Контролируемые сделки
(Статья 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
^К началу страницы
Информация о контролируемых сделках
В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ).
Взаимозависимость лиц определяется в соответствии со статьей 105.1 НК РФ.
Отдельные сделки в целях НК РФ приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.
К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ на основании пункта 1 статьи 105.14 НК РФ приравниваются следующие сделки:
- сделки, совершаемые с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (при наличии обстоятельств, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ);
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 10 статьи 105.14 НК РФ по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых сделка не отвечала бы установленным в статье 105.14 НК РФ признакам контролируемой сделки.
Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами
^К началу страницы
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 статьи 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
- хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
- одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
- сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
- любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Для внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, предусмотрено пороговое значение суммы доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которого за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми
1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с эти лицом признаются контролируемыми
(абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).
Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
Внешнеэкономические сделки
^К началу страницы
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 105.14 НК РФ сделки с взаимозависимыми лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает
60 млн руб.
Указанный суммовой порог для целей признания сделок контролируемыми применяется в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Суммовой порог для целей признания контролируемыми сделок, совершенных до 1 января 2019 года между взаимозависимыми лицами, не установлен.
Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, поименованные в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ:
- Сделки с определенной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями;
- Сделки с офшорными компаниями (Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).
В соответствии с пунктом 7 статьи 105.14 НК РФ, сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, превышает
60 млн руб.
Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
Источник
Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH
В условиях масштабной глобализации мировой экономики, государственные границы становятся невидимыми для бизнеса, и хозяйственные связи приобретают интернациональный характер.
Однако при вступлении во внешнеэкономические отношения мало кто знает, что это накладывает на их участников дополнительные требования и обязанности, к числу которых относятся требования по соблюдению таможенного и валютного законодательства.
Чтобы определиться с тем, относитесь ли Вы к субъектам, на которых распространяются требования таможенного и валютного законодательства, нужно уяснить два принципиальных момента.
Во-первых, является ли Ваша деятельность с иностранным партнером внешнеэкономической с точки зрения внешнеторгового законодательства. Сам факт того, что Вы имеете в контрагентах иностранную компанию, еще не дает оснований полагать, что Ваша деятельность с указанным лицом носит внешнеэкономический характер и подпадает под регулирование валютного и таможенного законодательства.
Во-вторых, будет ли сделка с иностранным партнером считаться валютной операцией с точки зрения валютного законодательства.
Для ответа на вопрос является ли сделка внешнеэкономическим (внешнеторговым) контрактом, обратимся к ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в статье 2 которого и дано определение внешнеторговой деятельности.
Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Как видно из определения, объектами внешнеэкономической деятельности могут быть товары, услуги/работы, информация и интеллектуальная собственность.
При этом для признания сделок по торговле работами/услугами, информацией и интеллектуальной собственностью внешнеэкономическими не имеет значения факт перемещения указанных объектов через границу Таможенного Союза: услуги могут оказываться (работы выполняться), а исключительные права на объекты интеллектуальной собственности или на использование последних могут передаваться и на территории Российской Федерации.
В то же время, если объектом сделки выступает товар, то для признания такой сделки внешнеэкономической, необходимо чтобы указанные товары пересекали границу Таможенного Союза. Если, предположим, товар реализуется по договору поставки на территории РФ иностранному лицу, без пересечения границы Таможенного Союза, такая сделка не будет считаться внешнеэкономической. Однако если договор поставки будет носить смешанный характер, то есть содержать в себе элементы других договорных конструкций, то такая сделка будет признаваться внешнеторговой. Например, договором поставки предусмотрена поставка оборудования иностранному заказчику на территории РФ, а также оказание услуг по установке и внедрению данного оборудования. Хотя оборудование и не пересекает границы Таможенного Союза, такая сделка будет признаваться внешнеторговой, поскольку она предполагает также оказание услуг иностранному лицу.
Квалификация отношений хозяйствующих субъектов как внешнеэкономические, еще не накладывает на последних обязательств по соблюдению требований законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Такая обязанность возникает только в том случае, если сделка будет признаваться с точки зрения валютного законодательства валютной операцией.
В соответствии с ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение понятия «валютная операция» раскрывается путем перечисления конкретных операций, которые будут рассматриваться для целей применения указанного закона валютными. К их числу, в частности, относится:
— приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей (под ними понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
— перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
— ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
— и другое (см. пп. 9 п. 1 ст. 1 названного закона).
Таким образом, если сделка предполагает осуществление валютных операций, то ее участники обязаны соблюдать требования валютного законодательства.
В соответствии с валютным законодательством при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций требуется оформить ряд документов: паспорт сделки, справку о валютных операциях и справку о подтверждающих документах.
Паспорт сделки используется для осуществления валютного контроля по проводимым валютным операциям, и его в любой момент могут запросить органы и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Центральный Банк России и Росфиннадзор, а к валютным агентам – налоговые инспекции, таможенные органы, банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).
При этом для оформления паспорта сделки не имеет значения, будут ли осуществляться расчеты через счета резидента, открытые в уполномоченных банках РФ, или же через счета в банке-нерезиденте.
Порядок оформления, закрытия, а также переоформления паспорта сделки установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Случаи, когда необходимо составлять паспорт сделки перечислены в главе 5 раздела II Инструкции ЦБ № 138-И. К их числу, в частности, относятся следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, а также проекты договоров, предусматривающие осуществление валютных операций:
— договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;
— договоры, предусматривающие передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);
— договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).
Таким образом, получение, к примеру, российской организацией займа (кредита) от иностранного лица, причем не важно в какой валюте, будет считаться валютной операцией со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вместе с тем, если предположим, российская компания имеет задолженность по займу, полученному от иностранного лица. По другому договору между этими же лицами резидент поставил нерезиденту товар с отсрочкой оплаты. В день возврата займа нерезидент направляет резиденту письмо о прекращении встречных взаимных денежных требований зачетом. С точки зрения валютного контроля в данном случае валютные операции отсутствуют.
Требования о составлении паспорта сделки не распространяются на случаи, когда сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов. Указанные документы предоставляются по внешнеэкономическим контрактам, по которым необходимо составлять паспорт сделки. В случаях осуществления валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, резидент вправе, но не обязан, предоставить указанные справки по своему усмотрению (например, если иностранная компания при зачислении на расчетный счет резидента денежных средств не указала код вида валютной операции, резидент вправе предоставить справку о валютных операциях, в которой укажет код вида валютной операции).
При этом политика Банков в отношении предоставления документов, связанных с валютными операциями, различна. Если одни Банки могут вообще не запрашивать никаких подтверждающих документов (применительно к ситуациям, когда паспорт сделки оформлять не надо). То другие достаточно щипитильно относятся к проведению расчетов по валютным операциям и могут запросить подтверждающие документы даже при отсутствии такой обязанности.
В связи с чем рекомендуем Вам при осуществлении валютных операций обращаться в отдел валютного контроля обслуживающего Вас Банка для уточнения конкретного перечня документов, которые необходимо предоставить Банку.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Так, например, за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа, размер которого варьируется от 5 000 рублей до ¾ или до одного размера суммы валютной операции (ст. 15.25 КОАП РФ).
Обсудить материал с автором…
Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH
Источник