26 декабря 1994 года N 76-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТАХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ,
ИХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ
Принят
Государственной Думой
7 декабря 1994 года
Одобрен
Советом Федерации
17 декабря 1994 года
Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации.
Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние (зарубежные) активы Российской Федерации.
Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления Российской Федерацией государственных кредитов
Государственные внешние заимствования Российской Федерации и предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской Федерации, оформленному в виде его постановления.
Статья 4. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов (займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год.
В предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.
Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельных размерах государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Статья 5. Внесение изменений в предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией. Международные договоры о кредитах (займах), подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае, если:
предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
или исполнение такого договора требует увеличения предельных размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона;
ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований и государственных кредитов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
26 декабря 1994 года.
N 76-ФЗ
Источник
На международном рынке обращаются государственные (федеральные) валютные бумаги в виде еврооблигаций РФ. Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), выпущенные в качестве компенсации по долгам Внешэкономбанка СССР (ВЭБ), практически полностью погашены.
Волатильность мировых рынков после кризиса существенно повысилась. Но и в этих условиях Россия выступает как активный суверенный заемщик, эмитируя еврооблигации. В 2010 г. Министерство финансов впервые с 1998 г. стало размещать еврооблигации, в 2011 г. эмиссии продолжались. В 2012 г. размещено три выпуска облигаций внешних облигационных займов общим объемом 7 млрд долл., включая самый длинный в долговой истории России заем сроком 30 лет (табл. 7.5). Спрос на российские бумаги более чем в три раза превысил фактический объем размещения. Успешная эмиссия стала важным репутационным шагом по отношению к инвесторам. В 2013 г. достигнута договоренность с андеррайтерами о размещении бумаг на 7 млрд долл.
Таблица 7.5. Эмиссия еврооблигаций в 2012 г.
Помимо привлечения денег в бюджет размещение еврооблигаций имеет целью улучшить качество и расширить базу инвесторов в российские государственные финансовые активы. Кроме того, важно обеспечить снижение доходности по суверенным облигациям и установить индикативные ориентиры по доходности для российских компаний, которые планируют выйти с длинными бумагами на внешние рынки[1]. Следуя примеру государства, 30-летние еврооблигации выпустили «Газпром», РЖД, «Евраз» и ВТБ, бессрочные субординированные еврооблигации на 1 млрд долл. эмитировал Газпромбанк.
В среднесрочной перспективе планируется продолжать размещать еврооблигации, расширяя круг глобальных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку.
От классических еврооблигаций, номинированных в иностранных валютах, следует отличать рублевые еврооблигации (облигации внутренних облигационных займов РФ, ОВОЗ). Эмиссия и размещение на международном рынке облигаций внутренних займов РФ в рублях стала новым инструментом заимствований. Главное отличие от займов в иностранной валюте состоит в том, что рублевые еврооблигации представляют не внешний, а внутренний долг (в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса внешними считаются только займы, номинированные в иностранной валюте). По срокам обращения рублевые еврооблигации являются среднесрочными и долгосрочными, а их владельцами могут выступать российские и иностранные юридические и физические лица.
Рублевые еврооблигации призваны расширить емкость внутреннего рынка, привлечь в экономику новых инвесторов для диверсификации валютных рисков и позволят финансировать дефицит бюджета без провоцирования инфляции. Первые займы до 2018 г. в сумме 90 млрд руб. по ставке 7,85–7% годовых осуществлены в 2011 г.
На международном рынке капитала по состоянию на 1 августа 2013 г. в обращении находились восемь выпусков еврооблигаций РФ на общую сумму 34,3 млрд долл. по номиналу и один выпуск ОВОЗ номинальным объемом 90,0 млрд руб.
Наряду с кредитами зарубежных правительств и банков, составляющими 6–8% от всех внешних займов, Россия использует и займы от международных финансовых организаций. Их доля в структуре государственного внешнего долга невелика – примерно 5%. Динамика займов представлена на рис. 7.11.
Рис. 7.11. Займы международных финансовых организаций, млрд руб.
