Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.
Добавлено: 18 января 2013
Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2002. № 01.
Добавлено: 26 марта 2013
Богданова А. В. Вып. 4. М.: Кафедра финансового права НИУ ВШЭ, 2014.
Предназначено для студентов 3 курса бакалавриата, изучающих дисциплину «Финансовое право», а также для студентов магистратуры, обучающихся на магистерской программе «Финансовое, налоговое и таможенное право». Может быть использовано аспирантами, обучающимися по специальности 12.00.04 — Финансовое право; налоговое право; бюджетное право.
Добавлено: 19 марта 2014
2012.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Добавлено: 22 февраля 2013
Куликов А. С. Финансовое право. 2011. № 4. С. 22-26.
Настоящая статья посвящена вопросам выявления признаков и определению, с точки зрения финансово-правовой науки, понятия «валютное правоотношение». В статье рассматривается правовой статус основных участников валютных правоотношений: резидентов и нерезидентов, на которых направлено государственное регулирование и контроль, а также выявляются правовые режимы осуществляемых резидентами и нерезидентами валютных операций. В статье поднимается проблемный вопрос правоприменительной практики в связи с привлечением к ответственности за несоблюдение сроков репатриации валютной выручки, и даются практические рекомендации для нивелирования связанных с этим рисков.
Добавлено: 6 октября 2012
Юрескул Е. А., Ахременко А. С. Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. № 3. С. 42-60.
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Добавлено: 17 ноября 2014
Новикова Н. П., Устюгова Ю. Б. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа. WP12. Высшая школа экономики, 2007. № 14.
В работе рассматривается проблема моделирования кривой доходности российского рынка государственных облигаций. Приводится обзор моделей, используемых для описания динамики временной структуры процентных ставок, а также рассматриваются методики учета макроэкономических факторов при моделировании кривой доходности. На основе проведенного анализа формулируется подход к оценке воздействия макроэкономических условий на динамику
бескупонных доходностей на рынке ОФЗ. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют в пользу наличия значимого влияния макроэкономических переменных на динамику долгосрочного уровня процентных ставок и наклона кривой доходности. Предполагается, что рассмотренный подход к моделированию может быть использован в
качестве отправной точки для исследования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в России и прогнозирования кривой доходности государственных ценных бумаг в целях управления государственным долгом.
Добавлено: 14 марта 2013
Богданова А. В. В кн.: Научные труды РАЮН. Т. 1. Вып. 13. М.: Издательская группа «Юрист», 2013. С. 685-687.
В настоящей работе представлен анализ особенностей правового регулирования регионального внешнего долга в РФ. Автор выявляет проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере и предлагает варианты их решения.
Добавлено: 28 ноября 2014
Трунин П. В., Дробышевский С. М., Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Добавлено: 26 марта 2013
Янкевич С. В. В кн.: Право в современном мире: 20 лет Конституции РФ: Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 6 декабря 2013 г.. Ч. 1: Современные проблемы конституционного и муниципального права, современные проблемы административного, финансового и информационного права, современные проблемы уголовного права и процесса. Екатеринбург: Уральский институт РАНХиГС, 2013. С. 184-192.
В работе рассмотрены особенности правового режима перемещения валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Проанализированы соответствующие международно-правовые акты Таможенного союза, а также законодательство государств-участников. Особое внимание уделено вопросу анализа содержания понятий «валютные ценности» в государствах — участниках Таможенного союза.
Добавлено: 27 января 2014
Под науч. редакцией: А. Астапович, Л. Л. Любимов М.: Наука, 1991.
Добавлено: 17 января 2013
Богданова А. В. Финансовое право. 2012. № 6. С. 27-31.
Настоящая статья посвящена вопросам контроля за состоянием и управлением региональным долгом, реализуемого постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу современных проблем проведения аудита эффективности в долговой сфере, предлагаются возможные пути их решения.
Добавлено: 9 октября 2012
М.: Программа развития ООН, 2010.
Основной целью 14 Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее» является мониторинг достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), адаптированных для России, а также анализ влияния на этот процесс социальных и экономических тенденций последних лет. Доклад приурочен к обсуждению глобального прогресса в достижении ЦРТ на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2010 года. Особое внимание в Докладе уделено проблеме преодоления очевидных межрегиональных различий в развитии человеческого потенциала, о чем свидетельствует представленный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России и ее регионах.
