Вы узнаете: что из себя представляет Всероссийская олимпиада школьников. Мы практически на пальцах объясняем, где, когда, по каким предметам и что можно получить в итоге.
Всероссийская олимпиада школьников – самая известная олимпиада в стране. Ее проведение даже прописано в Законе об образовании. В ней принимает участие множество школьников, при этом часто они даже не осознают, что участвуют именно во Всероссийской олимпиаде, не понимают, по каким правилам она проходит. Мы описали ключевые моменты, которые позволят если не разобраться досконально, то хотя бы получить общее представление о том, что же такое Всероссийская олимпиада школьников и чего можно от нее ожидать.
1. По каким предметам проводится олимпиада
Она проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам. Так что всегда есть возможность найти себе олимпиаду по душе.
2. Как устроена олимпиада
В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.
Чаще всего туры олимпиад письменные, но чем «старше» этап, тем больше появляется новых форматов по разным дисциплинам. Например, по химии, физике и биологии – экспериментальные туры, по языкам – устные, по географии – полевой тур и так далее.
3. Как попадают из одного этапа в другой?
В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто выиграл муниципальный этап в прошлом году. Аналогично на региональном и заключительном этапах.
При этом «хорошо выступил» – это не обязательно то же самое, что «стал победителем или призером». Порог, который нужно преодолеть на каждом из этапов, устанавливает его организатор: на втором этапе это муниципалитет, на третьем – регион, в финале – Минобрнауки.
4. В какие сроки проводится олимпиада?
Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре). Конкретные даты олимпиад устанавливает сама школа, так что не пропустите начало! Ведь если вы не выигрывали более старшие этапы в прошлом году, то без школьного этапа вас на них не пустят! Дальше план такой: в ноябре-декабре проходит муниципальный этап, в январе-феврале – региональный, а в марте-апреле – заключительный.
5. С какого возраста можно принимать участие?
Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального — для 9–11 классов.
6. Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?
Можно. Только определиться надо сразу. Например, если школьник уже начал участвовать за 8 класс, то на региональный этап его не пустят. А если он с самого начала выполнял задания 9 класса, то может и до финала дойти. Кстати, в истории олимпиады был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник! И он выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.
7. Кто придумывает задания?
Тот же, кто определяет критерии отбора на следующий этап. Для школьного этапа задания составляет район, для муниципального – область, а для регионального и заключительного – Минобрнауки. Задания школьного этапа должны быть одинаковые для всего района, задания муниципального – единые для всей области, а задания регионального – одни и те же для всей страны.
8. С чего начать подготовку к участию?
Прежде всего, полезно посмотреть задания школьного этапа прошлых лет: их можно найти на странице нашего специального проекта. Там же есть ссылки на интернет-ресурсы и книги, которые могут пригодиться при подготовке.
С чего начать
9. Победа в финале гарантирует поступление?
В целом, да. Вузы должны принимать победителя без экзаменов, достаточно лишь получить аттестат. Но это верно только для «направления, которое соответствует профилю олимпиады». А какое направление – профильное, решает каждый конкретный вуз самостоятельно. Допустим, с математикой все просто – олимпиада обеспечивает поступление на математические факультеты, но как учитывается ОБЖ, МХК или физкультура? Ответ можно получить только в приемной комиссии интересующего вуза.
При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.
10. Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?
Как минимум стоит попробовать. Хорошо составленный школьный этап замечательно подходит для знакомства с миром олимпиад. А если учитель его еще и качественно проверил и объяснил ошибки, то это принесет реальную пользу и, возможно, откроет предмет с совершенно новой стороны.
Источник
Олимпиады я пишу всю среднюю школу. Одноклассники всегда поддерживали, подбадривали и желали мне удачи. Даже прозвали Мегамозгом. Главная моя мотивация — интерес: приятно решать нестандартные задачи по предметам, которые нравятся. Никогда не писала олимпиады с мыслью о внеконкурсном поступлении в вуз и, тем более, о деньгах.
