При превышении численности 1000 пайщиков в кооперативе должен быть обязательно создан комитет по займам, принимающий «решения о предоставлении займов пайщикам и об их возврате». Порядок предоставления и погашения займов определяется внутренним нормативным документом — «Положением о порядке предоставления займов пайщикам», а комитет по займам является своего рода «исполнительным органом», обеспечивающим исполнение этого документа.
Следует обратить внимание, что к компетенции комитета по займам отнесено не только решения о предоставлении займов, но и об их погашении. Поэтому любое отступление от согласованного договором режима погашения займа (пролонгация, договорного срока, изменение процентной ставки, реструктурирование долга) должно быть оформлено решением комитета по займам.
Комитет по займам может быть сформирован как из пайщиков, так и из работников кооператива, не являющихся его пайщиками. Закон исключает возможность избрания или назначения членов комитета по займам в иные органы кооператива. Численность, срок полномочий, порядок избрания, возможность переизбрания или досрочного прекращения полномочий членов комитета по займам, порядок принятия им решений определяются уставом кооператива.
В случае, если по причине малой численности пайщиков комитет по займам в кредитном кооперативе не создан, уставом должны предусматриваться «положения, определяющие орган кредитного кооператива, принимающий решения о предоставлении займов … пайщикам». Например, компетенция в принятии решений о предоставлении и о возврате займов может быть придана правлению, единоличному исполнительному органу, либо распределена между ними по уровням компетенции, соотнесенным с параметрами кредитования (в привязке к категории, предельной сумме или сроку займа).
Обратите внимание, что принимать решения о предоставлении и о возврате займа должен орган кооператива, определенный его уставом или внутренними нормативными документами. Полномочия принимать решения о предоставлении и возврате займов не могут быть приданы сотрудникам кооператива.
Примерная редакция условия о комитете по займам
1. До достижения численности пайщиков 1000, решения о предоставлении и о возврате займов принимаются Правлением.
Вариант:
1. До достижения численности пайщиков 1000, решения о предоставлении и о возврате займов принимаются Правлением и Председателем правления (Директором) со следующим распределением компетенции:
— Займы, суммой до _________ (сроком до ______) предоставляются по решению Председателя правления (директора).
— Займы, суммой свыше _____ (предоставляемые на срок свыше ____) предоставляются на основании решения Правления.
Аналогичным образом распределяется компетенция принятия решений об условиях возврата займов в случае, если согласованный договором порядок погашения будет признан неисполнимым или трудно исполнимыми.
Решения Правления по вопросам, касающимся выдачи и возврата займов, принимаются простым большинством голосов.
2. При превышении численности пайщиков 1000 решения о предоставлении и о возврате займов принимаются Комитетом по займом, избираемым общим собранием пайщиков из числа пайщиков и (или) работников Кооператива, не являющихся его пайщиками в составе (_____) человек сроком на пять лет. Лица, избранные в состав комитета по займам, могут переизбираться неограниченное количество раз. Решения комитета по займам принимаются простым большинством голосов.
3. Полномочия члена комитета по замам могут быть прекращены досрочно по следующим основаниям:
- На основании заявления члена комитета по займам о добровольном сложении с себя полномочий;
- В связи с прекращением членства в кооперативе;
- В связи с прекращением члена комитета по займам, не являющегося пайщиком, трудовых отношений с кооперативом.
- На основании решения общего собрания пайщиков.
При досрочном прекращении полномочий члена комитета по займам, очередное общее собрание пайщиков избирает новых членов комитета по займам. В случае, если член комитета по займам досрочно прекратил свои полномочия в промежутках между общими собраниями, Правление может кооптировать из своего состава одного или нескольких заместителей членов Комитета по займам. Заместители не работают в Комитете по займам на постоянной основе, а привлекаются в случае, если основные члены не собирают кворума. Полномочия заместителей прекращаются с избранием очередным общим собранием постоянных членов комитета по займам.
Источник
01
Обязательны ли к применению кредитными потребительскими кооперативами (КПК) базовые стандарты саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей КПК?
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее — Закон № 223-ФЗ) базовые стандарты разрабатываются саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка (далее — СРО). Базовые стандарты подлежат согласованию и утверждению в порядке, установленном Указанием Банка России от 09.08.2017 № 4484-У «О порядке согласования комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов и утверждения Банком России согласованных комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов». В соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ и Указания Банка России от 30.05.2016 № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций» разработаны, согласованы Комитетом по стандартам кредитных потребительских кооперативов, утверждены Банком России и размещены на официальном сайте Банка России:
- Базовый стандарт совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке;
- Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива;
- Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы;
- Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов (далее — базовые стандарты).
Согласно части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ базовые стандарты обязательны для исполнения всеми КПК, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» вне зависимости от их членства в СРО КПК. На основании части 1 статьи 14 Закона № 223-ФЗ СРО КПК осуществляет контроль за соблюдением базовых стандартов своими членами. В соответствии со статьей 15 Закона № 223-ФЗ за несоблюдение базовых стандартов СРО КПК вправе применять в отношении своих членов следующие меры:
- предъявление требования об обязательном устранении членом СРО КПК выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену СРО КПК предупреждения в письменной форме;
- наложение штрафа на члена СРО КПК в размере, установленном внутренними документами СРО КПК;
- исключение из членов СРО КПК;
- иные меры, установленные внутренними документами СРО КПК, не противоречащие законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России.
02
Вправе ли КПК осуществлять эмиссию векселей и совершать сделки с ними?
Выпуск векселя, который в соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации является ценной бумагой, а также совершение сделок с ним противоречат установленному пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» запрету на осуществление кредитным потребительским кооперативом операций с ценными бумагами.
03
Кредитные потребительские кооперативы подпадают под действие закона «О потребительском кредите (займе)». Должны ли они включать в расчет полной стоимости потребительского кредита членские взносы, вносимые пайщиками?
Согласно статье 6 Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости кредита (ПСК) включаются платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по ним следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если его выдача поставлена в зависимость от совершения таких платежей. Таким образом, если в соответствии c учредительными и (или) внутренними документами кредитного потребительского кооператива уплата членских взносов и (или) их размер поставлены в зависимость от пользования услугами по получению займов, они должны быть включены в расчет ПСК. Например, обязанность по внесению взносов может быть установлена не для всех членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а исключительно для заемщиков, либо сумма членских взносов исчисляется от размера полученных займов. Членские взносы должны быть включены в расчет ПСК также в случае, если обязанность по их уплате установлена договором займа.
04
Содержит ли Указание №
3073-У
запрет на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также требование о выдаче займов исключительно с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика?
Указание № 3073-У не содержит запрета на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также не содержит требования о выдаче займов с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика. При этом кредитным потребительским кооперативам следует соблюдать норму пункта 4 Указания № 3073-У, согласно которой наличные расчеты между участниками наличных расчетов (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) должны осуществляться за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Дополнительно отмечаем, что нормы Указания № 3073-У вступили в силу 01.06.2014 и до настоящего времени не изменялись.
05
Необходимо ли кредитному потребительскому кооперативу (КПК) формировать резервы на возможные потери по займам (далее — РВПЗ) на сумму основного долга в случае, если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу?
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» РВПЗ формируются КПК ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками КПК обязательств по займам, а также в отношении обязательств по реструктуризированным займам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала. В случае если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу, возникает риск потери как начисленных процентов, так и всей суммы основного долга. В связи с этим необходимо формировать РВПЗ по всей сумме основного долга (за исключением полученных средств в счет погашения основного долга) и сумме требований по начисленным процентным доходам. Категория займа выбирается в зависимости от продолжительности просроченных платежей.
06
Какие документы необходимо представить для внесения сведений о кредитном потребительском кооперативе в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов?
Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов в соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» ведется Банком России на основе сведений, полученных от Федеральной налоговой службы.
В связи с этим представление кооперативами каких-либо документов для внесения сведений в реестр не требуется.
Также обращаем ваше внимание, что государственный реестр кредитных потребительских кооперативов обновляется раз в месяц по мере поступления сведений из Федеральной налоговой службы.
07
На какую дату проводится оценка показателей для расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов (КПК)?
С учетом того, что Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» не определены временные периоды соблюдения финансовых нормативов и изъятия по их соблюдению, требование по их соблюдению носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе. КПК при осуществлении контроля соблюдения финансовых нормативов необходимо проводить проверку их соблюдения по окончании каждого отчетного периода, в том числе определенного правилами и стандартами саморегулируемой организации КПК и внутренними положениями КПК. При этом в целях минимизации рисков КПК необходимо выработать систему риск-ориентированного внутреннего контроля, позволяющую производить расчеты и контролировать соблюдение финансовых нормативов на ежедневной основе в случае совершения финансовых операций, имеющих существенное влияние на соблюдение финансовых нормативов.
09
Где размещается информация о рейтингах кредитных организаций, которой должны руководствоваться КПК?
В отношении источников информации о кредитных рейтингах кредитных организаций КПК следует руководствоваться информацией, размещаемой на официальных сайтах рейтинговых агентств в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
10
Влияет ли уменьшение паевого фонда КПК второго уровня на выполнение КПК финансового норматива ФН6?
Показатель величины паевого фонда КПК второго уровня не используется при расчете ФН6. При этом устанавливаемые Указанием № 3916-У значения ФН6 зависят от размера паевого фонда КПК второго уровня или наличия кредитного рейтинга у КПК второго уровня.
11
Правомерно ли в целях расчета показателей «ЗПЧ(АЛ)» и «ЗЗЧ(АЛ)» финансовых нормативов ФН2 и ФН3 соответственно принятие общим собранием КПК решения об одобрении заключения всех договоров займа и (или) передачи личных сбережений (без указания конкретного договора) до их заключения, с указанием максимальной суммы такого договора?
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается между конкретными сторонами на конкретных условиях. Решение об одобрении неперсонализированных договоров займа и договоров передачи личных сбережений до их заключения неправомерно, так как указанные договоры не соответствуют установленному ГК РФ понятию договора и содержат только условия их применения (размер займа), при этом не раскрывая стороны, с которой заключается договор, что для нормативов ФН2 и ФН3 является существенным и не позволяет судить о принимаемых КПК рисках. Общее собрание КПК, число членов (пайщиков) которых не превышает 200, должно принимать решение в отношении каждого конкретного договора займа или договора передачи личных сбережений до его заключения для целей невключения его в расчет показателей «ЗПЧ(АЛ)» или «ЗЗЧ(АЛ)».
12
Как определить аффилированных лиц в КПК?
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» аффилированные лица — это физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность физических и (или) юридических лиц и признаваемые таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Аффилированными лицами согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон № 948-1) признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В связи с этим, а также исходя из экономической природы финансовых нормативов ФН2 и ФН3, направленных на снижение концентрации риска, связанного с привлечением средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) от группы взаимосвязанных заемщиков, и предоставлением займов одному члену КПК (пайщику) и (или) группе взаимосвязанных заемщиков соответственно, для целей расчета указанных нормативов аффилированными лицами являются аффилированные между собой члены КПК (пайщики). Наличие аффилированности членов КПК (пайщиков) исходя из критерия принадлежности к группе лиц, установленного статьей 4 Закона № 948-1, является достаточным для включения их совокупной задолженности по займам или привлеченным средствам в показатель «ЗЗЧ(АЛ)» или «ЗПЧ(АЛ)». В целях расчета финансовых нормативов ФН2 и ФН3 при определении значений показателей «ЗПЧ(АЛ)» и «ЗЗЧ(АЛ)» соответственно следует проверять наличие аффилированности между членами КПК (пайщиками) по всем критериям, указанным в Законе № 948-1. На практике возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) аффилированных лиц, признаваемых таковыми на основе одного и (или) нескольких критериев, указанных в статье 4 Закона № 948-1. При этом также возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) нескольких групп аффилированных лиц, не связанных между собой. Порядок идентификации и учета аффилированных лиц определяется КПК самостоятельно в соответствии с Законом № 948-1 и при необходимости может закрепляться в его внутренних нормативных документах и/или Уставе.
Последнее обновление страницы: 05.02.2020
Источник