Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Саратовский государственный социально-экономический
университет
Кафедра хозяйственной деятельности
и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Аудит кредитов
и займов»
Студента 4 курса,
3 группы
учетно-экономического
факультета
Наташкина
Андрея Валерьевича
Специальности
«Бух.учет, анализ и аудит»
Специализации «Бух.учет,
анализ и аудит в коммерческих
организациях»
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Плотникова
В. В.
Саратов
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема курсовой
работы — «Аудит кредитов и займов».
Кредит представляет собой
предоставление банком или кредитной
организацией на возмездной основе денежных
средств, в соответствии с кредитным
договором, на определенный срок с условием
возврата полученной суммы, с уплатой
процентов, начисленных на основную
сумму долга. Предоставление денежных
средств на безвозмездной основе
определяется как заем.
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что
для достаточной финансовой устойчивости
и развития организации, привлеченные
заемные средства являются важным аспектом.
Полноценное функционирование деятельности
экономического субъекта невозможно без
привлечения дополнительной поддержки
в виде привлеченных заемных средств.
Ответственность принятия такого решения
заключается в появлении новых обязательств.
Информация о полученных
кредитах и займах играет активную
роль в определения финансового
анализа деятельности фирмы, определения
перспектив ее развития. Надежность полученных
финансовых показателей зависит от правильности
бухгалтерского учета кредитов и займов.
В этой связи, аудит данного участка является
неотъемлемой частью определения степени
достоверности бухгалтерского учета заемных
средств и от его методики проведения
зависит общий конечный результат, на
основе которого принимаются управленческие
решения.
Так же в связи с тем, что полученные
суммы кредитов, как правило, являются
существенными для организации, от вопросов
их правильного бухгалтерского учета
и отражения в финансовой бухгалтерской
отчетности зависит общая достоверность
отчетности.
Таким образом, проблемы верного
учета кредитов и займов и методики проведения
аудиторской проверки заемных средств
являются одной из важнейших задач экономической
деятельности организаций, что обуславливает
актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является
изучение сущности и порядка проведения
аудита кредитов и займов.
Задачами курсовой работы являются:
— определение сущности и методики
проведения аудита кредитов и займов;
— рассмотрение основных
источников информации при проведении
аудита кредитов и займов;
— выявление основных этапов
планирования аудиторской проверки;
— рассмотрение порядка
аудита кредитов и займов;
— изучение порядка аудита
кредита и займов в размере
бухгалтерского и налогового
учета.
- Методика аудита кредитов и займов
- Источники информации при проведении аудита кредитов и займов
Целью аудита кредитов и
займов, в первую очередь, выступает установление
соответствия применяемой в организации
методики бухгалтерского учета, действующей
в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачами аудита кредитов и
займов являются:
— ознакомление с документальным
оформлением кредитных отношений,
то есть изучение кредитных договоров,
договоров залога, договоров займа организации;
— оценка состояния синтетического
и аналитического учета кредитов, займов;
— изучение целевого и
правомерного расходования средств кредитов,
займов;
— установление правильности
отражения на счетах бухгалтерского учета
и в бухгалтерской отчетности кредитов,
займов;
— проверка своевременного и
полного погашения кредитов, займов;
— анализ начисления процентов
за пользование и их списание.
В процессе аудиторской проверки
операций, связанных с заемными средствами
руководствоваться необходимо следующими
нормативными документами:
— Налоговый кодекс Российской
Федерации;
— Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»;
— Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации
№ 34н;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет
займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина
России от 02.08.2001 N 60н;
— План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным
Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
— Методические указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденные
Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;
При этом основными источниками
информации выступают следующие формы
бухгалтерской отчетности и регистры
бухгалтерского учета:
— бухгалтерский баланс
организации;
— отчет о прибылях и
убытках;
— отчет о движении денежных
средств;
— приложение к бухгалтерскому
балансу;
— сводные регистры синтетического
учета (главная книга, оборотно-сальдовая
ведомость, ведомость остатков
по синтетическим счетам);
— регистры аналитического
учета (аналитические ведомости);
— приказ об учетной
политике организации;
— регистры бухгалтерского
учета по следующим счетам: 66 «Расчеты
по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и
займам», 91 «Прочие доходы и расходы»;
— документы внутреннего
пользования, предназначенные для
учета заемных средств, в частности
аналитические таблицы и расчеты
процентов.
- Планирование аудиторской проверки заемных средств
Процесс осуществления аудиторской
проверки кредитов и займов можно разделить
на три последовательных этапа: ознакомительный,
основной и заключительный.
Ознакомительный этап играет
важную роль при планировании методики
проведения аудита кредитов и займов.
На данном этапе аудитором оценивается
состояние бухгалтерского учета
и строится объем выборки для проверки.
Так в случае оценки состоянии
бухгалтерского учета аудитор, если
он проверят данный участок повторно,
должен убедиться, что остатки по
счетам бухгалтерского учета, на которых
отражается информация о кредитах и
займах, на начало проверяемого периода
соответствуют остаткам, подтвержденным
в составе финансовой отчетности на конец
предшествовавшего отчетного периода.
Если же проверка осуществляется
первый раз, аудитор должен получить
доказательства того, что:
— начальные сальдо по
кредитам и займам не содержат искажений,
которые могут существенно повлиять на
финансовую отчетность проверяемого периода;
— остатки по счетам
учета заемных средств на начало текущего
периода правильно перенесены из предыдущего
периода.
Таким образом, на основании
документов за отчетный и предшествующий
отчетному период, сопоставляются данные
регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности на начало проверяемого периода
и конец периода, предшествующего проверяемому,
с целью определения корректности перенесения
сальдо из предыдущего периода в отчетный.
Далее выявляется степень
соответствия остатков аналитического
и синтетического учета и бухгалтерской
отчетности.
Результаты процедуры
используются при определении ключевых
элементов и направлений стратификации
при построении аудиторской выборки
и для предварительной оценки
достоверности отражения данных
бухгалтерского учета в бухгалтерской
отчетности.
Третьим действием при
планировании аудиторской проверки
заемных средств выступает проверка
соответствия учетной политики, в части
раскрытия способов ведения бухгалтерского
учета заемных средств, действующему законодательству
и иным нормативным актам.
В частности, учетная политика
должна содержать:
— указание на то, как отражаются
кредиты и займы в бухгалтерской отчетности;
— порядок расчета предельных
процентов в целях налогового учета.
Немаловажную роль играет
процедура тестирования системы внутреннего
контроля.
При этом может проводиться
устный вопрос с целью ответа на
определенные вопросы, результаты которых
аудитор фиксирует в рабочих
документах – проводится ли инвентаризация
заемных средств в организации,
оформляются ли результаты соответствующими
документами, имеются ли акты и другие
внутренние документы, отражающие результаты
проведенных
проверок.
На основании полученных
выводов, в ходе планирования аудиторской
проверки, выявляются приоритетные направления
проверки исходя из особенностей деятельности
организации-клиента, строится объем выборки.
Объем выборки определяется
на основе оценки аудиторских рисков,
выполненной на стадии планирования
аудита. При уточнении оценки системы
внутреннего контроля объем выборки
может быть изменен.
Приемы и методика построения
выборки определяются в соответствии
с утвержденными внутрифирменными
стандартами.
После ознакомительного этапа,
в ходе которого определяется методика
проведения аудиторской проверки, следует
основной этап проверки – проверка бухгалтерского
и налогового учета кредита и займов.
Первоначально, рассматривается
порядок надлежащего документального
оформления и реальность кредитных отношений.
В Гражданском кодексе Российской
Федерации займы и кредиты, как
договора, имеющие одинаковую сущность,
объединены в одну главу — 42 «Заем и
кредит», но необходимо отметить, что эти
договора имеют существенные различия,
которые можно представить в виде таблицы:
Таблица 1.
Существенные различия кредитов и
займов.
Источник
Àóäèò êðåäèòîâ è çàéìîâ êàê íåçàâèñèìàÿ ïðîâåðêà ïðàâèëüíîñòè îôîðìëåíèÿ è îòðàæåíèÿ â ó÷åòå îïåðàöèé ñ çàåìíûìè ñðåäñòâàìè. Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ îðãàíèçàöèè àóäèòà ó÷åòà êðåäèòîâ è çàéìîâ. Òåñòèðîâàíèå ñèñòåìû âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ è îöåíêè ðèñêîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Êîëè÷åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà — ýòî óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè, ïðåäåëüíîå ìèíèìàëüíîå çíà÷åíèå îøèáêè â áóõãàëòåðñêîé îò÷¸òíîñòè â äåíåæíîì âûðàæåíèè íà÷èíàÿ ñ êîòîðîãî ïîëüçîâàòåëü îò÷¸òíîñòè íå ìîæåò íà å¸ îñíîâå äåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû è ïðèíèìàòü ïðàâèëüíûå ýêîíîìè÷åñêèå ðåøåíèÿ.
Ñòàíäàðòíûé óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè — 5%, íî àóäèòîð ìîæåò åãî ñíèçèòü èëè ïîâûñèòü â çàâèñèìîñòè îò îöåíêè ðèñêîâ.
Ìåòîä îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ ñóùåñòâåííîñòè â äåíåæíîì âûðàæåíèè (ôîðìàëüíûé ìåòîä):
§ Îïðåäåëÿþòñÿ áàçîâûå ïîêàçàòåëè
§ Ðàññ÷èòûâàåòñÿ åäèíûé óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè
§ Åäèíûé óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè ðàñïðåäåëÿåòñÿ ìåæäó çíà÷èìûìè ñòàòüÿìè áàëàíñà ïðîïîðöèîíàëüíî èõ óäåëüíîìó âåñó â èòîãå áàëàíñà.
