- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
27116 августа 2017
Как отразить займ от Индивидуального предпринимателя Ломбарду не нарушив пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ, если ИП является учредителем данного ломбарда.
Вопрос: Петров является индивидуальным предпринимателем, а также является учредителем ООО Ломбард. Как правильно отразить выдачу займа от Петрова Ломбарду не нарушив пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями, может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли? Если договор займа будет оформлен от учредителя Петрова, нужно данные операции по выдаче займа отражать в ИП?
Ответ: Ломбард вправе получить заем в качестве помощи от своего учредителя.
Это единственный вариант регулярного привлечения денежных средств в ломбард (п.4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ).
Привлечение денежных средств от других лиц не должно происходить на постоянной основе. Если подобная деятельность будет вестись на постоянной основе, то возникает риск того, что инспекция квалифицирует такую деятельность как банковские операции с соответствующими обязанностями получить лицензию и проч. Такой вывод можно сделать из письма Минфина от 01.06.2010 № 03-11-10/67.
Учредителем ООО является физическое лицо, значит займ получен от физического лица,
а не ИП. Значит в хозяйственной деятельности ИП такая операция не отражается.
Обоснование
Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67
Перечень банковских операций, осуществление которых требует получения лицензии Банка России, определен в части первой статьи 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон № 395-1). Указанная лицензия может быть выдана только лицу, имеющему статус кредитной организации и зарегистрированному в порядке, установленном Федеральным законом № 395-1.
К числу банковских операций Федеральным законом № 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.
Операция по предоставлению займов в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 395-1 не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого статьями 807-818 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.
Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе предоставлять займы как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности.
https://www.1gl.ru/#/document/99/902219905/
Постановление 15 ААС от 05.07.2010 № А32-53072/2009
«Общество указывает, что спорные денежные средства получены ООО «ЛК «Малахит» по договорам процентного займа на осуществление ломбардной деятельности у физических лиц.
Пунктом 4 статьи 2 Закона о ломбардах ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Поскольку основным видом деятельности ломбарда является предоставление (а не получение) краткосрочных займов гражданам, то получение обществом займов у физических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности*».
https://www.1gl.ru/#/document/98/855932/
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Разработка договоров займа для привлечения денежных средств в ломбард
- Договор займа между юридическим лицом и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом (учредителем) и ломбардом.
- Договор займа между физическим лицом и физическим лицом (учредителем ломбарда).
Стоимость услуги от 2000 р.
По всем вопросам обращайтесь по телефону 8(843) 265-52-32 или по электронной почте info@law115.ru
Привлечение денежных средств (инвестиций) физических лиц, не являющихся учредителями (участниками) ломбарда
Из Указания Банка России от 30 декабря 2015 г. №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» следует, что ломбард вправе привлекать денежные средства от юридических лиц и физически лиц, являющихся учредителями (членами, участниками). Данный вывод следует из анализа структуры отчета о деятельности ломбарда, который содержит раздел 2. Сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, включающий в себя подраздел 2.1. Сведения о денежных средствах, привлеченных от юридических лиц и 2.2. Сведения о денежных средствах, привлеченных от физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками).
Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
В отличие от ломбардов кредитные организации, привлекая денежные средства населения, формируют фонды, обеспечивающие страховые выплаты в установленном размере и порядке при неплатежеспособности кредитной организации. Инвестиции в ломбард, такой гарантии для физических лиц, не дает. При банкротстве ломбарда физические лица, денежные средства которых он привлек, будут защищены менее, чем вкладчики банков, страхующих в том числе свою ответственность за неисполнение обязательств. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Законом о ломбардах, а вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности не урегулирован, то привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, влечет нарушение закона.
Интересно будет рассмотреть спор по указанному вопросу между ломбардом и Банком России изложенный в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2016 по делу №А53-12376/2015:
Доводы ломбарда: «Действующим законодательством не запрещено заключение договоров займа между обычными хозяйствующими субъектами. Деятельность по привлечению ломбардом под проценты денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), при ее направленности на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли неправомерно расценена судом как незаконная банковская деятельность. Выдача и получение займов не являются банковской операцией или банковской сделкой. Договор банковского вклада не является ни видом, ни разновидностью договора займа. Привлекая денежные средства по договорам займа с гражданами, ломбард действовал в рамках своей общей гражданской правоспособности (уставной деятельности), имел целью пополнить путем заключения договоров займа свои оборотные средства, а не совершать запрещенные ему банковские операции по приему денег на хранение в форме банковского вклада на лицевые счета с последующим их размещением. Привлечение денежных средств от граждан по договорам займа ломбардами как некредитными финансовыми организациями разрешено статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и не запрещено статьей 2 Закона о ломбардах. Запрет, установленный в статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», касается только сделок, связанных с прямым (конечным) извлечением дохода (это и есть систематическая предпринимательская деятельность по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)), но не распространяется на сделки-издержки, к которым относится привлечение денежных средств населения по договорам займа (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс)). В ином случае следовало бы признать незаконным привлечение денежных средств по договорам займа и от участников общества…».
Позиция суда: «…деятельность по систематическому привлечению денежных средств, полученных ломбардом от физических лиц по договорам займа, не являющихся учредителями (членами, участниками) данного ломбарда, и их последующему размещению ломбардом от своего имени в виде краткосрочных займов под более высокий процент, чем тот, по которому денежные средства были привлечены от населения, в целях получения прибыли, на условиях возвратности, срочности, платности, неопределенности круга потенциальных заемщиков (физических лиц), обладает признаками банковской деятельности. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах», и, следовательно, не урегулирован в связи с этим и вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности, привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, является нарушением законодательства Российской Федерации».
Кстати, полезно будет знать. Ответственность за незаконную банковскую деятельность установлена статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации. За осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
5105 мая 2015
Да, может. Основным видом деятельности ломбардов является именно выдача займов гражданам под залог вещей (ст.2 закона № 196-ФЗ от 19.07.2007).
Также ломбарды вправе осуществлять деятельность по предоставлению потребительских займов, таковой, согласно закону №353-ФЗ от 21/12/13, является предоставление денежных средств для целей не связанных с предпринимательской деятельностью. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (ст.4 ФЗ №196-ФЗ). Таким образом, законодательство РФ не устанавливает запретов для выдачи займа ломбардом его учредителю. Однако, если сумма займа равна или превышает 25% стоимости активов ломбарда на последнюю отчетную дату, может потребоваться одобрение этой сделки другими участниками (учредителями, акционерами) ломбарда.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Когда для выдачи займа нужно разрешение участников (учредителей, акционеров)
Такое разрешение необходимо получить, если в долг выдается крупная сумма или же сделка по критериям относится к сделкам с заинтересованными лицами.
Так, крупной считается сумма, которая равна или превышает 25 процентов стоимости активов организации на последнюю отчетную дату. Это следует из положений пунктов 1, 3 и 4 статьи 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.*
Перечень же тех, кто может быть заинтересован в совершении сделки, определен пунктом 1 статьи 81 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пунктом 1 статьи 45 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Например, сделкой с заинтересованностью будет выдача займа супругу, родителям или детям руководителя организации. Сумма займа при этом роли не играет.
В обоих случаях, если разрешения участников (учредителей, акционеров) не будет, договор займа может быть признан недействительным. Это прямо установлено в пункте 5 статьи 45, пункте 5 статьи 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, а также в пункте 6 статьи 79 и статье 84 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Решение о предоставлении займа принимает:
- общее собрание или единолично единственный участник ООО;
- общее собрание акционеров ОАО или ЗАО;
- совет директоров или наблюдательный совет некоммерческой организации.
Это следует из положений подпункта 9 пункта 2.1 статьи 32, статьи 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, пункта 3 статьи 47, статей 79 и 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Из рекомендации «Как оформить выдачу займа»
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ: О ломбардах (с изменениями на 21 декабря 2013 года) (редакция, действующая с 1 июля 2014 года)
Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности
1. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей*.
1.1. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
3. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг*.
5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.
6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.
8. Ломбард обязан выполнять предписания Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
05.05.2015г.
С уважением,
Виктория Гарицына, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом Системы Главбух.
Статьи по теме в электронном журнале
Источник