Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственных
займов
- История возникновения государственного долга РФ
- Сущность, функции и формы государственного кредита
- Государственные займы как форма государственного кредита. Классификация государственных займов.
Глава 2. Анализ и проблемы государственных
займов в РФ
2.1. Способы управления государственными
займами
2.2. Современные проблемы
государственных займов в РФ
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Государственные займы являются
одним из основных инструментов, с помощью которого достигается
баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственные
займы использовались для финансирования
расходов государства при наличии дефицита
бюджета. С развитием рыночных отношений
государственные займы выступают также
в качестве инструмента регулирования
денежного обращения в целях регулярного
финансирования общесоциальных потребностей
общества.
С экономической точки зрения государственный
заем представляет собой одну из форм движения ссудного
капитала. Наряду с другими звеньями финансовой
системы заем в воспроизводственном процессе
обеспечивает субъектов экономических
отношений (государства, юридических и
физических лиц) средствами на условиях
срочности, платности, обеспеченности,
возвратности и целевого использования.
Возвратность и возмездность государственного
кредита отличает его от такой финансовой
категории, как, например, налоги, которые
поступают только в одном направлении
— от плательщика в бюджет или во внебюджетные
фонды.
Объективная необходимость государственного
займа обусловлена опережающими
темпами роста государственных
расходов над возможностями расширения
собственной доходной базы. На
покрытие бюджетного дефицита
необходимы дополнительные средства. Для этого
государство прибегает к заимствованиям.
Дополнительные финансовые ресурсы государство
привлекает путем продажи на финансовом
рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных
ценных бумаг.
Целью данной работы является изучение государственных
займов и их роли в экономическом развитии
Российской Федерации.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения государственного долга в РФ;
- раскрыть понятие государственного кредита, изучить его функции и формы;
- характеризовать государственные займы как форму государственного кредита, рассмотреть классификацию государственных займов;
- изучить механизм управления государственными займами в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
- рассмотреть современные проблемы государственных займов в РФ.
Объектом исследования является — государственные
займы.
Предмет исследования — формирование,
развитие, функционирование и особенности
организации государственных займов
в Российской Федерации.
В процессе подготовки и написания данной
работы были использованы и обобщены труды
специалистов в области бюджета и бюджетной
системы, финансового права, бюджетного
права и финансов.
Глава 1. Теоретические аспекты государственных
займов
- История возникновения государственного долга РФ
Кредитная история России
началась в 1769 г., когда Екатерина II
сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной
столетия Российская империя заняла на
рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть
этих средств накануне революции была
погашена. К этому моменту старейшими
займами в составе русского государственного
долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их
нарицательный капитал составлял 93 млн.
руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г.
равнялась 38 млн. руб. На графике отражена
динамика государственного долга Российской
империи в начале XX в.: сумма задолженности
возросла в период русско-японской войны
и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего XIX
в. и в начале XX в. расходы государства
превышали его доходы. Во второй
половине XIX в. правительство активно
финансировало строительство железных
дорог, а также выкупало в казну частные
линии.
Стремясь сгладить влияние
экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на
обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся
из традиционных источников доходов (налоги,
акцизы и пр.), доходную часть второго на
90% составляли средства полученные от
внутренних и внешних займов. Именно заемные
средства шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу
со стихийными бедствиями. При благоприятном
положении часть чрезвычайного бюджета
шла на покрытие расходов по долгосрочной
оплате государственных займов. Платежи
по займам (проценты и погашение) осуществлялись
за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов
был в непосредственной компетенции
царя и министерства финансов. Однако после созыва
Государственной Думы она получила право
утверждать каждый конкретный заем. Время
и условия займа по-прежнему определялись
по решению правительства.
По большей части
государственных долгов выплачивалось
4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью
составляла более 2,8 млрд. золотых рублей
— около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые
в то время на рынке, разделялись
на 3 категории:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- бессрочные;
Срок обращения краткосрочных
обязательств ограничивался законом и колебался от 3
месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны
были превышать 500 руб. Право эмиссии по
краткосрочным обязательствам предоставлялось
лично министру финансов с условием, что
общая сумма обязательств в каждый момент
не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра
были расширены до 200 млн. руб. с правом
выпуска краткосрочных обязательств,
в том числе и на иностранных рынках. Государственное
казначейство и частные лица имели право
учитывать эти обязательства в Государственном
банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного
долга составляли долгосрочные и
бессрочные займы. Долгосрочные займы могли
заключаться на достаточно длительные
сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск
бессрочных обязательств, когда государство
обязывалось выплачивать только договорный
процент, т.е. для держателя заем становился
рентой. Правительство оставляло за собой
право принудительной скупки данного
инструмента по номинальной стоимости.
