Местный заем — один из наиболее востребованных финансовых инструментов, используемый для привлечения необходимых средств муниципальными структурами и имеющий определенные отличия от других похожих фондовых инструментов (к примеру, государственных и субфедеральных кредитов).
Местный заем — сделка, связанная с получением необходимых средств на трех ключевых условиях (возвратности, срочности и платности). Итогом проведения таких операций является появление задолженности перед бюджетом и обязательств своевременного возврата этих средств.
Местный заем: сущность и особенности
Кредиты для бюджета муниципальных органов могут оформляться только из бюджета развития. Основная цель оформления таких займов — покрытие бюджетных «дыр» и кассовых разрывов в период наполнения муниципального бюджета. Размещение местных кредитов происходит на рынке ссудного капитала.
За рубежом местные займы — это один из способов капиталовложений, который всегда регулируются местными структурами власти. Пределы задолженности, в свою очередь, устанавливаются центральными органами власти с учетом текущих требований законодательства. Погашение текущего долга и процентов по нему производится из средств местного бюджета.
Местный заем — это специфический и нетрадиционный способ привлечения ресурсов в бюджет муниципальных властей. С одной стороны, муниципальные займы позволяют укрепить финансовую самостоятельность органов власти на местах, а с другой — дают возможность оптимизировать инвестиционный и денежно-кредитный механизм всего государства. При помощи местных займов государственные структуры могут оказывать влияние на политику в регионах посредством накоплений и сбережений у хозяйственных субъектов.
На практике специфика местных займов нуждается в подробном анализе и оптимизации с целью более эффективной реализации эмиссионных проектов. И первое, что стоит сделать — выделить отличительные особенности местных (муниципальных займов) от стандартных фондовых государственных кредитов или займов субфедерального типа. К ним можно отнести:
1. Различия в объемах кредитования, которые могут привлекаться в населенные пункты с одной стороны, и текущими требованиями фондового рынка с другой.
2. Близость кредитования непосредственно к гражданам, выступающих в роли потенциальных инвесторов.
3. Непрозрачность местных финансовых взаимоотношений, которая усложняет процесс оценки ликвидности, надежности и эффективности кредита.
4. Острая нехватка хороших специалистов, которые нужны для полноценной подготовки и проведения проектов эмиссии.
В отличие от упомянутых выше субфедеральных и государственных кредитов, местные займы, как правило, ориентированы не только на решение текущих финансовых неурядиц, но и на реализацию конкретных инвестиционных целей. Конечная цель таких кредитов — решение насущных проблем общества и улучшение качества жизни. Вот почему местные займы в большей степени нацелены на инвестиции со стороны обычного населения. Вкладывая свои средства в тот или иной проект, люди в первую очередь делают себе благо, что является движущей силой в реализации местных проектов.
Как правило, основная цель выпуска местных займов — это эффективное и быстрое решение текущих проблем местного значения посредством привлечения со стороны инвесторов из населения или работающих на подконтрольной территории хозяйствующих субъектов. Основная задача местных властей — заинтересовать потенциальных инвесторов в актуальности того или иного нововведения и решения проблемы именно таким методом.
Владельцы местных облигаций должны быть готовы получать выгоды не только в денежном выражении. Вот почему местные займы малоинтересны внешним инвесторам. Как правило, муниципальные ценные бумаги не могут должным образом конкурировать с ликвидными активами, такими как субфедеральные или федеральные облигации. Это добавляет проблем местной власти, которая должна думать об улучшении благосостояния своих граждан, ведь именно они являются основными кредиторами для местных властей.
Таким образом, природа местных кредитов имеет свою особую структуру. По своему назначению ценные бумаги муниципального типа больше предназначены для покрытия бюджетного дефицита, компенсации кассовых разрывов, реализации проектов и так далее.
Есть отличия и по масштабности эмиссий ценных бумаг, определяемых возможностями бюджета или же размерами муниципальных формирований. Важное обстоятельство в том, что в большинстве регионов страны уже есть отличный опыт местных займов, позволяющий с умом расходовать полученные средства. Разработкой соответствующих проектов занимаются местные органы или же задача поручается местным фондовым институтам.
