Государственные займы классифицируются:
1. По месту размещения:
внутренние займы – обязательства государства перед резидентами;
внешние – обязательства государства перед нерезидентами.
2. По способу размещения:
рыночные – займы, оформленные в виде ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения;
нерыночные – займы, не имеющие вторичного рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.
3. По сроку заимствования:
краткосрочные (со сроком обращения до 1 года);
долгосрочные (свыше 1 года).
4. По способу обеспечения возвратности:
залоговые – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;
беззалоговые займы – не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
5. По уровню эмитента:
республиканские;
местные.
6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала.
дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, нам который средства были предоставлены заемщику.
выигрышные займы – доход осуществляется на основе тиражей выигрыша. Не предоставляют гарантированного дохода.
индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
20.3. Государственные ценные бумаги: виды и порядок размещения
В Республике Беларусь эмитируются следующие виды государственных ценных бумаг:
Ø государственные облигации, номинированные в иностранной валюте;
Ø государственные облигации, номинированные в национальной валюте;
Ø облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь;
Ø облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.
Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте.
Владельцами облигаций могут быть юридические лица — резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не обращаются на вторичном рынке. Выпускаются в виде записей на счетах. Размещение облигаций осуществляется путем их продажи юридическим лицам на договорной основе. Каждый выпуск данных облигаций оформляется решением Министерства финансов, в котором указывается номер выпуска, номинальная стоимость, валюта номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия. Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в иностранной валюте, в которой выражен номинал облигации.
Министерство финансов имеет право:
— досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска или его части;
— обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков.
Государственные облигации, номинированные в национальной валюте.
Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует:
государственные краткосрочные облигации (ГКО), со сроком обращения до одного года;
государственные долгосрочные облигации (ГДО), со сроком обращения один год и более).
Облигации выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) и являются именными ценными бумагами. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. ГКО и ГДО могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.
Министерство финансов имеет право произвести досрочное погашение всего объема выпуска облигаций или его части, а также обмен облигаций одного выпуска на облигации другого выпуска по согласованию с владельцем.
Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь и облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь являются государственными ценными бумагами для физических лиц.
Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь. Информация об условиях выпуска облигаций и перечень банков, через которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”. Предъявителям облигаций предоставляется право на получение в банках — агентах номинальной стоимости облигаций и процентного дохода по ним в соответствии с условиями выпуска в течение шести месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости .
Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.
В настоящее время осуществлено девять выпусков данных облигаций на общую сумму 6 миллионов долларов США. Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости облигации. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость облигации выплачивается при ее погашении. Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей не менее двух раз в течение срока обращения облигаций. Вся информация по проведенным тиражам выигрышей публикуется в газете «Рэспублiка».
Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены в банки — агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение шести месяцев со дня наступления даты погашения облигаций. После погашения владельцу выдается верхняя часть облигации, отрезанная по линии верхнего края слова «ОБЛИГАЦИЯ». Корешок облигации необходимо сохранить, так как по окончании займа среди владельцев всех реализованных облигаций будет проведен розыгрыш двух квартир в областных центрах Республики Беларусь.
20.4. Государственный долг: содержание, виды, методы управления
В процессе государственного заимствования возникает государственный долг. Государственный долг выражает отношения между государством, выступающим в качестве заемщика, и физическими юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, как в виде привлеченных в качестве займа и кредита, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.
Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь
Государственный долг подразделяется на:
— внутренний (кредиторы – резиденты);
— внешний (кредиторы – нерезиденты).
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний государственный долг – внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени
Валовой внешний долг включает в себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.
Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга
Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга
Источники погашения государственного долга:
— доходы бюджета;
— золотовалютные резервы страны;
— денежные средства, полученные от продажи государственной собственности;
— новые заимствования.
Управление государственным долгом в широком смысле включает:
формирование политики в отношении государственного долга;
определение основных показателей и предельных значений долга;
выделение приоритетных направлений использования.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг; регулирование состава и структуры совокупного государственного долга (debt management).
Министерство финансов Беларуси контролирует государственный долг, внешние займы банков — Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси, как элемент макроэкономической стабильности, отслеживает и контролирует Министерство экономики. Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации при непосредственном участии Минфина и Национального банка.
Методы управления государственным долгом.
Рефинансирование – процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых.
Реструктуризация – означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество (пролонгация сроков выплаты, отсрочка процентов и т.д.)
Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга (обмен долга на собственность или на ценные бумаги государства должника)
Консолидация как разновидность реструктуризации долга. Предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.
Замещение внешних заимствований внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и стоимость обслуживания долга. Внутренним долгом легче управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в настоящее время дешевле
Аннулирование (дефолт) означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Объявляется в случае банкротства государства либо прихода к власти новых политических сил.
В настоящее время применяются нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга:
— использование СВОП операций;
— долг в обмен на интеллектуальную собственность;
— зачет взаимных долговых требований и обязательств;
— использование государственных внешних финансовых активов;
— уступка прав требования — вторая по масштабам и первая по бюджетной эффективности нестандартная схема урегулирования долга. При применении данной схемы впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные;
— досрочное погашение с дисконтом;
— схема «долг в обмен на инвестиции»;
— схема «долг в обмен на экологические проекты».
Основные параметры государственного долга,
предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий определяются Законом о республиканском бюджете на очередной год. Так, в соответствии со статьей 13 на 2012 год утверждены:
— лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. руб.;
— лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. руб.;
— лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США;
— лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США;
Показатели, характеризующие внешний государственный долг страны:
общая сумма внешнего долга;
динамика внешнего долга;
величина внешнего долга на душу населения;
отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (при рекомендуемом Всемирным банком критическом уровне 50 %). Это — наиболее всеобъемлющий показатель, определяющий возможность обслуживания внешнего долга;
отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (при критическом уровне 250 %);
расходы по обслуживанию внешнего долга;
отношение внешнего долга и официальных международных резервов.
Контрольные вопросы к теме №20
1. Перечислите основные признаки государственных кредитных отношений.
2. Дайте краткую характеристику основных форм государственного кредита.
3. Определите понятия «бюджетный заем» и «бюджетный кредит».
4. Какие функции выполняет государственный кредит?
5. Как классифицируются государственные займы по форме выплаты дохода?
6. Какие виды государственных ценных бумаг эмитируются в Республике Беларусь?
7. Перечислите государственные ценные бумаги для физических лиц.
8. Дайте определение валового внешнего долга.
9. За счет каких источников происходит погашение государственного долга?
10. Укажите основные методы управления государственным долгом.
11. Перечислите показатели, характеризующие внешний государственный долг страны.
Источник
Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник