Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
В новой серии заметок мы поговорим о государственном бюджете и его дефиците. В жертву бюджетному дефициту приносятся пенсии, больницы и школы, им пугают взрослых и детей. Притом мало кто понимает, как этот бюджет устроен, и мало кто знает, что большая часть рассказов о дефиците бюджета – обман.
Что такое государственный бюджет? Из чего он состоит?
Вообще говоря, бюджет – это всего лишь запись доходов и расходов. Государственный бюджет – доходов и расходов государства. На первый взгляд, это не сложно. Однако любой бухгалтер быстро объяснит, насколько сложно вести бюджет, например, фирмы, и насколько много в нем можно «спрятать». Государство много больше фирмы, и спрятать в его бюджете можно все, что угодно.
Поскольку Россия юридически считается федерацией, то ее бюджет построен в несколько уровней. Обычно называют два уровня, но на самом деле их шесть. Эти бюджеты сильно по-разному устроены (некоторые даже измеряются не в рублях), некоторые нужно не складывать, а вычитать… но все они тесно взаимосвязаны. И именно деление бюджета на много разных частей позволяет государству постоянно обманывать людей, рассказывая им, что «у государства нет денег» (а на самом деле есть, просто спрятаны).
1. Бюджет федерации (федерального правительства)
Из этого бюджета содержатся федеральные министерства и ведомства, в том числе армия, спецслужбы, наука, бюджетные места в ВУЗах, мега-проекты вроде Олимпиады…
2. Бюджет субъектов федерации (регионов)
Этот бюджет «кормит» большинство социальных программ государства: больницы, школы, дороги и т.д. Раньше многие из них были «записаны» в федеральный бюджет, но постепенно все больше расходов передали регионам.
3. Бюджет местного самоуправления
Местное самоуправление юридически не относится к государству, но в России это настолько далеко от истины, что бюджеты муниципалитетов все давно уже считают частью «консолидированного бюджета субъекта федерации (региона)». То есть, грубо говоря, в России сегодня бюджеты местного самоуправления – это часть регионального бюджета, выделяемая на решение местных проблем (благоустройство дворов, например).
4. Бюджет социальных внебюджетных фондов
Бюджет социальных внебюджетных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного страхования) формально отделен от государственного бюджета, но на самом деле неразрывно с ним связан. Медицина финансируется как из средств ФОМС, так и из бюджета министерства здравоохранения. Пенсии выплачиваются из пенсионного фонда, но ежегодно триллионы рублей на это идут из федерального бюджета – в том числе на пенсии военным и чиновникам. Внебюджетные фонды давно уже превратились в фикцию, но Вы не найдете официальных государственных публикаций, где они включались бы в бюджет.
5. Бюджет (несоциальных) фондов Правительства
Несоциальные фонды правительства – главный секрет бюджетной системы России, и именно им будет посвящена сегодняшняя заметка. Эти фонды – своего рода «клад» государства, в который прячутся собираемые с экономики налоги.
6. Бюджет и резервы Центрального банка
Центральный банк, его резервы и запасы – отдельная тема, поскольку они измеряются в двух валютах и устроены не так, как все остальные бюджеты России. Рассказ о них потребует отдельной заметки.
Куда государство прячет наши налоги и доходы от нефти?
Любой разговор о бюджетной системе России должен начинаться с Бюджетного правила. Которое в России ввел Кудрин в далеком 2004г. Попробуем объяснить его, не слишком углубляясь в теорию и детали.
Одним из важнейших товаров, производимых Россией, является нефть (+газ и иное сырье того же происхождения). Производители нефти платят с нее много налогов (причем не только с экспорта нефти, но и с продажи на внутреннем рынке: отсюда у нас такой дорогой бензин). Это и «Налог на добычу полезных ископаемых», и таможенные пошлины на нефть и т.п. Все они платятся рублями и поступают государству. Вот только в бюджет поступают далеко не все эти деньги.
Государство устанавливает некоторую пороговую цену (например, 90$ за баррель, т.е. бочку нефти). Все доходы с нефти (и других аналогичных ресурсов) ниже пороговой цены идут в бюджет, как и полагается. Но если цена продажи выше, то в бюджет зачисляется столько же денег, сколько и при пороговой цене. А все дополнительные деньги перечисляются в специальный фонд.
