С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.
[c.271]
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.
[c.271]
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
[c.201]
Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов.
[c.88]
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ — финансовые мероприятия государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидации займов.
[c.776]
Комитет РФ по финансовому мониторингу — 111, 147 Коммерческие банки — 114 Конверсия займа — 557. Консолидация займа — 557 Контроль банков — 142 Контроль рублем — 125 Контрольное (Главное) управление Президента РФ —
[c.740]
Государство вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия — это изменение условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Например, превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные.
[c.32]
При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о 1) новации — замене обязательств по долгу другими обязательствами 2) унификации — объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств 3) конверсии — изменении условий займов, касающихся их доходности 4) консолидации — изменении условий обращения займов, касающихся их сроков.
[c.217]
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
[c.271]
Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой
[c.201]
Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством. Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок. Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.
[c.72]
Задолженность по непогашенным государственным займам и не выплаченным по ним процентам включается в сумму государственного долга страны. В современных условиях государственная задолженность, особенно внешняя, складывающаяся из долгов международным и региональным банкам, правительствам, частным инвесторам и др., достигла таких масштабов, что страны оказываются не в состоянии погашать обязательства как по внутренним, так и по внешним государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.
[c.57]
В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией — увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.
[c.421]
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в РФ совместно с конверсией, займа была проведена и консолидация срок погашения казначей-, ских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.
[c.557]
Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объемы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надежного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов.
[c.152]
Таким образом, золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита — рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6% -ной непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту . Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты
[c.152]
Процесс управления включает в себя такие методы, как погашение действующих займов, эмиссия новых займов, рефинансирование задолженности, консолидация, конверсия и унификация займов, отсрочка и аннулирование старых долговых обязательств и т. п.
[c.100]
Государственные финансы Государственный бюджет Внебюджетные фонды (средства) Бюджетный дефицит Государственные займы Государственный долг Консолидация внешнего долга Конверсия внешнего долга Налоги
[c.278]
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — привлечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно растет. Г.з. могут быть свободно обращающимися, размещаемыми по подписке и принудительными. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные — со сроком погашения до года (сейчас в РФ, например, ГКО), среднесрочные — до 5 лет и долгосрочные — свыше 5 лет. Для продления действия краткосрочных и среднесрочных займов часто прибегают к консолидации займов, т.е. их превращению в долгосрочные. Иногда проводят конверсию займов путем объединения ранее выпущенных займов в один новый.
[c.72]
В капиталистич. странах различаются внутренние и внешние Д. з., выпускаемые под различными названиями и на разнообразных условиях (предъявительские и именные, обращающиеся и не обращающиеся на денежных рынках, процентные и беспроцентные, облагаемые и не облагаемые налогами, погашаемые в национальной или иностранной валюте, а в нек-рых случаях товарами, услугами или зачетом долговых обязательств). Внутренние Д. з. размещаются среди физич. и юридич. лиц. Так, в США казначейство выпускает Д. з. след, основных видов а) сберегательные займы, размещаемые только среди населения, б) казначейские Д. з., реализуемые гл. обр. среди банков, страховых компаний и др. финансовых и иных корпораций, в) специальные займы для использования свободных средств пенсионных и др. общественных фондов. Сроки большинства Д. з. путем неоднократных конверсионных операций растягиваются на весьма продолжительный период. Нередко под видом конверсии ( рефун-дирования ) даже краткосрочные и среднесрочные займы фактически превращаются в долгосрочные (объединение конверсионных операций по займам с их консолидацией). Однако в связи с неустойчивостью государственных финансов в условиях обострения общего кризиса капитализма операции по кон-ьерсии и особенно консолидации займов часто не дают желаемых результатов. К примеру, средний срок государственных займов в США, несмотря на усилия казначейства по консолидации госдолга, сократился с 5 лет 4 мес. в 1953 г. до 4 лет 7 мес. в 1960 г. Д. з. составляют заметную часть долговых обязательств буржуазных гос-в так, в США
[c.396]
КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАЙМОВ —в капита-листич. странах операция по превращению краткосрочных государственных займов в долгосрочный или бессрочный заем. Одновременно может производиться унификация (объединение нескольких займов в один) и конверсия займов (см.). Капиталистич. гос-во прибегает к К. з. в условиях бюджетного дефицита, а также с целью удлинения срока использования средств от займов на непроизводительные расходы, гл. обр. военные. Обычно К. з. осуществляется после войн, во время к-рых государственный долг достигает огромных размеров. К. з. проводится либо путем добавления процентных купонов к старым облигациям, либо путем обмена старых облигаций на новые. Она выгодна как гос-ву, так и монополистам, особенно банковским, к-рые наживаются на реализации консолидированных и обмене старых займов.
[c.546]
Источник
Особенности инструментов
Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).
В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.
Определение 1
Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.
Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.
До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.
Определение 2
Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.
Конверсия и консолидация
Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:
- факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
- обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
- принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.
Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.
Определение 3
Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.
Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.
В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).
Современные инструменты управления и их использование
Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.
Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.
Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.
Замечание 1
В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.
Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.
Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:
- операция своп в виде обмена долга на наличность;
- сделка своп как обмен долга на экспорт;
- своп как обмен долга на акции (собственность);
- своп как обмен долга на долг.
Замечание 2
На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.
Источник
Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок займа, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Чаще всего величину процента и срок погашения. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четырежды была проведена полная конверсия займов).
Конверсии бывают добровольные, обязательные и принудительные.
При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации старого займа на новые, как правило, с более низким процентом. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процента), либо обменять старые облигации на новые, либо не обменивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.
При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.
При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются.
Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер.
Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации.
Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.
Тема 8
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
1. Сущность специальных фондов
Специальные фонды являются частью финансов государства. В отличие от бюджетных ресурсов, средства специальных фондов всегда имеют целевое назначение.
По экономическому содержанию специальные фонды являются одним из способов перераспределения национального дохода по инициативе правительства и в его пользу. В этом плане они не отличаются от налогов. Разница между налогами и специальными фондами заключается в том, что налоги формируются всегда за счет обязательных платежей, а в создании специальных фондов участвуют и добровольные платежи. Главное же отличие заключается в возвратности платежей в целевые фонды. Во многих ведущих странах специальные фонды достигают по сумме 50 процентов государственных бюджетов. Они практически бесконтрольно находятся в распоряжении правительства, поскольку не подлежат утверждению парламентов. Это не относится к специальным фондам, создаваемым за счет бюджетных ассигнований, — они утверждаются парламентом, и финансовый контроль над их использованием идентичен бюджетным средствам.
Специальные фонды формируются четырьмя методами:
1} путем введения специальных налогов и сборов (например, фонды дорожного строительство);
2) за счет бюджетных ассигнований (обычно фонды, связанные с наукой и военными целями);
3) через выпуск специальных займов;
4) путем добровольных взносов.
Основная часть специальных фондов формируется за счет налогов и сборов и бюджетных отчислений. Они создаются
для решения социальных программ, для обеспечения структурных изменений в экономике, для стабилизации денежно-кредитной системы и т.д.
В последние десятилетия получили развитие межгосударственные специальные фонды, решающие валютные и финансовые проблемы экономических и политических союзов. Наиболее известными являются бюджет ЕЭС, Международный валютный фонд и т.д.
Правительства заинтересованы в специальных фондах по ряду причин. Прежде всего это дает возможность привлекать дополнительные ресурсы для выполнения правительством своих функций.
Для правительства любого государства основной целью является воспроизводство существующих производственных отношений. Вторая, не менее важная задача правительства — обеспечение стабильности в межклассовых отношениях. Этому во многом содействуют фонды медицинского и социального страхования и фонды социального обеспечения, создаваемые за счет накопительных взносов и отчислений.
В большой степени посредством специальных фондов правительство финансирует развитие космических и военных исследований и аналогичных отраслей науки, работу спецслужб и аналогичные расходы, которые не требуют огласки и контроля со стороны общественности.
Временно свободные ресурсы специальных фондов используются государством для решения кассовых разрывов бюджета, для финансирования непредвиденных расходов.
Подробное изучение специальных фондов требует рассмотрения их по каждой стране в отдельности. Только при таком анализе возможно установить их влияние на финансовую систему страны, на экономику, на социальную сферу. Только в этом .случае можно узнать реальные процессы распределения и перераспределения национального дохода.
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник