Принятие нового закона, по словам Мишустина, даст регионам «больше маневра в поиске ресурсов для развития местной экономики и повышения уровня жизни людей».
В свою очередь правительство намерено выделить регионам дополнительные средства для исполнения им социальных обязательств и поддержки экономики. «Прошу Министерство финансов ускорить подготовку соответствующих актов, чтобы эти средства как можно быстрее поступили в регионы», — добавил Мишустин.
Накануне, 15 апреля, о необходимости дополнительной финансовой помощи регионам, чьи доходы в условиях пандемии COVID-19 просели, заявил на совещании с членами правительства президент России Владимир Путин.
«А ведь на регионы, на региональный уровень, где разворачивается большая работа по поддержке экономики и граждан, приходится большая нагрузка, и у субъектов Федерации должны быть для этого необходимые ресурсы. Поэтому предлагаю дополнительно направить 200 млрд руб. на обеспечение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов», — сказал Путин.
Выделенные им средства регионы, по словам Путина, должны иметь возможность тратить «гибко», направляя их на меры поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, «решение самых неотложных социальных вопросов и помощь людям».
Какие регионы смогут дать в долг
Предложение таких кредитов вряд ли будет велико, считает директор группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. «Кредиты предоставить могут только те регионы, которые имеют значительные остатки на счетах, но только в тех случаях, если по закону о бюджете на текущий год и на прогнозный период этот регион не планирует потратить свои остатки на финансирование собственного дефицита. А в 2020 году, скорее всего, остатки многих регионов будут потрачены на собственные нужны», — пояснила она РБК.
Теоретически стать кредиторами для других субъектов могут 25 регионов, которые в 2019 году размещали остатки на депозитах, уточнила Анисимова. Среди них Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область и др. Дать кредит они, впрочем, смогут только на сумму тех средств, которые останутся у них после финансирования собственных дефицитов. Поскольку норма о горизонтальных кредитах вступит в силу в 2021 году, у многих из этих регионов накопленных остатков уже не останется, предполагает аналитик.
Кредиторами теоретически смогут быть Москва (около 1 трлн руб. остатков на счетах) и нефтяные провинции (ХМАО, ЯНАО и Тюменская область), хотя у последних остатков в десять раз меньше, сообщил управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов.
Он подчеркнул, что сейчас регионам понадобятся все ресурсы для финансирования расходов. По оценкам НКР, 62 региона в 2020 году полностью исчерпают накопленные резервы. Совокупная потребность в долговом финансировании составит от 500 млрд руб., в зависимости от того, насколько просядет доходная часть.
Будет ли субъектам это выгодно
Анисимова отметила также, что вопрос целесообразности предоставления бюджетного кредита регионом региону упрется в ставку. «Сейчас бюджетные кредиты (регионам из федерального бюджета. — РБК) дают под 0,1%: для региона-кредитора это [был бы] слишком маленький дополнительный доход по сравнению с возможностью размещать депозиты. Объективно выгоднее разместить депозит, чем дать в долг соседу», — отметила она.
Если же ставка не будет ограничена этим процентом, заемщику, возможно, будет проще обратиться в банк за кредитом, ограничение по ставке по банковскому кредиту для большинства регионов — ключевая ставка плюс 1%, напомнила эксперт.
По словам аналитика АКРА, большинство регионов в 2020–2021 годах будут рефинансировать свой долг, не уменьшая, а только увеличивая его. В случае горизонтальных кредитов закредитованные регионы могут ждать такой же возможности от субъектов-кредиторов. «То есть этот кредит может превратиться в бесконечно пролонгируемую кредитную линию на непонятных условиях, а ликвидность региональных бюджетов в абсолютном большинстве случаев несопоставима с федеральным. Поэтому сомнительно, что регионы будут активно давать друг другу кредиты», — подчеркнула Анисимова.
По словам Пискунова, пока непонятно, как будет работать межрегиональное кредитование. Ранее такой практики в России не было. «Были горизонтальные трансферты (крайне редко) и софинансирование совместных проектов. Но тогда речь шла о регионах-соседях», — сказал он.
