НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АНАЛИЗ И АУДИТ»
ЗАЧЕТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ»
Билет (вариант)
№__
Выполнил:
студент заочной формы обучения
РАШЕВСКАЯ
ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА (
)
Логин ______
Проверил_________________________________
Оценка_____________
Подпись______________
Улан-Удэ
2011
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ЗАЙМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ…………3 - УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ
— цели и
задачи государственного кредита………………………………….5
— государственный
кредит и государственный долг………………………..6
— управление
государственным кредитом…………………………………
..7
3. Литература………………………………………………………………….8
Государственные
займы — это основная форма государственного
кредита, когда государство выступает
в основном в качестве заемщика. Задолженность
государства по государственным займам
включается в сумму государственного
долга страны. Таким образом, государственный
кредит, при котором государство выступает
заемщиком, осуществляется в форме государственных
займов путем выпуска государственных
долговых обязательств (казначейских
обязательств). Государственные займы
размещаются правительством на рынке
ссудного капитала при помощи банков и
небанковских финансовых институтов.
Государственные
займы как форма государственного кредита
характеризуется тем, что временно свободные
денежные средства населения, предприятий
и организаций привлекаются на финансирование
общественных потребностей путем выпуска
и реализации облигаций, казначейских
обязательств и других видов государственных
ценных бумаг.
Другим
действующим в нашей стране видом
государственных бумаг являются
казначейские обязательства. Основное
их отличие от облигаций заключается в
целях выпуска, форме выплаты дохода и
свободе обращения. Средства, поступающие
от продажи облигаций, направляются на
пополнение бюджетного фонда, внебюджетных
фондов или специально оговоренные цели.
Средства от реализации казначейских
обязательств государства направляются
только на пополнение бюджета. По облигациям
государственных займов доход может выплачиваться
в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться
вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска
казначейских обязательств предусмотрена
выплата дохода только в виде процентов.
Облигации могут быть свободно обращающимися
и с ограниченным кругом обращения, казначейские
обязательства подлежат реализации только
среди населения.
Государственные
внутренние займы классифицируются
по нескольким признакам.
По праву
эмиссии они делятся на выпускаемые
центральным правительством, республиканскими
правительствами и местными органами
власти.
По признаку
держателей ценных бумаг займы могут
подразделяться на реализуемые только
среди населения и универсальные, т.е.
предназначенные для размещения среди
физических и юридических лиц.
В зависимости
от формы выплаты доходов займы
делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные,
беспроигрышные и беспроцентные (целевые).
Владельцы долговых обязатель ств пр оцентного
займа получают твердый доход ежегодно
путем оплаты купонов или один раз при
погашении займа путем начисления процентов
к номиналу ценных бумаг (без ежегодных
выплат).
По выигрышным
займам весь доход держатели облигаций
получа ют в форме выигрышей в момент погашения
облигаций. Доход выплачивается не по
всем облигациям, а только по тем, которые
попали в тиражи выигрышей. Условиями
выпуска процентно-выигрышных займов
предусматривается выплата части дохода
по купонам, а другой части — в форме выигрышей.
Беспроигрышные выпуски займов гарантируют,
что в течение срока действия займа выигрыш
упадет на каждую облигацию. В настоящее
время процентно-выигрышные и беспроигрышные
займы в нашей стране не выпускаются.
Беспроцентные
(целевые) займы не предусматривают
выплату доходов держателям облигаций,
но гарантируют получение соответствующего
товара, спрос на который полностью
пока не удовлетворяется. Примером беспроцентной
государственной кредитной операции
является государственный целевой заем
1990г. Облигации выпущены каждая достоинством,
равным цене соответствующего товара:
легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора,
цветного телевизора, видеомагнитофона,
холодильника, микроволновой печи, швейной
машины, персонального бытового компьютера.
Местные органы власти могут проводить
целевые займы на строительство дорог,
осуществление работ по охране окружающей
среды, финансирование других мероприятий,
в которых заинтересовано население административно
территориальной единицы.
По срокам
погашения займы делятся на краткосрочные
(срок погашения до года), среднесрочные
(до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет).
В нашей стране предусмотрена возможность
функционирования всех видов ценных бумаг
государства.
По методам
размещения займы подразделяются на добровольные,
размещаемые по подписке и принудительные.
