Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
- Особенности кредитования
- Какие функции выполняет государственный кредит?
- Основные виды
- Условия получения
- Принципы функционирования государственного кредита
- Плюсы и минусы
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
- Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
- Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
- Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
- Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
- Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Основные функции:
- Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
- Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
- Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
- Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
- Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.
По географическому признаку выделяются:
- внешние кредиты (займы у иностранных государств);
- внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
- Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
- Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
- Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
- Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
- добровольность;
- возмездность (необходимость возврата с процентами);
- целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
- обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
- срочность (период погашения);
- возвратность (обязательство вернуть заемные средства).
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
- возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
- пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
- укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
- возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
- рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
- если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Источник
Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике
Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 1).
Рис. 1. Система источников государственных финансов
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.
Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).
Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.
Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).
Понятие и формы государственного кредита
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
- краткосрочный характер (до 1 года);
- среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);
по праву эмиссии они делятся на:
- выпускаемые центральным правительством;
- выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
- только среди населения;
- только среди юридических лиц;
- как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
- процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
- выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
- беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
- добровольные;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Виды государственных кредитов и займов
Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.
Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.
В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.
Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Предоставление кредита оформляется кредитным договором.
Условиями кредитного договора непременно являются:
- погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
- обеспеченность кредита;
- размер процентной ставки.
Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.
Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.
Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.
Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.
Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт «МММ» и других подобных «эмитентов».
Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.
Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.
Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.
Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.
Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.
Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.
Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг
Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:
- физических лиц;
- юридических лиц
Внутренний госкредит представлен следующими формами:
- госзаймы путем эмиссии ценных бумаг;
- кредиты центрального банка;
- кредиты коммерческих банков и предприятий.
Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам:
- по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органамивласти;
- по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
- в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
- по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
- в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
- в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
- в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
- в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.
Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).
Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг
Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):
- эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
- срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации);
- держатель: предъявительские и именные;
- метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
- цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
- формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;
способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.
Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом
Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже
Ценные бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами
Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента
Источник