Ê çíà÷èìûì ñòàòüÿì îòíîñÿòñÿ ñòàòüè, óäåëüíûé âåñ êîòîðûõ, ïðåâûøàåò 1%.
Òàáëèöà 8. Ðàñ÷¸ò åäèíîãî óðîâíÿ ñóùåñòâåííîñòè
ÅÓÑ = (4903 + 16578 + 17071 + 45372 + 14560) / 5 = 19697 òûñ.ðóá.
(4903 — 19697) / 19697 * 100 = |-75,1| > 45%
(45372 — 19697) / 19697 *100 = 130,3% > 45%
(16578 + 17071 +14560) / 3 = 16070 òûñ. ðóá.
Îêðóãëÿåì äî 17000 òûñ.ðóá.
(17000 — 16070) / 16070 * 100 = 5,8% < 20%
Ïëàíèðóåìûé óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè 17000 òûñ.ðóá.
Òàáëèöà 9. Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ñóùåñòâåííîñòè çíà÷èìûõ ñòàòåé áàëàíñà
3.3 Ïîñòðîåíèå àóäèòîðñêîé âûáîðêè
Àóäèòîðñêàÿ âûáîðêà — ïåðå÷åíü ýëåìåíòîâ, ïðîâåðÿåìûõ àóäèòîðîì èç ñîâîêóïíîñòè äàííûõ. (Ìåòîä ïðîâåäåíèÿ àóäèòîðñêîé ïðîâåðêè).
Ñîâîêóïíîñòü — ìíîæåñòâî äàííûõ, îáúåäèíåííûõ îáùèì ïðèçíàêîì.
Ñîâîêóïíîñòü ïîäâåðãàåòñÿ ñòðàòèôèêàöèè (ðàçáèåíèå ñîâîêóïíîñòè íà íåñêîëüêî ïîäñîâîêóïíîñòåé, ýëåìåíòû êîòîðûõ èìåþò ñõîäíûå õàðàêòåðèñòèêè).
Ïëàíèðîâàíèå àóäèòîðñêîé ïðîâåðêè:
1. Îïðåäåëåíèå ñîâîêóïíîñòè äàííûõ, êîòîðûå áóäóò ïðîâåðåíû âûáîðî÷íî.
2. Îïðåäåëåíèå ýëåìåíòîâ íàèáîëüøåé ñòîèìîñòè (êîòîðûå ïðèáëèæàþòñÿ ê óðîâíþ ñóùåñòâåííîñòè â äåíåæíîì âûðàæåíèè).
3. Îïðåäåëåíèå êëþ÷åâûõ ýëåìåíòîâ (êîòîðûå â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ïîäâåðãàþòñÿ èñêàæåíèÿì è çëîóïîòðåáëåíèÿì).
4. Îòáîð îïðåäåëåííîãî êîëè÷åñòâà ýëåìåíòà âûáîðêè
§ Îïðåäåëåíèå ÷èñëà ýëåìåíòîâ âûáîðêè, èìåþùèõ ñàëüäî
§ Îïðåäåëåíèå ýëåìåíòîâ âûáîðêè â ñëó÷àå ïðîâåðêè îáîðîòîâ ïî ñ÷åòàì, íå èìåþùèõ ñàëüäî.
5. Îïðåäåëåíèå ñïîñîáà îòáîðà ýëåìåíòà âûáîðêè:
§ Ìåòîä êîëè÷åñòâåííîé âûáîðêè ïî èíòåðâàëó
§ Ìåòîä ñòîèìîñòíîé âûáîðêè ïî èíòåðâàëó
§ Ñëó÷àéíûé ìåòîä
6. Ïðîâåðêà ýëåìåíòîâ âûáîðêè
7. Àíàëèç ðåçóëüòàòà âûáîðî÷íîãî èññëåäîâàíèÿ
Îïðåäåëåíèå ÷èñëà ýëåìåíòîâ âûáîðêè, èìåþùèõ ñàëüäî:
ÝÂ = (ÎÑ — ÝÍ — ÝÊ) * ÊÏ / 0,75 * ÓÑ (1)
ãäå Ý — ÷èñëî ýëåìåíòîâ âûáîðêè
ÎÑ — îáùèé îáú¸ì ïðîâåðÿåìîé ñîâîêóïíîñòè â äåíåæíîì âûðàæåíèè
ÝÍ — ñòîèìîñòíîå âûðàæåíèå ýëåìåíòîâ íàèáîëüøåé ñòîèìîñòè
ÝÊ — ñòîèìîñòíîå âûðàæåíèå êëþ÷åâûõ ýëåìåíòîâ
ÊÏ — êîýôôèöèåíò ïðîâåðêè
ÓÑ — óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè
Êñîâ — êîýôôèöèåíò ñîâîêóïíîñòè
åñëè 50<ÝÂ<0, òî
ÝÂ = Êñîâ * ÊÏ (2)
Êñîâ = (ÎÑ — ÝÍ — ÝÊ) / 0,75 * ÓÑ (3)
Ðåïðåçåíòàòèâíàÿ âûáîðêà îòðàæàåò âñå ñâîéñòâà ýëåìåíòîâ ïîïàâøèõ â âûáîðêó.