Авторы
Евгений Калюков, Анна Гальчева
Источник
Кредиты в банках России
По статистике, в 2020 году 50% семей имеют непогашенный кредит. Благодаря большому количеству предложений для физических лиц такие банковские продукты стали доступными. Сегодня легко найти предложение, которое полностью бы отвечало требованиям кредитополучателя. Банки России, стремясь привлечь большее количество потенциальных клиентов, разрабатывают льготные условия.
Если вы ищите, где взять кредит, то этот сайт подходит оптимально. С его помощью найдут предложения люди, которые:
- хотят получить деньги быстро на потребительские нужды;
- не имеют официальной работы;
- ищут низкие процентные ставки;
- доверяют банкам с высоким уровнем надежности.
С помощью сайта оформите кредит наличными без справок от крупнейших холдингов как и СберБанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк.
Как и где оформить кредит?
Выберете наиболее лучшее предложение. Многие банки предлагают оформить онлайн-заявку на кредит. Она ускоряет сроки рассмотрения предложения, позволяет получить положительный ответ из нескольких учреждений.
Когда получен ответ по заявке на кредит, остается прийти в ближайшее отделение, чтобы предоставить оригиналы документов. Вы можете сразу перейти на официальную страницу банка, чтобы посмотреть, каким условиям должен соответствовать кредитополучатель.
Нужная сумма может быть выдана наличными или с перечислением на карточку. Выбирайте тот вариант, по которому вам будет удобно погашать долг.
Плюсы и минусы кредитов наличными
Получить кредит наличными проще, поскольку заявка рассматривается быстро. В редких случаях на это может уйти до 7 дней. К достоинствам относится:
- возможность использования средств без предоставления отчета о целях использования;
- небольшой перечень предоставляемых документов;
- отсутствие требования залога и без поручителей.
Недостатки — небольшой кредитный лимит и более существенная процентная ставка.
Способы оформления заявки на кредит: онлайн или в банке
Кредит наличными оформляется при подаче заявки онлайн. Форма заполняется в течение 10-15 минут. Чем полнее в ней информация, тем больше шансов получить одобрение. Написать ее и отправить можно в любое время суток.
В банке заявка заполняется в бумажном варианте. Вы можете сразу получить консультацию кредитного менеджера, который поможет выбрать наиболее подходящую программу. Но посетить финансовое учреждение в рабочее время могут позволить не все.
Как подобрать подходящий кредит?
Оформить кредит проще, если воспользоваться калькулятором кредитов. На сайте bankiros.ru можете указать срок и нужную сумму, дополнительные условия. В автоматическом режиме будут выданы предложения, отвечающие предъявленным требованиям. Пользователи увидят:
- максимальные лимиты;
- процентные ставки;
- сроки.
Лучшие предложения по кредитам
Взять потребительский кредит легко по ставке от 5,5%. Лучшие условия предлагаются для постоянных или зарплатных клиентов, людей с положительной кредитной историей, при предоставлении справки о доходах. Есть предложения в рамках программы рефинансирования, позволяющие объединить сразу несколько кредитов.
Текущие тенденции ставок по кредитам
Кредиты в банках предлагаются по ставкам, которые ниже, чем были в прошлые годы. Крупные учреждения снижают показатели, что вызывает некоторый ажиотаж среди клиентов. Акцент делается на выдачу более существенных сумм. Во многих банках на процент не сказывается требование к страхованию жизни, отсутствуют дополнительные комиссии.
Дополнительная информация по кредиту в России
Источник
Если до сих пор регионы могли брать в долг только у государства, либо в коммерческих банках и рынках с помощью облигаций, то теперь им разрешили кредитовать друг друга. Принят соответствующий закон обеими палатами Федерального Собрания. Что за этим стоит «Российской газете» рассказал директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Владимир Викторович, так называемые горизонтальные субсидии впервые будут использованы в бюджетной практике?
Владимир Климанов: Такие субсидии уже есть. Еще в августе 2019 года были приняты соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, которые узаконили возможность безвозмездных передач из региона в регион. Самый, пожалуй, показательный пример — Москва, которая фактически дарит соседним субъектам РФ автобусы, троллейбусы, оборудование для учреждений социальной сферы. И это нужно оформлять законно.
