Вопрос: 1. Налоговым законодательством предусмотрено, что один налогоплательщик представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее — уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 — сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?
2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?
3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?
4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?
5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?
6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?
Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?
Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?
7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б — исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации — стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?
Какой код ОКВЭД следует указать — согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?
8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б — по заимодавцу или заемщику?
9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?
10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б — размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?
Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б — общую сумму начисленных процентов за календарный год?
Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 июля 2013 г. N ОА-4-13/12513@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.
1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее — Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.
В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.
В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.
Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.
2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).
При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 «Номер другого участника сделки» листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов — физических лиц).
Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.
Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.
Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.
3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.
В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.
4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).
Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.
Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.
В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.
Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.
5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 «Дата договора» разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.
В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 «Дата совершения сделки…» указывается:
- дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;
- для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.
Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).
При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 «Группа однородных сделок» указывается цифра «1».
Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.
6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.
При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.
Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.
Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о «сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам».
Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.
Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, — у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.
7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 «Код предмета сделки (код по ОКВЭД)» указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.
8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 «Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)» указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.
В п. 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.
Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.
В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.
9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 «Код единицы измерения по ОКЕИ» разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее — ОКЕИ).
Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения «штука» — код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.
10. В п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
В п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.
В случае заполнения п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» и п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.
При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
30614 мая 2019
Какие сделки относятся к контролируемым. Что такое контролируемая сделка. Какие сделки с российской организацией относят к контролируемым. Пример контролируемой сделки. Контрагент на спецрежиме.
Вопрос: Должны ли мы в уведомлении по контролируемым сделкам показывать операции по выплате процентов по займам, полученным у взаимозависимого лица?
Ответ: Операции по выплате процентов в уведомлении не показывайте. Если сделка по получению займа признается контролируемой, в уведомлении отражаются проценты, подлежащие уплате по договору (начисленные проценты).
Более подробно об этом Вы можете узнать, перейдя по ссылке:
https://vip.1gl.ru/#/document/11/19588//
Еще читайте: производственный календарь 2020 года с праздничными днями
Обоснование
Какие сделки относятся к контролируемым
Организации и индивидуальные предприниматели должны не позднее 20 мая отчитаться о контролируемых сделках за 2018 год. Уведомление надо составить и сдать в инспекцию по новой форме.
Когда у организации или индивидуального предпринимателя есть контролируемые сделки, инспекторы вправе пересчитать налоги по таким договорам. Также о них нужно ежегодно сообщать в инспекцию. В рекомендации – какие именно сделки относятся к контролируемым. Основных критериев два: взаимозависимость сторон и годовой доход по сделке.
Контролируемая сделка: определение
Что такое контролируемая сделка
Контролируемая сделка – это сделка или группа однородных сделок между взаимозависимыми лицами либо приравненная к ним сделка. Однако, чтобы признать сделку контролируемой, она должна соответствовать ряду критериев. Один из них – сумма годового дохода по сделке.
Не признают контролируемыми сделки, которые:
— не увеличивают или не уменьшают налоговую базу по НДС, налогу на прибыль, НДПИ или НДФЛ у предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой (письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223);
— перечислены в пункте 4 статьи 105.14 НК. Например, это внутрироссийские поручительства или беспроцентные займы (письмо Минфина от 05.02.2018 № 03-12-11/1/6568);
— заключены физлицом без статуса российского предпринимателя с иностранной организацией – нерезидентом. При этом у «иностранца» нет постоянного представительства и доходов от деятельности в России (письмо ФНС от 30.12.2015 № ЕД-3-13/5037).
Такие выводы следуют из подпункта 2 пункта 4, пункта 13 статьи 105.3, пунктов 1–2, 10–11 статьи 105.14, подпункта 2 пункта 1 статьи 227 НК.
По заявлению ФНС любую сделку контролируемой может признать суд. Однако налоговики должны доказать, что организация специально разбила договор на группу однородных сделок с небольшим годовым доходом с целью избежать контролируемости.
С 1 января 2019 года изменили состав и критерии контролируемых сделок.
Со следующего года сделка может быть признана контролируемой, если увеличивает или уменьшает налоговую базу по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС). Все сделки с взаимозависимыми российскими компаниями признают контролируемыми, если доходы по ним больше 1 млрд руб.
Учитывайте новые критерии по сделкам, которые совершили в 2019 году и позже. Когда вы заключили договор, не важно. Обэтом – подпункт 2 статьи 1, часть 2 статьи 3 Закона от 19.07.2018 № 199-ФЗ, пункт 11 статьи 1, часть 6 статьи 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, пункт 3 статьи 1, часть 1 статьи 3 Закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ.
