Опытные заемщики по достоинству ценят возможность размещения ценных бумаг на финансовом рынке, так как данный способ привлечения дополнительных средств со стороны более выгоден, нежели обычные банковские кредиты. Расскажем далее, чем именно выгоден облигационный займ, и для кого.
Понятие облигационного займа
Облигационный заем ‒ ссуда, выдаваемая заемщиком в виде эмиссии облигации. При продаже облигации эмитент занимает у покупателя определенную сумму на оговоренный документом временной промежуток, по истечении которого заемщик обязуется вернуть долг кредитору.
Напомним читателю, что такое облигация! Это вид ценной бумаги, подтверждающий право ее держателя получить от эмитента номинала облигации или иного имущества, стоимость которого приравнивается к нему.
Облигационные займы характеризуются большим числом достоинств для эмитента, поэтому и пользуются высокой популярностью на отечественном рынке сегодня.
Виды облигационных займов
Облигационные займы отличаются по факту наличия определенных характеристик. Представим наиболее распространенные классификации.
По сроку
ЦБ делят на несколько групп, исходя из продолжительности срока предоставления кредитных средств:
- Срочные. Выпускаются на период, не превышающий 1 год.
- Среднесрочные. Эмиссия ОЗ такого типа осуществляется на 1-5 лет.
- Долгосрочные. Выпускаются на срок от 10 до 30 лет.
Срок формирования ОЗ во многом определяется актуальным объемом подготовительных мероприятий, юридической схемы выпуска, а также размещения.
Государственные
Государственные ОЗ представляют собой особый вид ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется правительством страны на установленный временной период и с конкретной доходностью по ним. Они чаще использовались в советские времена, сегодня популярность таких бумаг весьма невысока.
Отметим! Природа государственных облигационных займов мало чем отличается от современных государственных облигаций.
Муниципальные
Договор муниципального займа подразумевает покупку инвестором муниципальных облигаций или иных видов ЦБ, реализующих право вкладчика получить от заемщика переданные ему взаймы денежные средства и определенные проценты по ним.
Муниципальные облигации делятся на несколько категорий:
- Ценные бумаги общего покрытия. Обеспечиваются бюджетом или его долей, частным имуществом заемщика, не имеют целевого инвестиционного характера и направляются на перекрытие бюджетного дефицита и обеспечение иных задач. Несколько схожи с государственными краткосрочными займами и реализуются по заранее подготовленным схемам.
- Целевые облигации. Наиболее популярны по количеству эмитированных ЦБ, так как создаются для организации конкретного инвестиционного проекта и гасятся выручкой, полученной в результате его работы. Одним из наиболее популярных сегодня видов таких займов является муниципальный жилищный займ. Он подразумевает ситуацию, когда жилищное строительство осуществляется на аккумулированные средства населения от эмиссии муниципальных ЦБ.
Жилищные займы выполняют сразу несколько важных для населения страны задач: поиски новых возможностей улучшить жилищные условий граждан, усовершенствование механизмов инвестирования в строительство квартир на длительный период, повышение качества построенного жилья.
Ольга Орлова, эксперт в области ЖКХ
Коммерческие
Коммерческие облигационные займы имеют вид ценной бумаги, выпускаемой юридическими лицами для дальнейшего финансового обеспечения своей деятельности с или без залога. Срок погашения ЦБ может меняться от 1 года и более.
Внутренние
Внутренние облигационные займы представляют собой долговые обязательства в виде ЦБ, выпущенной на внутреннем рынке.
В прошлые годы такие бумаги строго соответствовали мировым стандартам по способу эмиссии, сегодня они распределяются между перечнем компаний с российским капиталом, являющимися клиентами Внешэкономбанка и не встречаются на рынке в свободной торговле.
Внешние
Минфин РФ начал выпуск такого типа ЦБ с 2013 году, но в максимально допустимых пределах госдолга, обозначенного Законом о ФБ на 2013-2015 гг. Облигации, выпускаемые правительством, имеют документарную форму и подлежат централизованному хранению.
Владельцем бумаги может стать физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент, и тогда он получит право на номинальную стоимость и проценты.
Размещение внешних облигаций осуществляется в виде закрытой подписки, а сами документы можно предъявить к досрочному погашению, если наступил случай, обозначенный сопровождающими выпуск глобальными сертификатами.
Интересный факт! Номинал одной облигации подобного вида составил 2 000 дол. США. А объем их эмиссии дошел до 7 500 единиц.
Преимущества и недостатки облигационных займов
Облигационный заем в качестве инструмента привлечения финансовых средств со стороны характеризуется рядом преимуществ:
- отсутствие риска вторжения держателей ЦБ в финансово-хозяйственную деятельность компании;
- возможность самостоятельного обозначения параметров облигационного займа: объем эмиссии, процентных ставок, временного периода, условий обращения, погашения и т. п.;
- оптимальное соотношение уровня доходности ценных бумаг для вкладчиков и расходов на эмиссию и обслуживание со стороны заемщика;
- усовершенствование системы взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности эмитента.
Несмотря на описанные достоинства, облигационный займ отличается довольно жесткими условиями. Эмитент берет на себя определенные риски, сопряженные с возможным крахом задуманного мероприятия. Ведь объем затрат при реализации инвестиционного проекта может превысить объем полученной в дальнейшем выручки.
Источник финансирования
В государствах с развитой экономической системой роль облигационных займов весьма значительна. Они используются в качестве основного источника финансирования разного рода инвестиционных проектов.
На заметку! В процессе выпуска облигаций подробно прописываются права и обязанности эмитента и кредитора, ведь нормативно-правовые акты далеко не всех государств регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ЦБ в полной мере.
Главный ограничивающий фактор в процессе эмиссии бондов ‒ размер собственности. А их достоинства как источника финансирования заключаются в следующем:
- средства вовлекаются не только от банковского сектора, но иных субъектов финансового рынка;
- низкая стоимость бондов позволяет привлечь много мелких кредиторов;
- сроки погашения долга можно продлить;
- законодательство многих стран допускает переносить расходы, связанные с обслуживанием облигационных займов, на себестоимость продукции, что уменьшит базу налогообложения;
- низкая рискованность.
Выпуск
Выпуск облигационного займа предоставляет возможность привлечь большой объем инвестиций от разных вкладчиков для удовлетворения средне- и долгосрочных планов развития компании. Название предприятия становится более узнаваемым, растет интерес к его деятельности со стороны крупных инвесторов резидентов и нерезидентов. Реализация облигаций происходит на первичном рынке.
Размещение и покупка
Облигационные займы размещаются на первичном рынке, здесь же осуществляется их продажа.
Ценные бумаги могут быть пущены в оборот на вторичном рынке только при условии их продажи частным инвесторам. Реализация ЦБ на вторичке позволяет проявиться их основному достоинству – ликвидности. Согласно действующему законодательству РФ первичное размещение облигационного займа составляет от 3-х до 12-ти месяцев.
Артем Коськин, финансовый аналитик
При эмиссии ЦБ такого вида необходимо зарегистрировать в ФСФР, после чего может пройти не более одного года. За это время облигация должна быть куплена инвестором, но на практике это случается в первые несколько дней. Процесс покупки облигации должен осуществляться при условии тщательно изучения специфики торговли акциями.
Стоимость
Стоимость размещения облигационного займа определяется действием двух факторов:
- кредитной историей заемщика;
- кредитоспособности эмитента.
Стоимость займа определяется до налогообложения путем подсчетов внутренней нормы прибыли от финансового потока по бонду. Ее снижение происходит ввиду развития вторичного рынка бондов и повышения степени доверия к компании-эмитенту со стороны вкладчиков.
Выходит, что благоприятная кредитная история способствует повышению репутацию эмитента и сокращает траты на предоставление займов в последующее время.
Выпуск облигаций ‒ способ привлечения денег
Любая компания переходит на такой этап своего развития, при котором требуются кредитные средства для дальнейшего развития. Руководство должно выбрать наиболее подходящий способ привлечения кредиторов, взвесив плюсы и минусы всех существующих способов достижения данной цели.
Выпуск бондов – один из наиболее перспективных вариантов, так как:
- заемщик может получить внушительный объем денег для реализации масштабного инвестпроекта без риска вторжения иных инвесторов в вопросы, связанные с управлением компанией;
- заемщик получает возможность накопить достаточно денег, полученных от ряда частных инвесторов, юридических лиц, чтобы воспользоваться ими на выигрышных условиях на финансовом рынке.
Рынок облигационных заимствований
Рынок корпоративных облигаций в РФ развивается активными темпами. Основная тенденция, характерная для него сегодня, ‒ постепенный рост сроков, объемов заимствования, а также показателей ликвидности рынка.
Основные участники
Часто необходимость в привлечении заемных средств вынуждает предприятие выпускать облигационные займы и пользоваться услугами следующих лиц:
- Андеррайтер. Является профессиональным участником финансового рынка и обеспечивает размещение бондов эмитента путем поиска инвесторов. В качестве андеррайтера может выступить коммерческий банк, инвестиционный фонд с состоятельной клиентской базой. Он осуществляет реализацию бондов от имени, по поручению и за счет эмитента, получая за это материальное вознаграждение.
- Платежный агент. Следит за исполнением обязательств по выпущенным ЦБ. В качестве такого субъекта финансового рынка может выступить банк, осуществляющий перевод денежных средств для выплаты купонного дохода и погашения бондов на обозначенные инвесторами банковские счета.
- Организатор торговли. Это биржа, имеющая лицензию от ФСФР России и выполняющая первичное размещение облигаций и вторичную торговлю ими.
