Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 4/2017
Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».
В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.
Бюджетное учреждение – заимодавец.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.
Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.
Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
- указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Бюджетное учреждение – заемщик.
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2]Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Источник
В соответствии с п 21 ст.13 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Особенности правового положения казенных учреждений» излагается в новой редакции. В п.10 указанной статьи установлено, что казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги; субсидии и кредиты казенному учреждению не предоставляются. В п.11 указанной статьи написано, что положения, установленные этой статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Возникает вопрос: если в связи с изменением типа учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ финансовые органы приобретают статус казенных учреждений, имеют ли они право на получение кредитов и займов?
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях Бюджетного кодекса применяются следующие понятия и термины:
- казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
- финансовые органы – Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством, финансовые органы имеют двойственный статус. С одной стороны, это казенные учреждения, имеющие свою бюджетную смету и исполняющие определенные государственные (муниципальные) функции, работы и (или) услуги. С другой стороны, это финансовые органы, осуществляющие составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов.
Выступая в качестве казенных учреждений, финансовые органы попадают под ограничения, установленные ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, т.е. не могут предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, получать субсидии для финансирования своей деятельности, как учреждения. Выступая в качестве финансового органа (исходя из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации), финансовые органы имеют право осуществлять все разрешенные бюджетным законодательством действия, необходимые для составления и организации исполнения соответствующих бюджетов.
В отношении бюджетных учреждений нового типа запрет на получение банковских кредитов и займов законодательно не установлен. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов, учитывая риски невозврата кредитов заемщиками.
Фактическая возможность получения банковского кредита (займа) бюджетным учреждением нового типа может быть ограничена ввиду ограничения его прав на распоряжение закрепленным за ним имуществом, а также иными активами, в качестве предмета залога по кредиту. Так, ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) устанавливают, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Таким образом, передача в залог подобного имущества без согласия собственника невозможна.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных п.п. 13 и 14 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающих, что передача в залог имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, при условии, что стоимость передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Кроме того, абзацем третьим п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливается, что сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя при наличии заинтересованности в ней заинтересованных лиц (руководителей учреждения и др., предусмотренных п. 1 указанной статьи).
Возможность получения кредитов и займов автономными учреждениями закреплена законодательно. По своим обязательствам они отвечают закрепленным за ними имуществом, т.е. кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. При этом потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на возможности существования учреждения: например, невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования, мебели. В целях недопущения подобных ситуаций, по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем. Для безопасности учреждения в этом аспекте важно, какое именно имущество будет отнесено к категории особо ценного движимого имущества.
Статья подготовлена на основе материалов горячей линии консультаций по 83-ФЗ www.forum.iminfin.ru
Источник
В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.
Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.
Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
- указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, на основании п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно положениям ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения делятся на частные и государственные или муниципальные учреждения, причем ст. 120 ГК РФ установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Из вышеизложенного следует, что научные организации могут создаваться в форме государственных (муниципальных) автономных, бюджетных или казенных учреждений, большая часть научных организаций — это государственные учреждения. Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539.
Согласно п. 10 ст.9.2. Закона о некоммерческих организациях, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Особенности правового положения казенных учреждений закреплены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Таким образом, законом прямо предусмотрен запрет на предоставление займов только для казенных учреждений.
Если Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук не является казенным учреждением, он вправе предоставить заем ООО, при соблюдении иных норм законодательства РФ о государственных учреждениях.
Может ли бюджетное учреждение выдать займ сотруднику на приобретение жилья, если это согласовал учредитель в ПФХД? Как в таком случае в ПФХД отразить получение процентов?
Может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход)
Однозначного ответа законодательство не содержит.
В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не
вправе предоставлять займы ( письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) ( п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.
Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.
В отношении автономных учреждений
официальных разъяснений Минфина России о запрете на предоставление займов нет. В Законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ такой запрет также не установлен. Вместе с тем положения законодательства о распоряжении средствами от деятельности, приносящей доход, для данного типа учреждений аналогичны положениям для бюджетных учреждений. То есть автономные учреждения, так же как и бюджетные, вправе использовать средства, полученные от такой деятельности, только для достижения целей, ради которых оно создано ( п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Учитывая позицию Минфина России по этому вопросу, выдачу займа (ссуды) сотрудникам целесообразно согласовать с учредителем.
В учете бюджетных учреждений:
При предоставлении займа (ссуды) в безналичной форме сделайте проводку:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– перечислен заем (ссуда) на счет сотрудника;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.
При выдаче займа (ссуды) из кассы сделайте запись:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.34.610
– выдан заем (ссуда) сотруднику учреждения из кассы;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств из кассы учреждения.
Такой порядок установлен пунктами 73, 85, 101 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 207.00, забалансовый счет 18).
Пример отражения в учете операций по предоставлению займа сотруднику
По договору сотрудник возвращает заем частями по 6000 руб. ежемесячно. Размер процентов по договору составляет 7,75. Сумму займа и проценты сотрудник перечисляет на лицевой счет учреждения ежемесячно.
Бухгалтер сделал в учете следующие записи.
12 января 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– 360 000 руб. – перечислен заем на счет сотрудника;
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– 360 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
30 января 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 1605 руб. (360 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 21 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833, договора займа).
6 февраля 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:
Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 7605 руб. (6000 руб. + 1605 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 7605 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.
27 февраля 2017 года:
Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 2105 руб. (354 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 28 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), договора займа).
2 марта 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:
Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 8105 руб. (6000 руб. + 2105 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 8105 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.
В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.
Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.
Источник