На практике возникают другие обстоятельства, когда субъектам приходится договориться между собой, заключив соглашение. Есть случаи, когда за счет бюджета одного региона строятся водоочистные сооружения у соседнего региона, расположенного выше по реке.
Но бюджетные кредиты — это же не подарки, они предполагают возвратность средств?
Владимир Климанов: Да, сейчас это будет оформлено в виде предоставления кредитов. Это новый инструмент для отношений между регионами; пока он применяется только по вертикали — между Федерацией, ее субъектами и у последних с муниципалитетами. Региональные власти должны будут подписать соглашение и определить сроки возврата средств и процентную ставку. Сейчас, например, регионы получают бюджетный кредит по символической ставке — 0,01 процента.
А в чем смысл этих по сути бесплатных кредитов?
Владимир Климанов: У нас не хватает механизмов, чтобы регионы решали вопросы между собой, а не обращались всякий раз на федеральный уровень. Сейчас это будет еще и важно для оперативного решения вопросов, связанных с коронавирусом и кризисом. Когда, к примеру, понадобится передать из одного региона в другой медицинское оборудование — его же нельзя будет просто отдать в аренду.
Два субъекта-соседа смогут между собой договориться. Например, когда понадобится передать в другой регион медицинское оборудование
Для регионов появляется возможность и других дополнительных двусторонних общений. Два субъекта-соседа смогут между собой попросту договориться о каких-то действиях, которые носят временный характер. Например, чтобы провести обучение каких-то узких специалистов, так как у них на эти цели средства в бюджете не заложены. «Потом отдадим», — обещают соседу.
Еще одна причина появления нового финансового механизма, на мой взгляд, в том, что Федерация не хочет наращивать объем своего кредитования по отношению к регионам.
Да. Вот минфин в минувшую пятницу опубликовал отчетность по госдолгу регионов на 1 апреля этого года. Объем выданных федеральным центром кредитов регионам составляет почти 1 триллион рублей. Даже такие богатые субъекты Федерации, как Татарстан, Свердловская область, должны десятки миллиардов рублей. Не получится ли так, что с принятием нового закона субъекты будут ходить друг у друга в должниках, не только у государства, но и друг у друга?
Владимир Климанов: Для богатых регионов такие суммы долга не всегда страшны. Но вот в той же отчетности по бюджетным кредитам, например, не такая обеспеченная Мордовия задолжала 27 миллиардов рублей, Ставропольский край — 18, Саратовская область — почти 25, Новосибирская — 30, Волгоградская — 21,3, Архангельская — 20,2, Забайкальский край — 13.
В целом у минфина жесткая позиция: нельзя допустить дефолта, чтобы ни при каких условиях регион не обанкротился. В то же время, бюджетные кредиты все равно посильнее коммерческих, когда выплаты по процентам тоже становятся непосильными. И еще, так или иначе, но по бюджетным кредитам проще может быть принято решение об их пролонгации.
Инфографика «РГ»/ Александр Чистов / Ольга Бухарова
Источник
Во-первых, это быстрое время принятия решения: микрофинансовые организации в отличие от банков выдают мгновенные займы денег всем.
Во-вторых, чтобы оформить заявку займ онлайн на финансовое обязательство не нужно собирать обременительный пакет документов, предоставлять справки о доходах и занятости. Для того чтобы получить сумму, достаточно одного паспорта.
Чтобы получить деньги достаточно оформить заявку на сайте организации. В случае одобрения заявки — сумма перечисляется на банковскую карту, для этого реквизиты передаются организации.
Клиенты, уже зарекомендовавшие себя ответственными плательщиками, могут рассчитывать на льготные проценты при займе денег онлайн. Нужно помнить, что дистанционное получение средств имеет такую же юридическую силу, как традиционное в офисе организации. Погашать долг нужно регулярно и своевременно, чтобы избежать штрафов, пени или комиссии за просрочку платежа. Такое оформление существенно экономит время заёмщика.
Получить онлайн займ всем можно на небольшую сумму в пределах 30000 рублей. За редким исключением могут предлагать ссуду до 100000 рублей.
Если вы хотите подать заявку на получение денег с перечислением средств на банковскую карту, то выберите подходящее предложение на этой странице. По результатам рассмотрения заявки с вами свяжется сотрудник организации.
