Фото: pixabay.com
Внешний долг страны – это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.
Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:
- Валовой внешний долг – складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
- Государственный долг – сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.
При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси – остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в экономике, подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.
Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.
По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения ВВП и внешнего долга Республики Беларусь за 2019 год:
* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП
С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.
Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.
Структура валового внешнего долга Беларуси
Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:
- Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
- Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
- Долги банковской системы Республики – 17,3%;
- Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
- Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.
Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:
- текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
- непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
- займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.
Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства
Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.
Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.
Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.
Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.
Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.
Было получено:
- От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
- От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
- Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.
Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.
В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:
- 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
- 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
- 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
- 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
- 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
- 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
- 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
- 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.
Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.
Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.
Динамика внешнего госдолга
В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.
Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.
Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.
За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6%.
В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $1 934,9 млн.:
С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $892,4 млн.:
В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $4 040,7 млн.:
Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:
За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $2 353,8 млн.:
Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:
За 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $1 643,6 млн.:
Погашение внешнего государственного долга за 2019 год составило $1 511,3 млн.:
В январе-июле 2020 года привлечены внешние государственные займы на сумму $1840,0 млн.:
Погашение внешнего государственного долга в январе-июле 2020 года составило $1049,3 млн.:
Внешний долг в Беларуси в 2020
Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ. Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на 3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%.
Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2018 года на 3,1 миллиарда долларов, или на 22,6% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 января 16,7 миллиардов долларов США.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2019 года составил 16,9 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,0%.
Государственный долг на 1 января 2020 года составил 44,8 миллиардов рублей, уменьшившись с начала года на 1,3% (0,6 млрд. руб.), или 33,7% к ВВП при пороговом значении – не более 45% к ВВП: внешний госдолг – 27,1% к ВВП, внутренний госдолг – 6,6% к ВВП. На 1 января 2020 года внешний госдолг составил 17,1 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,4%.
Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме перечислил кредитные средства в течение 2016-2018 годов.
Можно предположить, что Правительство Республики желало бы погасить большую часть займов за счет новых кредитов. Вероятнее всего так и произойдет.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter
Источник
12.2. Государственные займы
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые классифицируются по самым различным основаниям.
1. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему.
2. По сроку заимствования займы могут быть краткосрочными (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).
3. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы – перед резидентами.
4. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.
5. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала), дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).
6. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства (займы) с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
7. По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.
8. По субъектам эмитентам государственные займы классифицируются, например, на займы, выпускаемые правительством и местными органами управления.
9. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды.
На территории Республики Беларусь в соответствии со ст. 52 БК право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.
Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.
Ст. 53 БК определяет, что долговые обязательства Республики Беларусь могут осуществляться в формах:
— кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
— государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
— договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
— займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
— договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
— договоров о получении бюджетных кредитов.
Обязательства в форме кредитных соглашений (договоров) наиболее активно используются в последнее время в контексте необходимости создания соответствующих условий для преодоления кризисных явлений в экономике.
В отношениях по заключению кредитных соглашений (договоров) в роли заемщика выступает Республика Беларусь в лице соответствующих органов. Возникающие при этом отношения наряду с нормами финансового права регулируются международным правом, в рамках которого, в частности, определяется правовой статус международных финансовых организаций, порядок, условия предоставления, использования и погашения денежных средств, выданных этими организациям.
Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.
Привлечение внешних государственных займов Правительством Республики Беларусь, резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительством Республики Беларусь и резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления займов (кредитов) заемщикам на условиях переуступки осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь.
Внешние государственные займы, предоставленные резидентам Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к внешним государственным займам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь.
Цель привлечения внешнего государственного займа указывается в решении о его привлечении в соответствии с основными целями заимствований, предусмотренными Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.
Порядок привлечения внешних государственных займов установлен Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь»[1].
Привлечение внешних займов осуществляется:
— Республикой Беларусь — для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
— Правительством Республики Беларусь — для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ, а также иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
— резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь – для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки: для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики; для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики; для иных целей в соответствии с законодательными актами.
Решение о привлечении займа Республикой Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь; Правительством Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, — Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь; резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, — Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются одной из самых распространенных форм долговых обязательств Республики Беларусь.
Государственными ценными бумагами в соответствии со ст. 56 БК являются государственные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь»[2] государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде:
— государственных краткосрочных облигаций со сроком обращения до одного года (ГКО);
— государственных долгосрочных облигаций со сроком обращения один год и более (ГДО).
Выпуск данных облигаций осуществляются с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Облигации эмитируются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов.
Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.
По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, их условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций.
Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:
— продажи на аукционе: проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым этим банком по согласованию с Министерством финансов; проводимом Министерством финансов через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» по правилам проведения аукциона, утверждаемым данным Министерством;
— прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных этим Министерством;
— их передачи или продажи банкам для их последующей реализации.
Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов.
В целях привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц для финансирования дефицита бюджета используются государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте(далее – облигации), порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929 «Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте»[3].
Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных Законом Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Облигации выпускаются в виде записей по счетам.
Владельцами облигаций могут быть юридические лица — резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.
Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов об объеме выпуска, номинальной стоимости, валюте номинала, сроке обращения, датах выпуска и погашения, порядке выплаты дохода, а также других условиях, объявляемых юридическим лицам — резидентам и нерезидентам Республики Беларусь не позднее чем за три дня до даты выпуска облигаций.
Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в сроки, указанные в глобальном сертификате, который оформляется на каждый выпуск облигаций, в свободно конвертируемой валюте, в которой выражен номинал облигации, и поручает Министерству финансов не позднее чем за два рабочих дня до установленных сроков погашения и выплаты дохода по облигациям перечислять Национальному банку необходимые для этого денежные средства в полном объеме.
С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь»[4] утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь, которые определяют порядок выпуска, обращения и погашения облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь (далее — облигации).
Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.
Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год и могут уточняться при его исполнении. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Основные условия каждого выпуска облигаций (объем эмиссии, дата выпуска, порядок и сроки погашения облигаций, их номинальная стоимость, сроки размещения и обращения, размер процентного дохода и другие условия) определяются Министерством финансов.
Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигаций.
Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены их владельцами в банки для получения процентного дохода и номинальной стоимости в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. По истечении указанного срока требование по погашению облигаций подлежит исполнению Министерством финансов независимо от сроков обращения собственника или иного законного владельца облигаций.
Министерство финансов обязано в установленные им сроки перечислять банкам денежные средства для выплаты процентного дохода и номинальной стоимости облигаций в полном объеме.
Правительство Республики Беларусь гарантирует по истечении срока обращения облигаций выплату их номинальной стоимости и процентного дохода.
К разновидностям государственных займов относятся облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, номинированных в иностранной валюте (далее – облигации), порядок выпуска, обращения и погашения утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 «О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь»[5].
Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме. Они размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов.
Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и могут уточняться при его исполнении.
Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия и устанавливает в них: объем эмиссии, дату выпуска, дату погашения, срок обращения, дату выплаты дохода, номинал, процентную ставку дохода, сумму начисленных процентов, подлежащую розыгрышу, количество тиражей выигрышей, объемы выигрышей, наименование валюты займа и другое.
Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов (далее — банки-агенты), в течение срока обращения облигаций по курсовой стоимости. Величина курсовой стоимости облигаций устанавливается Министерством финансов и зависит от времени их приобретения.
Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей.
Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены их владельцами в банки-агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. По истечении указанного срока требование по погашению облигаций подлежит исполнению Министерством финансов независимо от сроков обращения собственника или иного законного владельца облигаций.
Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций по истечении срока их обращения, а также выплату процентного дохода и выигрыша по ним.
Многообразие правовых норм в сфере государственных заимствований посредством выпуска государственных ценных бумаг, а также необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг способствуют в последнее время появлению в финансово-правовой науке подхода по вопросу формирования в рамках финансового права самостоятельного института правового регулирования рынка ценных бумаг – фондового права.
[2] НРПА. 2003. № 22. 5/11958; 2006. № 123. 5/22648; 2009. № 44. 5/29298.
[3] НРПА. 1999. № 2. 5/2219; 2001. № 63. 5/6277; 2002. № 65. 5/10550; 2002. № 77. 5/10721; 2006. № 123. 5/22648; 2006. № 206. 5/24354; 2009. № 44. 5/29298; 2012. 5/36542.
[4] НРПА. 2001. № 70. 5/6419; 2007. № 171. 5/25499; 2009. № 44. 5/29298.
[5] НРПА. 1999. № 83. 5/1881; 2007. № 171. 5/25499; 2009. № 44. 5/29298.
Источник