Формы и цели оформления местного займа
Сегодня есть две основные формы местных займов:
1. Эмиссия муниципальных ценных бумаг.
2. Получение ссуды.
Что касается сферы кредитования (ссуд), то здесь в роли инвестора выступают бюджет (государство) или коммерческие банки. При этом ссуда, предоставляемая местным органам банками, по своим условиям идентична тем кредитам, которые чуть ли не каждый день выдаются организациям и компаниям. Такой подход не всегда выгоден для местных властей.
При выборе оптимальной формы кредитования важно обращать внимание на два основных момента:
— во-первых, общую стоимость займа, то есть дополнительные расходы в случае привлечения определенного объема ресурсов;
— во-вторых, наличие необходимых средств в нужном размере на рынке капиталов.
Так сложилось, что наиболее перспективным способом привлечения средств в местные бюджеты является эмиссия муниципальных активов. Основное преимущество такой формы заимствования — доступность и дешевизна. То есть выпустить свои ценные бумаги намного выгодней, чем оформить стандартный кредит в одном из коммерческих банков. Главная причина — наличие дополнительных льгот в сфере налогообложения при выпуске облигаций.
К основным целям эмиссии ценных бумаг местными органами власти можно отнести:
1. Покрытие существующего бюджетного дефицита. Существенные затраты местных властей зачастую имеют сезонную структуру. К примеру, в одних районах может иметь место проблема обеспечения с/х продукцией (на севере страны), а в другом регионе — получение авансовых платежей производителями такого товара. Из-за того, что пополнение бюджетных средств является нерегулярным, может потребоваться мобилизация существенных средств, а именно проведения эмиссии ценных бумаг.
2. Покрытие кредитов, которые были размещены немного раньше. Данную методику можно сравнить с обычным рефинансированием существующих долгов местного бюджета. Этот возможно лишь в том случае, когда владельцы облигаций имеют определенный уровень доверия. В противном случае долги могут только накапливаться, а это неизбежно приведет к разорению.
3. Сглаживание текущих колебаний, которые могут быть решены посредством выпуска ценных бумаг. Таким способом муниципальные власти обеспечивают стабильное поступление средств в бюджет и устраняют явные кассовые разрывы. Решение такой задачи наиболее важно для тех регионов, где налоги во многом зависят от производственного сезонного цикла.
4. Обеспечение различных финансовых структур (в том числе и банковских учреждений) надежными резервными активами, отличающимися высоким уровнем ликвидности. В ряде стран (в том числе и в России) достижение этих целей является неактуальным, ведь каких-либо требований формирования вторичных банковских резервов нет. С другой стороны, для страховых фондов уже есть нормативы, которые предписывают наличие на руках определенных объемов муниципальных бумаг.
5. Финансирование собственных проектов, которые нуждаются в существенных капиталовложениях. Реализовать такие цели за счет бюджетных средств не всегда удается — приходится привлекать капитал извне. Чаще всего местные бюджеты нуждаются в инвестировании для выполнения дорожных или жилищных работ.
6. Ценные бумаги могут эмитироваться под гарантии учреждений и организаций, которые решают определенные задачи в интересах государства. Но в России опыта привлечения инвестиций такими способами пока нет.
Перед непосредственным выпуском ценных бумаг и привлечением местного займа, важно определить:
1. В каких территориальных участках рынка будут размещены эмитированные облигации.
2. Для каких инвесторов эти ценные бумаги будут предназначаться в первую очередь. Как правило, это может быть население, промышленные компании, пенсионные фонды, коммерческие банковские учреждения и инвестиционные институты.
3. Имеются ли необходимые средства у потенциальных инвесторов. В частности, есть ли свободные капитал для инвестиций у тех же банков или предприятий для покупки облигаций.
4. Есть ли уже у потенциальных инвесторов такие ценные бумаги и интересна ли им покупка.
5. Как повысить привлекательность актива для вероятных покупателей муниципальных облигаций.
В качестве помощников при проведении анализа можно использовать печатные материалы, справочную литературу, статистику, интервью, результаты анкетирования.
Источник
Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник