Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Структура и сущность государственного бюджета 4
1.1 Понятие и сущность бюджета 4
1.2 Профицит и дефицит бюджета 6
Глава 2. Государственные займы 13
2.1 Понятие, формы и виды государственных займов 13
2.2 Анализ рынка заимствований РФ в период 2010-2013 годов 16
2.2.1 Внутренние заимствования РФ 16
2.2.2 Внешние заимствования РФ 19
2.2.3 Внешние и внутренние государственные заимствования 22
Глава 3. Сбалансированность госбюджета 24
3.1 Условия и инструменты балансировки бюджета 24
3.2 Сбалансированность бюджета РФ и ее основные инструменты 26
3.3 Сбалансированность бюджета РФ за счет государственных займов 28
3.4 Проблемы и перспективы балансировки госбюджета РФ с помощью госзаимствований 30
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
Бюджет является связующим звеном всех финансовых отношений страны. Государственный бюджет — управляющая и управляемая система в масштабах всего общества. Таким образом, бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. С помощью государственного бюджета власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
Сейчас уделяется большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому является стремительное увеличение государственных долговых обязательств. На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Одним из инструментов сбалансированности бюджета являются государственные заимствования. В связи с этим, целью написания курсовой работы является анализ балансировки бюджета с помощью государственных займов.
Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:
— Изучить теоретические основы структуры и сущности государственного бюджета, условий и инструментов сбалансированности государственного бюджета;
— Проанализировать рынок государственных заимствований РФ в 2010-2013 г.г.
— Выявить проблемы и перспективы балансировки государственного бюджета РФ при помощи займов.
Глава 1. Структура и сущность государственного бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
«Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.» Бюджет страны — это содержание и суть государственной политики.
Сущность бюджета заключается в вопросе о роли государства в рыночной экономике. Государству необходимо участие в различных масштабах и формах в воспроизводительном процессе, например, регулирование экономического равновесия, перераспределение ВВП или законодательное регулирование, а также контроль. В данных экономических процессах бюджет используется как инструмент государственного регулирования.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это роспись доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач, стоящих перед государством.
Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Функции государственного бюджета:
· Распределительная. Бюджет производит обеспечение общественными благами. Как известно, производство общественных благ является неэффективно с точки зрения коммерческой деятельности, поэтому рынок неспособен самостоятельно его обеспечить. Следовательно, данную функцию, называемую распределительной, а иногда аллокационной, берет на себя государство.
· Перераспределительная. Если рассматривать экономические субъекты (территории, предприятия, домашние хозяйства) страны, то можно заметить, что у одних накапливаются излишки денежных средств, а у других, наоборот, недостаток. Поэтому государство с помощью бюджета производит перераспределение денежных средств с наиболее приемлемыми для всех этих участников условиями для достижения макроэкономического равновесия. При перераспределении денежных средств с помощью бюджета достигается развитие наиболее приоритетных отраслей экономики, а также поддерживание убыточных, в том числе сельское хозяйство.
· Стабилизационная. Кризис 2008 года ярко выделил данную функцию бюджета. Эта функция отражается в воздействии бюджета на основные макроэкономические показатели, например, уровень цен, занятость населения и т.д.
· Контрольная. Для реализации этой функции государство создает органы государственного (муниципального) финансового контроля. Она заключается в том, что принимая ежегодный бюджет, государство должно обеспечить его обязательное выполнение.
· Информационная. Заключается в роли бюджета как индикатора состояния экономики государства и всей социальной сферы. Эта информация важна для обширного круга лиц, в число которых входят внешние и внутренние инвесторы, хозяйственные субъекты, а также граждане данной страны.
В некоторых источниках также выделяются и иные функции государственного бюджета, характеризующие отдельные стороны его участия в социальных и экономических процессах. Все перечисленные выше функции присущи бюджету независимо от конкретной экономической и политической ситуации данного государства.
Законодательное регулирование бюджета и бюджетного процесса производится в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Он устанавливает «общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной систему РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.» Также он устанавливает бюджетные полномочия для каждого уровня публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований).
1.2 Профицит и дефицит бюджета
Для того чтоб разобраться в дефиците и профиците государственного бюджета нужно сначала понять что такое расходы и доходы бюджета государства.
«Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением денежных средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.»
Рис.1. Формирование доходов бюджета
«Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.» Формирование бюджетов происходит соответственно расходным обязательствам. «Расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.» Расходные обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году называются бюджетные обязательства. Расходы бюджетных средств делятся на два вида:
· Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов. Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
· Текущие расходы бюджета — это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельн……..
Список литературы
1. «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 486 с.
3. Бюджетная система России: учебник для вузов /Под ред. проф. Поляка Г.Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 540 с.
4. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2010.
5. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2009.
6. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2005.
7. Государственные и муниципальные финансы, Учебник под редакцией С. И. Лушина и В. А. Слепова, — М.: Экономистъ, 2006г. — 763 стр.
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов / Амаглобели Н. Д., Литвиненко А. Н., Сохадзе З. З., Титов В. А., Поляк Г. Б. / Под ред. Поляка Г.Б. М.:ЮНИТИ, 2010. 319с.
9. Грицюк Т.В. Механизмы межбюджетного выравнивания // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. №7. С.7-23
10. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: диссертация доктора экономических наук 08.00.10. Иваново, 2005. 411с.
11. Иванова Н.Г. Учебное пособие по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 103 с.
12. Камаева В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ под ред.- 7-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2010, — 578с.
13. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития. // Финансы. — 2011. — №7. — стр.7 — 10.
14. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.
15. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с. (Серия «Профессиональный учебник: Финансы»).
16. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2011.
17. Финансы бюджетных организаций / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: Вузовский учебник, 2009.
18. Финансы и кредит. Под ред. О.И. Лаврушина. — М.:КНОРУС, 2009.
19. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: ТКИ Велби, 2010.
20. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Под ред. В.В. Кравченко. — М.: Вузовский учебник. 2008.
21. Электронный учебник изд. ТИДОТ ДВГУ Н.Н. Ханчук БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОК, 2011 г. — 240с.
Ресурсы Internet
1.
2. Источник информации курса валют —
3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ
Источник
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Ýêîíîìè÷åñêîå ñîäåðæàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ ÐÔ. Ñóáôåäåðàëüíûå è ìóíèöèïàëüíûå îáëèãàöèè, ýìèññèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã â ñèñòåìå àêòèâîâ, ïàññèâîâ ãîñóäàðñòâà. Ðîëü ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ â ôèíàíñèðîâàíèè òåêóùèõ è èíâåñòèöèîííûõ ïðîöåññîâ ýêîíîìèêè.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïðèçíàêè êëàññèôèêàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ: ïî ñóáúåêòó, ðåàëèçóþùåìó ïðàâî ýìèññèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ, ïî ïðèçíàêó äåðæàòåëåé, èñòî÷íèêó çàèìñòâîâàíèé, îòíîøåíèþ êî âòîðè÷íîìó ðûíêó. Òðåáîâàíèÿ ê óñëîâèÿì âûïóñêà è îáðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [16,9 K], äîáàâëåí 15.01.2011
Ñîäåðæàíèå è ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ ôèíàíñîâ â ôèíàíñîâîé ñèñòåìå ÐÔ. Ãîñóäàðñòâåííûé è ìóíèöèïàëüíûé ôèíàíñîâûé êîíòðîëü. Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà è ìåæáþäæåòíûå îòíîøåíèÿ. Ôîðìû êðåäèòà è äèôôåðåíöèàöèÿ çàéìîâ. Îðãàíèçàöèÿ ñîöèàëüíûõ óñëóã.
ëåêöèÿ [539,7 K], äîáàâëåí 19.02.2009
Ãîñóäàðñòâåííûé è ìóíèöèïàëüíûé âíóòðåííèé äîëã è åãî ôîðìû. Âèäà êðåäèòà. Ãîñóäàðñòâåííûå çàéìû. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå çàéìîâ è êðåäèòîâ. Ðåôèíàíñèðîâàíèå. Âèäû è ôîðìû ñòðàõîâàíèÿ. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ñòðàõîâàíèÿ. Ñìåòíî-áþäæåòíîå ôèíàíñèðîâàíèå.
ðåôåðàò [36,8 K], äîáàâëåí 02.06.2008
Ñóùíîñòü è êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã. Ïîðÿäîê è óñëîâèÿ èõ ðàçìåùåíèÿ. Îïðåäåëåíèå ìåõàíèçìà ãîñóäàðñòâåííûõ çàèìñòâîâàíèé ïóò¸ì ýìèññèè ÖÁ. Àíàëèç îáëèãàöèîííûõ çàéìîâ ñóáúåêòîâ ÐÔ. Ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå ðûíêà è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ÖÁ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [122,9 K], äîáàâëåí 11.08.2017
Èçó÷åíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëèðîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà â Ðîññèè. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé «ãîñóäàðñòâåííûé äîëã», «ãîñóäàðñòâåííûé çàéì». Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Ñîâðåìåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ðûíêå âíåøíèõ è âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,3 K], äîáàâëåí 04.03.2010
Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà, ïðè÷èíà âîçíèêíîâåíèÿ è ñïîñîáû óïðàâëåíèÿ èì. Âíåøíèé è âíóòðåííèé ãîñóäàðñòâåííûé äîëã Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ñóùíîñòü ôåäåðàëüíûõ çàéìîâ è èíñòðóìåíòû èõ ðåãóëèðîâàíèÿ. Óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì äîëãîì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [78,6 K], äîáàâëåí 08.02.2013
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà; åãî çàäà÷è, ôóíêöèè è ïðàâîâàÿ îñíîâà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ êðåäèòíûõ îòíîøåíèé. Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ, èñòî÷íèêè è ñðîêè èõ ïîãàøåíèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
ïðåçåíòàöèÿ [1,6 M], äîáàâëåí 02.04.2012
Àíàëèç äèíàìèêè è ñòðóêòóðû âíóòðåííåãî è âíåøíåãî äîëãîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ñïîñîáû èõ ïîãàøåíèÿ. Ðîëü ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Ôîðìû è âèäû ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà, õàðàêòåðèñòèêà åãî ôóíêöèé. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ âíóòðåííåãî äîëãà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,5 M], äîáàâëåí 12.06.2015
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Âçàèìîñâÿçü áþäæåòíîãî äåôèöèòà è ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ïîñëåäñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Êîíâåðñèè è êîíñîëèäàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Âëèÿíèå ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà íà ðàçâèòèå ýêîíîìèêè Ðîññèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,9 K], äîáàâëåí 10.11.2009
Ñîäåðæàíèå è ñòðóêòóðà ãîñóäàðñòâåííûõ ôèíàíñîâ. Ìåñòî è ðîëü áþäæåòà â ôèíàíñîâîé ñèñòåìå ñòðàíû. Èñòî÷íèêè ôîðìèðîâàíèÿ äîõîäîâ ãîñóäàðñòâà è ìåòîäû èõ ìîáèëèçàöèè. Ðîëü áþäæåòà â ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññàõ è ðåãóëèðîâàíèè ýêîíîìèêè Ðîññèè.
ðåôåðàò [223,6 K], äîáàâëåí 27.01.2017
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Понятие, сущность и функции государственного займа 5
1.2. Методы, формы и задачи управления государственным долгом 7
2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
2.1. Оценка современного состояния государственного долга РФ 12
2.2. Проблемы управления государственным долгом России и пути их решения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29
Введение
ВВЕДЕНИЕ
С проблемой государственного долга сталкивается множество стран. Государственная задолженность значительно обостряется в периоды экономи-ческих и финансовых кризисов. Анализ современного состояния государствен-ного долга, его тенденций и перспектив невозможен без изучения теоретиче-ских основ государственной долговой политики.
По этой причине исследование сущностных аспектов государственного заимствования является весьма актуальным.
Государственные займы – важнейшая часть экономической системы. Рас-смотрим место и роль государственных займов в структуре финансово-кредитных отношений. Займы, используемые государством для более полного выполнения своих функций и являющиеся инструментом перераспределения ВВП в пользу государства, попадают в сферу финансовых отношений. Но в отличие от финансов государственные займы представляют временный доход государства, который, в отличие от финансов, имеет возвратный характер. И в этом плане государственные займы имеют кредитную природу – являются ча-стью кредитных отношений.
Государственные займы представляют собой часть кредитных отноше-ний, особую форму взаимоотношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу дополнительного привлечения государ-ством денежных средств на принципах платности, возвратности и обеспеченности.
Таким образом, мы выяснили, что государственные займы являются ча-стью как финансовых, так и кредитных отношений, т.е. имеют финансово-кредитную природу.
Итак, государственные займы – финансово-кредитная категория. Госу-дарственные займы обслуживают денежные отношения, носящие перераспре-делительный характер, направленные на формирование и использование обще-государственных денежных фондов, являются дополнительным источником финансирования бюджета посредством привлечения временно свободных де-нежных средств финансово-кредитного сектора, предприятий, населения и других государств на принципах кредита.
Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государствен-ные заимствования прочно вошли в жизнь и стали основным источником по-крытия дефицита бюджета.
Управление государственным долгом, выбор правильной и эффективной долговой политики всегда являются крайне актуальными для любого государ-ства.
Цель курсовой работы – оценить состояние государственного долга Рос-сии и изучить особенности его управления. В рамках поставленной цели в ра-боте решались следующие задачи: рассмотреть понятие, сущность и функции государственного займа; описать методы, формы и задачи управления госу-дарственным долгом; проанализировать современное состояние государствен-ного долга РФ; выявить проблемы управления государственным долгом Рос-сии и предложить пути совершенствования.
Объектом исследования являются государственные займы как инструмент финансового регулирования. Предметом исследования является государствен-ный долг РФ.
В курсовой работе применялись следующие методы исследования: изуче-ние и анализ источников литературы по данной теме, а также обобщение отечественной практики, а именно сравнение, наблюдение, измерение согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды со-временных отечественных учёных, которые представлены в учебной литерату-ре, в периодической печати, а также Интернет-ресурсы.
Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных за-имствований является объективным условием развития экономики, а эффектив-ное управление этими долгами является неотложной и важной задачей госу-дарственных и муниципальных органов управления. Все страны в той или иной степени используют заёмные средства для преодоления ограниченных налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов с последующими негативными экономическими и политическими последствиями. Необходимость решения этих проблем подтверждает актуальность темы научной работы.
Государственные заимствования являются неотъемлемой частью для эко-номик многих стран, так как в собственности государства в недостаточном ко-личестве содержатся средства и ресурсы для удовлетворения безграничных по-требностей страны. Таким образом, Правительство для решения возникших проблем вынуждено прибегать к долговым обязательствам перед своим насе-лением или иностранными правительствами, международными организациями, это и представляет собой государственный долг.
Государственный долг является неотъемлемой частью финансовой систе-мы государств мира, и его состояние оказывает влияние на экономику Рос-сии. Государственный долг принято считать нормальным и закономерным яв-лением в экономике любого цивилизованного государства.
Управление государственным долгом представляет собой один из основ-ных элементов государственной финансовой политики, который является до-вольно трудоёмким процессом, сопряжённым, в свою очередь, с рядом труд-ностей, требующих своевременного решения.
В условиях финансового кризиса страны пользуются методом реструкту-ризации – изменение графика выплаты долга, продление льготного периода, во время которого выплачиваются только проценты, и изменение срока платежей. При этом долг не уменьшается, а даже увеличивается из-за дополнительных процентов в новый период его погашения, но в то же время государство-должник получает краткосрочное облегчение.
Другими административными методами регулирования долга, помимо реструктуризации и рефинансирования, являются списание и аннулирование долга. Как правило, аннулирование долга связано с политическими причина-ми. Аннулирование долговых обязательств происходит либо в случае финан-совой несостоятельности государства, либо в случае отказа от выплаты долга. Однако в таком случае подрывается доверие к стране-должнику, перспективы дальнейших заимствований становятся ограниченными, сокращается внешняя торговля с другими странами.
Сегодня у Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции роста государственного долга. В связи с этим планируется создание Российско-го финансового агентства – специализированного финансового органа, кото-рый будет заниматься реализацией государственной политики в сфере управ-ления государственным долгом и суверенными фондами России на финансовых рынках.
Рассмотренные результаты управления государственным долгом Россий-ской Федерации позволили отметить, что основной причиной постоянного ро-ста показателей является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует заметить, что основным источником является внутренний, а не внешний долг.
На наш взгляд, политика по управлению государственным долгом долж-на достигнуть 2 цели: разработать программу по финансированию дефицита бюджета и способствовать развитию внутреннего финансового рынка.
Политика органов власти в сфере управления государственным долгом Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объёмах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач.
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
2. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой систе-ме управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание за-конодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184.
3. Закон РФ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федера-ции и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным орга-низациям» — № 76-ФЗ от 26 декабря 1994.
4. Абрекова А. Р., Глотова И. И. Управление государственным внешним долгом в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 176–180.
5. Абышева А.В. Государственный долг России: современное состояние // Ин-тернет-журнал Науковедение. – Том 8, № 5/2016. – с. 1 — 7.
6. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования эко-номики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. — с. 27-31..
7. Бакиева И. А., Шермухамедов Б. У. Управление государственным долгом // Молодой учёный. — 2016. — №11. — С. 597-598.
8. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2018. — Т. 2. № 1 (17). — с. 710-713.
9. Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Фискальная политика государства // Молодой учёный. — 2016. — №26. — с. 256-258.
10. Долгодворова К. В., Шакирова Э. Г., Семенова К. А. Государственный долг РФ и его роль на современном этапе // Молодой учёный. — 2017. — №14. — С. 356-358.
11. Кажаева М.В. Государственный долг России: современное состояние и про-блемы развития // Синергия наук. — № 19/2018. – с. 475 – 482.
12. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274.
13. Минаев Р. М. Государственный долг России и способы его регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1476–1480.
14. Мокеева Н.Н., Баталова А.В. Проблемы управления внешним государствен-ным долгом России // Вопросы современной экономики и менеджмента: све-жий взгляд и новые решения. – 11 марта 2017 г. – с. 59 – 63.
15. Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой учё-ный. — 2016. — №25. — С. 334-339.
16. Сафина Н.А. Состояние государственного долга в РФ // Проблемы и пер-спективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС. – 13 июня 2017 г. – с. 119 – 121.
17. Толмачева О.В. Государственные займы в системе финансово-кредитных отношений // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-4. – С. 850-853.
18. Шевченко М.В. Проблема сбалансированности бюджетов // Вестник науки и творчества. — № 2(14)/2017. – с. 193 — 199.
19. Шмакова С.И. Пути сокращения государственного долга Российской Феде-рации в 2018 году // Современная наука: теория и практика. – 22 смарта 2018 г. – с. 206 – 209.
20. Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федерации: современ-ное состояние // Вестник Международного института экономики и права. — № 1(26)/2017. – с. 32 – 46.
21. Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной политики государ-ства // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Элек-тронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799 (дата обра-щения: 11.01.2019).
22. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Элек-тронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обраще-ния: 11.01.2019).
23. Бурханова А.О., Коновалова О.В., Фастович Г.Г. Государственный долг Российской Федерации // Молодёжный научный форум: Общественные и эко-номические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч. -практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 16.01.2019).
24. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78879 (дата обращения: 22.01.2019).
25. Кузьмина А.И., Боровкова В.А. Проблема внешнего государственного долга России в современных условиях // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://sibac.info/journal/student/7/77821 (дата обращения: 16.01.2019).
26. Курбанов М.З., Рябичева О.И. Проблемы сбалансированности бюджета // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 19.01.2019).
27. Министерство финансов Российской Федерации / Аналитический раздел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: info.minfin.ru/ (дата обращения 22.01.2019).
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Элек-тронный журнал]. – Режим доступа: // www.fgs.ru
29. Филиппенко А.С. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕН-НЫЙ ДОЛГ РФ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАР-НЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обра-щения: 26.01.2019).
30. Халидова А.Ш. Управление внешним долгом России: прогноз на 2017 год [Электронный ресурс] / А.Ш. Халидова, Л.В. Агаркова // Научный диалог: финансы и кредит – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/119270/discussion_platform (дата обращения: 16.01.2019).
31. Халикова З.Б. Управление государственным долгом РФ в современных условиях [Электронный ресурс] / науч. рук. Л.В. Агаркова // Научный диа-лог: экономика и управление – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/119022/discussion_platform (дата обращения: 16.01.2019).
32. Яицкая О.В. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВ-ЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕ-ДЕРАЦИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 26.01.2019).
Источник