Как получить деньги быстро и без лишних хлопот?
Выберите предложение, которое кажется вам наиболее выгодным.
Оформите заявку на займ онлайн на сайте МФО и отправьте ее на рассмотрение. Укажите при этом способ, которым вы хотели бы получить деньги.
Через несколько минут вам придет SMS с ответом. Если заявка одобрена, в сообщении будет код, который нужно вести на сайте. Укажите свои платежные реквизиты, и вскоре организация перечислит вам запрошенную сумму.
На каких условиях предоставляются экспресс-ссуды?
Список требований на займ к потенциальному клиенту выглядит следующим образом:
- гражданство Российской Федерации;
- регистрация в регионе обращения за микрокредитом;
- возраст – от 18 лет;
- наличие действующего номера мобильного телефона.
В большинстве случаев необходимо указать данные лишь одного документа – паспорта гражданина РФ. Некоторые компании просят указать второй документ – для займа онлайн всем можно использовать, например, пенсионное страховое свидетельство или загранпаспорт.
Преимущества и недостатки займа денег
Почему многие люди предпочитают обращаться не в банк, а в микрофинансовые организации? Это объясняется множеством причин, среди которых:
- минимальные требования к клиентам – не нужно подтверждать наличие официального источника дохода, сравнительно высокой зарплату или безупречной кредитной истории;
- удобство оформления – владелец компьютера или смартфона с доступом в интернет может зайти на сайт в подходящее ему время и заполнить заявку, не выходя из дома или не покидая рабочее место;
- быстрое реагирование на обращение – заявка рассматривается за 10-15 минут, после чего потенциальный клиент сразу узнает, отклонена она или одобрена.
Основным минусом займа считается высокая
процентная ставка. Если вы берете в долг небольшую сумму на
короткий срок, можно не опасаться переплаты.
Способы получения денег
МФО предлагают клиентам самим выбрать тот способ получения запрошенной суммы, который им удобен всем. Это может быть:
- курьерская доставка наличных;
- перевод на карту одного из российских банков;
- перечисление на счет в платежном сервисе Qiwi;
- пополнение электронного кошелька Webmoney или Яндекс.Деньги.
Источник
Новые Известия проанализировали, какие регионы страны погрязли в долгах, как это скажется на условиях жизни населения и позициях региональных властей
Откуда берутся и из чего состоят госдолги регионов
Все знают, как важно учитывать свои задолженности: просрочил выплаты, пришли коллекторы, и остался без штанов. Это личная ответственность каждого физического лица. У субъектов Российской Федерации (области, республики, края) тоже есть долги, которые куда более серьезны по масштабам и последствиям. Они возникают, если у региона нет средств на выполнение социальных обязательств перед жителями: зарплаты бюджетникам, строительство дорог, больниц и школ, развитие инфраструктуры, поддержка предпринимателей…
Регионы получают 46% от всех налоговых сборов, остальное идёт в федеральный бюджет. Правительство распределяет им дотации на выравнивание бюджета, выдаёт субсидии и субвенции под конкретные проекты. Дотации, например, два раза в год. А расходы присутствуют на постоянной основе. Возникает так называемый «кассовый разрыв», то есть нехватка денег, которые когда-то будут, но не прямо сейчас. Эти разрывы покрывают за счёт кредитов и других займов. Как в любой бытовой истории: занял «до получки», получил – отдал. С кем не бывает. Но проблемой такой принцип становится для тех, кто живет не по средствам.
Так и с регионами, у которых есть государственные кредиты, кредиты коммерческих банков, государственные гарантии и облигационные займы.
Доходы регионов, за счёт которых погашаются долги, состоят из налогов, акцизов и пошлин, которые мы с вами, граждане страны, платим. То есть это деньги людей. Чем больше денег уходит на обслуживание кредитов, тем меньше остается на развитие региона – считают эксперты. По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, чем выше госдолг, тем больше средств из бюджета требуется, чтобы его обслуживать. Соответственно, если увеличивается эта доля, то уменьшается объём средств, которые могут быть выделены на другие нужды. В том числе – на социальные расходы.
Чудес не бывает. Всё из общего котла. В этом и опасность растущего госдолга. Благосостояние населения уменьшается. Если очень много средств требуется на то, чтобы обслуживать госдолг, уровень жизни может понизиться
— поясняет эксперт
Действительно, кредиты и займы – удовольствие не дешёвое. Если в предыдущие три года регионы спасались за счёт недорогих госкредитов под символические 0,1% (по данным Минфина, было выдано госкредитов на 1,2 трлн. рублей), то теперь все по-другому. Правительство договорилось с крупнейшими банками, чтобы те выдавали кредиты регионам по ставке, равной ключевой ставке ЦБ + 1%. Сейчас это 8,25%. Стоимость обслуживания облигационных займов также близка к кредитным.
Для начала хорошая новость: за 6 месяцев 2018 года, по данным Минфина, совокупный госдолг всех регионов сократился на 5,4% — до 2,19 трлн. рублей. Но, увы, не потому, что регионы молодцы-стахановцы, а потому что их буквально прижали к стенке, заставив подписать ради реструктуризации госкредитов соглашение, предусматривающее сокращение госдолга минимум на 5% в год. За невыполнение этого условия – штраф в 1 млрд. рублей. Кнут сработал.
Уровень госдолга – один из показательных индикаторов уровня жизни населения в регионе. Но здесь нельзя судить лишь по тому, кто сколько денег задолжал. Как в бизнесе: один понабрал кредитов и обанкротился, оставшись должным всем подряд, а другой – успешно эти деньги заставил работать, и не только вовремя без ущерба раздал все долги, но и остался в плюсе.
Эксперты отмечают, что одной из причин увеличения госдолга в ряде регионов стали майские указы президента о повышении зарплат бюджетникам. Так, по мнению профессора кафедры экономической и социальной географии МГУ Натальи Зубаревич, у регионов просто не было денег, чтобы эти указы выполнять. И они залезали в долги. Хорошо, что населению прибавили зарплаты. Но с точки зрения расходов бюджета – момент не очень положительный, потому что приходится ужимать важные расходы на образование, здравоохранение.
Новые Известия проанализировали свежие данные статистики по госдолгу российских регионов, оценив положение дел по ряду критериев. Рассмотрим, конечно, и сами суммы долгов, но самое главное – их структуру, на что тратят, насколько эффективно управляют финансами, сокращают или увеличивают этот долг.
Где, кому и сколько задолжали
Итак, по данным Минфина, на 1 июля 2018 года в России только два региона, полностью свободных от госдолга: это Севастополь и Сахалинская область. 2 региона из 85. Не густо. Но есть и позитивный момент: 45 регионов смогли снизить свой госдолг за первое полугодие 2018 года. Из хорошего, собственно, все. 11 регионов сохранили госдолг на прежнем уровне, а 27, к сожалению, увеличили.
Долги российских регионов
Общая долговая нагрузка
Для начала рассмотрим, сколько всего регионы задолжали кредиторам и инвесторам.
Для наглядности: если вдруг жители Краснодарского края разом решат объединиться в едином порыве вытаскивания региона из долговой ямы, то каждый из них должен будет «скинуться» более чем по 23 тыс. рублей. При этом среднедушевые денежные доходы в регионе не дотягивают и до 32 тыс. рублей (по данным Росстата за апрель 2018 года).
Итак, теперь мы видим, в каких регионах махнули рукой на финансовую дисциплину.
Проанализируем соотношение госдолга на 1 января 2018 года и на последнюю отчётную дату – 1 июля 2018 года. В итоге получим пятёрку регионов-аутсайдеров, которые, как ни крути, а с долгами пока разобраться не могут, и живут явно не по средствам.
Вот так выглядит картина региональных долгов по стране.
С количественным изменением госдолга по госкредитам разобрались, теперь пора перейти к самому интересному. Важнейшее в кредитах – это их стоимость. Если они недорогие, то можно смело пользоваться. Именно поэтому европейцы и американцы фактически всё время живут в долг. У регионов бывают дешёвые бюджетные кредиты, с которыми можно смело работать (не забывая, конечно, о том, что их придётся возвращать в соответствии с жёстким графиком, а иначе — миллиардный штраф), чтобы не попасть в списки аутсайдеров, и постепенно обеспечивать приемлемый уровень жизни населения.