В этом случае заем погашался тиражами.
Иногда государство скупало облигации
на бирже.
Также существовало формальное
определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались
на иностранного покупателя и обращение
за границей. Вторые были рассчитаны на
российский рынок. Данное деление не имело
никакого экономического значения, так
как никаких ограничений на покупку иностранных
выпусков для российских подданных и внутренних
иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе
имелась статья 114:
“При обсуждении государственной
росписи не подлежат исключению или сокращению назначения
на платежи по государственным долгам
и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно
из основных правил рынка — платить вовремя
и полностью.
Российское правительство в результате
длительных и кровопролитных усилий сумело
создать репутацию надежного заемщика,
который действует на рынке аккуратно,
не злоупотребляя своим государственным
статусом.
Заимствование финансовых
ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью
для реализации какого-либо конкретного
проекта. Интересы финансовой стабильности,
пусть даже в краткосрочном периоде, имели
первостепенное значение. Это позволяло
следовать выработанной экономической
политике, не меняя ее курса.
- Сущность, функции и формы государственного кредита
Государственный
кредит — совокупность экономических отношений
между государством в лице его органов
власти и управления, с одной стороны,
и юридическими и физическими лицами —
с другой, при которых государство выступает
преимущественно в качестве заемщика,
а также кредитора и гаранта. В этих отношениях
преобладает деятельность государства
как заемщика средств. Объемы операций
в качестве кредитора, т. е. когда государство
предоставляет ссуды юридическим и физическим
лицам, значительно ниже. В тех случаях,
когда государство берет на себя ответственность
за погашение займов или выполнение других
обязательств, взятых физическими и юридическими
лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство
выступает в качестве заемщика, кредитора,
влияют на величину централизованных
денежных фондов; гарантирование погашения
обязательств не обязательно приводит
к их изменению. Если должник своевременно
и в полном объеме рассчитывается по своим
обязательствам, то гарант не несет каких-либо
дополнительных затрат. На практике достаточно
надежные заемщики не нуждаются в государственных
гарантиях. Они в состоянии привлечь средства
на кредитном рынке самостоятельно. Государственные
гарантии обычно распространяются на
недостаточно надежных заемщиков и соответственно
влекут за собой рост расходов из централизованных
денежных фондов.
Как экономическая категория государственный кредит
находится на стыке двух видов денежных
отношений — финансов и кредита и совмещает
их особенности, функционируя, тем не менее,
как особое специфическое отношение.
В качестве звена финансовой системы
он обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства,
т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от
других видов кредита. Так, если при предоставлении
банковского кредита в качестве обеспечения
обычно выступают конкретные ценности
— товары на складе, незавершенное производство,
то при заимствовании средств государством
обеспечением кредита служит все имущество,
находящееся в его собственности, имущество
данной территориальной единицы или какой-либо
ее доход. Еще одной отличительной чертой
банковского кредита является производительное
использование его как капитала, создающего
условия для его погашения и выплаты процентов
за счет увеличения производимой стоимости
прибавочного продукта. Источником же
погашения государственного кредита,
как отмечалось, выступают в основном
средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство
привлекает средства на заранее определенный
срок: до одного года, от одного до пяти
лет, от пяти до тридцати лет.
Как финансовая категория государственный кредит
выполняет три функции финансов: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного
кредита осуществляются формирование
централизованных денежных фондов государства
и их использование на принципах срочности,
платности, возвратности и целевого назначения.
С переходом России к рынку, распределительная
функция претерпела ряд изменений, в частности
изменились субъекты кредитных отношений,
со стороны государства их участниками
стали субъекты федерации. Особым субъектом
кредитных отношений стали местные органы
власти, их контрагентами выступают резиденты
и нерезиденты, юридические и физические
лица. Для государства или субъектов федерации
контрагенты – иные государства, международные
финансово-кредитные организации и т.
д. Изменились и инструменты, посредством
которых осуществляются кредитные отношения,
все чаще государство становится участником
рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование
посредством эмиссии облигаций, в том
числе и на международном рынке.
