Тема:
Виды и основные условия
государственных внутренних
займов
Оглавление
Государство
было и остается одним из крупнейших
участников правоотношений, связанных
с использованием заемных средств. В России,
как и в большинстве других стран, государственные
займы используются не только для безэмиссионного
финансирования государственного бюджета,
но и для стимулирования инвестиций в
различные сферы экономики, тем самым
государственные займы прямо способствуют
стабилизации российской экономики, которая
является существенным фактором политической
стабильности. Исследование общественных
отношений, связанных с образованием,
распределением и использованием централизованных
фондов денежных средств при осуществлении
государственных займов, представляется
важнейшей задачей для теории финансового
права и правоприменительной практики
в условиях развития рыночных отношений.
Актуальность данной проблемы обусловлена
активным развитием социально-экономических
процессов в современной России и той
ролью, которую в них играют государственные
займы.
Объектом
данной работы являются государственные
внутренние займы, а предметом – основные
условия осуществления государственных
внутренних займов.
Цель
реферата – дать характеристику и изучить
основные особенности государственных
внутренних займов.
Для
достижения цели работы необходимо решить
следующие задачи:
- определить
понятие, сущность и формы государственных
заимствований; - дать определение,
отразить сущность, свойства государственных
внутренних займов; - описать основные
виды государственных внутренних займов; - дать характеристику
универсальным и специальным федеральным
замам.
- Государственные
внутренние займы
- Определение,
назначение, классификация
государственных займов
Под
государственными заимствованиями
Российской Федерации понимаются государственные
займы, осуществляемые путем выпуска государственных
ценных бумаг от имени Российской Федерации,
и кредиты, привлекаемые от других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
кредитных организаций, иностранных государств,
включая целевые иностранные кредиты
(заимствования), международных финансовых
организаций, иных субъектов международного
права, иностранных юридических лиц, по
которым возникают долговые обязательства
Российской Федерации (ст.103.1 Бюджетный
кодекс Российской Федерации).
Государственные
и муниципальные внутренние заимствования
осуществляются в целях финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов
(ненефтегазового дефицита федерального
бюджета), а также для погашения долговых
обязательств.
Государственный
внутренний долг РФ состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникающей
задолженности. Государственный внутренний
долг РФ обеспечивается всеми активами,
находящимися в распоряжении Правительства
РФ.
Долговые
обязательства РФ могут быть в
форме:
- кредитов,
полученных Правительством РФ; - государственных
займов, осуществляемых посредством выпуска
ценных бумаг от имени Правительства РФ; - других долговых
обязательств, гарантированных Правительством
РФ.
Традиционная
роль государственных займов – обеспечение
финансирования государственных расходов
при недостатке бюджетных средств – дополняется
стремлением использовать государственный
кредит для проведения регулирующих мероприятий.
Другими словами, выпуск займов, сроки
и время их размещения стали определяться
не только дефицитом государственного
бюджета, как ранее, но и потребностями
регулирования денежного обращения.
Выделяют
несколько видов государственных
займов в зависимости от признаков:
1.По
способу размещения государственные займы
делятся на несколько основных групп:
свободно обращающиеся,
размещаемые по подписке,
принудительные.
Государственные
займы размещаются правительством
на рынке ссудного капитала при посредничестве
банков и небанковских финансовых институтов.
Облигации, предназначенные для реализации
основной суммы займа, обычно размещаются
через банки, а для мобилизации сбережений
населения — через систему сберегательных
касс (банков). Основными подписчиками
по государственным займам выступают
правительственные учреждения, специальные
доверительные фонды, управляемые правительством,
промышленные корпорации, банки, местные
органы власти, частные инвесторы, страховые
компании и т.п.
2.Государственные
займы бывают краткосрочные
— со сроком погашения до одного года,
среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные
— свышепяти лет.
3.По
видам доходности подразделяются на
процентные (займодержатели получают
ежегодно равными долями твердый доход
по утвержденной ставке) и выигрышные,
или лотерейные (доход выплачивается при
выходе облигации в тираж погашения или
тираж выигрышей).
4. По
месту размещения различаются государственные
займы внутренние
(в национальной валюте) и внешние,
реализуемые на иностранных денежных
рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика
и третьей страны). Облигации внутренних
займов могут покупать иностранные граждане
и общества.
Во
многих странах государственные
займы — один из важных методов
мобилизации государственных доходов
(второе место после налогов). Государства
в условиях хронической дефицитности
государственных бюджетов вынуждены постоянно
и все более широко привлекать государственные
займы для финансирования возрастающих
расходов. Налоги, несмотря на их систематический
рост, не могут обеспечивать растущие
расходы государства, доходы от госпредприятий
и государственного имущества занимают
в системе государственных доходов весьма
скромное место. Государственные займы
дают государству возможность в сжатые
сроки мобилизовать огромные денежные
средства.
Сущность
государственного займа состоит
в том, что кредиторами государства
выступают собственники ссудного капитала,
добровольно дающие денежные средства
государству в ссуду. В то же время
источником погашения государственных
займов и уплаты по ним процентов, являются
средства, мобилизуемые государством
посредством налогов. Кредиторы государства
получают гарантированный доход в виде
процентов, т.е. таким образом через займы
происходит дополнительное перераспределение
национального дохода.
Государственные
займы, как правило, имеют денежную
форму, хотя в условиях резкого обесценения
бумажных денег иногда применялась
и их натуральная форма. Основную
долю в общей сумме государственных
займов составляют внутренние займы (в
Великобритании — 97%, во Франции — 96, в
Италии — 90 и в Японии — 87%). В связи с интернационализацией
мировых рынков ссудных капиталов провести
грань между внутренними и внешними займами
достаточно трудно.
5.Государственные
займы подразделяются на облигационные
и безоблигационные. Внутренние государственные
займы обычно оформляются облигациями
на всю сумму займа. Безоблигационные
займы — займы правительства у сберкасс
или внешние межправительственные займы,
которые оформляются путем записей по
счетам государственного долга.
Государственные
займы в странах с развитой
рыночной экономикой размещаются преимущественно
при посредничестве банков и небанковских
финансовых институтов (или их объединений),
которые кредитуют государство
под всю сумму займа, получая
его по более низкому по сравнению
с номинальным эмиссионному курсу, а затем
реализуют его на денежном рынке. Кроме
того, им выплачивается за размещение
займа определенное комиссионное вознаграждение.
- Определение,
сущность, основные
условия государственных
внутренних займов
Под
государственными внутренними
заимствованиями Российской Федерации
понимаются государственные займы, осуществляемые
путем выпуска государственных ценных
бумаг от имени Российской Федерации,
и кредиты, привлекаемые от других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
кредитных организаций и международных
финансовых организаций, по которым возникают
долговые обязательства Российской Федерации
как заемщика, выраженные в валюте Российской
Федерации (ст.103.3 Бюджетный кодекс Российской
Федерации).
Право осуществления государственных
внутренних заимствований от имени Российской
Федерации в соответствии с Бюджетным
Кодексом принадлежит Правительству Российской
Федерации либо уполномоченному им Министерству
финансов Российской Федерации.
Внутренние
займы обычно оформляются путем выпуска
и размещения государственных ценных
бумаг (прежде всего облигаций) среди населения,
коммерческих банков и других финансовых
учреждений. В отличие от денежной эмиссии,
усиливающей развитие процессов инфляции,
продажа облигаций рассматривается как
неинфляционное финансирование бюджетного
дефицита. Покупатели облигаций внутреннего
государственного заема финансируют правительство,
получая в свою очередь гарантированный
доход в виде установленного процента,
выплачиваемого им правительством с определенной
периодичностью (например, ежегодно) в
течение срока погашения облигаций (например,
в течение 10 лет). В нашей стране практиковались
так называемые выигрышные
заемы, доход от которых выплачивался
держателям облигаций в форме выигрыша.
От
имени РФ право осуществления
государственных внутренних
заимствований и выдачи государственных
гарантий другим заемщикам для привлечения
кредитов принадлежит Правительству РФ.
От имени субъекта РФ такое право принадлежит
уполномоченному органу исполнительной
власти субъекта РФ. От имени муниципального
образования это право реализует уполномоченный
орган местного самоуправления.
Государственные
и муниципальные
займы осуществляются
путем выпуска
ценных бумаг от имени РФ, субъекта
РФ или муниципального образования. Таким
образом, по договору государственного
и муниципального займа заемщиком и эмитентом
выступает РФ, субъект РФ или муниципальное
образование, а инвестором — гражданин
или юридическое лицо-резидент или нерезидент.
Договор
государственного или муниципального
займа заключается путем приобретения
инвестором выпущенных государственных
либо муниципальных облигаций или других
государственных либо муниципальных ценных
бумаг, удовлетворяющих право инвестора
на получение от заемщика предоставленных
ему взаймы денежных средств или, в зависимости
от условий займа, другого имущества, установленных
процентов либо других имущественных
прав в сроки, предусмотренные условиями
выпуска займа в обращение. Изменение
условий выпущенного в обращение займа
не допускается. Государственные и муниципальные
займы являются добровольными.
Договоры
о государственных внутренних заимствованиях,
исполнение которых требует увеличения
их предельных объемов, утвержденных федеральным
законом о федеральном бюджете, включаются
только после внесения соответствующих
изменений в федеральный бюджет на очередной
финансовый год.
Государственные
внутренние заимствования осуществляются
в соответствии с программами,
утверждаемыми на очередной финансовый
год.