Каждому методу размещения займов соответствует
свой способ реализации. Облигации добровольных
займов свободно продаются и покупаются
банковскими учреждениями. Принудительные
займы в СССР распространялись среди кредиторов
в силу постановления правительства, предусматривающего
строгую ответственность за уклонение
от покупки облигаций. Займы, размещаемые
среди населения по подписке с рассрочкой
платежа, формально являлись добровольными.
Однако их реализация сопровождалась
такой массово-политической кампанией
давления, которая делала их по существу
обязательными. Это было возможно в условиях
тоталитарного режима. В настоящее время
в нашей стране действуют только добровольные
займы.
Кроме
того, государственные займы подразделяются
на облигационные и безоблигационные
(займы у Сберегательных банков или межправительственные
займы, оформляемые путем записей по счетам
государственного долга); рыночные (свободно
покупаются и продаются на денежном рынке)
и нерыночные, а также специальные выпуски,
которые размещаются среди правительственных
учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже.
Например, в США к рыночным правительственным
ценным бумагам относятся казначейские
векселя со сроком погашения до одного
года, среднесрочные казначейские векселя
со сроком погашения от одного до десяти
лет и казначейские облигации со сроком
погашения свыше десяти лет.
Государственный
кредит независимо от формы его существования
имеет, как правило, добровольный характер.
Пример отклонения от добровольного
характера — обязательная подписка на государственные
облигации
в годы после Великой
Отечественной войны
в СССР, предназначенные для
сбора средств на восстановление народного
хозяйства после войны.
Государственный
кредит используется государством для
решения различных задач:
- поиск финансовых
ресурсов для финансирования государственных
расходов,
увязки доходов и расходов; - регулирование
макро- и микроэкономических процессов; - воздействие
на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный
кредит и государственный
долг
Государственный
кредит тесно связан с категорией государственного
долга. Увеличение
заимствований государством ведет к росту
государственного долга. Под государственным
долгом Российской Федерации понимаются
ее долговые обязательства перед юридическими
и физическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права. Государственный
долг обеспечивается всем находящимся
в собственности государства имуществом,
составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта
Российской Федерации понимают совокупность
его долговых обязательств, которые обеспечиваются
всем находящимся в собственности субъекта
РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые
обязательства Российской Федерации
в рамках категории «государственный
кредит» могут существовать в следующей
форме:
- Кредитные
соглашения и договоры, заключенные от
имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами,
международными организациями в пользу
данных кредиторов; - Государственные
долговые ценные бумаги, выпускаемые от
имени Российской Федерации; - Договоры
о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией,
договоры поручительства Российской Федерации
по обеспечению обязательств третьими
лицами; - Соглашения
и договоры, заключенные от имени
Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств
государства прошлых лет; - Переоформление
долговых обязательств третьих
лиц в долговые
обязательства Российской Федерации на
основе принятых федеральных законов.
Сроки
погашения долговых обязательств Российской
Федерации и её субъектов не могут
превышать 30 лет.
Управление
государственным
кредитом
Управление
государственным кредитом, связанное
с обеспечением его деятельности
в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из
направлений финансовой политики государства.
Совокупность действий государства по
управлению государственным кредитом
включает:
- Обслуживание
и погашение государственного долга; - Выпуск и
размещение новых облигационных займов: - Поддержание вторичного
рынка долговых
обязательств; - Регулирование
рынка государственного кредита; - Выработка
порядка, условий и форм предоставления
государством кредитов.
Основными
органами государственной власти, осуществляющими
управление государственным кредитом,
являются Министерство
финансов, Центральный
банк.
Целями
управления государственным кредитом
являются достижение экономических, социальных
и политических целей, которые определяются
современным состоянием социально-экономического
развития страны, тенденциями и перспективами
её развития.
Литература
- Финансы:
Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2004
Источник
Как правовая категория, государственный кредит — это самостоятельный финансовый институт финансового, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и контроле за мобилизацией средств государством, а так же регулирующей роли в общественном воспроизводстве.
Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.
Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:
-из-за неравномерности выплаты заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, наследства;
-ненасыщенности товарного рынка при несбалансированной экономике;
-накопления денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования.
Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.
Основная целькредитования — покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
Специфика финансовых отношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли:
· заемщика, то есть получатель кредита, займа, принимающий на себя обязательство по возврату полученных средств.