В какой-то момент мне удалось пройти в финал Всероссийской олимпиады по географии. Это один из моих любимых предметов, наука с очень широкой областью знаний и исследований, «от геологии до идеологии» (Н. Н. Баранский), и часто хорошо написать олимпиаду можно за счет кругозора и общей эрудиции. К тому же, география рассказывает, как работает мир вокруг нас, а разве это не интереснее всего на свете? Также я участвовала в трех Балтийских международных географических олимпиадах и стала призером Международной географической олимпиаде в Гонконге — 2019.
Практический тур на Всероссийской олимпиаде по географии представляет собой маршрут, линейный или кольцевой, состоящий из нескольких точек. Участники выполняют задания, касающиеся местности, где расположена конкретная точка. Например, если она рядом с горнолыжным трамплином, нужно вспомнить расположение известных курортов данного типа, нарисовать профиль склона, рассчитать его длину. Если у забора судостроительного предприятия — ответить на вопросы о российском машиностроении, предположить, как проходят транспортные потоки, какие грузы перевозятся и так далее. Участники перемещаются от точки к точке небольшими группами, на точку дается в среднем 10-20 минут. В практический тур на международных олимпиадах входит сбор данных (полевые наблюдения) и камеральная обработка информации (что обычно для студенческих географических практик). Участники изучают особенности застройки, растительности, социально-экономической ситуации на исследуемой местности и наносят их на черновые карты. Иногда требуется отдельно выделить заброшенные территории, проблемные зоны, неиспользуемые земли. Вторая часть обязательно содержит картографическое задание — выполнение чистовой карты с использованием данных на черновой и оформлением по международным правилам картографии. После этого нужно выполнить письменные задания, посвященные развитию и проблемам исследованной местности. Это могут быть эссе, предложения по реконструкции зданий и транспортных путей, по решению социальных, экономических и экологических проблем в соответствии с концепцией устойчивого развития человечества.
Я не готовилась к олимпиадам с утра до вечера — это вредно как для здоровья, так и для мотивации, можно возненавидеть предмет. Обязательно нужно оставлять время на сон (некоторые олимпиадники об этом забывают, а зря), прогулки и занятия по душе. Обычно я два-три раза в неделю ходила на олимпиадные курсы. В течение года были также выездные и невыездные сборы: по четыре пары любимого предмета каждый день, практические и полевые занятия, общение и обмен знаниями.
Проигрыши заставляли анализировать ошибки и работать над своими слабыми сторонами. Плохо написала теоретический тур — смотришь слабые темы, читаешь про них и внимательно слушаешь лекции. Неудачный практический тур — уделяешь больше времени работе в поле, иногда при самых отвратительных условиях, чтобы потом на туре было легко и ничего не отвлекало. Рефлексия после каждого тура и нытье «я тупая и все слила» и тебе сил не придает, и окружающих бесит.
Олимпиады научили меня мыслить нестандартно (иногда решение задачи или результат анализа данных оказываются весьма неожиданными), аккуратности — разборчивый почерк, красивая схема и хорошо нарисованная карта имеют больше шансов на победу, чем работы, написанные так, что жюри будет полчаса в них разбираться, даже если там и много верных ответов. Я научилась сохранять спокойствие в любых ситуациях и организовывать свои мысли — отвечать на заданные вопросы, следовать плану, думать о важных вещах в нужное время, например, о турах — при подготовке к апелляции, а не сразу после выхода из аудитории, где это превращается в обсуждение, кто что написал, и массовую рефлексию.
Будущую профессию я планирую связать с физической географией или медициной, либо с любой областью, сочетающей эти две науки.
