Государственный долг
Государственный внешний долг Российской Федерации
Навигатор
Документ
от 01.07.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2020 года
Дата публикации:
05.08.2020
Документ
от 01.04.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2020 года
Дата публикации:
27.04.2020
Документ
от 24.01.2020
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2020 года
Дата публикации:
24.01.2020
Документ
от 22.10.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 октября 2019 года
Дата публикации:
22.10.2019
Документ
от 01.07.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2019 года
Дата публикации:
25.07.2019
Документ
от 01.04.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2019 года
Дата публикации:
24.04.2019
Документ
от 01.01.2019
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2019 года
Дата публикации:
31.01.2019
Документ
от 01.10.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 октября 2018 года
Дата публикации:
23.10.2018
Документ
от 01.07.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2018 года
Дата публикации:
19.07.2018
Документ
от 03.05.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2018 года
Дата публикации:
03.05.2018
Документ
от 06.03.2018
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 января 2018 года
Дата публикации:
06.03.2018
Документ
от 02.12.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
02.12.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 09.09.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
09.09.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 09.08.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
09.08.2005
Внешний долг
Госдолг
Документ
от 06.06.2005
Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга
Дата публикации:
06.06.2005
Внешний долг
Госдолг
Посмотреть еще
Источник
Несмотря на сокращение внешнего долга частного сектора, объем платежей в 2018 году может оказаться максимальным за последние три года.
Банк России 19 октября представил график платежей по внешнему долгу до середины 2020 года. В четвертом квартале 2018 года частному сектору предстоит выплатить 29 млрд долл., включая основной долг (25 млрд долл.) и проценты (4 млрд долл.). Объем выплат значительно уступает платежам за предыдущий квартал и за аналогичный период прошлого года (соответственно, на 24 и 20%), главным образом за счёт погашения основного долга (рис. 1 и рис. 2). Основной платёж традиционно приходится на декабрьское погашение внешнего долга предприятий, которым предстоит выплатить почти 12 млрд долл.
Обращает на себя внимание тот факт, что платежи по внешнему долгу частного сектора в третьем квартале были значительно пересмотрены по сравнению с предыдущими оценками, причем в большую сторону. Объем погашения основного долга предприятий увеличился почти в два раза и в полтора раза – по банковскому сектору (рис. 1 и рис. 2). Это могло быть связано с выплатами по внешнему долгу, график погашения которого не определен или неизвестен, например, по задолженности перед прямыми инвесторами, либо с обязательствами до востребования. Правда, в совокупности такого рода задолженность частного сектора снизилась не сильно – примерно до 80 млрд долл. по состоянию на 1 июля текущего года, против 85 млрд долл. кварталом ранее.
1. График погашения долга предприятий, млрд долл.
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
2. График погашения долга банковской системы, млрд долл.
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Пересмотр графика платежей также мог быть связан с новыми краткосрочными займами, поскольку в условиях санкций доступ к длинным кредитам затруднён. Нельзя исключать, что и в четвертом квартале объем выплат по внешнему долгу может оказаться выше. В любом случае, частный сектор по итогам года в соответствии с графиком платежей выплатит как минимум 128 млрд долл. – максимум за последние три года, в том числе 112 млрд долл. по основному долгу (рис. 3) и 16 млрд долл. в виде процентов (рис. 4).
3. График погашения, млрд долл.
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
4. График процентных выплат, млрд долл.
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
В то же время часть платежей по внешнему долгу предприятий может быть пролонгирована или рефинансирована. Согласно оценкам Банкам России, предстоящие выплаты 40 крупнейших заемщиков в сентябре должны были составить 4,1 млрд долл., однако при исключении внутригрупповых платежей фактические платежи (чистые выплаты) могут сократиться до 1,6 млрд долл., или на 61%, и почти на 40% они могут оказаться ниже в декабре текущего года. В этом случае чистые выплаты снижаются, соответственно, на 2,5 и 1,0 млрд долл., а по итогам текущего года могут составить 18 млрд долл. В результате чистые выплаты предприятий по основному долгу и процентам в целом за 2018 год не превысят 73 млрд долл. вместо 91 млрд долл. по графику.
Правда, объем внутригруппового финансирования будет сокращаться по мере снижения задолженности перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования (к предприятиям прямого инвестирования относятся: дочерние компании (subsidiaries) – предприятия, в которых инвестор-нерезидент владеет более чем 50% акций; ассоциированные компании (associates) – предприятия, в которых доля инвестора-нерезидента составляет менее 50% акций или голосов; отделения (branches) – некорпорированные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении инвесторов и непосредственно или косвенно принадлежащие прямому инвестору). Согласно оценкам Банка России, в третьем квартале долговые обязательства российских компаний перед этой группой инвесторов сократились более чем на 8 млрд долл. (в том числе за счёт сокращения рублевой части обязательств из-за ослабления рубля), и по состоянию на 1 октября 2018 года составили 134 млрд долл. Сокращение обязательств наблюдается на протяжении четырех кварталов подряд и резко ускорилось в июле-сентябре. При этом в третьем квартале в платёжном балансе образовалась «дыра» в размере 6 млрд долл. в виде отрицательного сальдо ПИИ в страну. Из-за введенных США санкций иностранные инвесторы избавляются от акций и долговых инструментов ряда российских компаний. В условиях высоких санкционных рисков мы не ожидаем восстановления притока ПИИ в прежних объемах.
В целом внешний долг частного сектора в настоящее время составляет 409 млрд долл. (25% ВВП). Банковская система устойчиво сокращает свои внешние обязательства с середины 2014 года. У предприятий динамика менее определенная, но после паузы 2016–2017 годов процесс снижения долга вновь стал заметным (рис. 5). За девять месяцев текущего года обязательства предприятий сократились на 27 млрд долл. (в том числе за счет отрицательной валютной переоценки рублевой части долга), обязательства банков – на 12 млрд долл. При этом, в соответствии с графиком, объём погашения внешнего долга составил 87 и 27 млрд долл. соответственно. Это означает, что даже в условиях санкционного давления российские компании и банки, помимо пролонгации и рефинансирования в рамках внутригрупповых займов, продолжают занимать на внешних рынках капитала. Но при этом стоимость обслуживания (стоимость обслуживания рассчитывается как соотношение объема процентных выплат за 12 месяцев к среднегодовому значению внешнего долга — с лагом в один квартал) внешнего долга предприятий стала расти.
5. Объем внешнего долга, млрд долл.
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
6. Стоимость обслуживания, % годовых
Источник: Банк России, база данных CEIC, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
В ближайшие два года платежи по внешнему долгу частного сектора, согласно оценкам Банка России, могут существенно снизиться. После трехлетнего непрерывного роста в 2019 году объем выплат по основному долгу и процентам упадёт в два раза и составит около 65 млрд долл. (рис. 3 и рис. 4). В первом полугодии 2020 года ожидается сокращение выплат еще на 20%. Если оценки платежей не будут пересмотрены в сторону увеличения, столь резкое сокращение платежей по внешнему долгу повышает запас прочности платежного баланса. Снижение спроса на валюту в этом случае по своим масштабам может «компенсировать», например, падение предложения валюты от экспорта товаров при снижении среднегодовых цен на нефть примерно на 20 долл./барр.
Источник
Каждый россиянин знает, кому он должен:
- жене – зарплату;
- банку – кредит;
- родителям – жизнь;
- Родине – честь.
А сколько, кому, и за что должна Родина – страна с гордым названием Российская Федерация, или просто Россия? Выяснить внешний долг России на сегодняшний день не так уж и сложно.
Что такое внешний долг и что он в себя включает
Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.
Пополняется бюджет за счет:
- налоговых поступлений;
- ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
- прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
- процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.
Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.
Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.
Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.
Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.
Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.
Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.
Статистика внешнего долга России
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.
График внешнего долга России по годам.
В 2014 году на Россию были наложены санкции, в связи с чем она была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике (на уровне государства) до 2019 г. В результате правительственный долг на 2019 год снизился до $47,5 млрд.
В 2019-2020 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.
По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.
Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.
Внешний долг на сегодняшний день
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2020 год составляет $481 473,0 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $69 460,0 млн. В том числе:
- по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $22 270,0 млн.;
- владельцам ценных бумаг – $46 139,0 млн.
Внешний долг ЦБ РФ составил $12 890 млн.
Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.
Структура внешнего долга
Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.
По источникам госдолг подразделяется:
- на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
- кредиты у международных структур: банков и фондов;
- гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
- долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.
В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.
Динамика и прогноз
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Значение изменения госдолга для граждан
Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.
- Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
- Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
- Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
- В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
- При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.
Заключение
Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.
Источник