Дата размещения статьи: 29.04.2016
Беспроцентные займы — весьма популярный инструмент пополнения оборотных средств при их нехватке. Активно им пользуются собственники бизнеса, выступая в зависимости от обстоятельств как в качестве заимодателей, так и в качестве заемщиков. В этой статье мы рассмотрим следующую ситуацию: организация (ИП) выдала беспроцентный заем физическому лицу в 2015 г., возврат займа осуществляется в 2016 г. Каковы обязанности налогового агента (организации, ИП) по исчислению и уплате НДФЛ с сумм материальной выгоды?
Описание проблемы
Согласно официальной позиции при выдаче беспроцентного займа физическому лицу у последнего возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Размер этой выгоды определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 212. Применительно к беспроцентным займам в рублях доход (облагается НДФЛ по ставке 35% — п. 2 ст. 224 НК РФ) равен величине процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования за весь период пользования денежными средствами.
Достоверно определить дату возникновения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентным займам на основании норм НК РФ до 2016 г. было невозможно. Дело в том, что п. 1 ст. 223 НК РФ в качестве даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды называл день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (см. пп. 3 п. 1 ст. 223 прежней редакции). Очевидно, что при отсутствии процентов и их уплаты пользоваться данной формулировкой было затруднительно, так что Минфин разъяснил этот момент письмами. Среди них Письмо от 14.04.2009 N 03-04-06-01/89, где выражено мнение о том, что фактической датой получения дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам следует считать дату возврата заемных средств.
С тех пор многое изменилось, в частности подкорректировано содержание п. 1 ст. 223 НК РФ относительно подхода к установлению даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах. Согласно новому пп. 7 п. 1 ст. 223 с 01.01.2016 такой доход определяется на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. С момента вступления новой редакции ст. 223 в силу Минфин выпустил ряд писем, разъясняющих ее применение. В частности, в Письмах от 14.01.2016 N 03-04-06/636, от 02.02.2016 N 03-04-06/4762, от 15.02.2016 N 03-04-06/8109 указано, что ежемесячно определять доход в виде материальной выгоды необходимо начиная с 2016 г. и делать это нужно по всем займам, в том числе выданным в 2015 г. и ранее. Вместе с тем в Письме Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-06/9399 конкретизировано, что положения пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ о ежемесячном расчете материальной выгоды распространяются на экономию налогоплательщика, полученную им начиная с 01.01.2016. Иными словами, по состоянию на 31.01.2016 должна быть рассчитана материальная выгода исключительно за январь 2016 г. (прибавлять к ней величину выгоды, полученную налогоплательщиком в 2015 г., и рассчитывать НДФЛ с полученной суммы неправильно).
А как же быть с экономией на процентах, которая приходится на 2015 г., по займам, которые подлежат возврату в 2016 г., то есть в периоде действия вполне четких правил о ежемесячном определении материальной выгоды? На данный момент мы видим несколько способов решения этой задачи. Какой из них выбрать, налоговый агент должен решить сам.
Пути решения
Здесь мы предложим три разных подхода, каждый из которых имеет право на существование, поскольку налицо неопределенность законодательства в части установления даты фактического получения дохода от экономии на процентах по беспроцентным займам, которые были выданы до 2016 г., а погашены после.
Первый подход — оптимальный
Он основан на содержании Писем Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 24.02.2016 N 03-04-05/10113, в которых чиновники, вспоминая неудачную формулировку пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей редакции, как бы подтверждают свою приверженность прежней позиции: в случае если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Однако далее в тексте Писем приводится выдержка из нового пп. 7 п. 1 ст. 223, после чего делается вывод: доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 г. определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Объединив первое утверждение со вторым, можно вывести некую «формулу». Если заем выдан в 2015 г., но его погашение приходится на следующий календарный год (он же налоговый период по НДФЛ), то в 2015 г. дохода в виде материальной выгоды у заемщика — физического лица не возникает. Экономия налогоплательщика за 2015 г. становится доходом только на дату возврата займа в 2016 г.
Получается, что в 2016 г. налоговый агент ежемесячно вплоть до погашения займа должен исчислять и по возможности удерживать НДФЛ с материальной выгоды физического лица от экономии на процентах. А на момент возврата займа агент должен исчислить и удержать налог с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в 2015 г. Проводить удержание налога с материальной выгоды из любых доходов налогоплательщика, выплачиваемых ему налоговым агентом в денежной форме, допустимо на основании п. 4 ст. 226 НК РФ.
Если же удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Порядок представления данных сведений (по форме 2-НДФЛ с признаком 2) утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@. Применительно к рассматриваемой ситуации — выдаче займа в 2015 г., возврате его в 2016 г. и невозможности удержания налога с материальной выгоды — налоговый агент должен сообщить о сумме неудержанного налога до 01.03.2017.
На заметку. Если налоговый агент сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, налогоплательщик должен будет уплатить соответствующую сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Второй подход — альтернативный
Рассмотрим судебное решение, в котором арбитры поясняют, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах должна определяться не реже одного раза за налоговый период (в целях исчисления НДФЛ — за календарный год (ст. 216 НК РФ)). Иными словами, если беспроцентный заем выдан в одном налоговом периоде, а возвращен уже в следующем, то налоговый агент (организация-заимодавец) должен рассчитать НДФЛ с материальной выгоды заемщика по окончании налогового периода, в котором был выдан заем (в соответствующей части). Это следует из текста Постановления ФАС ЗСО от 23.07.2012 по делу N А46-15254/2011.
При условии что налоговый агент согласен с такой трактовкой закона, он может рассчитать материальную выгоду заемщика от экономии на процентах по беспроцентному займу, полученному в 2015 г., уже по состоянию на 31.12.2015 и НДФЛ с нее. Представление расчета 2-НДФЛ за 2015 г. осуществляется по форме, введенной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Если налоговый агент уже в 2015 г. исчислил и удержал налог с материальной выгоды физического лица по еще не возвращенному беспроцентному займу, то справку 2-НДФЛ с признаком 1 нужно предоставить в налоговый орган не позднее 01.04.2016 (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же налог не был удержан из доходов заемщика, об этом нужно было сообщить до 01.03.2016 (п. 5 ст. 226 НК РФ).
На заметку. Подача сведений с нарушением установленного срока чревата штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). За представление налоговым агентом недостоверных сведений штраф несколько выше — 500 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) <1>.
———————————
<1> Налоговый агент освобождается от штрафа в 500 руб., если ошибки выявлены им самостоятельно, а уточненные документы представлены до того, как налоговый орган обнаружил неточности.
Третий подход — рискованный
Логика, положенная в основу первого и второго вариантов, взята не из содержания НК РФ (имеется в виду п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей и действующей редакциях), поэтому налоговый агент вполне может занять и такую позицию: по беспроцентным займам, выданным и не погашенным до 2016 г., материальная выгода не определяется из-за отсутствия порядка ее признания доходом на какую-либо конкретную дату.
На заметку. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм полученных доходов, сведения о которых налоговый агент не представил в налоговый орган. При этом физические лица обязаны представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228). Налог подлежит уплате до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228).
* * *
Ввиду наличия явных противоречий между разъяснениями Минфина и содержанием п. 1 ст. 223 НК РФ налоговому агенту предстоит самостоятельно определить, возникает ли на стороне заемщика — физического лица материальная выгода от пользования займом в 2015 г. И если да, то должен ли заимодавец удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика или нужно просто сообщить в налоговый орган о невозможности такого удержания. А если сообщать о невозможности удержания, то в какие сроки — до 1 марта 2016 или 2017 г.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 703-47-96 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 309-56-72 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 «О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации»
Цель законопроекта — внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности»
Цель законопроекта — упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу «одного окна».
2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 «О маркетплейсе»
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта — это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта — устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый «голод» из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона «О маркетплейсе» потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
14 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1006855-7 «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части расширения оснований применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций»
Цель законопроекта — установление дополнительного механизма поддержки организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арендующих недвижимость и пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции.
В центре внимания:
Система гарантий, направленных на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников органов внутренних дел: что не предусмотрел законодатель? (Фрольцова О.В.)
Дата размещения статьи: 22.09.2020
Особенности использования информационных систем при расчетах по аккредитивам: направления развития международного и российского регулирования (Шамраев А.В.)
Дата размещения статьи: 22.09.2020
Криптоактивы как документарные ценные бумаги (Кузнецов Ю.В.)
Дата размещения статьи: 22.09.2020
О тенденциях развития и проблемах наследственного права России (Долинская В.В.)
Дата размещения статьи: 22.09.2020
Наследственное законодательство России: недостатки и некоторые проблемы его применения (Беспалов Ю.Ф.)
Дата размещения статьи: 22.09.2020
Источник
Если организация/ИП выдала работнику или иному физлицу (в определенных случаях) беспроцентный заем или же заем, предусматривающий уплату заемщиком процентов по ставке ниже 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, то у работника/иного физлица, по общему правилу, возникает облагаемый НДФЛ доход, а у организации/ИП – обязанности налогового агента (п. 1 ст. 210 НК РФ, пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 212, п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
Наш калькулятор поможет рассчитать вам сумму НДФЛ с материальной выгоды по займам, полученным как до 2016 года, так и после, по которым дата возврата займа приходится на период после 01.01.2016. В результате вы получите не только сумму материальной выгоды и НДФЛ с нее, но и подробную бухгалтерскую справку-расчет.