Источник
Êòî-òî èç èìåíèòûõ ïñèõîëîãîâ (ñåé÷àñ óæå íå âñïîìíþ êòî) ïèñàë: «Åñëè âû áîèòåñü êîãî-òî: ó÷èòåëÿ, äèðåêòîðà, íà÷àëüíèêà, òî âàì âñåãî ëèøü ñòîèò ïðåäñòàâèòü åãî íå â ðîëè ýòîãî ñàìîãî íà÷àëüíèêà, à â ðîëè, ñêàæåì, çàáîòëèâîãî äåäóøêè ñâîèõ âíóêîâ. È ñòðàõ ïðîïàä¸ò ïîòèõîíüêó». Îí åù¸ ïðèâîäèë ïðèìåð øêîëüíèêà, êîòîðûé äî ñìåðòè áîÿëñÿ ñâîþ ó÷èòåëüíèöó, à ïîòîì âñòðåòèë å¸ â î÷åðåäè â ìàãàçèíå. È óâèäåë å¸ â ðîëè îáû÷íîé ïîêóïàòåëüíèöû, êîòîðàÿ ðîáååò ïåðåä ãðîçíîé ïðîäàâùèöåé, øóìíîé õàìîâàòîé î÷åðåäüþ. È ïåðåñòàë áîÿòüñÿ.
 øêîëå ó ìåíÿ áûëà êàê ðàç òàêàÿ ó÷èòåëüíèöà ðóññêîãî ÿçûêà. Êîãäà îíà çàõîäèëà â êëàññ, íà ó÷åíèêîâ íàêàòûâàëà æóòêàÿ òîñêà. Ñóõèå ïðàâèëà ãðàììàòèêè òåðçàëè þíûå óìû ïî÷èùå èíêâèçèòîðîâ. Îò Íàòàøè Ðîñòîâîé òîøíèëî, Ïóøêèí è Êóïðèí âûçûâàëè ñòîéêîå îòâðàùåíèå, Ìàÿêîâñêèé ïóãàë ñâîèìè íåñêëàäíûìè ðâàíûìè ðèòìàìè.
Çîÿ Ïåòðîâíà âûçûâàëà âî ìíå ìðàê è óæàñ. ß íåíàâèäåë ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðó âñåé äóøîé. Ñðåäà è ïÿòíèöà áûëè èñïîð÷åíû ïðèñóòñòâèåì äàííûõ óðîêîâ â ðàñïèñàíèè. Íàâåðíîå ïîýòîìó, ÿ äî ñèõ ïîð ïèøó ñ îøèáêàìè.
Çîÿ Ïåòðîâíà âõîäèëà â ïðèòèõøèé êëàññ, ñàäèëàñü çà ñòîë, áðåçãëèâî ïîäæèìàëà ãóáû, îáâîäÿ ìàêóøêè ó÷åíèêîâ âçãëÿäîì óäàâà Êàà. Îãðîìíàÿ âûïóêëàÿ ðîäèíêà íà å¸ ùåêå òîæå ãèïíîòèçèðîâàëà íàñ. Ýòà ðîäèíêà íàñ âñåõ óæàñíî ðàçäðàæàëà. Îíà ñëîâíî æèëà ñâîåé æèçíüþ, ïîäðàãèâàëà íå â òàêò ñëîâàì ðóñèöû, ãðîçèëà íàì êàêèìè-òî ñòðàøíûìè êàðàìè.
Ó÷èòåëüíèöà ìå-å-åäëåííî îòêðûâàëà æóðíàë.
— Òàê, êòî ó íàñ äàâíî íå îòâå÷àë?
È äàæå îò÷àÿííûé õóëèãàí è òðîå÷íèê Âîâêà Êîðîë¸â ïðè ýòèõ ñëîâàõ ïûòàëñÿ ñëèòüñÿ ñ ïàðòîé.
Ïðåïîäàâàëà ãðîçíàÿ ó÷èòåëüíèöà ñåðî. Ïðèìåðíî ìèíóò ÷åðåç ïÿòü ïîñëå íà÷àëà óðîêà óæàñ è òîñêà ñìåíÿëèñü áåçóäåðæíîé ñêóêîé. Ìû çåâàëè, ãëàçà çàêðûâàëèñü ñàìè ñîáîé. È òîëüêî êàðàþùèé ãîëîñ âûõâàòûâàë íàñ èç çàáûòüÿ.
— Øàëàåâñêèé, ê äîñêå!
Èãîð¸õà òÿíåòñÿ ïîëó÷àòü ñâîþ çàêîííóþ äâîéêó.
— Ðÿçàíîâà, ê äîñêå!
Íàäÿ ìÿìëèò ÷òî-òî ïðî óäàðåíèÿ è âûìó÷èâàåò «òðîÿê».
— Ãóøèíåö!
«Ñ-ñ-ñ à, âîò ÿ ïîïàë! Âûçûâàëà æå íà ïðîøëîì óðîêå!»
Ìåäëåííî ïåðåñòàâëÿÿ íîãè, ïëåòóñü ê äîñêå, ê å¸ íåñìûâàåìûì ìåëîâûì ðàçâîäàì è âå÷íîìó çàïàõó ìîêðîé òðÿïêè. Ñòàíîâëþñü íà âèäó ó âñåãî êëàññà, âçãëÿäû ñêðåùèâàþòñÿ íà ìíå. Ìåíÿ ïûòàþò óäàðåíèÿìè è ñóôôèêñàìè. Îò ìåíÿ ÷òî-òî õîòÿò, íî ïîëîâèíû âîïðîñîâ ÿ íå ñëûøó.
— Ñîâñåì ïëîõî, — âçäûõàåò ìîé èíêâèçèòîð. Ñ òàêèìè îòâåòàìè ó òåáÿ áóäåò òðîéêà â ÷åòâåðòè. Ñòûäíî, Ãóøèíåö.
È ìíå ñòûäíî. ß ïëåòóñü íà ñâî¸ ìåñòî ïîä øóøóêàíüå äåâ÷îíîê. È ñòðàõ ïåðåä òðîéêîé â ÷åòâåðòè ñìåøèâàåòñÿ â ìîåé äóøå ñ îáëåã÷åíèåì. Ñåãîäíÿ ìåíÿ áîëüøå íå âûçîâóò.
À â äåâÿòîì êëàññå ìû óçíàëè, ÷òî íåëþáèìàÿ íàìè ó÷èòåëüíèöà óõîäèò ïðåïîäàâàòü â óíèâåðñèòåò. È íàì äàäóò êàêîãî-òî äðóãîãî ó÷èòåëÿ. Êàêîãî? Êëàññ îæèâèëñÿ, âñòðÿõíóëñÿ, çàøåïòàë.
Ñ ó÷èòåëÿìè â òå ãîäû áûëà êàêàÿ-òî íåâåðîÿòíàÿ ïðîáëåìà. Âðåìåíàìè èõ ïðîñòî íå áûëî. Íàâåðíîå, èç-çà ãèãàíòñêèõ çàðïëàò ó÷èòåëÿ áðîñàëè ïðåïîäàâàíèå è óõîäèëè â êàêèå-òî ìóòíûå ïðîôåññèè. Íàøåãî ôèçðóêà ÑåðÑåðû÷à, ê ïðèìåðó, ìîæíî áûëî íàáëþäàòü íà ëåñòíèöå áóäóùåãî ñóïåðìàðêåòà, à òîãäà óíèâåðñàëüíîãî ìàãàçèíà «Äâèíà». ÑåðÑåðû÷ ñòîÿë ñðåäè òàêèõ æå ïëå÷èñòûõ, êîðîòêî ñòðèæåíûõ ïàðíåé â êîæàíûõ êóðòêàõ è ìîíîòîííî ïîâòîðÿë:
— Äîëëàðû, ìàðêè, Ðîññèÿ.
Î÷åâèäíî, ýòî áûëî èíòåðåñíåå, ÷åì âûäàâàòü õóëèãàíàì èç ñåäüìîãî «Á» áàñêåòáîëüíûå ìÿ÷è.
Ôèçðóêîâ ó íàñ çà äâà ãîäà ñìåíèëîñü ïÿòåðî. Âîåíðóêîâ òðîå. Íàäîëãî çàäåðæàëñÿ íåìíîãî ñóìàñøåäøèé ãðàæäàíèí, êîòîðûé óòâåðæäàë, ÷òî â Àôãàíèñòàíå ëè÷íî ðàññòðåëÿë òð¸õ ãåíåðàëîâ, óõîäèë ñ åãî òåððèòîðèè ïîñëåäíèì, êîðîòêèìè î÷åðåäÿìè ïðèêðûâàÿ îòñòóïàþùèå êîëîííû, è òðåáîâàë íàçûâàòü ñåáÿ ïîëêîâíèêîì.