Госкредиты – меньшее из зол. Они, хоть и создают неприятности, но, в целом, недорогие, и их можно реструктуризировать. Вот что точно является поводом для серьезного беспокойства, так это банковские кредиты.
Банковские кредиты
Как могут аукнуться долги по банковским кредитам, хорошо показывает печальный опыт Новгородской области, которая летом 2015 года не смогла провести обязательный платёж банку ВТБ, потеряв всякое доверие кредиторов. Власти региона готовы были взять новый кредит даже под грабительские 24,5% (вот уж радость жителям области), но и на таких условиях ни один банк не согласился дать денег в долг.
Что же происходит с долгами регионов России по банковским кредитам? 32 региона не имеют дорогостоящих кредитов от коммерческих банков вовсе. В 12 регионах доля коммерческих кредитов не превышает 20%, в 34 регионах доля дорогих кредитов находится в пределах от 20% до 50%, а в 5 регионах их доля превышает 50%.
Доля коммерческих кредитов
российских регионов
Всего же регионы накопили банковских кредитов на 416,6 млрд рублей. Сумма немалая, но по сравнению с началом года – и это прорыв. По состоянию на 1 января 2018 года на банковские кредиты регионам приходилось более 1 трлн. рублей. Прорыв прорывом, но на обслуживание этих 416 миллиардов в течение года будет потрачено порядка 45 млрд. рублей! Примерно столько же требуется, например, по словам губернатора Рязанской области, на приведение в порядок 50% дорог в его вотчине к 2025 году.
Это регионы, которые не боятся привлекать частный капитал, но делают это очень аккуратно, не подвергая бюджеты высокому риску
Тройка аутсайдеров
среди регионов-должников
— Дагестан
— Магаданская область
— Хабаровский край
Разбор полетов: простят ли главам регионов расточительство
Итак, по данным Минфина, на 1 июля 2018 года в России только два региона, полностью свободных от госдолга: это Севастополь и Сахалинская область. 2 региона из 85. Не густо. Но есть и позитивный момент: 45 регионов смогли снизить свой госдолг за первое полугодие 2018 года. Из хорошего, собственно, все. 11 регионов сохранили госдолг на прежнем уровне, а 27, к сожалению, увеличили.
Можно ли оправдать высокую долговую нагрузку и высокую долю дорогих кредитов в структуре долга заботой о населении? Скидку можно попытаться сделать разве что Дагестану, глава которого Владимир Васильев не так давно закинут в регион в качестве «спасательного круга» для решения совсем другой проблемы. Дагестан — самый «клановый» регион России. Искореняя отголоски средневекового уклада в отдельно взятом регионе страны, которая готовится к технологическому прорыву, явно не о госдолге в первую очередь думаешь. В любом случае, очень скоро мы сможем увидеть, были ли оправданы такие размеры займов с точки зрения экономики Дагестана.
Эксперты также соглашаются с доводом о том, что вряд ли госдолг Дагестана в ближайшее время сильно повлияет на позиции Васильева. Политолог Юлий Нисневич тоже подчеркивает тот факт, что в Дагестане важнейшая проблема — клановая система. «Госдолг – отдельный аргумент в чистке высшего руководства, связанной не с самим госдолгом как таковым, а с этой клановостью. С ней идет главная борьба при поддержке федеральных силовиков. Госдолг, может, где-то и фигурирует, но в качестве дополнительного фактора» — поясняет эксперт. В свою очередь руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что если деньги занимаются для решения каких-то важных социальных вопросов – завершения строительства социальных объектов, погашения долговых обязательств, и прочих нужд населения, это может выправить ситуацию перед выборами.