Добавлено: 26 марта 2013
Shpringel V. K. Исследования по экономике и финансам. WP9. Высшая школа экономики, 2005. No. 03.
На основании оригинальной модели валютного кризиса было показано, что ошибки государства в проведении монетарной и фискальной политики стали ключевой причиной российского финансового кризиса 1998 г. Комбинация бюджетного дефицита, высоких процентных ставок, низкой дюрации долга и монетизации ВВП вызвала одновременно реальное удорожание рубля и аккумуляцию внутреннего долга. Когда обслуживание долга стало слишком тяжелым для бюджета, инвесторы начали выводить капиталы из страны. Защитное повышение процентной ставки денежными властями оказалось контрпродуктивным, поскольку привело к удорожанию обслуживания внутреннего долга и сокращению производства. Бюджетное ограничение в 3% ВВП, действующее в странах ЕС, было бы слишком мягким для России в предкризисный период.
Добавлено: 18 марта 2013
Рассматриваются количественные и качественные параметры образования, анализируется их влияние на экономический рост.
Добавлено: 30 сентября 2014
Вишневская Н. Т. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2005. № 03.
Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.
Добавлено: 13 октября 2012
Соколова А. В. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа. WP12. Высшая школа экономики, 2013. № 2.
В условиях, когда мер фискальной политики не достаточно для предотвращения долгового кризиса, особую актуальность приобретает вопрос о возможностях и ограничениях монетарной политики. В фокусе данной работы – монетарная политика в условиях суверенного риска. На примере модели валютного союза, состоящего из двух стран, мы исследуем взаимосвязь между параметрами монетарной политики, равновесной инфляцией и премией за риск по государственным долгам. Мы пришли к следующим выводам. В условиях фискального стресса агрессивное таргетирование инфляции по правилу Тейлора приводит к возникновению неустойчивых равновесий с гиперинфляцией/ловушкой ликвидности из-за действия эффекта богатства – в ситуации, когда доля дефолта устанавливается безотносительно значения инфляционного таргета, фигурирующего в правиле Тейлора. Было показано, что равновесная премия за риск зависит от представлений агентов о том, насколько высокую инфляцию готов допустить центральный банк валютного союза ради предотвращения долгового кризиса. Чем больше этот «верхний порог» допустимой инфляции, тем меньше премия за риск, которую требует рынок, и вероятность дефолта. Мы также показали, каким образом политика остальных стран-участниц валютного союза влияет на долю дефолта страны-должника и равновесную инфляцию. Переход части стран-участниц к более сдерживающей фискальной политике может поспособствовать снижению равновесной инфляции и рисков дефолтов во всем валютном союзе. Однако, это возможно лишь ценой перераспределения богатства в пользу резидентов стран, связанных фискальными ограничениями.
Добавлено: 10 июня 2013
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 109-119.
В статье рассматривается вклад «Группы двадцати» в преодоление дисбалансов в мировой экономике посредством реализации обязательства по фискальной консолидации. Обязательство, состоящее из двух частей: сокращение дефицита государственного бюджета к 2013 г. и стабилизация или снижение уровня государственного долга к 2016 г., было впервые принято развитыми странами-членами «двадцатки» на саммите в Торонто в 2010 г. Принятие «Группой двадцати» обязательства по фискальной консолидации с конкретными параметрами позволило дополнить соответствующие национальные планы элементами международной координации, давления со стороны партнеров и влияния международных организаций. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Добавлено: 22 марта 2013
Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2002. № 05.
Добавлено: 26 марта 2013
Березовский Д. С. Вестник Московского государственного университета печати. 2011. № 2.
Добавлено: 3 марта 2014
Скиперских А. В. Свободная мысль. 2005. № 8. С. 119-203.
Добавлено: 28 октября 2014
Яковлев А. А. Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 21-37.