- Финансовый консультант. Берет на себя обязанности, связанные с оформлением эмиссионных документов, сопровождением государственной регистрации выпуска и т.п.
Важно! Бонды, выпущенные в бездокументарной форме, регистрируются в обязательном порядке. Созданный реестр их владельцев ведет независимый регистратор или должностное лицо компании, ответственное за выполнение данных задач.
Корпоративные облигации
Рынок корпоративных облигаций за последнее время превратился в динамичный сегмент общероссийского финансового рынка.
Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития этой среды:
- Отсутствие ценовых ориентиров. Процесс корректировки бондов, уровень их ликвидности зачастую определяются стихийно. Недостаток информации и отсутствие актуальной информационной структуры привело к невниманию инвесторов касательно финансовой устойчивости компаний-заемщиков и риску невозврата вложений.
- Отсутствие продуманной стратегии работы с заемными средствами у многих компаний.
- Налог на эмиссию, а также чрезмерно сложная бюрократическая процедура регистрации эмиссии бондов.
Первичный рынок
Основой рынка корпоративных облигаций выступают фирмы-эмитенты, выбирающие способ первичного размещения облигационных займов:
- аукцион по продаже;
- прямое размещение;
- размещение с помощью инвестиционных банков.
В РФ финансовые институты предпочитают прямое размещение аукционов, так как промышленные компании своими силами на долговой рынок не выходят. По этой причине активно практикуются варианты выпуска ЦБ через посредничество инвестиционных банков, которые зачастую одновременно выполняют функции и финансового консультанта, и игрока вторичного рынка, поддерживающего ликвидность эмиссии.
Параметры займа
При размещении облигационного займа важны следующие его параметры:
Вторичный рынок
Вторичный рынок РФ развивается еще активнее, нежели первичный. Основные индикаторы его роста таковы:
- суммарные объемы торгов;
- количество заключенных сделок;
- объем приобретенных ценных бумаг.
Специалисты настаивают на сложности определения настоящих объемов внебиржевого рынка России. То есть, все его оценки имеют приблизительный характер. Внебиржевые торги сопоставляются с объемами торгов на бирже, что говорит о достаточной величине вторичного рынка облигаций. В ближайшем будущем он должен приобрести высокую ликвидность, что выгодно всем его участникам.
Плюсы и минусы
Среди преимуществ корпоративных займов специалисты отмечают:
- привлечение больших сумм на длительный период;
- возможность маневрирования и самостоятельности при определении параметров эмиссии;
- оперативность управления структурой и объемом задолженности в регионе;
- возможность использовать облигаций в роли расчетного инструмента с целью оптимизации взаимозачетов;
- публичная кредитная история.
Но они имеют и ряд недостатков:
- сложная процедура подготовки документов и осуществления эмиссии;
- наличие промежутка во времени от момента принятия решения о размещении и до реального получения денежных средств, около 4-х месяцев;
- дополнительные расходы на размещение корпоративных облигаций;
- необходимость в максимальном раскрытии информации о предприятии во время подготовки выпуска и обращения облигаций, в демонстрации безубыточности и стабильных темпах развития.
Договор обеспечения исполнения обязательств
Законодательство РФ не вынуждает обеспечителя заключать договор в физическом плане со всеми владельцами облигаций выпуска. Это позволяет упростить систему работы с корпоративными облигациями, поскольку нет необходимости тратиться на создание, подписание, хранение таких бумаг. Помимо этого, не приходится переподписывать договор при смене владельца бонда.
Но наличие договора между компанией-эмитентом и обеспечителем обязательно. Если его нет, эмитент может столкнуться с рядом проблем: к примеру, придется доплатить обеспечителю при отзыве последним своих полномочий или найти нового обеспечителя, зарегистрировав изменения в эмиссионных документах.
Инструмент привлечения инвестиций
Облигационный займ является одним из самых востребованных в наши дни инструментов привлечения дополнительных вложений во многие отрасли экономики. Чем более масштабным является производство, тем больше финансовых ресурсов оно требует для нормальной производственно-хозяйственной деятельности.
Путем выпуска облигаций у компании появляется возможность обеспечить свои потребности финансами на выгодных ей условиях. Вернуть денежные средства потребуется в оговоренный срок, что позволяет рационально спланировать стратегию финансовых действий в это время.
Облигационные займы как альтернатива банковским кредитам
Коснемся преимуществ облигационного займа в сравнении с возможностью воспользоваться кредитом в коммерческом банке:
- обходится дешевле;
- более длительный срок привлечения инвестиций;
- отсутствие необходимости в залоге;
- низкая степень зависимости от одного кредитора, ведь средства привлекаются сразу у широкого круга инвесторов.
В итоге:
Облигационный займ – простой способ привлечь дополнительное финансирование своей деятельности со стороны частных инвесторов. Он позволяет расширить производство, обновить оборудование и достичь иных целей на пути к высоким заработкам.
No related posts.
Источник
Виды и классификация государственных займов
Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источник