Наличие в экономике страны значительного бюджетного дефицита, влечет необходимость привлечения большого количества как внутренних, так и внешних государственных займов, что неминуемо приводит к образованию государственного долга.
Государственныйдолг — сумма задолженности государства по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, возникающая в результате заемной деятельности.
Практически во всех странах мира к настоящему времени сложилась долговая экономическая система. Но наличие государственного долга еще не означает, что страна испытывает серьезные трудности или находится на грани критической черты. То есть получение кредитов — явление само по себе нормальное и полезное, если оно осуществляется в разумных количественных пределах и сопровождается рациональным и эффективным использованием, обеспечивающим необходимую прибыль для уплаты процентов, при точном и своевременном выполнении обязательств по возврату занятых средств.
Однако, если страна наращивает свой долг, а выплачивать его в полном размере не в состоянии, то она может значительно ухудшить свое экономическое положение. К тому же накопление государственного долга носит взрывной характер, поскольку существующий долг надо обслуживать (по крайней мере, выплачивать проценты). Таким образом большая часть средств государства (налоги и новые займы, которые должны идти на развитие экономики) пойдет на погашение государственного долга.
Основополагающим является деление долга на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.
Законом же РФ «О государственном внутреннем долге РФ» (1993 год) определено разделение государственного дола на две основные части (в основном по валютному кредитованию) — на внешний и внутренний долг, в связи с чем, валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования — к внутреннему долгу.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства.
Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
— внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам госсектора, прочим финансовым учреждениям);
— внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы (либо это долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды).
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг — это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины долга государства.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому необходимо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований государственных органов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Государственный долг может быть текущим и капитальным.
Текущий государственный долг — сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступит в данном календарном году.
Капитальный государственный долг — сумма задолженности государства по всем своим обязательствам вместе с процентами.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру долга государства. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Но более правильным было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Оценивая влияние государственного долга на развитие экономических процессов в обществе, нельзя не отметить, что значительный его рост оказывает негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по обслуживанию государственного долга ведут к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления через государственный ценные бумаги). Но при этом необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный уровень государственного долга на являются негативными факторами, так как позволяют решить сложные экономические проблемы на определенных этапах развития общества.
Управлениегосударственнымдолгом — совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам, выпуску государственных займов и их погашению, а также изменению условий уже выпущенных займов и определению условий выпуска новых.
Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.
Любое государство в своей политике в области займов решает следующие задачи:
— минимизация стоимости долга для заемщика;
— недопущение переполнения фондового рынка государственными ценными бумагами;
— предотвращение резкого колебания курса государственных ценных бумаг;
— эффективное целевое использование мобилизованных средств;
— обеспечение своевременного возврата кредита.
Погашение накопленного государственного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и т.д.
Эффективность государственного кредита обеспечивается следующими мерамипоуправлениюгосударственнымдолгом:
1. Конверсия займа (изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности);
2. Консолидация займа (увеличение срока его действия);
3. Унификация займа (объединение нескольких займов в один. В этом случае полученный долг называется консолидированным);
4. Рефинансирование (выпуск новых займов для погашения ранее выпущенных);
5. Отсрочка погашения одного или всех выпущенных ранее займов. Проводится в условиях, когда дальнейшая работа по выпуску новых займов уже не имеет финансовой эффективности (банкротство);
6. Обмен ценных бумаг по регрессивному курсу (несколько старых займов приравниваются к одному новому, что снижает расходы государства по обслуживанию займов);
7. Выкуп государством своих ценных бумаг на вторичном рынке;
8. Создание специальных погасительных фондов, куда направляются суммы превышения доходов бюджета над расходами;
9. Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Источник
Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
— привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
— минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
— недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
— удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
— создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
— диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.
Следует различать государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были
гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Методы управлениягосударственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночноймодели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.
Реструктуризациидолга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Конверсиейназывается изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.
Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.
Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.
Рефинансированиедолга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов
Погашение займовосуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходовпроизводится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению— несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.
К новым методам покрытия обязательствперед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсиявнешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9
1. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как…
а) гарант;
б) кредитор;
в) заемщик.
2. Как экономическая категория государственный кредит…
а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;
б) является классической финансовой категорией;
в) эквивалентен экономической категории кредита
3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…
а) унификацией;
б) рефинансированием;
в) конверсией;
г) консолидацией.
4. Общегосударственный долг состоит из…
а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;
б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;
в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;
г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.
5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…
а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;
б) бюджетных средств;
в) временно свободных денежных средств населения;
г) временно свободных денежных средств предприятий.
6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется
а) унификацией;
б) конверсией;
г) консолидацией;
в) рефинансированием.
7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…
а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;
б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;
в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…
а) на размещаемые центральными и местными органами управления;
б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;
г) на закладные и беззакладные.
9. Отличие конверсии займа от консолидации:
а) эти понятия – синонимы;
б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;
в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;
г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.
10. Органом оперативного управления государственным долгом является
а) Федеральное Собрание РФ;
б) Министерство финансов РФ;
в) Парламент РФ;
г) Аппарат Президента.
Источник
КонсультантПлюс: примечание.
О порядке внесения изменений в записи ЕГРН, в электронную закладную в случае изменения обязательства, обеспеченного ипотекой, в соответствии ст. 6.1-1, см. положения ФЗ от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 01.05.2019 N 76-ФЗ).
(введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 76-ФЗ)
1. Заемщик — физическое лицо, заключивший в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшение размера платежей заемщика на срок, определенный заемщиком (далее — льготный период), при одновременном соблюдении следующих условий:
КонсультантПлюс: примечание.
Максимальный размер кредита (займа), предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 6.1-1, составляет 15 млн руб. до установления иного Правительством РФ (ФЗ от 01.05.2019 N 76-ФЗ).
1) размер кредита (займа), предоставленного по такому кредитному договору (договору займа), не превышает максимальный размер кредита (займа), установленный Правительством Российской Федерации для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору о предоставлении льготного периода. Максимальный размер кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору о предоставлении льготного периода, может быть установлен Правительством Российской Федерации с учетом региональных особенностей;
КонсультантПлюс: примечание.
Изменение условий кредитного договора (займа) заемщиком в соответствии с ФЗ от 03.04.2020 N 106-ФЗ после окончания льготного периода не рассматривается в качестве несоблюдения условия, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 6.1 — 1.
2) условия такого кредитного договора (договора займа) ранее не изменялись по требованию заемщика (одного из заемщиков), указанному в настоящей части (вне зависимости от перехода прав (требований) по указанному договору к другому кредитору), а также не изменялись по требованию заемщика (одного из заемщиков), указанному в настоящей части, условия первоначального кредитного договора (договора займа), прекращенного в связи с заключением с заемщиком (одним из заемщиков) нового кредитного договора (договора займа), обязательства по которому обеспечены тем же предметом ипотеки, что и обязательства по первоначальному кредитному договору (договору займа);
3) предметом ипотеки является жилое помещение, являющееся единственным пригодным для постоянного проживания заемщика, или право требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения, которое будет являться единственным пригодным для постоянного проживания заемщика жилым помещением, вытекающее из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». При этом не учитывается право заемщика на владение и пользование иным жилым помещением, находящимся в общей собственности, если соразмерная его доле общая площадь иного жилого помещения не превышает норму предоставления площади жилого помещения, установленную в соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) заемщик на день направления требования, указанного в настоящей части, находится в трудной жизненной ситуации.