 ñåðåäèíå ãîäà ïîëêîâíèê ïðèø¸ë íà óðîê ïüÿíûé, ïðèíÿëñÿ ïîêàçûâàòü íà êîì-òî èç ñòàðøåêëàññíèêîâ ïðè¸ìû ìîäíîãî òîãäà êèêáîêñèíãà, ïðîìàçàë è ñëó÷àéíî èçáèë ó÷åíèêà.
Áîëüøå ìû ïîñëåäíåãî ãåðîÿ Àôãàíèñòàíà íå âèäåëè.
Ñàìàÿ ëó÷øàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ äàâàëà ñáîé çà ñáîåì. Ïîëãîäà ôèçèêó ïðåïîäàâàë îòëè÷íûé äÿäüêà, êîòîðûé ïî âå÷åðàì â¸ë êðóæîê ïî âîëåéáîëó. Âîëåéáîëèñò èç íåãî áûë ñóïåðñêèé, íî âîò ôèçèêó ÿ òîæå äî ñèõ ïîð íå çíàþ.
Ìàòåìàòèêó òÿíóëà ïðåñòàðåëàÿ äàìà, ñ êó÷åé òàðàêàíîâ â ãîëîâå. Îäíàæäû íà ïåðåìåíå Ãðèøêà Åïèøèí ïðèëåïèë ê ñòåíå ïðèñîñêó îò èãðóøå÷íîãî ïèñòîëåòà, äà ñíÿòü íå óñïåë. Ìàòåìàòè÷êà ïðèñîñêó çàìåòèëà, óñòðîèëà èñòåðèêó, âûçâàëà äèðåêòîðà, ñîðâàëà ïîëäíÿ óðîêîâ. Âïðî÷åì, ïðî ýòîò ñëó÷àé îòäåëüíûé ðàññêàç åñòü.
Ïðåäñòàâëÿåòå, êàêîé àæèîòàæ öàðèë â íàøåì êëàññå, êîãäà íàì ñêàçàëè, ÷òî ó íàñ áóäåò íîâûé ó÷èòåëü ðóññêîãî? Ìû ãàäàëè, ÷òî íàì ïîäêèíåò êîâàðíàÿ ñóäüáà? Òðåíåðà ïî òåííèñó? Ñóõóþ ðîâåñíèöó Åñåíèíà? Ãðîõî÷óùåå ìîëíèÿìè íåçåìíîå ñóùåñòâî ñ ïëàíåòû Øåëåçÿêà?
À â íà÷àëå ñåíòÿáðÿ â íàø êëàññ âïîðõíóëà þíàÿ áåëîêóðàÿ äåâóøêà è óëûáíóëàñü òàê, ÷òî ó ìóæñêîé ÷àñòè íàøåãî îçàáî÷åííîãî êëàññà ñòàëî òåñíî â äóøå.
— Çäðàâñòâóéòå, ðåáÿòà. ß âàø íîâûé ó÷èòåëü ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû Òàòüÿíà Èâàíîâíà.
È ïîëòîðà äåñÿòêà íåçðåëûõ þíîøåñêèõ ñåðäåö óïàëî ê å¸ ñòðîéíûì íîãàì.
Ðóññêèé ÿçûê ðàñöâåë ñîâñåì äðóãèìè êðàñêàìè. Òàíå÷êà ïðåïîäàâàëà ëåãêî, âåñåëî, ñ øóòêàìè è ïîäêîëêàìè. Íàõàëüíûé Âîâêà ïîïûòàëñÿ íàãëî ïîäêàòèòü ê íåé, íî ïðè âñåõ ïîëó÷èë îòâåò, ÷òî ó íåãî «æåíèëêà íå âûðîñëà». Òóïîâàòîãî òîëñòÿêà Äèìêó Ìàêååâà íàçâàëè «ïóñå÷êîé» è îí çà íî÷ü ïåðå÷èòàë ïîëîâèíó òâîð÷åñòâà Ðîáåðòà Ðîæäåñòâåíñêîãî. Ñ ó÷¸òîì òîãî, ÷òî äî ýòîãî Ìàêååâ ÷èòàë òîëüêî «Êàøòàíêó» ýòî áûë ïîäâèã, êîòîðûé Òàíå÷êà îöåíèëà.
Íà î÷åðåäíîì óðîêå ëèòåðàòóðû îíà ïðèçâàëà íàñ óãëóáèòüñÿ â òâîð÷åñòâî êàêîãî-òî ïèñàòåëÿ, êîòîðûé òâîðèë â íà÷àëå äâàäöàòîãî âåêà. ×òî-òî îá ýòîì ïèñàòåëå ÿ óæå ñëûøàë, íî åù¸ íå ÷èòàë. Çàø¸ë â áèáëèîòåêó, âçÿë êíèãó, äîìà îòêðûë å¸ ñ òîñêîé ïðåäâêóøàÿ äëèííþùèå ðàçãîâîðû î ñìûñëå æèçíè è î÷åðåäíûå ïèñüìà Òàòüÿíû Ëàðèíîé.
Íà÷èíàëîñü ñòàíäàðòíî, ïî êëàññèêå, ñ îïèñàíèÿ ïðèðîäû: «Îäíàæäû âåñíîþ, â ÷àñ íåáûâàëî æàðêîãî çàêàòà »
ß ïåðåñòàë ÷èòàòü äàëåêî çà ïîëíî÷ü îò òîãî, ÷òî ãëàçà îòêàçûâàëèñü îñòàâàòüñÿ îòêðûòûìè.  êíèãå áûëî âñ¸. Ìèñòèêà, âåäüìû, îáíàæ¸íêà, ðàñ÷ëåí¸íêà, âàìïèðû. Êàê âû óæå äîãàäàëèñü, ÿ ÷èòàë Áóëãàêîâà.
Èìåííî Òàíå÷êà ñíÿëà ìîé ñòðàõ ïåðåä ðóññêèì ÿçûêîì. È õîòü ïåðâûå ïîïûòêè ÷òî-òî íàïèñàòü ÿ ïðåäïðèíÿë åù¸ ïðè öàðñòâîâàíèè Çîè Ïåòðîâíû, èäåÿ ñòàòü ïèñàòåëåì ñôîðìèðîâàëàñü èìåííî ïðè íîâîé ó÷èòåëüíèöå.
ß òàíöåâàë ñ Òàíå÷êîé íà âûïóñêíîì. È ðîáêî äåðæàë å¸ çà òîíêóþ òàëèþ. È áèëîñü ìî¸ ñåðäöå ñîâñåì íå â òàêò âàëüÿæíîé ìóçûêè. À ìîÿ äåâóøêà, ñ êîòîðîé ìû âñòðå÷àëèñü íà òîò ìîìåíò ïî÷òè äâà ìåñÿöà, ñìîòðåëà íà íàøó ïàðó ñ ðåâíîñòüþ.
Ïîòîì áûëî ïîñòóïëåíèå, íåóäà÷à è ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå, â êîòîðîå ÿ ïîø¸ë, ÷òîá ñîáðàòüñÿ ñ ñèëàìè ïåðåä íîâîé àòàêîé ìåäèíñòèòóòà.
È âîò íà ïîñëåäíåì êóðñå ìåäó÷èëèùà ïîñëàëè ìåíÿ íà ïðàêòèêó â íàø ìåñòíûé ÊÂÄ. Ïîêàçàëè íåñêîëüêî èíòåðåñíûõ ñëó÷àåâ, íàó÷èëè îòëè÷àòü ñèôèëèñ îò ãîíîðåè, à ðóáðîìèêîç îò ëèøà¸â. È, ÷òîá îòâÿçàòüñÿ îò çåë¸íîãî ïðàêòèêàíòà, ïîñàäèëè çàïîëíÿòü áóìàæêè.
Ñèæó, ôàìèëèè ïàöèåíòîâ ïåðåïèñûâàþ èç êëî÷êîâ áóìàæíûõ â òîëñòåííûé æóðíàë. È âäðóã ñëûøó çíàêîìûé ãîëîñ.
— Çäðàâñòâóéòå.
Ïîäíèìàþ ãîëîâó è çàìèðàþ. Ñòîèò íàïðîòèâ ìåíÿ Çîÿ Ïåòðîâíà è ñìîòðèò íà ìåíÿ óäèâë¸ííûì âçãëÿäîì.
— Ãóøèíåö?
— Ç-ç-çäðàâñòâóéòå.
Ó÷èòåëüíèöà áûâøàÿ ìîÿ òîæå ñìóòèëàñü. ß âñ¸-òàêè â õàëàòå áåëîì, ñèæó ñ âàæíûì âèäîì, áóìàæêè êàêèå-òî ïåðåêëàäûâàþ. Ïðè¸ì ó ìåíÿ.
— À ÿ âîò, ðåøèëà ñ ðîäèíêîé ÷òî-òî ñäåëàòü, — íà÷èíàåò îáúÿñíÿòü ìíå Çîÿ Ïåòðîâíà.
È âèä ó íå¸ êàêîé-òî ÷óòü ëè íå èñïóãàííûé. Ñìîòðþ è íå ïîíèìàþ.
— Ðîäèíêà ðàñò¸ò, — ïîâòîðÿåò ó÷èòåëüíèöà. Ìíå ñêàçàëè îïàñíî ýòî.
È ãîâîðèò, ãîâîðèò, ñëîâíî îïðàâäûâàåòñÿ. È òóò äî ìåíÿ íà÷èíàåò ìåäëåííî äîõîäèòü. Ñèæó-òî ÿ íà ïðè¸ìå â ÊÂÄ. À â òå ãîäû, äà è ñåé÷àñ, íàâåðíîå, ÊÂÄ áûëî ìåñòîì ïîçîðíûì. Õîäèëè ñþäà èñêëþ÷èòåëüíî «ïðîñòèòóòêè è íàðêîìàíû», äà åù¸ äåòè, êîòîðûõ óãîðàçäèëî ïîäöåïèòü ïîñòûäíóþ ëèøàéíóþ áîëåçíü.  ãëàçàõ îáûâàòåëåé ïîñåòèòåëü ÊÂÄ áûë ÷åëîâåêîì ïàäøèì. À òóò ó÷èòåëüíèöà, äà ïåðåä áûâøèì ó÷åíèêîì.
È âîò êîãäà ÿ ýòî ïîíÿë, îáðàç ñòðàøíîé è óæàñíîé ïîâåëèòåëüíèöû ðóññêîãî ÿçûêà ðàññûïàëñÿ. È ñòîÿëà ïåðåäî ìíîé ïîæèëàÿ ðàñòåðÿííàÿ Ïàöèåíòêà. Ñòûäÿùàÿñÿ ñâîåãî ïðèñóòñòâèÿ â ïîçîðíûõ ñòåíàõ. È ðàçãîâàðèâàþùàÿ ñî ìíîé íåìíîãî çàèñêèâàþùèì òîíîì.
— Ñåé÷àñ âñ¸ óñòðîèì, — âåñåëî ñêàçàë ÿ.
È ïîáåæàë áûâøóþ ãðîçó 7-ãî «Á» áåç î÷åðåäè ê äåðìàòîëîãó óñòðàèâàòü.
Ôðàãìåíò ðàññêàçà èç êíèãè «Îáðûâêè». Àâòîð Ïàâåë Ãóøèíåö (DoktorLobanov)
Ãðóïïà àâòîðà â ÂÊ https://vk.com/public139245478
Óâàæàåìûå ÷èòàòåëè. 1 àâãóñòà â Áðåñòå ïðîéä¸ò áîëüøîå ëèòåðàòóðíîå ìåðîïðèÿòèå. Ìåíÿ ïîçâàëè ïîó÷àñòâîâàòü. Ïðèõîäèòå, áóäó ðàçäàâàòü àâòîãðàôû è ñëîíîâ)))
Источник
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Виктория Воронина
поступила на бюджет по перечневой олимпиаде
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
- Программы, связанные с авиацией: эксплуатация воздушных судов, аэронавигация, эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов.