Ìåòîä ñëó÷àéíîãî îòáîðà ýëåìåíòîâ âûáîðêè
ÍÄ = (ÇÊ-ÇÍ) * Ñ× + ÇÍ (4)
ÍÄ = ÇÊ * Ñ× (5)
ãäå ÍÄ — íîìåð äîêóìåíòà ïîïàâøåé â âûáîðêó
ÇÊ — çíà÷åíèå êîíå÷íîãî äîêóìåíòà ñîâîêóïíîñòè
ÇÍ — íîìåð ïåðâîãî äîêóìåíòà ñîâîêóïíîñòè
Ñ× — ñëó÷àéíîå ÷èñëî
Ñèñòåìàòè÷åñêèé îòáîð
Ìåòîä êîëè÷åñòâåííîé âûáîðêè ïî èíòåðâàëàì
ÈÍÒ = (ÇÊ — ÇÍ) / ÝÂ (6)
ÑÒ = ÈÍÒ * Ñ× + ÇÍ (7)
ãäå ÈÍÒ — âåëè÷èíà èíòåðâàëà
ÑÒ — ñòàðòîâàÿ òî÷êà
Ïîñòðîèì âûáîðêó ïî ñòàòüå «Êðàòêîñðî÷íûå çà¸ìíûå ñðåäñòâà» ïàññèâà áàëàíñà ìåòîäîì ñëó÷àéíîãî îòáîðà.
Äëÿ ýòîãî îïðåäåëèì ÷èñëî ýëåìåíòîâ âûáîðêè èìåþùèõ ñàëüäî.
ÝÂ = (ÎÑ — ÝÍ — ÝÊ) ÊÏ / (0,75 ÓÑ)
ÝÂ = (168224 — 0 — 0) 0,56 / (0,75 3351) = 37 — äîëæíû ïðîâåðèòü ñòîëüêî ýëåìåíòîâ ñîâîêóïíîñòè
Òàê êàê ÷èñëî ýëåìåíòîâ âûáîðêè íàõîäèòñÿ 50<37<10, òî ðàññ÷èòûâàåì êîýôôèöèåíò ñîâîêóïíîñòè:
Ê ñîâ = (ÎÑ — ÝÍ — ÝÊ) / (0,75 ÓÑ); 10 ? Ê ñîâ ? 35
ÝÂ = Ê ñîâ ÊÏ
Ê ñîâ = (168224 — 0 — 0) / (0,75 3351) = 67
Òàê êàê ðàñ÷åòíîå çíà÷åíèå êîýôôèöèåíòà ñîâîêóïíîñòè ïðåâûøàåò ìàêñèìàëüíî äîïóñòèìîå, â äàííîì ñëó÷àå öåëåñîîáðàçíî äëÿ ðàñ÷åòà ÷èñëà ýëåìåíòîâ âûáîðêè ïðèíÿòü çíà÷åíèå Ê ñîâ = 35.
ÝÂ = 35 0,56 = 20
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íåîáõîäèìî ïðîâåðèòü 20 äîêóìåíòîâ.
Îïðåäåëèì íîìåð äîêóìåíòà, êîòîðûé ïîïàäåò â âûáîðêó ñ ïîìîùüþ ñëåäóþùåé ôîðìóëû: ÍÄ = (ÇÊ — ÇÍ) * Ñ× + ÇÍ
Íà÷àëüíîå çíà÷åíèå (ÇÍ) = 3525
Êîíå÷íîå çíà÷åíèå (ÇÊ) = 7220
ÝÂ=20 äîêóìåíòîâ
ÇÊ-ÇÍ=3695*0,6753=¹2495
Ðàññ÷èòàåì êàêèå èç ýòèõ íîìåðîâ ñ 3525 ïî 7220 ïîïàäóò â âûáîðêó.
Ìåòîä ñëó÷àéíîãî îòáîðà ýëåìåíòîâ âûáîðêè
Ìåòîä ñèñòåìàòè÷åñêîãî îòáîðà.
Äëÿ ìåòîäà ñèñòåìàòè÷åñêîãî îòáîðà èñïîëüçóåì ìåòîä êîëè÷åñòâåííîé âûáîðêè ïî èíòåðâàëàì.
×òîáû îïðåäåëèòü íîìåð äîêóìåíòà, îòîáðàííîãî äëÿ ïðîâåðêè, íåîáõîäèìî âû÷èñëèòü èíòåðâàë ñ ïîìîùüþ ñëåäóþùåé ôîðìóëû:
ÈÍÒ = (ÇÊ — ÇÍ) / ÝÂ=(7220-3525)/20=185
Òàêæå îïðåäåëèì ñòàðòîâóþ òî÷êó:
ÑÒ = ÈÍÒ Ñ× + ÇÍ=185*0,9924+3525=3709
 êà÷åñòâå ñëó÷àéíîãî ÷èñëà áåðåì 0,9924
Ðàññ÷èòàåì íîìåðà äîêóìåíòîâ, êîòîðûå ïîïàäóò â âûáîðêó
3.4 Àíàëèç äèíàìèêè è ñòðóêòóðû êðåäèòîâ è çàéìîâ ÎÀÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ»
Òàáëèöà 10. Àíàëèç äîëãîñðî÷íûõ îáÿçàòåëüñòâ
Òàáëèöà 11. Àíàëèç êðàòêîñðî÷íûõ îáÿçàòåëüñòâ
Îñíîâíóþ ÷àñòü äîëãîñðî÷íûõ îáÿçàòåëüñòâ íà êîíåö îò÷åòíîãî ãîäà ñîñòàâëÿþò çà¸ìíûå ñðåäñòâà (96,4%).
Îñíîâíóþ ÷àñòü êðàòêîñðî÷íûõ îáÿçàòåëüñòâ íà íà÷àëî è íà êîíåö îò÷åòíîãî ãîäà ñîñòàâëÿþò çà¸ìíûå ñðåäñòâà (61 è 71,7%).
Òåìï ðîñòà êðàòêîñðî÷íûõ îáÿçàòåëüñòâ ðàâåí 92,4 % çà îò÷åòíûé ãîä.
Òàáëèöà 12. Ñîñòîÿíèå ðàñ÷åòîâ ñ êðåäèòîðàìè
Äîëãîñðî÷íàÿ çàäîëæåííîñòü ïðåäïðèÿòèÿ âûðîñëà â 2011 ãîäó íà 165479 òûñ. ðóáëåé çà ñ÷¸ò ïðèâëå÷åíèÿ äîëãîñðî÷íîãî êðåäèòà, êðàòêîñðî÷íàÿ çàäîëæåííîñòü ñíèçèëàñü íà 19422 òûñ. ðóáëåé èëè íà 7,6%, â îñíîâíîì çà ñ÷¸ò ñíèæåíèÿ çàäîëæåííîñòè ïðî÷èì êðåäèòîðàì íà 31875 òûñ. ðóáëåé èëè íà 90,7% è çà ñ÷¸ò ñíèæåíèÿ çàäîëæåííîñòè ïî íàëîãàì è ñáîðàì íà 9364 òûñ.ðóáëåé èëè íà 80,3%.
3.5 Ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìåòîäèêè àóäèòà ó÷¸òà êðåäèòîâ è çàéìîâ
 ïðîöåññå àóäèòà áûëè îáíàðóæåíû ôàêòû, èç êîòîðûõ ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î äîñòàòî÷íî âûñîêîì óðîâíå ñèñòåìû âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ ÎÎÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ», íå áûëî îáíàðóæåíî íèêàêèõ ñåðüåçíûõ íàðóøåíèé óñòàíîâëåííîãî ïîðÿäêà âåäåíèÿ áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà, êîòîðûå ìîãëè áû ñóùåñòâåííî ïîâëèÿòü íà äîñòîâåðíîñòü äàííûõ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, îòðàæåííûõ â áóõãàëòåðñêîé îò÷åòíîñòè.
Ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííîé ïðîâåðêè ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðîâåäåííûå îïåðàöèè ñ êðåäèòàìè è çàéìàìè îñóùåñòâëÿëèñü ÎÎÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ» â ñîîòâåòñòâèè ñ Ðîññèéñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì.
Äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ àóäèòà ðàñ÷åòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì ïðåäïðèÿòèþ íåîáõîäèìî èçáåãàòü ñëåäóþùèõ òèïè÷íûõ îøèáîê:
§ ñâÿçàííûõ ñ îòñóòñòâèåì äîêóìåíòîâ, îôîðìëÿþùèõ êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ:
§ îòñóòñòâèå êðåäèòíîãî äîãîâîðà èëè äîãîâîðà çàéìà;
§ îòñóòñòâèå âûïèñîê áàíêà ñî ññóäíîãî ñ÷åòà;
§ îòñóòñòâèå áóõãàëòåðñêèõ ñïðàâîê-ðàñ÷åòîâ ïî íà÷èñëåíèþ ïðîöåíòîâ ïî äîãîâîðàì êðåäèòà è çàéìà;
§ îòñóòñòâèå äîïîëíèòåëüíûõ ñîãëàøåíèé ê êðåäèòíîìó äîãîâîðó (äîãîâîðó çàéìà), èçìåíÿþùèõ óñëîâèÿ êðåäèòíîãî äîãîâîðà èëè äîãîâîðà çàéìà;
§ îòñóòñòâèå àíàëèòè÷åñêîãî ó÷åòà ïî ïðîñðî÷åííûì êðåäèòàì è çàéìàì.
§ ñâÿçàííûõ ñ íàðóøåíèåì ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ðàñõîäîâ:
§ íåïðàâèëüíîå îòíåñåíèå çàòðàò ïî ïîëó÷åííûì çàéìàì è êðåäèòàì ê îò÷åòíûì ïåðèîäàì;
§ íåïðàâèëüíîå îòðàæåíèå ïðîöåíòîâ ïî ïîëó÷åííûì çàéìàì è êðåäèòàì â áóõãàëòåðñêîì ó÷åòå;
§ íåïðàâèëüíîå îòðàæåíèå ïðîöåíòîâ ïî ïîëó÷åííûì çàéìàì è êðåäèòàì â ñëó÷àå åñëè îðãàíèçàöèÿ èñïîëüçóåò ñðåäñòâà ïîëó÷åííûõ çàéìîâ è êðåäèòîâ äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ïðåäâàðèòåëüíîé îïëàòû ìàòåðèàëüíî-ïðîèçâîäñòâåííûõ çàïàñîâ, äðóãèõ öåííîñòåé, ðàáîò, óñëóã èëè âûäà÷è àâàíñîâ è çàäàòêîâ â ñ÷åò èõ îïëàòû.
§ ñâÿçàííûõ ñ íåñîáëþäåíèåì ïðèíöèïîâ îöåíêè èìóùåñòâà:
§ âêëþ÷åíèå â èíâåíòàðíóþ ñòîèìîñòü îáúåêòîâ îñíîâíûõ ñðåäñòâ, íåìàòåðèàëüíûõ àêòèâîâ è ïðî÷èõ âíåîáîðîòíûõ àêòèâîâ, ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïîëó÷åííûì íà ýòè öåëè, ïîñëå ïðèíÿòèÿ ýòèõ îáúåêòîâ íà ó÷åò;
§ âêëþ÷åíèå â ñòîèìîñòü öåííûõ áóìàã ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïîëó÷åííûì äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ öåííûõ áóìàã, ïîñëå ïðèíÿòèÿ èõ ê ó÷åòó;
§ íåêîððåêòíûé ó÷åò ñåáåñòîèìîñòè ìàòåðèàëîâ, ïðèîáðåòåííûõ ñ èñïîëüçîâàíèåì çàåìíûõ ñðåäñòâ;
§ îòíåñåíèå íà ðàñõîäû ïî îáû÷íûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïîëó÷åííûì íà èíâåñòèöèîííóþ è ôèíàíñîâóþ äåÿòåëüíîñòü.
§ ñâÿçàííûõ ñ âêëþ÷åíèåì â íàëîãîâûå ðàñõîäû ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, êîòîðûå íå ìîãóò áûòü â íèõ âêëþ÷åíû:
§ âêëþ÷åíèå â íàëîãîâûå ðàñõîäû íà÷èñëåííûõ ïî êðåäèòó èëè çàéìó ïðîöåíòîâ çà ïîëüçîâàíèå çàåìíûìè ñðåäñòâàìè, íî ôàêòè÷åñêè íà êîíåö îò÷åòíîãî ïåðèîäà íå óïëà÷åííûõ áàíêó;
§ âêëþ÷åíèå â íàëîãîâûå ðàñõîäû çàòðàò íà îïëàòó ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïðåâûøàþùèì:
§ ñóììó ïðîöåíòîâ, ðàññ÷èòàííûõ ïî ñòàâêå ïðîöåíòîâ, ïðåäóñìîòðåííîé äîãîâîðîì êðåäèòà èëè çàéìà;
§ ñóììó ïðîöåíòîâ, ðàññ÷èòàííûõ èñõîäÿ èç ñðîêà äåéñòâèÿ äîãîâîðà êðåäèòà èëè çàéìà, êîãäà ôàêòè÷åñêè êðåäèò èëè çàåì ïðåâûøàåò ñóììó ïðîöåíòîâ îò ôàêòè÷åñêè ïîëó÷åííîé ñóììû êðåäèòà.
§ íåâêëþ÷åíèå â íàëîãîâûå ðàñõîäû ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïîëó÷åííûì íà èíâåñòèöèîííóþ è ôèíàíñîâóþ äåÿòåëüíîñòü;
§ îòñóòñòâèå ôîðìèðîâàíèÿ îòëîæåííûõ íàëîãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ;
§ îòñóòñòâèå ôîðìèðîâàíèÿ îòëîæåííûõ íàëîãîâûõ àêòèâîâ.