Выступая в качестве заемщика, государство
обеспечивает дополнительные средства
для финансирования своих расходов. Это
одна сторона государственных кредитных
отношений. Другая ее сторона — финансовые
связи, обусловленные возвратностью и
платностью дополнительно мобилизованных
средств.
Положительное воздействие распределительной
функции государственного кредита заключается
в том, что с ее помощью налоговое бремя
более равномерно распределяется во времени.
Вступая в кредитные отношения, государство
вольно или невольно воздействует на состояние
денежного обращения, уровень процентных
ставок на рынке денег и капиталов, на
производство и занятость. Сознательно
используя государственный кредит как
инструмент регулирования экономики, государство может проводить
ту или иную финансовую политику.
Регулирующая функция государственного
кредита имеет две стороны: экономическую
и социальную. Экономическая сторона проявляется,
прежде всего, в формировании основных
общеэкономических пропорций, таких как,
воспроизводственные, отраслевые, территориальные.
Она осуществляется через поддержку и
стимулирование развития отдельных отраслей
предприятий, территорий, в частности
путем выделения им целевых кредитов.
Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной
основе далеко не всегда оправданно, особенно
в условиях их ограниченности, а порой
их дефицитности.
Источник
Государственный кредит
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы»
Тема «Государственный кредит»
Руководитель
Байкаданова М.А
Студент 122Б 2056-12
Красноярск 2014
Содержание
государственный кредит долг
Введение
. Государственный кредит, как экономическая категория
. Государственный кредит, как финансовая категория
. Виды долговых обязательств
. Методы управления государственным долгом
. Оценка государственного долга РФ
.2 Анализ внешнего государственного долга РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.
Место и роль кредита в развитии рыночной экономической системы очень велико. Для равномерного эффективного экономического развития любых отраслей хозяйственной деятельности государства необходимо перераспределение излишков капитала между отраслями с учетом рыночных ориентиров в сферы, обеспечивающие получение более высокой прибыли или предпочтительные в соответствии с программами развития экономики.
На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной про цента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем движения баланса бюджетных доходов и расходов.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Целью данной работы является рассмотрение государственного кредита, как один из основных инструментов решения экономических проблем РФ.
Для достижения данной цели необходимо решение нескольких задач, а именно: рассмотреть государственный кредит как экономическую и финансовую категории, изучить виды долговых обязательств, а так же методы управления долговыми обязательствами, дать оценку государственному долгу РФ, проанализировав внутренний и внешний долг страны.
1. Государственный кредит, как экономическая категория
Государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства — подписка на государственные займы).
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.
В отличие от налогов государственный кредит имеет:
возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении — от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;
платный характер, то есть возврат сумм государственных займов идет с процентами.
Также государственный кредит отличается от других существующих видов кредита.
Основные отличия государственного кредита от банковского кредита представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Отличия государственного кредита от банковского кредита
Государственный кредитБанковский кредитПотребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицитаПотребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обменаПолучателем являются органы власти и управленияМогут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные закономГосударственные займы не имеют конкретного целевого характераИмеет достаточно четко выраженную целевую направленность.Госкредит , как правило, не предусматривает экономических санкций к государствуСрок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкцииИнтересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяютсяЭкономические интересы кредитора и заемщика совпадаютГоскредит всегда является средством сокращения количества денег в обращенииМожет служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении
Таким образом, отличие государственного кредита от банковского кредита заключается в следующем:
Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.
Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.
Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.
Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.
Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.
Дав характеристику государственному кредиту, как экономической категории, перейдем к его рассмотрению с точки зрения финансовой категории.
2. Государственный кредит, как финансовая категория
Финансовые отношения, возникающие между экономическими субъектами в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств (стоимости) на принципах возвратности, платности и добровольности, называются кредитом. Назначение кредита как финансового категории заключается в удовлетворении временных потребностей в дополнительных средствах одних экономических субъектов и содействия выгодному размещению свободных средств — для других.
Как финансовая категория государственный кредит — форма перераспределения валового внутреннего продукта, его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.
Как финансовая категория государственный кредит играет важную роль в национальной экономике и выполняет три функции финансов:
распределительную;
контрольную.
Остановимся на рассмотрении данных функций более подробно.
Фискальная (распределительная).
Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.
Источник