В разные годы он назывался по-разному: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд… В дальнейшем мы будем называть их все Федеральными резервами, чтобы не тратить время на разборки с названиями. Когда-то давно считалось, что эти деньги будут использоваться государством для выплаты пенсий и других социальных расходов в периоды низких цен на нефть. «Но что-то пошло не так»…
На самом деле если Вы учили макроэкономику, то знаете, что идея «сберечь деньги» работает для человека или фирмы, но не для государства. В отдельной заметке мы обязательно поговорим о том, что значит «профицит бюджета» и что происходит с деньгами, изымаемыми государством из экономики (спойлер: они сгорают). А сейчас ограничимся тем, что констатируем: резервные фонды государство решило использовать для совсем других целей. А именно:
· для проведения олимпиад, чемпионатов и других «мега-строек»
· для поддержки близких Кремлю олигархов (через кредиты, выкуп у них активов, инвестиций в их бизнес-проекты и т.д.)
· для финансирования военных расходов в 2014-2016гг., когда налогов поступало мало, а на вооружения были потрачены огромные деньги
Цены на нефть были низкими в 2014-2016гг., и все это время Федеральные резервы тратились на мега-стройки, олигархов и танки. Но в 2017г. и особенно 2018г. цены на нефть и другое сырье опять сильно выросли. Государство снова направило огромные суммы денег в Федеральные резервы. В результате мы имеем следующую картину. Федеральный бюджет России на 2018г. был ДЕФИЦИТНЫМ примерно на 1,25 трлн. рублей. За этот же год Федеральные резервы увеличились примерно на 1,75трлн. рублей! Для покрытия бюджетного дефицита государство берет кредиты (!!!), этим дефицитом оправдывается повышение пенсионного возраста, а на самом деле ЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Можно было бы спорить о том, стоит ли отправлять триллионы рублей в резервные фонды, если бы в период кризиса они тратились на жизненно важные для государства расходы: больницы, школы, пенсии. Так номинально и полагается, если читать официальные документы по Федеральным резервам. Но фактически их используют только для того, чтобы закупать оружие и поддерживать сверхбогатых олигархов. Ради их увеличения «оптимизируют» здравоохранение, образование, повышают пенсионный возраст. Продолжая рассказывать людям сказки про «денег нет» и «время затянуть пояса».
К сожалению, одними лишь бюджетными фондами государственные махинации с бюджетом не ограничиваются. В следующей заметке – том, какой на самом деле государственный долг России и где хранится «черная касса Кремля».
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist
Источник
3. Расходы государственного бюджета, их виды
Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.
Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:
1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:
а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;
б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);
в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;
2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.
Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:
а) капитальное вложение в основные фонды;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт;
г) приобретение земли;
3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:
а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
б) расходы на судебную систему;
в) расходы на национальную оборону;
г) расходы на правоохранительные органы;
д) расходы на промышленность;
е) расходы на сельское хозяйство;
ж) расходы на транспорт;
з) расходы на финансирование, образование, науку;
и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).
Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы
19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы
Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов — подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,
2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе
2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе
Порядок размещения средств федерального бюджета на конкурсной основе регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ.Контракт на выполнение строительных работ для государственных
Классификация налогов по уровням государственного бюджета
Классификация налогов по уровням государственного бюджета
Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов
41. Основные показатели статистики государственного бюджета
41. Основные показатели статистики государственного бюджета
К показателям статистики государственного бюджета относятся:1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.Различают следующие виды доходов: текущие
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного
2. Классификация доходов государственного бюджета
2. Классификация доходов государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного
3. Расходы государственного бюджета, их виды
3. Расходы государственного бюджета, их виды
Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного
23. Классификация доходов государственного бюджета
23. Классификация доходов государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного
Расходы федерального бюджета
Понятие и роль бюджета
Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,
10. Расходы бюджета
10. Расходы бюджета
Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов
14. Расходы бюджета
14. Расходы бюджета
Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в
Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета
Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:1) государственный бюджет;2) внебюджетные фонды
Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета
Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета
Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг
Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета
Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета
В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:1) налоги – это доходы – это обязательные
Дефицит государственного бюджета и торгового баланса США: страна, живущая не по средствам
Дефицит государственного бюджета и торгового баланса США: страна, живущая не по средствам
Пока американская экономика крупнейшая в мире. Но вместе с тем США являются самым крупным в мире заемщиком и потребителем импортных товаров. И американский экспорт никоим
Источник