Сумма займа
Выдача займов в иностранной валюте запрещена. Если сумма займа выражена в валюте, он считается выданным в рублях и возвращается тоже в рублях по курсу, установленному в договоре
Дата выдачи займа наличными из кассы либо дата списания денег со счета организации при перечислении денег безналичным путем
При каких условиях материальная выгода облагается НДФЛ
С 2018 года изменился порядок обложения НДФЛ материальной выгоды по займам (пп.1 п.1 ст.212 НК РФ (в ред., действ. с 01.01.2018)). Так, облагаемая налогом выгода возникает при соблюдении хотя бы одного из условий:
- заем получен физлицом от организации или ИП, с которыми он состоит в трудовых отношениях;
- заем получен физлицом от организации или ИП, которые признаны с ним взаимозависимыми лицами;
- экономия на процентах фактически является материальной помощью;
- экономия на процентах фактически является формой встречного исполнения организацией или ИП обязательства перед физлицом, в т.ч. оплатой (вознаграждением) за поставленные им товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Правда, иногда материальная выгода не облагается НДФЛ, даже вопреки соблюдению хотя бы одно из вышеназванных условий.
Когда у заемщика в любом случае не возникает облагаемой НДФЛ материальной выгоды по займу
Материальная выгода освобождается от налогообложения при выполнении двух требований (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ):
- в договоре займа указано, что денежные средства предоставлены заемщику для покупки конкретного жилья или для строительства жилья;
- заемщик представил заимодавцу уведомление или справку из ИФНС, подтверждающие право заемщика на получение имущественного вычета в отношении этого жилья. Причем, в документе из ИФНС обязательно должны быть указаны реквизиты договора займа (п. 2 Письма Минфина от 21.09.2016 № 03-04-07/55231).
Какая сумма признается материальной выгодой по займу
Выгодой от экономии на процентах признается:
- если договор процентный, то разница между суммой процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, и суммой процентов, рассчитанных исходя из ставки, прописанной в договоре займа;
- если договор беспроцентный, то сумма процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
На какую дату нужно рассчитывать материальную выгоду по займу
Для целей уплаты НДФЛ доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах считается полученным на последнее число каждого месяца в течение срока, на который выдан заем (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Следовательно, налоговому агенту на эти даты необходимо производить расчет материальной выгоды и НДФЛ с нее.
Ставка НДФЛ с материальной выгоды по займу
По какой ставке НДФЛ будет облагаться материальная выгода от экономии на процентах, зависит от такого, кто получил материальную выгоду: резидент или нерезидент РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). Так, доход в виде материальной выгоды налогового резидента РФ будет облагаться по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ), а не резидента – по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). То есть в данном случае нерезиденты оказываются более в выгодном положении, нежели резиденты РФ.
При выдаче займов в инвалюте тоже может возникнуть облагаемая НДФЛ материальная выгода
При получении займа в иностранной валюте у заемщика образуется материальная выгода, облагаемая НДФЛ, если (пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ):
- выдан процентный заем со ставкой менее 9% годовых (материальной выгодой признается разница между суммой процентов, рассчитанных исходя из 9% годовых, и суммой процентов, рассчитанных исходя из ставки, прописанной в договоре займа);
- выдан беспроцентный заем (материальной выгодой признается сумма процентов, рассчитанных исходя из 9% годовых);
Соответственно, заимодавец в подобной ситуации становится налоговым агентом по НДФЛ.
Материальная выгода в отчетности по НДФЛ
Информацию, связанную с доходом в виде материальной выгоды по займу и НДФЛ с него, нужно отразить:
- в справке 2-НДФЛ (материальной выгоде от экономии на процентах соответствует код 2610 (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@));
- в расчете по форме 6-НДФЛ.
Здесь стоит отметить, что у орагнизации/ИП не всегда может быть возможность удержать НДФЛ, исчисленный с материальной выгоды, и перечислить его в бюджет (например, если заем выдан физлицу, не являющемуся работником, и других доходов, кроме займа, организация/ИП ему не выплачивает). В этом случае заимодавцу, помимо подачи 2-НДФЛ в общем порядке (п. 2 ст. 230 НК РФ), необходимо не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором НДФЛ не был удержан, сообщить об этом в ИФНС, подав справку 2-НДФЛ с признаком «2», а также направить справку самому физлицу (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Материальная выгода и страховые взносы
Материальная выгода от экономии на процентах не облагается страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ).
Источник