Добавлено: 22 сентября 2012
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
Добавлено: 5 февраля 2018
Источник
УДК 339.9(470+571)
Никитина Анастасия Викторовна
соискатель кафедры прикладной экономики
и управления персоналом
Кубанского государственного университета
Сурнина Наталья Андреевна
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Nikitina Anastasia Victorovna
PhD applicant, Applied Economics and HR Management Department, Kuban State University
Surnina Natalia Andreevna
student, Economic Department, Kuban State University
RELEVANT PROBLEMS OF EXTERNAL DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO OVERCOME THEM
Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы внешней задолженности Российской Федерации и возможные варианты их решения. Исследуется влияние внешнего государственного долга на национальную экономику, а также оценивается экономическая эффективность российских внешних заимствований.
Ключевые слова:
внешний государственный долг, внешние займы, национальная экономика, внешний долг государственного сектора, внешний долг частного сектора, управление внешним долгом, конверсия долга, экономическая эффективность внешних заимствований.
Summary:
The paper examines the main problems of the external debt of the Russian Federation and possible variants of their solution. The authors study the influence of the foreign liabilities of the country on the national economy, and assess cost-effectiveness of the Russian foreign borrowing. The external debt issue is a key one in the Russian economy, thus, it requires a thorough research.
Keywords:
foreign debt, external borrowings, national economy, external debt of the public sector, external debt of private sector, external debt management, debt swap, cost-effectiveness of external borrowing.
В последние годы любая страна, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, прибегает к внешним займам, Россия не исключение. Поэтому одной из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики является проблема внешней государственной задолженности.
Данную проблему ранее поднимали в своих статьях Б.А. Хейфец [1], Л.Н. Красавина [2], А.Н. Гриценко [3] и другие российские экономисты. Безусловно, они внесли большой вклад в разработку проблемы внешнего государственного долга РФ, однако указанная проблема все еще остается нерешенной, что дает основания для ее дальнейшего рассмотрения.
Внешние займы являются одним из ключевых факторов экономического развития современной России, так как они выступают источником дополнительных финансовых ресурсов. Их эффективное использование (например, вложение в высокотехнологичное производство или финансирование научных разработок) может обеспечить стабильный экономический рост.
Однако, на наш взгляд, внешний долг оказывает в большей степени негативное воздействие на национальную экономику. Его обслуживание связано с выделением из государственного бюджета значительных денежных средств. В связи с этим государство вынуждено сокращать расходы на финансирование других отраслей экономики либо искать источники дополнительных доходов. В большинстве случаев дополнительные средства в бюджет привлекаются за счет новых займов, что приводит к дальней-
шему росту государственного долга, или за счет повышения налогов, что ложится тяжелым бременем на население страны и приводит к снижению уровня жизни. Поэтому, рассматривая влияние государственного долга на национальную экономику, необходимо учитывать, что его чрезмерный рост является опасным для государственного бюджета и экономики страны в целом. Также рост внешнего государственного долга приводит к увеличению зависимости РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, к сокращению объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что ограничивает экономический рост. В связи с этим происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Анализ динамики совокупного внешнего долга показывает, что совокупный внешний долг за 2012 г. увеличился на 92,67 млрд долл. США, или на 16,99 %, и составил на 1 января 2013 г. 637,82 млрд долл. США, что отражено в табл. 1.
Таблица 1 — Динамика объема и структуры совокупного внешнего долга РФ в разрезе видов собственности в 2009-2013 гг.*__________________________
Показатель 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13
Совокупный внешний долг РФ (млрд долл. США) 480,5 457,2 489,0 545,15 637,82
внешний долг государственного сектора (млрд долл. США) 163,4 181,3 199,6 220,45 251,60
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
внешний долг частного сектора (млрд долл. США) 317,1 285,9 289,4 324,70 417,71
Доля внешнего долга РФ в процентах к ВВП (%) 34,0 35,1 33,0 26,5 18,9
*Источник: данные Банка России [3].
Как видно из табл. 1, за 5 лет внешний долг государственного сектора увеличился на 88,2 млрд долл., в то время как внешний долг частного сектора — на 100,61 млрд долл. Таким образом, рост совокупного внешнего долга РФ в основном обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового сектора экономики.
Нельзя полноценно оценить долговую ситуацию в России без учета корпоративной задолженности. Внешняя корпоративная задолженность на 1 января 2012 г. составила 494 млрд долл., что почти в 16 раз больше, чем в начале 2001 г. (31 млрд долл.).
