Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Гос. займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.
Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков:
- * по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
- * по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;
- * по валюте заимствований — внутренние и внешние;
- * в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);
- * по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
- * по обеспеченности — закладные и беззакладные ;
- * по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные; * и др.
Гос. займы как форма гос. кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Гос. и муницип. займы осуществляются путем выпуска ц. б. от имени РФ, субъекта РФ или муницип. образования. Таким образом, по договору гос. и муницип. займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муницип. образование, а инвестором — гражданин или юр. лицо-резидент или нерезидент. Гос. внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является гос. кредит. При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.
Государственный кредит может быть внутренним (гос.займы, вклады населения, казначейские ссуды) и внешним (международный, где государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора). Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Методы управления государственным долгом:
- 1. Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. В условиях резкого роста гос. задолженности правительства редко погашают займы за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.
- 2. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения).
- 3. Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих выкупу (часто суммы выплачиваемых процентов по государственному долгу превышают суммы его чистого прироста).
- 4. Гос-во вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, иногда уменьшая его и ставя целью снижение государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
- 5. Довольно часто государство, не изменяя доходность облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т. е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
- 6. Помимо этих основных методов управления гос. долгом, правительство может выкупать займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала, давая такое поручение центральным и коммерческим банкам. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся также и поддержание курса гос. ценных бумаг путем проведения определенной финансово-кредитной политики.
- 7. Своеобразным способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда гос-во аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
- 8. Важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п.
- 16. Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка и альтернативный источник финансирования экономики
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он позволяет осуществить и ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. РЦБ, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств. Как синоним термина «рынок ценных бумаг» в современной отечественной экономической литературе используется термин «фондовый рынок».
Эффективное функционирование современной экономики невозможно без существования развитого и стабильно работающего рынка ценных бумаг, на котором происходит перераспределение свободных финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам. Кроме того, такое перераспределение средств с помощью фондового рынка является наилучшим из возможных, так как только рыночное распределение финансовых ресурсов наиболее эффективно. Острая потребность российской экономики в инвестициях и возможность их получения при помощи эмиссии ценных бумаг и их размещения на фондовом рынке обусловливают необходимость формирования в России современного эффективного рынка ценных бумаг.
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В этих условиях российский РЦБ приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.
Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является важной составной частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Основная его цель заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.
Источник
Государственный кредит на практике реализуется в форме государственных займов, привлечение которых, в свою очередь ведет к возникновению государственного долга. В современной экономической литературе можно выделить три подхода к трактовке данной категории. В рамках первого из них внимание исследователей сконцентрировано на взаимосвязи государственного долга и бюджетного дефицита. Данный подход получил наибольшее распространение в зарубежной литературе. Второй подход к определению экономической сущности государственного долга основывается на анализе взаимоотношений государства и его кредиторов в процессе функционирования системы государственных финансов. С этой точки зрения государственный долг определяется как результат функционирования исполнительных органов государственной власти, направленного на формирование необходимой величины заимствований. И, наконец, в рамках третьего подхода государственный долг рассматривается как совокупность обязательств государства, причем эти обязательства могут различаться между собой не только по формальным признакам, таким как, например, вид долговой ценной бумаги, валюта номинала, срочность обязательства, но и по более глубоким, сущностным признакам. Анализируя категорию государственного долга с этих позиций как российские, так и зарубежные исследователи (в частности, Д. Л. Головачев, Ч. Блэнкарт, Е. Новотни) выделяют в ней три составных элемента:
- • финансовый долг;
- • условный долг (или вероятностные обязательства государства при поручительствах);
- • административный долг.
Финансовый долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов1. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых пенных бумаг (секьюритизированная форма);
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).
Соотношение между указанными группами государственных долговых обязательств отражает кредитоспособность государства. Так, наличие в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств в виде ценных бумаг свидетельствует о выгодности для государства заимствований в форме ценных бумаг, а также о готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке. Это означает, что показатели, принимаемые в расчет кредитными агентствами, позволяют присвоить государственным ценным бумагам такой кредитный рейтинг, который делает их выпуск не только возможной, но и наиболее выгодной альтернативой по сравнению с иными формами привлечения кредитных ресурсов.
Несекьюритизированные обязательства государства имеют свои позитивные и негативные особенности с управленческой точки зрения. Преимуществом является относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц, а недостатками — ограниченность реструктуризации задолженности, а также возможность того, что кредитор выставит условия политического характера при решении вопросов по несекьюритизированным займам, приводящие к частичной потере политической независимости государства-заемщика.
Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий. Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению, при нормальном развитии событий не возникает (поскольку выдача государственных гарантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), а финансовые ресурсы в экономику привлекаются.
Административный долг — это просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.
Важно отметить, что разные страны используют разные подходы для определения совокупной величины своего долга. В большинстве случаев в состав государственного долга включается финансовый и условный долг. Кроме того, рассматривая долговые обязательства с точки зрения субъектов осуществления заимствований, следует отметить, что в странах с рыночной экономикой помимо долгов центрального правительства в состав государственного долга, как правило, включаются также долги государственных предприятий и корпораций.
В Российской Федерации в соответствии с БК РФ государственный долг включает в себя только финансовую и условную составляющие. При этом долги государственных корпораций, государственных организаций и учреждений, а также предприятий с участием государства в уставном капитале, в объем государственного долга не включаются. В соответствии со ст. 103 БК РФ право осуществления государственных заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину России.
Таким образом, государственный долг представляет собой неоднородную финансовую категорию, одной из характерных особенностей которой является множественность механизмов формирования, а государственные займы являются одним из таких механизмов. В результате их привлечения возникает не весь, а лишь финансовый долг государства.
В свою очередь, государственные займы также весьма разнообразны по своей форме, и, как следствие, они могут быть классифицированы по целому ряду признаков.
В частности, займы могут быть подразделены на внешние и внутренние, при этом для такого разделения может быть использован один из двух возможных критериев — место размещения или валюта займа. Исходя из критерия места размещения внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами. По критерию валюты долга — под внешним долгом понимается долговое обязательство, номинированное в иностранной валюте, а под внутренним долгом — обязательство, номинированное во внутренней валюте государства.
В международной практике используется преимущественно валютный критерий, что объясняется, во-первых, высоким уровнем глобализации современной экономики и, во-вторых, возможностью учитывать валютные риски при управлении государственным долгом.
По способу обращения займы могут быть подразделены па рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в ценные бумаги, свободно обращающиеся после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).
По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом — каким-либо имуществом. К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, и поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается падежным заемщиком.
По уровню эмитента займы могут быть подразделены в зависимости от уровня размещающего заем государственного органа на федеральные, региональные и местные займы.
По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
- • процентные займы. Доход по данному типу займа устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга;
- • дисконтные займы. Доход по данному типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
- • выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачивается па основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
- • индексационные займы. Доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика нрав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых па обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;
По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- • погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- • погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно, по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- • погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга; однако при условии наличия необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору — например, ставке по межбанковским кредитам в стране.
По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Рассмотрев содержание, функции, роль государственного кредита и классификацию государственных займов, можно перейти к более детальному анализу проблем управления государственным долгом как результату функционирования механизма государственного кредита.
Источник