2. Для целей настоящей статьи под трудной жизненной ситуацией заемщика понимается любое из следующих обстоятельств:
1) регистрация заемщика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
2) признание заемщика инвалидом и установление ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы I или II группы инвалидности;
3) временная нетрудоспособность заемщика сроком более двух месяцев подряд;
4) снижение среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа), рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков), рассчитанным за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика, при этом размер среднемесячных выплат по обслуживанию обязательств перед кредитором у заемщика (заемщиков) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и графиком платежей за шесть месяцев, следующих за месяцем обращения заемщика, превышает 50 процентов от среднемесячного дохода заемщика (заемщиков), рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика;
5) увеличение количества лиц, находящихся на иждивении у заемщика (определенных в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации несовершеннолетних членов семьи, и (или) членов семьи, признанных инвалидами I или II группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и (или) лиц, находящихся под опекой или попечительством заемщика), по сравнению с количеством указанных лиц, находившихся на иждивении заемщика на день заключения кредитного договора (договора займа), с одновременным снижением среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков), рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, более чем на 20 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков), рассчитанным за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика, при этом размер среднемесячных выплат по обслуживанию обязательств перед кредитором у заемщика (заемщиков) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и графиком платежей за шесть месяцев, следующих за месяцем обращения заемщика, превышает 40 процентов от среднемесячного дохода заемщика (заемщиков), рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика.
3. Требование заемщика, указанное в части 1 настоящей статьи, должно содержать:
1) указание на приостановление исполнения своих обязательств по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, либо указание на размер платежей, уплачиваемых заемщиком в течение льготного периода;
2) указание на обстоятельство (обстоятельства) из числа обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
4. К требованию заемщика, указанного в части 1 настоящей статьи, должно быть приложено согласие залогодателя в случае, если залогодателем является третье лицо.
5. Заемщик вправе определить длительность льготного периода не более шести месяцев, а также дату начала льготного периода. При этом дата начала льготного периода не может отстоять более чем на два месяца, предшествующие обращению с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи. В случае, если заемщик в своем требовании не определил длительность льготного периода, а также дату начала льготного периода, льготный период считается равным шести месяцам, а датой начала льготного периода — дата направления требования заемщика кредитору.
6. Требование заемщика, указанное в части 1 настоящей статьи, представляется кредитору способом, предусмотренным договором, или путем направления требования по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения требования под расписку.
7. Заемщик при представлении требования, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе приложить документы, подтверждающие нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, или выдать доверенность кредитору при его согласии на получение документов, указанных в настоящей части.
8. Документами, подтверждающими нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации и условие, указанное в пункте 3 части 1 настоящей статьи, являются:
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости — для подтверждения условия, установленного в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
2) выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» — для подтверждения обстоятельства, указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи;
3) справка, подтверждающая факт установления инвалидности и выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — для подтверждения обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 5 части 2 настоящей статьи;
4) листок нетрудоспособности, выданный в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — для подтверждения обстоятельства, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи;
5) справка о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за текущий год и год, предшествующий обращению заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, — для подтверждения обстоятельств, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи;
6) свидетельство о рождении, и (или) свидетельство об усыновлении (удочерении), и (или) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя — для подтверждения обстоятельства, указанного в пункте 5 части 2 настоящей статьи.
9. Кредитор, получивший требование заемщика, указанное в части 1 настоящей статьи, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, обязан рассмотреть указанное требование и в случае его соответствия требованиям настоящей статьи сообщить заемщику об изменении условий кредитного договора (договора займа) в соответствии с представленным заемщиком требованием, направив ему уведомление способом, предусмотренным договором, а в случае, если договором он не определен, — путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.
10. В целях рассмотрения требования заемщика, указанного в части 1 настоящей статьи, кредитор в срок, не превышающий двух рабочих дней, следующих за днем получения требования заемщика, вправе запросить у заемщика документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, а также документы, подтверждающие условие, указанное в пункте 3 части 1 настоящей статьи. В этом случае срок, указанный в части 9 настоящей статьи, исчисляется со дня предоставления заемщиком запрошенных документов.
11. Кредитор не вправе требовать у заемщика предоставления документов, отличных от указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Несоответствие требования заемщика, указанного в части 1 настоящей статьи, требованиям настоящей статьи является основанием для отказа заемщику в удовлетворении его требования. Кредитор обязан уведомить заемщика об отказе в удовлетворении его требования способом, предусмотренным договором, а в случае, если договором он не определен, — путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.
13. В случае неполучения заемщиком от кредитора в течение десяти рабочих дней после дня направления требования, указанного в части 1 настоящей статьи, уведомления, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, или запроса о предоставлении подтверждающих документов либо отказа в удовлетворении его требования льготный период считается установленным со дня направления заемщиком требования кредитору, если иная дата начала льготного периода не указана в требовании заемщика.
14. Со дня направления кредитором заемщику уведомления, указанного в части 9 настоящей статьи, условия соответствующего кредитного договора (договора займа) считаются измененными на время льготного периода на условиях, предусмотренных требованием заемщика, указанным в части 1 настоящей статьи, и с учетом требований настоящей статьи. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее окончания льготного периода.
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 15 ст. 6.1-1 (в ред. ФЗ от 03.04.2020 N 106-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (займов), заключенными с заемщиками — физлицами до 03.04.2020.
15. В течение льготного периода не допускается начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), за исключением неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по уплате в течение льготного периода платежей, размер которых был уменьшен на основании его требования, указанного в части 1 настоящей статьи, а также не допускаются предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и обращение взыскания на предмет ипотеки, обеспечивающей обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа). Сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и уплачивается после уплаты в соответствии с частью 20 настоящей статьи платежей, указанных в части 18 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Заемщик вправе в любой момент времени в течение льготного периода досрочно погасить суммы (часть суммы) кредита (займа) без прекращения льготного периода, пока данные суммы платежей не достигнут сумму платежей по основному долгу и по процентам, которые заемщик должен был бы заплатить в течение действия льготного периода, если бы ему не был установлен льготный период. При достижении указанной суммы платежей действие льготного периода прекращается и кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее трех рабочих дней после прекращения льготного периода по обстоятельствам, указанным в настоящей части.
17. В случае уменьшения размера обязательств за счет платежей, уплачиваемых заемщиком в течение льготного периода, на основании его требования, указанного в части 1 настоящей статьи, а также в случае досрочного погашения заемщиком в течение льготного периода суммы (части суммы) кредита (займа) размер обязательств заемщика, погашаемых в соответствии с настоящей частью, уменьшается на размер соответствующих платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.
18. По окончании льготного периода платежи, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены заемщиком в связи с предоставлением ему льготного периода, фиксируются в качестве обязательств заемщика.
19. По окончании льготного периода платежи по кредитному договору (договору займа), уплачиваемые согласно действовавшим до предоставления льготного периода условиям кредитного договора (договора займа), уплачиваются заемщиком в размере, количестве и с периодичностью (в сроки), которые установлены или определены в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями указанного кредитного договора (договора займа), и согласно графику платежей, действовавшему до предоставления льготного периода.
20. Платежи, указанные в части 18 настоящей статьи и не уплаченные заемщиком в связи с установлением льготного периода, уплачиваются им после уплаты платежей, предусмотренных частью 19 настоящей статьи, в количестве и с периодичностью (в сроки), которые аналогичны установленным или определенным в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями указанного кредитного договора (договора займа), до погашения размера обязательств заемщика, зафиксированного в соответствии с частью 19 настоящей статьи. При этом срок возврата кредита (займа) продлевается на срок действия льготного периода.
21. Платежи, уплаченные заемщиком в течение льготного периода, направляются кредитором прежде всего в счет погашения обязательств, указанных в части 18 настоящей статьи.
22. Платежи, уплачиваемые заемщиком в счет досрочного возврата кредита (займа) по окончании льготного периода, погашают в первую очередь обязательства, указанные в части 18 настоящей статьи.
23. Кредитор по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой и условия которого были изменены в соответствии с настоящей статьей, обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке.
24. Если права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству были удостоверены закладной, кредитор обязан обеспечить внесение изменений в закладную в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Источник