· должника, то есть юридического лица, неспособного удовлетворить требования кредиторов;
· гаранта, учреждения, дающего гарантийные обязательства об уплате должником (принципалом) денежной суммы кредитору (бенефициару).
Государственный кредит государство, выступая отдельным звеном финансовой системы, позволяет формировать и использовать централизованные денежные фонды для удовлетворения общественных потребностей.
Как вид кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:
1) добровольный характер этих отношений;
2) возвратный и платный характер;
3) обеспечением кредита государственным или муниципальным имуществом, в отличие от банковского кредита, где в качестве его обеспечения выступают материальные ценности;
4) государственный кредит носит срочный характер, в соответствии с Бюджетным Кодексом, государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, и, в конечном счете, на финансовую политику.
Контрольная функция реализуется через целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
· государственные гарантии
· государственные займы
Государство, выступая в роли гаранта по кредиту, несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, то есть погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему.
Предоставление гарантий осуществляется органами власти на всех уровнях управления, различают гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации и муниципальные гарантии.
В случае предоставления муниципальных гарантий государственные органы специальной компетенции и представительные органы власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя гарантии.
Обслуживание государственного кредита Российской Федерации производится Банком России, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации:
-Государственная долговая книга Российской Федерации
-Государственная долговая книга субъекта Федерации
— Муниципальная долговая книга
Формами государственных (муниципальных) гарантий являются:
-бюджетные ссуды — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной;
-товарные кредиты – кредит, осуществляемый в виде поставки товаров;
-инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом.
Заем – это договор по которому одна из сторон (займодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управления деньги или вещи, а заемщик обязуется вернуть такую же суммы или равное количество вещей займодавцу.
Заем, является механизмом государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.
Рассмотрим классификацию государственных займов по различным признакам.
—По виду эмитента — займы центрального правительства и займы местных органов власти (при трехзвенной бюджетной системе выделяют еще займы субъектов федерации).
-По признаку держателей ценных бумаг — реализуемые среди населения, реализуемые среди юридических лиц, универсальные займы.
—По способам обеспечения — закладные обеспечиваются чем-то конкретным (доходом, имуществом); беззакладные займы обеспечены всем имуществом государства или муниципалитета.
—По срокам действия — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лёт), долгосрочные (от 5 до 30 лет).
—По форме выплаты доходов — процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы.
—В зависимости от методов размещения — добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
-По месту размещения – внешние и внутренние.
—По характеру обращения на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные заемные инструменты — это те, которые свободно продаются и покупаются. Нерыночные — не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
—По форме эмиссии — облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.
—По методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.
И внутренние, и внешние займы подлежат погашению в установленные сроки. Однако на практике часто применяется добровольная и принудительная пролонгация займа – одностороннее увеличение сроков займа.
Условия погашения займа, особенно внутреннего, во многом зависят от общественно-политического строя. При определенных условиях с согласия парламента может приниматься решение об аннулировании займов. Обычно займы погашаются через тиражи погашения, другим способом погашения выступает выкуп правительственных бумаг.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТИЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Финансы»
На тему:
«Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов.».
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Сущность и функции государственного кредита ……………… 3
2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов ……………………………………………………………. 6
3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации ………………………………………………………………….…… 8
4. Государственный долг на сегодня………………………..10
Заключение …………………………………………………………. 12
Список используемой литературы ……………………………..…. 13
Введение
Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.
Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.
1. Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.
Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.
Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.
2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у не резидентов.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.
В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.
По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.
В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).
По методам размещения – добровольные и принудительные.
В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:
1. Процентные.
2. Выигрышные.
3. С нулевым купоном.
Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ни чем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.
В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).
3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации
Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.
Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.
Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.
Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.
В управлении долгом страны выделяют принципы:
· Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.
· Единства – учет всех видов обязательств.
· Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.
· Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
· Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.
· Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.
Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.
Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.
Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.
Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.
Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.
4. Государственный долг на сегодня.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
Заключение
Государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.
Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Список используемой литературы:
1. Лупей Н.А. «Финансы» Учебное пособие, Издательский дом «Деловая литература», 2004.
2. Нешитой А.С. «Финансы и кредит», учебник 3-у издание, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
3. Интернет ресурсы www.zanimaem.ru/
Источник