В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.
Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.
Облигация 1936 года на сумму 10 рублей
Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.
Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.
Существовали займы нескольких типов:
Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.
Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.
Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.
Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.
Годы НЭПа
Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.
С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.
Индустриализация
С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.
С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.
В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.
Облигации военного времени
С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.
Облигация военного займа 1944 года
Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.
Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.
Восстановление народного хозяйства
С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.
Облигация 2% займа 1948 года
В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.
С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.
Облигация 1952 года на сумму 500 рублей
Последние займы СССР
В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.
Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.
Займы современной России
Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.
Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей
В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.
С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.
Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.
Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:
Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.
Источник
ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ, гос. заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия к.-л. расходов (напр., военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии гос. облигаций и др. долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или др. материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.
По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние Г. з. Номинал ценных бумаг внешних Г. з. устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних Г. з., как правило, номинируются в нац. валюте и обращаются на внутр. рынках. Мн. государства устанавливают разл. ограничения для покупки нерезидентами внутр. долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.
Держатели облигаций Г. з. получают свой доход в осн. в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отд. периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные Г. з., когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) Г. з., погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые Г. з. предусматривают смешанную форму выплаты дохода, напр. процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.
Ценные бумаги Г. з. бывают неиндексируемыми и индексируемыми (т. е. предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или др. показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также Г. з., погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.
По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных – в виде записей на электронных счетах.
По свободе обращения на рынке Г. з. делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов – центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, гос. и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), др. крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.
Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем др. Г. з. такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутр. ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.
Г. з. в осн. стали использоваться с кон. 17 – нач. 18 вв. До нач. 20 в. объём Г. з. всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов Г. з. произошёл во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией междунар. потоков капитала. К кон. 20 в. вложения в гос. долговые облигации в нац. и иностр. валюте превысили 60 трлн. долл., что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения Г. з. (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т. п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-х гг. ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как осн. местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на др. континентах. В отличие от традиц. междунар. облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации – наиболее динамичный сегмент внешних гос. займов.
Г. з. – осн. форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в осн. прибегают к внутренним Г. з. В нач. 2003 у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутр. ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.
Государственные займы в России
Г. з. были осн. формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний Г. з. был осуществлён в 1769 имп. Екатериной II, первый внутренний Г. з. – в 1809 при имп. Александре I. Между 1769 и 1914 рос. правительство заняло за границей и внутри России ок. 15 млрд. руб.; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей рос. задолженности приходилось на займы периода 1887–1902, займы до 1887 составляли ок. 6%, а займы в предвоенное десятилетие – немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний Г. з. был выпущен Врем. правительством в марте 1917 – «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, т. е. должен был погашаться в 1971. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Г. з. были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной нац. валюты.
После отказа правительства В. И. Ленина в янв. 1918 платить по царским долгам, сов. государство как суверенный заёмщик на неск. десятилетий оказалось отрезанным от междунар. рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в т. ч. долгов царской России, а также присвоения России в окт. – нояб. 1996 сразу тремя ведущими междунар. рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных междунар. валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европ. рынках. Осуществлённый Россией в нояб. 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним Г. з. в новейшей рос. истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988–1990 СССР на общую сумму 1,6 млрд. долл., формально не были Г. з., т. к. их офиц. эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).
Отсутствие внешних Г. з. СССР компенсировал внутренними Г. з. Первые займы начались в 1922, и они были добровольными. В осн. это были краткосрочные натуральные займы – 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, напр., целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это т. н. добровольно-принудит. займы, которые в дальнейшем стали осн. формой заимствования средств населения. К кон. 1929 эти займы составляли уже более трети остатка гос. долга, тогда как доля рыночных займов – всего 12% (в 1926 – более 40%). А четвёртый выпуск Займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 млн. подписчиков (в 1927 было только 6 млн. подписчиков на госзаймы). Кроме принудит. подписки имели место многочисл. конверсии Г. з. (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, т. е. являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние Г. з. во время Вел. Отеч. войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых воен. расходов. Размещение Г. з. было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в кон. 1950-х гг., заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудит. займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше – с 1974. В последующем Г. з. размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В кон. 1980-х гг. была предпринята попытка увеличить Г. з. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.
В 1990-е гг. происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних Г. з. Объём внутренних займов в виде ГКО (Гос. казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 примерно 430 млрд. руб., или ок. 70 млрд. долл. по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих Г. з., в авг. 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО – ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних Г. з. был восстановлен уже через 2–3 года. В нач. 2000-х гг. на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутр. долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.
Источник