Все контролируемые сделки можно разделить на четыре категории:
— с взаимозависимым резидентом;
— при участии посредников;
— с офшорной компанией или товарами мировой биржи;
— с взаимозависимым нерезидентом.
Сделки с взаимозависимым резидентом
Какие сделки с российской организацией относят к контролируемым
Определите годовой доход по сделке. Контролируемыми считаются все сделки с взаимозависимым резидентом с годовым доходом больше 1 млрд руб. По таким сделкам надо составлять уведомление. Исключение: сделки с резидентами, которые одновременно соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 4 статьи 105.14 НК. В частности, стороны сделки:
— должны быть зарегистрированы в одном российском регионе;
— не иметь обособленных подразделений в других регионах и за пределами России;
— не уплачивать налог на прибыль в бюджеты других регионов;
— не иметь убытков, принимаемых в расчетах по налогу на прибыль.
Предмет сделки не важен (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК).
Среди сделок с доходом менее 1 млрд руб. выделите те, по которым годовой доход больше 100 млн руб. Такие сделки будут контролируемыми, если ваша компания или контрагент применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка заключена в рамках такой деятельности (подп. 3 п. 2 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14 НК).
Далее проанализируйте сделки с годовым доходом больше 60 млн руб. (подп. 2, 4–9 п. 2 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14 НК). Отчитайтесь по таким сделкам, если ваша компания или контрагент:
— уплачивают НДПИ по процентным ставкам, а предмет сделки – добытое полезное ископаемое;
— освобождены от уплаты налога на прибыль или применяют нулевую ставку;
— резиденты ОЭЗ или участники СЭЗ со льготами по налогу на прибыль;
— уплачивают налог на прибыль по статье 275.2 НК в связи с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
— участники РИП в соответствии со статьями 284.3 и 284.3-1 НК;
— исследовательский центр «Сколково», который освобожден от уплаты НДС на основании статьи 145.1 НК;
— применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль согласно статье 286.1 НК. По этому виду сделок отчитывайтесь по 2027 год включительно (подп. 10 ст. 1, ч. 2 и 7 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
Подходит ли сделка с взаимозависимым резидентом под контролируемую, определите по схеме.
Примеры контролируемых и обычных сделок смотрите ниже.
Пример контролируемой сделки. Контрагент на спецрежиме
ООО «Альфа» в 2018 году купило производственные станки у дочерней организации «Бета» на УСНО за 70 млн руб. Доля «Альфы» в «дочке» – 80 процентов. Других сделок в 2018 году между компаниями не было. «Альфа» применяет ОСНО.
Сделка «Альфы» и «Беты» – контролируемая.
Стороны сделки – взаимозависимые лица. «Дочка» не платит налог на прибыль, а суммовой порог в 60 млн руб. превышен. Поэтому обе стороны обязаны отчитаться (подп. 4 п. 2 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14, п. 2 ст. 346.11 НК).
Пример неконтролируемой сделки. Суммовой порог не превышен.
ООО «Альфа» в 2018 году купило производственные станки у предпринимателя Львова на УСНО за 70 млн руб. Львов – директор «Альфы». Других сделок в 2018 году между ними не было. «Альфа» применяет ОСНО.
Сделка «Альфы» и Львова – неконтролируемая.
Стороны сделки – взаимозависимые лица. Но предприниматель не может быть освобожден от уплаты налога на прибыль. Ведь он его не платит. Это значит, что сделка будет контролируемой, если доход по ней больше 1 млрд руб. В данном случае суммовой порог не превышен, поэтому отчитываться сторонам не надо (подп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК, письмо Минфина от 01.06.2015 № 03-01-18/31603).
Пример контролируемой сделки. Контрагент – резидент ОЭЗ.
В 2018 году «Альфа» закупила древесину на 40 млн руб. у дочерней компании «Бета» – резидента ОЭЗ со льготами по налогу на прибыль. «Альфа» продала «дочке» здание за 30 млн руб. Доля участия «Альфы» в дочерней компании – 60 процентов.
Сделка «Альфы» и «Беты» – контролируемая.
Стороны сделки – взаимозависимые лица. Годовой доход по сделке составил 70 млн руб. (40 млн руб. + 30 млн руб.). Суммовой порог по таким сделкам свыше 60 млн руб. Поэтому обе стороны обязаны отчитаться (подп. 5 п. 2 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14 НК).
Как определять годовой доход по контролируемым сделкам: методом начисления или кассовым методом
Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 НК. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен – совокупную стоимость договоров – по всем сделкам, совершенным за год.
Цель налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами – цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары, работы, услуги. Если эти цены соответствуют рыночным, то база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, то налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. В ходе специальных проверок проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяют.
Подробнее о методах, которыми определяют рыночность цен, см. Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Статьи по теме в электронном журнале
Источник