Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.
В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.
Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.
Но, мало кому известно про такую возможность в 2020 году, как взятие государственного займа.
Что это такое
Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.
Первоначальные понятия
Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.
В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.
Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.
Куда обратиться заемщику
Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.
По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.
Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.
Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.
Основные особенности правового регулирования народных займов
В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.
Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.
В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.
Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.
То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:
Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.
Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.
Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.
В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:
- кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
- муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
- кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
- предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.
Как выгодно использовать договор
Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.
В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.
Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.
Так же, следует знать, что Российская Федерация не может заставить гражданина или другое физическое или юридическое лицо дать в долг, эта сделка должна быть выполнена лишь с согласия второй особы, в противном случае, законной такую сделку назвать нельзя.
Классификация государственных займов
Провести классификацию государственных займов можно по следующим признакам:
- по лицу, которое дает займ;
- по инвестору;
- по способу обращения на рынке;
- по срокам, которые необходимы государству для погашения;
- по форме выплаты;
- по методам размещения;
- по методу определения дохода и так далее.
Выделим основные классификации муниципальных займов и разберемся с ними. Существует, по лицу, которое дает займ, разделение их на федеральные, муниципальные и региональные.
Заем могут брать власти любого уровня, но большая часть берется от имени самого государства, Российской Федерации, что является федеральным займом.
Финансовые инструменты займа могут отличаться. Например, можно выделить следующие категории:
- займы, которые реализуются среди населения;
- займы, которые реализуются среди юридических лиц, а не среди населения;
- универсальные займы, которые реализуются как среди простого населения, так и среди юридических лиц;
- специальные займы, которые берут для того, чтобы разместить в пенсионных или страховых учреждениях.
Существует, так же, классификация займов по способу обращения с ними на рынке. Так, их делят на рыночные и нерыночные займы.
Рыночные можно свободно покупать и продавать, они есть основными, когда в бюджете РФ появляется дефицит средств, в отличие от нерыночных, которые не могут быть выставлены на рынке свободных бумаг и, даже, вообще, сменить владельца.
Обычно нерыночные выпускаются самим государством, чтобы привлечь инвесторов. Так же, существует классификация по способу погашения долгов государством.
Можно разделить все долги на:
- займ, который погашается за один раз;
- займ, который погашается частями в течении некоторого срока.
Ко второму случаю можно, так же, привести классификацию:
- займ, который погашается равными долями в течение срока;
- займ, который погашается нервными долями, при этом, каждая следующая доля больше предыдущей;
- займ, который погашается неравными долями, при чем, каждая следующая меньше предыдущей.
Возможны ли изменения условий ранее оформленной сделки
Довольно часто можно встретиться с вопросом: «а можно ли изменить условия договора государственного займа?». На этот вопрос существует только один ответ — после того, как договор будет заключен, изменить его уже будет нельзя.
И хотя, это действие считается невозможным, в случае, если Вас что-то не устраивает, заемщик можете попытаться оспорить его по безнадежности.
Для этого нужно будет доказать, что займ был получен в меньшем размере, чем указано в договоре или не получен вообще.
Что делать с облигациями правительственного займа в РФ
Облигации внутреннего государственного валютного займа, по своей сути — это ценные бумаги, которые выпустила Российская Федерация.
Существует несколько видов таких облигаций:
- облигации федерального займа — облигации, которые выпускает РФ на срок, больше чем один год, благодаря им инвестор имеет право на получение процентов по сумме облигаций, которые он вложил и долга;
- облигации сберегательного займа — такие бумаги уже не выпускаются с 1998 года;
- долгосрочные облигации;
- облигации муниципального займа.
В зависимости от типа полученных облигаций, их можно продать или применять как объект межбанковского кредитования.
Облигации валютного займа гарантируют ежегодный доход в размере 3% от суммы долга, в случае, если кредитор предоставляет купон.
Государственные краткосрочные облигации — это облигации, которые выпускаются в Российской Федерации с 1993 года. Существует специальный документ, в котором регулируются все права на обращение с такими облигациями.
Они имеют срок годности до одного года и действия с ними происходят лишь через специальные учреждения, подписавшие договор с Центральным Банком Российской Федерации.
Министерство финансов РФ может ограничить круг лиц, который имеет право пользования этими облигациями.
Действия владельца при выигрыше документа
По формам оплаты прибыли различают такие кредиты, как:
- процентные;
- выигрышные;
- смешанные;
- целевые.
Владелец выигравшей облигации государственного займа, то есть процентных займов, получает каждый год точный доход, благодаря тому, что проценты начисляются к номиналу ценных документов, без выплат каждые 12 месяцев.
Владельцы выигрышных документов получают прибыль в виде выигрыша в тот момент, когда погашается облигация. Прибыль оплачивается только по тем облигациям, какие попали в тиражи выигрышей.
Как работать с бумагами внутренней денежной ссуды
Договор государственного займа – это разновидность договора займа. Такие займы являются добровольными, согласно статье 817 Гражданского Кодекса России.
Существует два вида государственного договора:
Также, договор государственного займа делится на:
- внутренний;
- внешний.
Особенностью такой сделки будет то, что, как указано в статье 817 Гражданского Кодекса Российской Федерации, совершенно невозможно изменить положение договора.
Важными условиями государственного договора займа являются:
Государственный заем может понадобиться не только экономически слабым странам, но и развитым государствам. Независимо от экономического состояния принятие решения об оформлении займа требует всестороннего анализа.
Видео: облигации федерального займа будут доступны только физлицам
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольной основе для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.
Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);
2) по праву эмиссии они делятся на:
- выпускаемые центральным правительством;
- выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
3) по признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
- только среди населения;
- только среди юридических лиц;
- как среди юридических лиц, так и среди населения;
4) по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
- процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем доначисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
- выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
- беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;
5) по методам размещения займы делятся на:
- добровольные;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому в РФ также не применяются;
6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки – вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». По этому Закону государственный внутренний долг РФ – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут иметь форму:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующие.
Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация – объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.
Вклад до востребования – наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.
Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно, внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.
Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно розыгрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.
Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.
Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата могут быть только физические лица, а депозитного – только юридические лица. Сертификат – ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.
Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.
Источник