Государственный внутренний и внешний долг
Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.
Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).
Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.
Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.
Долговые обязательства государства представляют собой следующее:
- Кредиты, полученные правительством.
- Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
- Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.
Классификация и виды государственного долга
Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).
Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).
В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.
Рис. 1. Классификация государственного долга
Активный и пассивный государственный долг — характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.
Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.
Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.
В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.
Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:
- по эмитентам — центральные и территориальные;
- обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
- категориям кредиторов;
- оформлению — документарные и бездокументарные;
- срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
- доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
- условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.
Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник
Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Государственный долг это важный макроэкономический показатель, от величины которого часто зависит будущее страны. У одних государств он составляет триллионы долларов, у других – его практически нет. Однако оценивать финансовое состояние страны лишь по абсолютной величине государственного долга неверно: это может привести к ложным выводам, так как большой госдолг далеко не всегда является показателем слабой экономики. Обо всех нюансах подсчета госдолга будет рассказано в этой статье.
Что такое государственный долг?
Сложность оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.
В качестве кредиторов государства могут выступать:
- Иностранные юридические и физические лица (посредством покупки гос. еврооблигаций).
- Граждане страны и отечественные юридические лица (путем покупки гос. облигаций в национальной валюте, в России через приобретение ОФЗ).
- Правительственные органы других стран и международные финансовые организации (посредством покупки гос. еврооблигаций или прямого кредитования).
⚡ При подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его госдолг все равно считается положительным.
Составляющие государственного долга
Разберемся с некоторой путаницей в понятиях. Строго говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг. Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны, обеспеченные правительством. А внешний долг страны это ее долговые обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными фондами (например, МВФ).
Сумма этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства (госдолг). Обычно сюда же включаются проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.
Составляющие государственного долга в разных странах могут заметно отличаются. Например, в России госдолгом считается обязательства:
- федеральных органов власти
- Центробанка
- субъектов РФ
- долги третьих лиц, гарантированные правительством страны (гос. гарантии).
Государственные гарантии возникают, когда правительство дает письменное согласие отвечать за долги частных организаций: это один из методов поддержки стратегических и системообразующих предприятий.
В США понятие госдолга намного ýже: в него входят лишь обязательства федерального правительства. То есть ни долги отдельных штатов, ни долги физических и юридических лиц, гарантированные государством, не входят в сумму госдолга США. Зато в него включаются обязательства перед Федеральной резервной системой (ФРС).
В обоих случаях составляющими государственного долга не являются обязательства правительства по социальным, пенсионным и иным выплатам, в том числе по выплатам и компенсациям другим странам – например, по репарациям.
Обслуживание государственного долга
Госдолг также можно разделить на капитальный и текущий:
- Капитальный госдолг – общая сумма долга, необходимая для погашения всех задолженностей государства.
- Текущий госдолг – это стоимость обслуживания госдолга и долговые обязательства, которые необходимо погасить в текущем году.
Как государство должно отдавать свои долги? За счет прибыли своей экономики. Для сырьевых стран, как Россия, этому благоприятствует мировая цена на основной энергоноситель – нефть. Китай оказывается конкурентным за счет дешевой рабочей силы и низкой себестоимости продукции, а технологичные страны, как США или Израиль, за счет спроса на товары IT-сектора. Как известно, за последний айфон многие согласны платить серьезные суммы.
Когда у государства нет возможности погасить текущий долг, оно объявляет дефолт – признается в неплатежеспособности, невозможности отвечать по долговым обязательствам. Т.е. вроде как с соседом Васей по лестничной клетке: просишь вернуть, а Вася говорит, что все пропил. Однако последствия для экономики страны, отказавшейся возвращать долг, обычно печальны: ее ждет обвал национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы (экономика страны за это время лишится большей части инвестиций).
Каким выглядит самое очевидное решение? Чтобы избежать дефолта, в экономически сложные периоды страны просто берут новые кредиты для погашения старых. Вася тоже может перезанять, если найдет у кого. Но на уровне государств при новом займе ставка как правило возрастает – таким образом правительство перекладывает долговое бремя на будущие поколения.
Другая причина объявления дефолта – достижение лимита (потолка) госдолга. Однако этот лимит устанавливается правительственными органами самого государства, поэтому на практике ограничения просто расширяют. Например, США за последние 20 лет для предотвращения фискальных разрывов и технических дефолтов пользовалось этой возможностью не менее 3 раз.
Виды государственного долга
Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:
① По сроку погашения:
- краткосрочный (менее 12 месяцев);
- среднесрочный (от 1 до 5 лет);
- долгосрочный (более 5 лет).
② По валюте, в которой исчисляется кредит:
- выраженный в национальной валюте;
- выраженный в иностранной валюте.
③ По инструменту кредитования:
- ценные бумаги, доступные гражданам государства;
- общедоступные ценные бумаги;
- кредиты от правительственных органов других стран;
- кредиты от международных финансовых организаций;
- кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).
④ По принадлежности кредитора к заемщику:
- внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
- внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).
Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем верна. Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.
Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.
Статистика по странам
Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.
Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:
абсолютная величина госдолга
соотношение гос. долга к ВВП
величина госдолга на душу населения
Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.
Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-debt.
Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:
Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/external-debt.
А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:
Интересно сравнить первые две позиции: Япония и Венесуэла. Первая это экономически мощная страна с высоким уровнем жизни, а вторую уже не первый год сотрясает экономический кризис и гиперинфляция. Второй знаковый момент в том, что несмотря на максимальный государственный долг, США в данном случае находятся только на 13-ом месте с показателем 107% (против 238% у Японии). В ТОП-10 также присутствует и благополучный Сингапур, и кризисная Греция. Посмотреть текущую статистику стран можно по ссылке https://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-debt-to-gdp.
Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека. Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.
Россия
Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран. Хотя внутренний долг страны растет, внешний уже долгое время не показывает явной тенденции: по большей части это связано с иностранными санкциями, ограничивающими возможность кредитования России.
Источник