Ежегодно
разрабатываются и утверждаются
программы государственных заимствований
РФ и предоставляемых РФ государственных
кредитов, отражающие перечень внутренних
заимствований федерального бюджета на
очередной финансовый год с указанием
цели, источников, сроков возврата, общего
объема заимствований, объема использованных
средств по займу до начала финансового
года и объема заимствований в данном
финансовом году.
Программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований представляют собой
перечень внутренних заимствований РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований
на очередной финансовый год по формам
и видам заимствований, общий объем заимствований,
направляемых на покрытие дефицита бюджета.
В программы включаются соглашения о займах,
заключенные в предыдущие годы, если такие
соглашения не утратили силу.
При
выпуске долговых обязательств РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований
с обеспечением исполнения обязазательств
в виде обособленного имущества программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
содержат количественные данные об эмиссии
таких обязательств, выраженные в национальной
валюте, а также примерный перечень имущества,
которое может служить обеспечением исполнения
этих обязательств в течение срока заимствования.
Источник
ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ, гос. заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия к.-л. расходов (напр., военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии гос. облигаций и др. долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или др. материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.
По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние Г. з. Номинал ценных бумаг внешних Г. з. устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних Г. з., как правило, номинируются в нац. валюте и обращаются на внутр. рынках. Мн. государства устанавливают разл. ограничения для покупки нерезидентами внутр. долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.
Держатели облигаций Г. з. получают свой доход в осн. в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отд. периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные Г. з., когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) Г. з., погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые Г. з. предусматривают смешанную форму выплаты дохода, напр. процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.
Ценные бумаги Г. з. бывают неиндексируемыми и индексируемыми (т. е. предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или др. показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также Г. з., погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.
По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных – в виде записей на электронных счетах.
По свободе обращения на рынке Г. з. делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов – центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, гос. и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), др. крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.
Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем др. Г. з. такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутр. ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.
Г. з. в осн. стали использоваться с кон. 17 – нач. 18 вв. До нач. 20 в. объём Г. з. всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов Г. з. произошёл во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией междунар. потоков капитала. К кон. 20 в. вложения в гос. долговые облигации в нац. и иностр. валюте превысили 60 трлн. долл., что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения Г. з. (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т. п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-х гг. ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как осн. местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на др. континентах. В отличие от традиц. междунар. облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации – наиболее динамичный сегмент внешних гос. займов.
Г. з. – осн. форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в осн. прибегают к внутренним Г. з. В нач. 2003 у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутр. ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.
Государственные займы в России
Г. з. были осн. формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний Г. з. был осуществлён в 1769 имп. Екатериной II, первый внутренний Г. з. – в 1809 при имп. Александре I. Между 1769 и 1914 рос. правительство заняло за границей и внутри России ок. 15 млрд. руб.; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей рос. задолженности приходилось на займы периода 1887–1902, займы до 1887 составляли ок. 6%, а займы в предвоенное десятилетие – немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний Г. з. был выпущен Врем. правительством в марте 1917 – «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, т. е. должен был погашаться в 1971. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Г. з. были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной нац. валюты.
После отказа правительства В. И. Ленина в янв. 1918 платить по царским долгам, сов. государство как суверенный заёмщик на неск. десятилетий оказалось отрезанным от междунар. рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в т. ч. долгов царской России, а также присвоения России в окт. – нояб. 1996 сразу тремя ведущими междунар. рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных междунар. валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европ. рынках. Осуществлённый Россией в нояб. 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним Г. з. в новейшей рос. истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988–1990 СССР на общую сумму 1,6 млрд. долл., формально не были Г. з., т. к. их офиц. эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).
Отсутствие внешних Г. з. СССР компенсировал внутренними Г. з. Первые займы начались в 1922, и они были добровольными. В осн. это были краткосрочные натуральные займы – 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, напр., целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это т. н. добровольно-принудит. займы, которые в дальнейшем стали осн. формой заимствования средств населения. К кон. 1929 эти займы составляли уже более трети остатка гос. долга, тогда как доля рыночных займов – всего 12% (в 1926 – более 40%). А четвёртый выпуск Займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 млн. подписчиков (в 1927 было только 6 млн. подписчиков на госзаймы). Кроме принудит. подписки имели место многочисл. конверсии Г. з. (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, т. е. являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние Г. з. во время Вел. Отеч. войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых воен. расходов. Размещение Г. з. было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в кон. 1950-х гг., заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудит. займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше – с 1974. В последующем Г. з. размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В кон. 1980-х гг. была предпринята попытка увеличить Г. з. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.
В 1990-е гг. происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних Г. з. Объём внутренних займов в виде ГКО (Гос. казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 примерно 430 млрд. руб., или ок. 70 млрд. долл. по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих Г. з., в авг. 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО – ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних Г. з. был восстановлен уже через 2–3 года. В нач. 2000-х гг. на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутр. долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.
Источник