§ ñâÿçàííûõ ñ íàðóøåíèåì ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ôèíàíñîâûõ ðåçóëüòàòîâ:
§ îòíåñåíèå íà ñîáñòâåííûå èñòî÷íèêè ñðåäñòâ ïðåäïðèÿòèÿ ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì ñâåðõ íîðìàòèâà, óñòàíîâëåííîãî ãë. 25 ÍÊ ÐÔ.
§ îòíåñåíèå íà ñîáñòâåííûå èñòî÷íèêè ñðåäñòâ ïðåäïðèÿòèÿ ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, ïîëó÷åííûì â èíîñòðàííîé âàëþòå ïî ñòàâêå, ïðåâûøàþùåé 15 ïðîöåíòîâ (ñò. 269 ÍÊ ÐÔ);
§ îòíåñåíèå ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, íå ñâÿçàííûì ñ ïðîèçâîäñòâîì è ðåàëèçàöèåé, ê ðàñõîäàì, óìåíüøàþùèì íàëîãîâóþ áàçó ïî íàëîãó íà ïðèáûëü.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
 õîäå êóðñîâîé ðàáîòû áûëè ðàññìîòðåíû ñëåäóþùèå âîïðîñû è ðåøåíû çàäà÷è:
§ äàíà õàðàêòåðèñòèêà ïðåäïðèÿòèÿ ÎÀÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ»;
§ îïðåäåëåíû îñíîâíûå ïîíÿòèÿ è îïðåäåëåíèÿ àóäèòà ó÷åòà êðåäèòîâ è çàéìîâ;
§ èçó÷åíû îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ îðãàíèçàöèè àóäèòà ó÷åòà êðåäèòîâ è çàéìîâ;
§ áûëà ñîñòàâëåíà ïðîãðàììà àóäèòà êðåäèòîâ è çàéìîâ;
§ áûëà ïðîòåñòèðîâàíà ñèñòåìà âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ è îöåíêà ðèñêîâ;
§ áûë ðàññ÷èòàí óðîâåíü ñóùåñòâåííîñòè è ïîñòðîåíà àóäèòîðñêàÿ âûáîðêà, ïðîàíàëèçèðîâàíà ñòðóêòóðà è äèíàìèêà êðåäèòîâ è çàéìîâ íà ïðèìåðå ÎÀÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ»;
§ áûëè ïðåäëîæåíû ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìåòîäèêè àóäèòà ó÷åòà êðåäèòîâ è çàéìîâ.
Ïîäâîäÿ èòîã ìîæíî ñäåëàòü ñëåäóþùèå âûâîäû:
Îáùèé ïëàí àóäèòà ñëóæèò ðóêîâîäñòâîì ïðè îñóùåñòâëåíèè ïðîãðàììû àóäèòà. Â ïðîöåññå àóäèòà ìîãóò âîçíèêíóòü îñíîâàíèÿ äëÿ ïåðåñìîòðà îòäåëüíûõ ïîëîæåíèé îáùåãî ïëàíà.
Ïðîãðàììà ïðîâåäåíèÿ àóäèòà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì îáùåãî ïëàíà àóäèòà è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äåòàëüíûé ïåðå÷åíü àóäèòîðñêèõ ïðîöåäóð, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïðàêòè÷åñêîé ðåàëèçàöèè îáùåãî ïëàíà àóäèòà.
 ïðîöåññå àóäèòà áûëè îáíàðóæåíû ôàêòû, èç êîòîðûõ ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î äîñòàòî÷íî âûñîêîì óðîâíå ñèñòåìû âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ ÎÎÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ», íå áûëî îáíàðóæåíî íèêàêèõ ñåðüåçíûõ íàðóøåíèé óñòàíîâëåííîãî ïîðÿäêà âåäåíèÿ áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà, êîòîðûå ìîãëè áû ñóùåñòâåííî ïîâëèÿòü íà äîñòîâåðíîñòü äàííûõ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, îòðàæåííûõ â áóõãàëòåðñêîé îò÷åòíîñòè.
Ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííîé ïðîâåðêè ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðîâåäåííûå îïåðàöèè ñ êðåäèòàìè è çàéìàìè îñóùåñòâëÿëèñü ÎÎÎ «Èæåâñêèé çàâîä ïëàñòìàññ» â ñîîòâåòñòâèè ñ Ðîññèéñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì.
Äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ àóäèòà ðàñ÷åòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì ïðåäïðèÿòèþ íåîáõîäèìî èçáåãàòü ñëåäóþùèõ òèïè÷íûõ îøèáîê:
§ ñâÿçàííûõ ñ îòñóòñòâèåì äîêóìåíòîâ, îôîðìëÿþùèõ êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ:
§ îòñóòñòâèå êðåäèòíîãî äîãîâîðà èëè äîãîâîðà çàéìà;
§ îòñóòñòâèå âûïèñîê áàíêà ñî ññóäíîãî ñ÷åòà;
§ îòñóòñòâèå áóõãàëòåðñêèõ ñïðàâîê-ðàñ÷åòîâ ïî íà÷èñëåíèþ ïðîöåíòîâ ïî äîãîâîðàì êðåäèòà è çàéìà;
§ îòíåñåíèå ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòàì è çàéìàì, íå ñâÿçàííûì ñ ïðîèçâîäñòâîì è ðåàëèçàöèåé, ê ðàñõîäàì, óìåíüøàþùèì íàëîãîâóþ áàçó ïî íàëîãó íà ïðèáûëü è äðóãèå.
ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÛÕ ÈÑÒÎ×ÍÈÊÎÂ
1. Íàëîãîâûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ×àñòü 1 (ñ èçìåíåíèÿìè è äîïîëíåíèÿìè) îò 31.07.1998ãîäà ¹ 146 — ÔÇ // Ïðèíÿò Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìîé 16 èþëÿ 1998 ãîäà, Îäîáðåí Ñîâåòîì Ôåäåðàöèè 17 èþëÿ 1998 ãîäà, äåéñòâóþùàÿ ðåäàêöèÿ îò 29.12.2014.
2. Ãðàæäàíñêèé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, Ïðèíÿò Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìîé 21 îêòÿáðÿ 1994 ãîäà (â ðåä. Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 30.12.2012 N 302-ÔÇ).
3. Ôåäåðàëüíûé çàêîí ÐÔ îò 30.12.2008 ã. ¹ 307-ÔÇ «Îá àóäèòîðñêîé äåÿòåëüíîñòè», ðåä. îò 01.12.2014 N 403-ÔÇ.
4. Ôåäåðàëüíûé çàêîí îò 06. 12. 2011 ã. ¹ 402-ÔÇ Î áóõãàëòåðñêîì ó÷åòå// Ïðèíÿò Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìîé 22 íîÿáðÿ 2011 ãîäà, Îäîáðåí Ñîâåòîì Ôåäåðàöèè 29 íîÿáðÿ 2011 ãîäà.
5. Ïîñòàíîâëåíèå Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ îò 23.09.2002 N 696 (ðåä. îò 22.12.2011) «Îá óòâåðæäåíèè ôåäåðàëüíûõ ïðàâèë (ñòàíäàðòîâ) àóäèòîðñêîé äåÿòåëüíîñòè» (23 ñåíòÿáðÿ 2002 ã.).
6. Ïîëîæåíèå ïî áóõãàëòåðñêîìó ó÷åòó «Ó÷åòíàÿ ïîëèòèêà îðãàíèçàöèè» ÏÁÓ 1/2008 îò 06.10.08 N 106í (â ðåäàêöèè Ïðèêàçà Ìèíôèíà ÐÔ îò 18.12.2012 N 144í)
7. Áû÷êîâà Ñ.Ì., Èòûãèëîâà Å.Þ. Àóäèò: ó÷åá. ïîñîáèå /ïîä ðåä. ïðîô. Â.ß. Ñîêîëîâà. _ Ì.: Ìàãèñòð, 2012. — 463 ñ.
8. Ñèðîòåíêî Ý. À.Âíóòðèôèðìåííûå ñòàíäàðòû àóäèòà, 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. — Ì.: ÈÍÔÐÀ-Ì, 2010. — 322 ñ.
9. Ðîìàíîâ À.Í. Èçó÷åíèå êóðñà «Âíóòðåííèé êîíòðîëü è àóäèò». Áóõãàëòåðñêèé ó÷åò.- 2011.- ¹ 13.- Ñ.70- 74.
10. Øåðåìåò À.Ä., Ñóéö Â. Àóäèò. Ï., 5-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. — Ì.: ÈÍÔÐÀ-Ì, 2012. — 448 ñ.
11. Øèøêèí À.Ê., Ìèêðóêîâ Â.À., Äûøêàíò È.Ä . Ó÷åò, àíàëèç, àóäèò íà ïðåäïðèÿòèè: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ âóçîâ — Ì.: Àóäèò, ÞÍÈÒÈ, 2012. — 496 ñ.
12. «Ãàðàíò», Ñïðàâî÷íî-ïîèñêîâàÿ èíôîðìàöèîííàÿ ñèñòåìà
13. ÊîíñóëüòàíòÏëþñ, Êîìïüþòåðíàÿ ñïðàâî÷íî-ïðàâîâàÿ ñèñòåìà ïî çàêîíîäàòåëüñòâó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник