Финансы: конспект лекцийКотельникова Екатерина
ЛЕКЦИЯ № 8
Государственный кредит
1. Социально-экономическая сущность государственного кредита
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит – это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.
У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Государственный кредит выполняет следующие функции:
1) распределительная – проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;
2) регулирующая – имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;
3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме – привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
63. Государственный кредит: основные характеристики
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство
4. Государственный кредит
4.1. Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный контроль в России
Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 г. В целях повышения эффективности финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный приказ. Данное ведомство
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственный внебюджетный фонд
Датой создания внебюджетных социальных фондов принято 10 октября 1991 г. когда был принят Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Впервые согласно этому закону из состава советского союзного
Государственный.
Непременное участие государства в лице центральных и местных органов исполнительной власти. С другой стороны – юридические и физические лица. Государство – заемщик или кредитор. Чаще заемщик с выпуском облигаций – государственный займ. Виды
Кредит на покупку квартиры (дома) или ипотечный кредит
Самый ресурсоемкий ( до 100 и более тыс. долл США на одного заемщика) , самый длинный ( до 10 лет) . Тем не менее этот кредит также является практически полностью обеспеченным залогами , т.к. здесь, как и в случае с
ЛЕКЦИЯ № 6
Государственный бюджет и бюджетная система РФ
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию
ЛЕКЦИЯ № 13. Кредит и его роль в рыночной экономике
Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет
19.2. Государственный бюджет и государственный долг
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.Бюджет – это смета (баланс) доходов и
6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг
Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.Совокупность отношений по поводу использования фондов
Занятие 14
Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг
Семинар
Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…
1. Сущность финансовой системы и ее принципы.2. Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита.3. Государственный долг.
ГЛАВА XXXVII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КРЕДИТ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
Финансовая система социализма.
Наличие при социализме товарного производства и товарного обращения ведёт к тому, что продукция всех социалистических предприятий выражается не только в
ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и муниципальный долг
1. Государственный долг РФГосударственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного
3
Государственный сектор
3.1
Определения
Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна. Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. Известные данные приведены в таблице 19.В число негосударственных предприятий входят все
8. Государственный денежный кредит
Следующий путь образования частного капитала — одностороннее снабжение его государственным денежным кредитом. Если бы мы выдавали частному капиталу в виде кредита сумму, равную тому, что частный капитал сам вкладывает в наши
Источник
Государственный кредит — это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками выступают физические и юридические лица. Государственный кредит выполняет следующие функции:
ü фискальную, заключающуюся в дополнительном формировании централизованных денежных фондов государства, при котором оно выступает в качестве заемщика;
ü регулирующую, которая связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов; посредством кредита государство оказывает положительное влияние на производственную сферу и занятость населения по следующим направлениям: кредитование и гарантия поставок товаров отечественных производителей за рубеж, поддержание конкурентоспособности российских товаропроизводителей на мировых рынках;
ü распределительную функцию, проявляющуюся в перераспределении части вновь созданной стоимости на принципах срочности, возвратности, платности, целевого назначения; через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства;
ü контрольную функцию, которая осуществляется финансовыми и кредитными институтами.
По целевому назначению государственный кредит подразделяется на следующие виды: инвестиционный — кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов; неинвестиционный — кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства.
Государственный кредит может быть внутренним (государственные займы через эмиссию ценных бумаг, включая их приобретение коммерческими банками и кредиты Центрального банка) и внешним (международным).
Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с выпуском и размещением долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
Управление государственным кредитом осуществляется на уровне представительной и исполнительной власти. На федеральном уровне управление государственным долгом осуществляют Федеральное собрание и Правительство РФ. Федеральное собрание устанавливает максимально допустимые размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и допустимые размеры кредитования за счет средств бюджета. Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку двух правительственных программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы содержат перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
В процессе управления государственным кредитом решаются задачи: минимизации стоимости долга для заемщика; недопущения переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективного использования мобилизованных средств; контроля целевого использования выделенных кредитов; обеспечения своевременного возврата кредитов и др.
Эффективность государственного кредита может обеспечиваться путем: корректировки первоначальных условий займа в части снижения уровня номинального процента (конверсия); изменения, чаще всего в сторону удлинения, сроков займа; сокращения количества выпущенных займов путем объединения нескольких и обмена их на один вновь выпущенный заем (унификация).