Несмотря на общее увеличение совокупного внешнего долга, его доля в ВВП за последние 5 лет сократилась на 15,1 % и составила в 2013 г. 18,9 % против 34 % в 2009 г. Это свидетельствует о том, что темпы роста ВВП в России превышают темпы роста внешней государственной задолженности, что, безусловно, является положительным моментом.
Существует мнение, что внешние заимствования РФ неэффективны, с чем нельзя не согласиться в силу ряда причин. Во-первых, большая часть государственных внешних займов используется для погашения государственных долговых обязательств, в результате чего образуется долговая пирамида. Это обстоятельство не только не способствует экономическому росту страны, но и усугубляет проблему роста внешней задолженности. Во-вторых, государственные и корпоративные займы не направляются на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Также в России отсутствует законодательная база, закрепляющая основные направления использования внешних заимствований.
Мы считаем, что несовершенна и система управления внешним государственным долгом. В России отсутствует целостная политика в отношении внешних государственных займов, в настоящее время еще не создана единая база данных государственных долго-
вых обязательств, а положения, регулирующие деятельность государства и других субъектов в области внешнего долга, существуют лишь в виде отдельных документов.
В целях решения названных проблем мы можем предложить следующие пути их преодоления.
Основная задача управления внешним государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Для снижения темпов роста внешней государственной задолженности мы считаем необходимым ограничить новые заимствования, в частности корпоративные заимствования. Конечно, это невозможно без привлечения новых источников финансовых ресурсов. Для государства такими источниками могут стать внутренние займы у предприятий частного сектора и у населения. Это приведет к росту внутренней задолженности, но позволит сохранить денежные средства внутри страны. Коммерческие организации в целях получения дополнительных финансовых ресурсов могут использовать привлечение инвестиций как внутри страны, так и за рубежом.
Для сокращения размеров внешнего долга РФ мы считаем необходимым пересмотреть ситуацию с долгом бывшего СССР, так как причины, по которым Россия приняла на себя все внешнедолговые обязательства бывшего Советского Союза, представляются нам недостаточно объективными. Конечно, Россия самая большая по территории страна, входившая в СССР, и именно она являлась той основой, на которой держался весь Союз. Но внешние заимствования использовались на благо всего СССР, поэтому несправедливо перекладывать все долги на Российскую Федерацию.
Для урегулирования внешней задолженности одним из лучших способов, на наш взгляд, является конверсия долга, то есть обмен внешнего долга на национальные активы, например конверсия долга в инвестиции, погашение долга товарными поставками, обмен на акции или облигации. Этот метод позволит, с одной стороны, ослабить внешнее долговое бремя, а с другой — привлечь иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.
В целях повышения эффективности управления внешним государственным долгом целесообразно создать целостную законодательную базу и разработать продуманную политику в области внешних заимствований, определить полномочия государственных органов и субъектов хозяйствования в ее реализации. Необходимо определить возможные направления использования внешних займов, способствующие экономическому росту и развитию страны.
Мы согласны с мнением Л.Н. Красавиной в том, что для совершенствования управления внешним долгом целесообразно использовать мировой опыт, в частности программу управления долгом и финансового анализа ЮНКТАД; наставления по управлению государственным долгом, подготовленные МВФ совместно со Всемирным банком; рекомендации Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Полезным может быть зарубежный опыт создания долговых агентств.
Таким образом, оценивая экономическую эффективность внешних заимствований Российской Федерации, мы пришли к выводу об и неэффективности, так как они не ориентированы на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности национального производителя на мировом рынке. Также зачастую внешние заимствования используются для рефинансирования старых долгов.
Для повышения экономической эффективности российских внешних заимствований необходимо совершенствование системы управления внешним государственным долгом. Для России решение проблем внешнего долга должно предполагать наличие долговременной стратегии, ориентированной на обеспечение устойчивого развития
экономики и целостной системы управления внешним долгом страны. Существующая в России система управления внешним долгом позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует в основном вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и прочие). В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.
Ссылки:
1. Хейфец Б.А. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса // Вопросы экономики. № 3. 2012.
2. Красавина Л.Н. Долговая политика: мировой опыт и российская практика // Деньги и кредит. № 8. 2011.
3. Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. № 1. 2012.
4. Центральный банк Российской Федерации ^айт]. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 07.01.2014).
Источник