СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды и основные условия государственных внутренних займов………3
2. Характеристика универсальных федеральных займов…………………..4
3. Специальные федеральные займы — условия выпуска…………………10
4. Список использованной литературы…………………………………….25
1. Виды и основные условия государственных внутренних займов
Внутренние государственные займы — кредитные отношения, где государство выступает кредитором или заемщиком. Государственные займы выпускаются в денежной форме, но иногда выпускаются в натуральной форме и могут погашаться продуктами. Государственные займы впервые появились в рабовладельческом обществе. Применялись государственные займы только при чрезвычайных обстоятельствах.
При капитализме внутренние государственные займы являлись основной формой функционирования государства. Буржуазное государство с помощью займов за короткий срок может мобилизовать в крупные денежные средства. Различают несколько видов внутренних государственных займов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Срок погашения краткосрочного государственного займа до одного года.
Среднесрочного займа — от одного года до пяти лет, долгосрочного свыше пяти лет. Внутренние государственные займы можно различать по видам доходности. Это процентные и выигрышные государственные займы. Процентные государственные займы — это когда его держатель получает доход по определенной ставке.
Внутренние государственные займы размещаются через банки, сберкассы, продажи на бирже или аукционе. По месту размещения делятся: на внутренние и внешние займы. Внутренние государственные займы — это займы в национальной валюте, а внешние в валюте государства-заемщика
Различают несколько видов государственных займов:
· безоблигационный заем (заем, который выпускается без продажи облигаций);
· беспроигрышный заем (на протяжении всего срока займа выигрывают все облигации, по-другому еще можно назвать выигрышный заем);
· беспроцентный заем, т.е. на протяжении всего займа владельцам облигаций не выплачиваются ежегодные проценты;
· гарантийный заем (государственный заем) — погашение такого займа гарантируется определенными ценностями;
· межправительственный заем — когда одна страна предоставляет товары или денежные средства другой стране за определенную плату;
· облигационный заем- заем, который осуществляется путем выпуска облигаций;
· процентный заем — заем, по которому прибыль выплачивается в размере процентов;
· субординационный заем — бессрочный заем, при котором привлекается ссудный капитал, который приравнивается к собственным средствам заемщика;
· целевой заем — внутренний государственный заем, при котором поступающие средства используются по целевому назначению;
· рентный заем — государственный заем, при котором держатели облигаций получают постоянный доход, но не возвращают сумму долга в назначенный срок;
· «стриженый» заем, который предоставляется на сумму меньшую полной стоимости его обеспечения.
2. Характеристика универсальных федеральных займов.
Универсальные федеральные займы бывают трех видов:
1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации;
2. Облигации федеральных займов;
3. Государственный сберегательный заем.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации
ГКО выпускаются в обращение согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». С помощью ГКО выполняются следующие задачи:
· финансирование дефицита федерального бюджета;
· регулирование размеров денежной массы в обращении;
· предоставление надежного финансового инструмента для поддержания ликвидности активов финансово-кредитных учреждений.
Облигации выпускаются в бездокументарной форме. Их номинальная стоимость составляет 1000 рублей, срок обращения — 3, 6 и 12 месяцев. Облигация является дисконтной, т.е. доход образуется в виде разницы между ценой погашения (продажи) и ценой покупки. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, в том числе и нерезиденты. Форма владения — именная. Эмиссия осуществляется периодически в форме отдельных выпусков, каждый из которых оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Центробанке РФ. Место торговли — ММВБ, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.
Первичное размещение ГКО проводится в форме аукциона. Решение о выпуске ГКО принимается Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России. При принятии решения определяются предельный объем выпуска, период его обращения и ограничения на потенциальных владельцев. Каждому выпуску ГКО присваивается свой номер. Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% предполагавшихся к выпуску ГКО. Банк России может осуществлять доразмещение облигаций, непроданных во время аукциона.
Процедура первичного размещения ГКО включает в себя следующие этапы:
1. Минфин РФ передает генеральному агенту (Банку России) глобальный сертификат и поручение продать облигации на аукционе;
2. Центробанк РФ объявляет об аукционе, и дилеры собирают заявки инвесторов на покупку ценных бумаг;
3. Банк России проводит на ММВБ аукцион, на котором дилеры выставляют заявки на покупку облигаций по определенной цене, указывавшейся в процентах от номинала. Прием заявок до 13.00;
4. ММВБ сводит заявки, а Центробанк РФ привозил их в Минфин РФ;
5. до 16.00 Минфин РФ определяет объем удовлетворявшихся заявок путем подведения черты под последней удовлетворявшей его заявкой и передает ЦБ РФ поручение на удовлетворение заявок;
6. ЦБ РФ сообщает дилерам об удовлетворенных заявках;
7. ММВБ оформляет удовлетворенные заявки.
В день аукциона дилеры могут вводить в торговую систему неограниченное число заявок от своего имени и за свой счет (заявка дилера) или от своего имени за счет и по поручению инвестора (заявка инвестора). Заявки могут быть конкурентные и неконкурентные. Конкурентная заявка вводится по цене, предложенной дилером. Она удовлетворяется в случае, если цена, указанная в ней, была не ниже цены отсечения, т.е. цены, указанной в последней заявке, удовлетворявшей Минфин РФ. Конкурентная заявка удовлетворялась полностью. Неконкурентная заявка всегда удовлетворялась по средневзвешенной цене аукциона. Количество облигаций, приобретавшихся по неконкурентной заявке, рассчитывается как целая часть от деления суммы денег по данной заявке на средневзвешенную цену аукциона с учетом комиссии.
Цена отсечения определяется Минфином РФ обычно на уровне, чуть превышавшем цену закрытия торговой сессии предыдущего дня.
При первичном размещении возможная средневзвешенная цена ограничена, с одной стороны, максимальной ценой спроса (минимальная доходность), с другой стороны, минимальной ценой, определяющей наиболее приемлемую для эмитента процентную ставку. Ставка тем выше, чем меньше была цена продажи.
Обращение ГКО на вторичном рынке осуществляется только путем заключения сделок купли-продажи через торговую систему во время проведения торгов. Перед торгами дилер, подавший заявку на продажу облигаций, обязан перевести на счет «депо» нужное количество облигаций, а дилер, пожелавший купить ГКО, — необходимые денежные средства на специальный счет. Сделки купли-продажи заключаются путем удовлетворения поданных заявок.
Погашение облигаций происходит в установленный условиями выпуска день погашения в торговой системе до начала торгов или аукциона. Каждый дилер до погашения вводит в торговую систему необходимое количество заявок на продажу ГКО. Банк России выставляет в торговой системе заявку на покупку по номиналу всего объема облигаций. Заявки удовлетворяются — выпуск ГКО погашен.
Инвестор вкладывает деньги в ГКО с целью извлечения дохода. При разовом инвестировании средств на первичном и вторичном рынках для оценки эффективности вложений используется показатель простой доходности или доходности к погашению (инвестор держит облигации до погашения), представленный следующей формулой.
Дпр=[(Н — Цсв)/Цсв] · (365/ДП) · 100%, где:
Дпр — простая доходность
Н — номинал
Цсв — средневзвешенная цена
ДП — количество дней до погашения
Эта формула применяется в том случае, когда инвестор держит облигацию до ее погашения.
Выйдя на финансовый рынок в 1993 г., ГКО прочно удерживали репутацию главного инструмента государственных заимствований до обострения финансового кризиса летом 1998 г. Они давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государством. Однако все большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков. Если в 1993 г. на эти цели было использовано 15% выручки, в 1994 г. — 55%, то в 1997 г. этот показатель приблизился к 79%, а в 1998 г. планировался на уровне 88%.
Резкое обострение финансового кризиса к лету 1998 г. привело к тому, что бюджетная эффективность ГКО стала отрицательной, и Министерство финансов РФ вынуждено было тратить значительные бюджетные средства на погашение ранее выпущенных ГКО.
В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам и в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО-ОФЗ.
Работа по реструктуризации плавно была заменена новацией по государственным ценным бумагам, осуществляемой согласно Распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р.
Новация — это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми, с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
Новация проводилась в период с 15 декабря 1998 г. по 15 марта 1999 г. (затем этот срок неоднократно продлевался). Она осуществлялась путем замены ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплаты денежных средств.
Для подтверждения новых обязательств выпускались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода от 10 до 30% годовых и облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. На 70% суммы новых обязательств выдавались ОФЗ-ФД, на 20% — ОФЗ-ПД, на 10% — денежные средства.
Новые заимствования с помощью ГКО были осуществлены в середине декабря 1999 г.
Облигации федеральных займов
Начало выпуска — июль 1995 года. Сроки обращения — свыше 1 года. Форма существования — документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной. Номинал — 1000 рублей Эмитент — Министерство Финансов Форма владения — именная Форма выплаты дохода — фиксированная и переменная купонная ставка. Место торговли — ММВБ
Облигации федерального займа с переменным купоном
Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) — среднесрочная ценная бумага. Выпуск ОФЗ-ПК регламентируется постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Банк России является генеральным агентом эмитента. Через его учреждения или уполномоченные им организации осуществляются все операции по размещению и обращению облигаций на рынке ценных бумаг, включая выплату купонного дохода, погашение за счет средств эмитента и учет прав на облигации. Выпуск, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется на ММВБ и подключенных к ней региональных площадках по схеме, аналогичной схеме ГКО. Первый аукцион по размещению ОФЗ-ПК состоялся 14 июня 1995 г. С выходом в свет ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый инструмент покрытия бюджетного дефицита и возможность удлинения среднего срока государственного дол……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный и муниципальный долг. Автор: Мордвинцева А.Д., редактор: в авторской редакции;
2. Государственный долг — Алехин Б.И. — Учебное пособие. 2007г. Издательство: «ЮНИТИ-ДАНА»;
3. o-kreditah/vnutrenie-gosudarstvenye-zaimy.html
4. Вавилов А.П.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления — М.: Городец-издат, 2001;
5. Хайхадаева О.Д. Внутренний государственный долг России и роль ценных бумаг в его формировании. — СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1995.
Источник
Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.
Суть
Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.
Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.
Характеристика
Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.
Данный вид кредитования имеет свои особенности:
- он обычно привлекается для покрытия дефицита;
- обеспечением по сделке выступает все госимущество;
- целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
- источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
- следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.
Функции
- Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
- Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
- Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.
Государственный VS банковский кредит
Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.
Виды государственных займов
По месту эмиссии:
- внешние (в иностранной валюте) кредиты — предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
- внутренние займы — предоставляются в национальной валюте;
- муниципальные кредиты — могут выдаваться в любой валюте.
По сроку:
- краткосрочные (до 12 месяцев);
- среднесрочные (1-5 лет);
- долгосрочные (20–30 лет).
По обеспеченности:
- закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
- в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.
По субъектам-держателям:
- займы только для населения;
- кредиты для юридических лиц;
- займы для организаций и населения.
По методам размещения:
- добровольные;
- по подписке;
- принудительные.
В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».
Облигационные займы
Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.
Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:
- облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
- краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
- бескупонные облигации Центробанка;
- долговые обязательства внутреннего валютного займа;
- еврооблигации.
Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.
Векселя
Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.
Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.
Обращение
В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.
Выплаты
Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.
Договор федерального займа
Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.
Обязательными условиями кредитного договора являются:
- погашение задолженности в согласованный срок;
- обеспеченность сделки;
- размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.
Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.
Макроэкономика
Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.
Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.
Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.
Управление госдолгом
Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:
- погашают государственные займы;
- государственный долг обеспечивают залогом;
- осуществляют отчисления займодателям;
- выпускают новые кредиты и т. п.
Данные методы управления применяются с целью:
- снижению расходов по обслуживанию кредитов;
- обеспечения финансирования социально-значимых программ;
- поддержания стабильной политической системы.
Государственный выигрышный займ
Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.
Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.
Госзаймы в СССР
Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.
Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.
Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.
В таблице ниже расписан госдолг СССР.
Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.
Второй этап кредитования
С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.
Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.
Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.
В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.
Вывод
Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.
Источник