредитные проекты, направленные на увеличение собственного экспорта в страны «третьего мира», характеризующиеся льготными условиями и политическим характером. В результате такой политики сформировалась группа неплатежеспособных стран-должников.
Внешний долг России
По оценкам Центрального банка на 01.01.2020 внешний долг составлял 480 миллиарда долларов. Увеличение внешнего долга в последние годы связано с приобретением нерезидентами ценных бумаг, которые номинированы в российских рублях и иностранной валюте, а также с увеличением сезонной задолженности по не выплаченным дивидендам.
К внешнему долгу относятся обязательства страны в иностранной валюте, зачастую это долги российских коммерческих и государственных предприятий.
В 2019 году для чистого государственного долга России характерно отрицательное значение. Такая ситуация сложилась впервые с 2014 года, когда были введены первые санкции и началось падение цен на нефть. В 2019 году совокупность внутреннего и внешнего долга правительства и регионов уменьшилась по сравнению с ликвидными активами федеральной власти, регионов и внебюджетных фондов.
Отсутствие чистого долга у России – это ее уникальная особенность, выделяющая ее из всех развивающихся стран. Из-за санкций и низких цен на нефть правительство было вынуждено сформировать запас на черный день, жестко придерживаясь долговой дисциплины. Но с другой стороны такой жесткий подход привел к дефициту фискальных стимулов экономического развития экономики. По мнению аналитиков, подобная политика – это следствие кризиса 1998 года, когда сказалась недоступность краткосрочных заимствований и невозможность их обслуживания. В сочетании эти факторы стали причиной крайне риск-ориентированной политики. В мире немного стран, для которых характерны те же особенности внешнего долга. Среди таких стран – Турция.
Кредитные отношения в современном мире – это основной экономический фактор международного, национального и регионального развития. Интернационализация и глобализация мирового хозяйства, которые привели к увеличению товарообмена и рынка капитала и кредита, а изменения технологии реализации экономических отношений существенно повлияли на роль России на международном кредитном рынке.
Источник
Стремление России к интеграции в мировую экономику, вступление её в международные валютно-кредитные организации создают предпосылки для полноценного её участия в операциях мирового рынка ссудных капиталов. На международной кредитной арене Россия в настоящее время в большей мере выступает как заемщик.
1. Кредиторами России являются, в основном, международные кредитно-финансовые организации (МВФ и МБРР), в которые Россия вступила в 1992 году. На эти организации приходится большая часть внешних заимствований России. Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ, как правило, они обусловлены требованиями проведения определенной экономической политики, т.е. по существу это «связанные» кредиты.
Взаимодействие России с МБРР (Мировым банком) строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Мировой банк предоставляет России кредиты двух видов: обусловленные и не обусловленные определенными действиями Правительства РФ по изменению своей экономической политики.
На 1.04.2004 г. доля кредитов МВФ в общей сумме внешнего долга РФ составила 2,46% (4,6 млрд. долл. США).
2. Новые заимствования за рубежом Россия в значительной части вынуждена использовать на погашение ранее взятых кредитов и на выплату процентов по ним. Величина этих выплат весьма значительна.
Представленные данные свидетельствуют о трудностях, которые испытывает и будет испытывать Россия при погашении и обслуживании внешнего долга (табл. 8.2).
Таблица 8.2
График погашения и обслуживания внешнего долга РФ
(бывшего СССР и российского) в 1999 — 2005 гг.
(млрд. долл. США)
3. Россия стала привлекать заемные средства с внешнего рынка путем выпуска еврооблигаций (евробондов), которые не практиковал в силу разных причинСССР. Сумма займов путём выпуска долговых ценных бумаг на 1.04.2004 г. составила 30,9 млрд. долл. США.
4. Россия получает значительные средства и по линии межправительственных кредитов путем заключения двухсторонних межгосударственных кредитных соглашений.
Одна из основных проблем для России в настоящее время — погашение огромного внешнего долга. Совокупный долг состоит из двух частей: собственно долг России и долги бывшего Советского Союза.
После распада СССР предполагалось, что каждое государство будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — 108 млрд. долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Советского Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия (на долю которой приходилось только 60% долгов Западу) могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
Положение осложнилось тем, что унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, которые должны были погашаться в 1992 — 1995 гг.
Для российского государства большая внешняя экономическая зависимость — явление новое. Дореволюционная Россия довольно в широких масштабах привлекала капиталы из-за рубежа в виде государственных займов и частных инвестиций, но эти средства не были решающими для развития национальной экономики. Они дополняли внутренние накопления, но вовсе их не заменяли. Государственная политика нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.
Этот принцип был сохранен и после революции. Историческая оправданность такого подхода в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, которая была выиграна при минимальной поддержке со стороны западных союзников.
Советский Союз реально обладал статусом великой державы. Его внешнеэкономические связи отличались безукоризненной платежеспособностью, он был неуязвим для попыток внешнего давления. На независимостьСССР можно было повлиять только военной силой.
Конечно, внешняя экономическая независимость не должна приводить к самоизоляции. Советский Союз особенно в последние десятилетия стал активным заемщиком кредитных ресурсов на мировом рынке, но никакой проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не существовало. Выполнение обязательств по международным займам относилось к числу государственных приоритетов. Все суммы включались в валютный план и подлежали безусловной выплате. ПоэтомуСССР пользовался репутацией образцового заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка.
Осложнения начались с середины 1980-х годов, когда СССР стал слишком много занимать.
Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985 -1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Внешняя задолженность России (2004 г.)
(в млрд.долл.)
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого является Россия, объединяет около двух десятков стран — крупнейших мировых кредиторов.
Деятельность Парижского клуба началась в середине 50-х гг., когда в Париж были приглашены кредиторы Аргентины на переговоры с должниками. Активность Парижского клуба заметно возросла в последние годы в связи с необходимостью урегулирования кризиса задолженности развивающихся стран и проблем внешнего долга бывших социалистических стран Восточной Европы и СССР.
Россия вступила в Парижский клуб в 1992 г., что имело большое значение для урегулирования её долговых отношений.
Во-первых, Россия добилась оптимизации её внешних долгов, в частности, произошла фиксация курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса (60 коп. за 1 долл.).
Во-вторых, раньше Россия, являясь крупнейшим кредитором, существовала как бы отдельно, сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало возможности Западу проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженностей.
В 1996 году России удалось заключить генеральное соглашение по долгосрочной реструктуризации задолженности Парижскому клубу. Главные условия соглашения: сумма реструктурируемого долга — около 38 млрд.долл.; общий срок погашения — 25 лет (до 2020 г.); предусматривается 6-летний льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На основании этих общих положений были заключены двухсторонние межправительственные соглашения с 18 странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Польшей. В этих соглашениях зафиксированы конкретные суммы задолженности и сроки её погашения. Агентом по этим операциям определен Внешэкономбанк.
Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческим банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом в основном составляют межбанковские кредиты.
Переговоры с Лондонским клубом были начаты ещё в 1991 г. В 1995 г. Правительство РФ подписало с клубом меморандум о согласованных принципах реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд.долл. (основной долг — 24 млрд.долл. и проценты — 8,3 млрд.долл.) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. В конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности. К моменту завершения работы по реструктуризации долга были подписаны протоколы выверки задолженности с 423 отдельными кредиторами на более чем 27 тыс. заявленных позиций.
В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд.долл. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных ценных бумаг на сумму свыше 6 млрд.долл. Эмитентом выступает Внешэкономбанк. Обращение этих облигаций предусмотрено как в России, так и за её пределами. Агент по обслуживанию процентных облигаций — Сhаsе Маnhattan Bank, агент по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу–Deutsche Bank.
Интересно, что Россия в списке должников клуба занимает четвертое место- после Бразилии, Мексики и Аргентины. Основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии. Венгрии, Бразилии, Габона и др. стран. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, поскольку соотношение задолженности к экспорту в этих странах превышало уровень в 600% годового экспорта (критической считается отметка в 275%). Россия реструктуризировала свой долг одной из последних — после долгих колебаний было решено, что для неё более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем, оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а её реструктуризация. На количество реструктуризации никаких ограничений нет.
В 1999 г. возникла необходимость очереднойреструктуризации долговРоссии членам Лондонского клуба. Предполагалось списать 40% задолженности, остальную часть переоформить в долговые бумаги Правительства РФ (евробонды) с достаточно выгодной для кредитов доходностью.
Существует и внеклубная задолженность Правительства России. Как правопреемник Советского Союза Россия взяла на себя долги перед некоторыми из числа бывших стран СЭВ — Венгрией, Словакией, Болгарией, Польшей. Долг на основании договоренности с этими странами должен погашаться в основном товарными поставками.
Таким образом, существующие определенные условия международного кредита позволяют наиболее рационально организовать кредитный процесс.
В рыночной экономике государство является активным участником международных кредитных отношений, используя различные формы регулирования таких отношений.
Для России на современном этапе существует значительная проблема урегулирования достаточно большого внешнего долга.
Источник