В последние годы отношения с международными финансовыми организациями претерпевают принципиальные изменения. Например, привлечение кредитных средств от международных банков развития (МБР) осуществляется на новой основе – не в виде обычных заимствований, а на принципах сотрудничества и софинансирования, в форме реализации новых проектов в разных областях: техническое сотрудничество, охрана окружающей среды, развитие финансового рынка, систем общественного транспорта, иные социальные проекты. Всего в 2013–2015 гг. международные банки развития предоставят России около 660 млн. долл.
В рамках сотрудничества с международными банками развития – Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуются 22 проекта на 1,6 млрд долл. Преимуществами сотрудничества является низкая стоимость займов, экспертно-аналитическое содействие специалистов по государственными проектам, международная сертификация, прозрачность, возможность получения дополнительного грантового финансирования[2].
В связи с активным участием государства во многих сферах следует расширить границы понимания суверенного внешнего долга и рассматривать его в широком смысле. Для этого введено понятие «квазисуверенный государственный долг», или «внешний долг государственного сектора в расширенном определении». Сюда входит не только внешняя задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, но также долги тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют более 50% участия в капитале. Ведущее участие государства в капитале определяет и характер долга в таких организациях, который по своей сути является государственным.
Суверенный долг составляет 2,3% ВВП, но с учетом квазисуверенного долга внешний долг РФ составляет 33% к ВВП. Расширенный внешний долг РФ представлен в табл. 7.6.
Таблица 7.6. Внешний долг РФ в расширенном определении
Источник: Центральный банк РФ.
Данные таблицы свидетельствуют о значительных объемах квазигосударственного долга. В его составе преобладают внешние источники государственных банков и предприятий в силу их относительной дешевизны. В 2012 г. размещение еврооблигаций на внешних рынках осуществляли такие их традиционные участники, как Внешэкономбанк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «РЖД», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпром», ОАО «Газпромбанк».
В связи с этим государство, не препятствуя корпоративным субъектам (в особенности субъектам квазидолга) занимать на внешних рынках, должно осуществлять мониторинг долговой устойчивости корпоративного сектора. Задача РФ как суверенного заемщика заключается в том, чтобы на базе мониторинга создавать ориентиры по доходности для корпоративных заемщиков, а также координировать сроки, условия и масштабы выхода на мировые рынки.
Корпорации с государственным участием должны соблюдать общие принципы ответственной долговой политики: поддержание умеренной долговой нагрузки и расходов по ее обслуживанию, проведение регулярной оценки долговой устойчивости. Для этих структур должны устанавливаться индивидуальные предельные значения показателей долговой устойчивости.
Долговая политика в государственных компаниях должна ориентироваться на лучшие мировые образцы корпоративного управления, обеспечивать прозрачность заимствований (информирование Министерства финансов, раскрытие информации на интернет-сайтах).
В систему государственного долга, помимо прямых кредитов и эмитированных бумаг, входят государственные гарантии Российской Федерации. Государственная или муниципальная гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Государственные гарантии являются условными обязательствами государства. Обязательства, обеспечиваемые государственными гарантиями, имеют долгосрочный характер (до 30 лет). В настоящее время государственные гарантии становятся важным условием успешной реализации многих модернизационных проектов на базе целевых программ, отраслевых стратегий (развитие инфраструктуры, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции, частно-государственное партнерство, реализация крупных инвестиционных проектов).
В целях повышения эффективности инструмента государственных гарантий следует унифицировать их предоставление для отраслей, регионов, рынков, не допускать поддержку неэффективных проектов и предприятий. Масштабы предоставления государственных гарантий представлены в табл. 7.7.
Таблица 7.7. Объем предоставления государственных гарантий РФ, млрд руб.
В иностранной валюте в 2014–2016 гг. будет предоставлено 7,8 млрд долл. Объем накопленных гарантий отражается в составе государственного внутреннего долга. В последние годы он имеет устойчивую тенденцию к росту (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Объем государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям, млрд руб.
Подробная структура долга Российской Федерации по всем описанным параметрам на ближайшую перспективу представлена в табл. 7.8.
Таблица 7.8. Структура государственного долга Российской Федерации, млрд руб.
* На 1 октября 2012 г.
Источник