Среди
общественных объединений выделяются
те, для которых деятельность в
финансово-контрольной сфере не
является основной (адвокатура, правозащитные
организации и т. д.) и которые
образуются специально для осуществления
финансового контроля. Так, Указом Президента
РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 [19]
определена возможность привлечения общественных
объединений организаций вкладчиков и
акционеров для осуществления контроля
за деятельностью на финансовом и фондовом
рынках России.
По
степени императивности
выделяют обязательный и инициативный
финансовый контроль. Обязательный финансовый
контроль возможен: в силу требования
законодательства (контроль ЦБ РФ за деятельностью
коммерческих банков и т. д.); по решению
органов государственной власти или правоохранительных
органов (контроль территориальных органов
валютного контроля за соблюдением валютного
законодательства РФ; документированные
проверки и ревизии финансово-хозяйственной
деятельности организаций всех форм собственности,
проводимые территориальными контрольно-ревизионными
органами Министерства финансов РФ по
мотивированным постановлениям органов
прокуратуры и т. д.).
Инициативный
финансовый контроль проводится по усмотрению
хозяйствующего субъекта собственными
силами (руководитель предприятия, бухгалтерия,
финансовый отдел, юридическая служба
и др.) или с привлечением внешних специалистов
(независимые эксперты, аудит).
3
Методы финансового контроля
Практическая
реализация финансового контроля осуществляется
с использованием определенных методов.
Методы финансового контроля представляют
собой совокупность обоснованных и адаптированных
конкретно-определенных приемов, средств
или способов, применяемых при осуществлении
контрольных функций.
Методы
финансового контроля имеют большое
значение, поскольку от правильного
выбора контролирующими субъектами
конкретных действий и процедур зависят
достижение конечного результата и
эффективность контроля. С другой
стороны, адекватное применение приемов
и способов финансового контроля
гарантирует соблюдение прав и законных
интересов подконтрольных субъектов,
позволяет не препятствовать нормальному
функционированию хозяйственной деятельности.
Наличие
у финансового контроля разнообразных
целей и задач обусловливает
и дифференцированный подход к их
решению, необходимость использования
различных способов проверок, оценок
и анализа финансового состояния
подконтрольных объектов. Применение
конкретного метода зависит и
от ряда других факторов: правового
положения и особенностей деятельности
контролирующих органов; форм и объектов
проведения контроля; оснований возникновения
контрольных правоотношений; особенностей
ведения бухгалтерского учета; финансо-правового
режима доходов и расходов подконтрольного
субъекта и т. д.
Можно
выделить шесть основных методов
финансового контроля: наблюдение,
обследование, анализ, проверка, ревизия
и финансово-экономическая экспертиза
[2, с. 165].
Наблюдение
представляет собой ознакомление с деятельностью
объекта контроля без применения сложных
комплексных приемов получения и оценки
информации.
Обследование
— один из основных методов предварительного
финансового контроля; оно направлено
на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности. Обследование применяется
для оперативного выявления фактов, свидетельствующих
о соблюдении финансовой дисциплины (или
о ее нарушениях), также определения целесообразности
более глубокой, всесторонней проверки
подконтрольного объекта. Основная цель
обследования — общий анализ финансово-хозяйственной
деятельности, выявление ее недостатков.
Эта цель достигается путем решения следующих
задач: исследования (мониторинга) финансовой
документации; выявления финансового
состояния объекта проверки; проверки
соблюдения нормативных актов в сфере
исполнения бюджетных назначений и правильности
их оформления; оценки уровня обоснованности
и целевого назначения государственных
расходов и т. д.
Анализ
представляет собой специальный метод
контроля достоверности финансовой документации
с использованием аналитических приемов
математики. Как правило, объектом финансового
анализа являются бухгалтерские счета
и балансы, а главной задачей — выявление
полноты и своевременности отражения
в учете и отчетности налогооблагаемой
базы. Данный метод финансового контроля
осуществляется финансовыми органами,
ведущими расчеты хозяйствующих субъектов
по платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды (налоговыми органами, внебюджетными
фондами и т. д.). В результате анализа финансовой
деятельности контролируемого объекта
производится доначисление налогов или
уточнение налогооблагаемой базы, что
значительно влияет на рост доходов государственных
или муниципальных бюджетов.
Проверка
представляет собой один из основных методов
финансового контроля и предусматривает
исследование определенного круга вопросов
с целью выявления нарушений финансового
законодательства. В ходе осуществления
проверки контролирующие органы анализируют
финансовую деятельность объекта, привлекая
максимальное количество документальных
источников информации. Объектом проверки
может быть любая финансовая операция,
совершенная территориальными, коллективными
или индивидуальными субъектами финансовых
правоотношений. Субъектами, имеющими
право на проведение проверок, являются
практически все органы и агенты финансового
контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует
своевременное исполнение доходных и
расходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов; Федеральное казначейство проверяет
использование средств федерального бюджета;
Центральный банк РФ контролирует осуществление
банковских операций, проводит инвентаризацию
валютных и иных ценностей, находящихся
в денежных хранилищах и кассах кредитных
организаций, и т. д.
В
зависимости от различных оснований
проверки подразделяются на комплексные,
тематические, документальные, камеральные,
выездные, встречные и др. [1, с. 101].
Формой
завершения проверки служит акт о выявленных
нарушениях (акт проверки)
или (в случае отсутствия нарушений) письменное
заключениепроверяющего. В акте проверки
отражаются все основные выявленные нарушения
и недостатки в целях последующего рассмотрения
дела компетентным органом (должностным
лицом). На основании изложенных в акте
фактических данных руководитель контролирующего
органа вправе принять одно из решений:
—
о направлении проверяемому субъекту
предписаний об устранении выявленных
нарушений финансового законодательства;
—
о применении к нарушителю мер ответственности
в соответствии с компетенцией органа
проверки;
—
о направлении материалов дела в иной
компетентный орган финансового контроля;
—
о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных
прав государства (муниципального образования).
При
вынесении решения о привлечении
подконтрольного объекта к ответственности
акт проверки имеет доказательственную
силу, однако указанные в нем факты
должны быть исследованы в ходе судебного
разбирательства.
Ревизия
— это комплексная проверка, направленная
на изучение финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений, граждан-предпринимателей
и др. Характерными чертами ревизии являются
максимальный охват экономических и юридических
сторон деятельности, участие в ее производстве
экспертов и специалистов, сочетание различных
приемов финансового контроля. Ревизия
осуществляется с целью выявления законности,
достоверности и целесообразности финансовых
операций, что достигается в ходе контроля
за следующими сферами финансово-хозяйственной
деятельности: соблюдением финансовой
дисциплины; рациональным использованием
государственных денежных средств; сохранностью
материальных и денежных ресурсов; правильностью
ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности и др.
Проведение
ревизии требует оперативности,
высокой квалификации сотрудников
проверяющего органа, четкого механизма
их взаимодействия, поэтому комплексные
проверки осуществляются, как правило,
специальными органами финансового
контроля — Счетной палатой РФ, Министерством
финансов РФ, Центральным банком РФ и др.
Ревизии
можно подразделить на документальные
и фактические; плановые и внеплановые;
фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные
и встречные; комплексные и тематические
[10, с. 103].
Финансово-экономическая
экспертиза — проведение специалистами
исследования действительных объемов
и направлений движения финансовых средств
в целях выявления целесообразности, рациональности
и эффективности проведенных финансовых
операций и финансовой деятельности и
контролируемого субъекта за проверяемый
период. Этот метод финансового контроля
является наиболее сложным, трудоемким,
но важным и необходимым как для контролирующего
органа, так и для подконтрольного субъекта.
В ходе проведения экономической экспертизы
финансовой деятельности какого-либо
субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы
развития территорий, бизнес-планы предприятий,
периодическая и годовая отчетность, на
основании которых исследуются главные
экономические показатели финансовой
деятельности проверяемых субъектов.
Заключение
Финансовый
контроль служит формой реализации контрольной
функции финансов и с позиций
финансового права призван в
первую очередь охранять и обеспечивать
права государства. Финансовый контроль
имеет стоимостное выражение, поэтому
он осуществляется во всех сферах общественного
воспроизводства и сопровождает
все этапы финансовой деятельности
государства, муниципальных образований,
предприятий, учреждений, организаций.
Государственный
финансовый контроль включает в себя контроль
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и преимуществ.
Укрепление
законности как основная цель государственного
финансового контроля находится
в органической взаимосвязи с
финансовой дисциплиной.
В
финансово-правовой теории и практике
осуществления финансового контроля
традиционно выделяются следующие
его формы: предварительный, текущий
и последующий.
Финансовый
контроль выступает разновидностью
финансовой деятельности и одновременно
разновидностью управленческой деятельности
государства в финансовой сфере,
поэтому в зависимости от субъектов,
осуществляющих государственный финансовый
контроль, выделяют: контроль законодательных
(представительных) органов государственной
власти; контроль Президента РФ; контроль
органов исполнительной власти общей
компетенции; контроль со стороны специально
образованных органов исполнительной
власти; внутренний (внутриведомственный
и внутрихозяйственный) контроль; аудиторский
контроль; общественный контроль.
Практическая
реализация финансового контроля осуществляется
с использованием определенных методов,
основные из них: наблюдение, обследование,
анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая
экспертиза.
Задача
Гражданин
К. приобрел в банке облигации
краткосрочного муниципального займа
города N. Когда наступил срок выплаты
по данным ценным бумагам, банк объявил,
что в настоящее время испытывает
некоторые финансовые трудности, и
предложил гражданину К. подождать
еще полгода, обещав полностью расплатиться
по облигациям в указанный срок.
Гражданин
К. обратился в Департамент муниципальных
финансов администрации города N с
требованием немедленно выплатить
ему обещанные деньги по облигациям
муниципального займа. Каким должен
быть ответ Департамента муниципальных
финансов администрации города N? Если
Департамент откажет удовлетворить требования
гражданина К., имеет ли он право обратиться
в суд и кто должен выступать ответчиком
по делу?
Департамент
муниципальных финансов администрации
города N обязан выплатить деньги по облигациям
муниципального займа в срок, указанный
на облигации, а в случае отказа будет
выступать в суде ответчиком по делу, т.к.
является эмитентом облигаций – органом,
который по законодательству муниципального
образования исполняет функции составления
и/или исполнения местного бюджета.
Согласно
ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля
1996 года [20] под облигацией понимается
эмиссионная ценная бумага, закрепляющая
право ее держателей на получение от эмитента
облигации в предусмотренный ею срок ее
номинальной стоимости и зафиксированного
в ней процента от этой стоимости или иного
имущественного эквивалента.
Исполнение
обязательств муниципальных образований
по муниципальным ценным бумагам (облигациям)
осуществляется в соответствии с
условиями их выпуска за счет средств
муниципальной казны в соответствии
с Федеральным законом «Об
особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных
ценных бумаг» от 29 июля 1998 [21] и законом
(иным нормативным правовым актом) о бюджете
на предстоящий финансовый год. Исполнение
может производиться путем предоставления
денежных средств, установленных процентов
от номинальной стоимости ценной бумаги.
Погашение муниципальных ценных бумаг
может быть досрочным, а может производиться
в сроки, установленные условиями эмиссии.
Источник
Брокерские услуги оказывает ПАО Сбербанк (Банк), генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015г., лицензия на оказание брокерских услуг № 045-02894-100000 от 27.11.2000г.
Подробную информацию о брокерских услугах Банка Вы можете получить по телефону 8-800-555-55-50, на сайте www.sberbank.ru/broker или в отделениях Банка. На указанном сайте также размещены актуальные на каждый момент времени Условия предоставления брокерских и иных услуг. Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке.
Содержание настоящего документа приводится исключительно в информационных целях и не является рекламой ценных бумаг и/или иных финансовых инструментов и/или финансовых услуг. Никакая часть настоящего документа не рассматривается и не должна рассматриваться как предложение со стороны Банка о покупке или продаже каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг какому-либо лицу. Никакие финансовые инструменты, продукты или услуги, упомянутые в настоящем документе, не предлагаются к продаже и не продаются в какой-либо юрисдикции, где такая деятельность противоречила бы законодательству о ценных бумагах или другим местным законам и нормативно-правовым актам или обязывала бы Банк выполнить требование регистрации в такой юрисдикции. В частности, доводим до Вашего сведения, что ряд государств (в частности, США и Европейский Союз) ввел режим санкций, которые запрещают резидентам соответствующих государств приобретение (содействие в приобретении) долговых инструментов, выпущенных Банком. Банк предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые в настоящем документе финансовые инструменты, продукты или услуги. Таким образом, Банк не может быть ни в какой форме привлечен к ответственности в случае нарушения Вами применимых к Вам в какой-либо юрисдикции запретов.
Никакие положения настоящего информационного материала не являются и не должны рассматриваться как индивидуальные инвестиционные рекомендации и/или намерение Банка предоставлять услуги инвестиционного советника. Банк не может гарантировать, что финансовые инструменты, продукты и услуги, описанные в нем, подходят лицам, которые ознакомились с такими материалами. Банк рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены в настоящем материале, а сделать свою собственную оценку соответствующих рисков и привлечь, при необходимости, независимых экспертов. Банк не несет ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате принятия Вами решений в отношении финансовых инструментов, продуктов и услуг, представленных в информационных материалах.
Банк прилагает разумные усилия для получения информации из надежных, по его мнению, источников. Вместе с тем, Банк не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся в настоящем информационном материале, являются достоверными, точными или полными. Любая информация, представленная в данном документе, может быть изменена в любое время без предварительного уведомления. Любая приведенная в настоящем документе информация и оценки не являются условиями какой-либо сделки, в том числе потенциальной.
Финансовые инструменты и инвестиционная деятельность связаны с высокими рисками. Настоящий документ не содержит описания таких рисков, информации о затратах, которые могут потребоваться в связи с заключением и прекращением сделок, связанных с финансовыми инструментами, продуктами и услугами, а также в связи с исполнением обязательств по соответствующим договорам. Стоимость акций, облигаций, инвестиционных паев и иных финансовых инструментов может уменьшаться или увеличиваться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Прежде чем заключать какую-либо сделку с финансовым инструментом, Вам необходимо убедиться, что Вы полностью понимаете все условия финансового инструмента, условия сделки с таким инструментом, а также связанные со сделкой юридические, налоговые, финансовые и другие риски, в том числе Вашу готовность понести значительные убытки.
Банк и/или государство не гарантирует доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. До осуществления инвестиций необходимо внимательно ознакомиться с условиями и/или документами, которые регулируют порядок их осуществления. До приобретения финансовых инструментов необходимо внимательно ознакомиться с условиями их обращения.
Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках брокерского обслуживания, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Банк настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых в информационных материалах финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка (далее — участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк руководствуется интересами своих клиентов. Более подробную информацию о мерах, предпринимаемых Банком в отношении конфликтов интересов, можно найти в Политике Банка по управлению конфликтом интересов, размещённой на официальном сайте Банка: (https://www.sberbank.com/ru/compliance/ukipk)
Источник