В Дагестане как раз основные проблемы связаны с нехваткой социальных инфраструктурных благ: удалённые сёла, дороги надо строить, школы открывать и прочее
— считает Гращенков
В Мордовии, например, деньги пошли на развитие инфраструктуры и подготовку к ЧМ по футболу. Кроме того, республика полученные деньги направила на поддержку предпринимательства, сформировав неплохой потенциал для развития: сегодня она в числе лидеров по темпам роста обрабатывающей промышленности. Индекс обрабатывающей промышленности за 5 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 11,5%. Это один из лучших показателей в стране (среднее значение – рост на 4,4%)! Вот только потенциал этот пока ещё не реализован: зарплаты в Мордовии одни из самых низких в Приволжском федеральном округе. То есть на условия жизни обычных жителей Мордовии поступившие денежные средства никак не повлияли. Не почувствовали на себе люди плюсов от таких мер. А вот минусы могут настигнуть, как только наступит очередной срок расплачиваться по счетам. Вместо ремонта дорог, соцподдержки, строительства новых стадионов и бассейнов, деньги могут уйти кредиторам, оставив регион на голодном пайке.
А вот руководству Магаданской области и Хабаровского края сложно будет найти доводы для оправдания такой вольной финансовой политики. Например, Магаданская область показала худшее в России изменение реальных доходов населения за первые четыре месяца 2018 года. Они упали на 8,2%. Среднее же значение по России, если верить данным Росстата, выросло за этот период на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безработица в Магаданской области в прошлом году выросла с 4,4% до 5,3%. Опять одолженные деньги пролетели мимо населения. В Хабаровском крае тоже не купаются в золоте: показатель реальных доходов населения меньше среднероссийского значения. Добавляют черных красок и другие показатели: за январь-май 2018 года обрабатывающая промышленность в крае показала спад на 1,2% (при этом в среднем по России рост составил 4,4%).
Так на что же уходят все эти деньги? Просто проедаются управленческим аппаратом этих регионов? Или проведение предвыборной кампании губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта все «съело»? Независимо от того, станут ли в Кремле задаваться подобными вопросами и разбираться детально, очевидно одно: такое «управление» вряд ли будут долго терпеть. Хабаровский губернатор уже успел собрать целое цунами негатива своими действиями: СМИ давно пишут о том, что бизнес в регионе поддержки от властей не получает (а вот давление – пожалуйста), зато зарплата самого губернатора и его замов растёт, устраиваются многомиллионные банкеты, а закупку чартерных рейсов исключительно для губернаторского пользования остановили только активисты ОНФ. Список ошибок Шпорта велик. Взять хотя бы выявленные Счётной палатой нарушения при строительстве дамбы на 600 млн. рублей, или обманутых дольщиков, проблемы которых никак не решаются. И ещё показательный момент: госдолг Хабаровского края на момент прихода Шпорта к власти составлял всего-то 175 млн. рублей вместо нынешних 46,6 млрд. рублей!
Если новый врио губернатора Магаданской области Сергей Носов и глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт не пересмотрят политику управления финансами, то контроль над расходами в этих регионах может взять федеральное казначейство. Так уже произошло с Костромской областью. Теперь там региональные власти вообще не могут распоряжаться собственными средствами по своему усмотрению.
Губернаторские выборы совсем скоро, в начале сентября они пройдут и в Хабаровском крае, и в Магаданской области, и большой госдолг может превратиться в дамоклов меч над головами глав регионов-должников. С одной стороны, чиновники концентрируются на своих политических проблемах, не обращая внимания на финансовые показатели. А с другой стороны, большие долги ведут к непредсказуемым последствиям и переходу в режим жёсткой экономии. Счётная палата в июне уже взяла госдолг Магаданской области под особый контроль. Какие еще сигналы нужны Носову, что бы задуматься о перспективах собственной карьеры к сентябрю, если перспективы развития области его не так заботят?
О том, что госдолг региона может стать серьезной причиной для беспокойства губернаторов за свои кресла, говорят и эксперты.
Ситуация с выборами во многом предрешена, серьёзной конкуренции нет, но существует конкуренция элитная. Мы понимаем, что губернатор, находящийся по уши в долгах становится для элит уязвимой мишенью, поскольку госдолг перед федеральным центром – тот крючок, на котором глава сидит, и это его основной минус. Когда Кириенко пришёл в администрацию, одним из критериев эффективности губернатора стала долговая нагрузка регионов. Если губернатор показывает снижение долга, значит, он работает в нужном направлении
— отмечает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков
«Новые Известия» считают долги регионов одним из важных показателей эффективности работы регионального руководства страны. Поэтому на основе мониторингов долговой нагрузки мы продолжим публиковать и анализировать рейтинги регионов-должников.
Источник