Особые методы управления необходимы для управления внешним государственным долгом, что обусловлено, в частности, задачей соблюдения правил мировой финансовой практики и норм международного финансового права. Целевое назначение внешних займов может быть связано с необходимостью укрепления экономического потенциала, преодоления финансовых трудностей страны-получателя, оказания продовольственной помощи и др. Возможны следующие формы внешнего государственного займа: синдицированные банковские кредиты, еврозаймы, кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты).
Источник
Т.А. Фролова
Финансы и кредит
Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011
Сбалансированность бюджетов всех уровней является
необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над
доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета
— превышение доходов бюджета над его расходами;
При наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание
государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не
может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой
помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета,
утвержденный нормативным актом представительного органа местного
самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без
учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации.
Если в процессе исполнения бюджета происходит
превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений
доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который
заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15
и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося
времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их
состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными
органами власти субъектов РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета
утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных
средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение
Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками
финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита
федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих
формах:
—
кредиты, полученные от
кредитных организаций в валюте РФ;
—
государственные займы,
осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
—
бюджетные ссуды и
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
—
поступления от продажи
имущества, находящегося в государственной собственности;
—
сумма превышения
доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
—
изменение остатков
средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
— государственные займы, осуществляемые в
иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— кредиты правительств иностранных
государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные
в иностранной валюте.
Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит –
это система распределительных денежных отношений государства с физическими и
юридическими лицами по поводу:
— мобилизации временно свободных денежных средств на
началах срочности, возвратности, возмездности;
— выдачи бюджетных средств на тех же началах –
возвратности, срочности, платности.
Кредитором выступают физические и юридические лица,
заемщиком – государство в лице его органов. В
отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.
Государственный кредит выступает как инструмент
перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает
обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются
возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.
Он выполняет две функции:
1) фискальную (формирование централизованных денежных
фондов);
2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной
массы).
Государственный кредит оказывает положительное влияние
на производство и занятость.
Дополнительные финансовые ресурсы государство
привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных
ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать
дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без
осуществления для этих целей эмиссии.
Государственные займы – это инструмент пополнения
финансовых фондов, которым необходимо управлять.
Государственные займы бывают:
—
по месту размещения: внутренние и
внешние;
—
по праву эмиссии: центральными и
внутренними органами власти;
—
по сроку погашения: краткосрочные
(до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);
—
по наличию заклада: закладные,
беззакладные;
—
по форме выплаты:
процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
—
по возможности досрочного
погашения: с правом досрочного погашения и без такового.
Гос. кредит используется также в целях стабилизации
денежного обращения в стране.
Размер госзайма включается в сумму государственного
долга страны.
Государственный долг образуется в результате
осуществления государственными органами различных видов заимствований.
Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими
лицами, иностранными государствами, международными государствами.
Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с
начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Госдолг делится:
1. Внутренний и внешний.
2. Основной и текущий.
Для финансирования бюджетного дефицита государство
прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется
внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате
капитализации процентов по ранее полученным кредитам.
Государственный внутренний долг РФ означает
долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед
юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются
кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные
посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства,
гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг – это
задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним
процентам.
Основным долгом называется вся сумма
задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не
может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.
Текущим государственным долгом называется
задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен
превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное
состояние экономики России.
В федеральный долг не включаются долговые
обязательства национально-государственных и административно-территориальных
образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы
Правительством РФ.
По внешнему государственному долгу определяется
коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к
валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в
процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято
считать его значение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита
направлены следующие меры:
—
конверсия;
—
консолидация;
—
обмен облигаций по регрессивному
отношению;
—
отсрочка погашения;
—
аннулирование займов.
Обслуживание госдолга выражается в осуществлении
операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним
процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.
Осуществляются следующие мероприятия:
1) рефинансирование (при наступлении срока
погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты
стоимости погашаемых облигаций);
2) взимание налогов (для выплаты процента по
долгу и его суммы);
3) выпуска новых денег в обращение.
Под управлением государственным долгом
понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с
установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением
займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и
консолидации займов.
Пути погашения государственного внешнего долга:
1. Традиционный
путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.
2. Консолидация
внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в
долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату
основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.
Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы
создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику,
по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные
финансовые обязательства.
Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят
банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.
3.
Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его
в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам
предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные
бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней
задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных
субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в
стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора
выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с
обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Выплата доходов по займам и их погашение является
одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к
пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или
конверсии.
Основными методами финансирования госдолга являются
денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.
Для оценки внешней задолженности существуют разные
критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и
выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы
долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.
Источник