- Медицинские специальности: лечебное дело, педиатрия, стоматология.
- Таможенное дело.
- Градостроительство.
- Зарубежное регионоведение.
- Филологию.
- Теологию.
- Педагогическое образование.
- Программы по физкультуре.
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
- Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников.
- Члены команд международных олимпиад по общеобразовательным предметам.
- Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
- Чемпионы мира и Европы.
Как меньше тратить и больше зарабатывать
Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Всерос и перечневые олимпиады
Всероссийская олимпиада — Всéрос. Это главная олимпиада школьников. Испытания проводят во всех регионах России. Они проходят в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. На последний допускаются учащиеся 9—11 классов.
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
- В олимпиаде первого уровня ежегодно принимают участие не менее 3000 школьников из более чем 20 регионов России.
- Второго уровня — не менее 1500 школьников из 10 и более регионов РФ.
- В олимпиаде третьего уровня принимают участие не менее 300 школьников из 3 и более регионов РФ.
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
- поступление без вступительных испытаний;
- 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады;
- максимальный балл за дополнительное вступительное испытание.
В отличие от Всероса, результаты этих олимпиад нужно подтверждать баллами ЕГЭ. Обычно нужно получить за экзамен не менее 75 баллов, но бывают исключения. Также вузы часто назначают льготы за результаты олимпиад только в 10—11 классе, то есть диплом олимпиады за 9 класс в поступлении не поможет.
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
По информатике в НИУ ВШЭ в 2019 году для разных программ нужно набрать не менее 75, 80 или 85 баллов, чтобы подтвердить льготы по олимпиаде
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
В школе нас награждали за участие в олимпиадах. Собирали в актовом зале и вручали поздравления на красивых бумажках
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Данные о среднем балле ЕГЭ за один экзамен среди поступающих в вузы в 2016 году
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
В старших классах я учила арабский язык, мне было интересно изучить восприятие женщин в хиджабе. Поэтому для своей исследовательской работы я выбрала тему «Социальные представления о женщинах в хиджабе: зависимость от степени знакомства и коммуникации (на примере учащихся Лицея НИУ ВШЭ)»
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
В итоге я решила участвовать во всех перечневых олимпиадах, которые котируются в выбранных мной университетах. Но и не забывала про Всерос, хотя понимала, что шансов мало: к нему обычно готовятся 1—2 года.
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Папка с картами 9—13 веков
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Вот такую зарисовку я сделала по теме русской культуры 12—17 веков
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Объявление о создании беседы по истории, обществознанию и правуТипичный диалог между олимпиадникамиВ 2017 году было много заданий, связанных с русскими революциями 1917 года
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Очный этап длится 1—3 часа. Для участия в заключительных этапах олимпиады нужно регистрироваться заранее. У крупных вузов есть филиалы в регионах — иногда там тоже можно писать олимпиаду. В этом случае не придется тратить деньги на дорогу в Москву или Петербург. Организаторы редко оплачивают дорогу до места проведения перечневой олимпиады.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Обсуждение заочного этапа «Высшей пробы» по русскому языку в чате класса. Задания дистанционного этапа часто решают коллективноПисьмо от РАНХиГСа о порядке подачи апелляций на результаты олимпиады
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Когда пришли результаты, я сравнила их с итогами прошлых лет. Я подсчитала, что диплом I степени будет от 80 баллов. До них мне не хватало 3—5 баллов. Я посмотрела внимательно сканы работы и сверила их с ответами. Так я нашла места, которые потенциально могли быть оценены чуть выше, и подала апелляцию. Мне повысили оценку в трех заданиях, и вместо призера я стала победителем.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Это 4 задание 1 варианта — такой достался мне. Варианты распределяются случайным образомЭто 4 задание 2 варианта. Мне кажется, что это очень разные типы заданий по сложности
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Ч?