Понятие государственного (муниципального) кредита
На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредитором, принято называть отношениями в сфере государственного кредита.
Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.
Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Государственный кредит как правовая категория — урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).
Бюджетный кодекс выделяет:
- кредиты кредитных организаций;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.
Значение государственного (муниципального) кредита
- На внутреннем рынке — служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.
- На международной арене — предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.
Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.
Формы государственного (муниципального) кредита
В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита (ст. 122 БК РФ):
- государственный финансовый кредит;
- государственный экспортный кредит.
Государственный финансовый кредит — это форма бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.
Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.
Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией.
В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:
- реструктуризацию;
- списание;
- уступку задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией.
Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.
Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называемых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.
Источник
Определение 1
Кредитом называется определенная процедура, когда осуществляется предоставление денег или какого-либо товара в долг на конкретный срок на условиях возмездности, а также возвратности. Вознаграждение за использование кредита устанавливается, в большинстве случаев, в специальной форме процента.
Для того чтобы привлечь финансовые средства в распоряжение государства, а также образований муниципального характера и для решения определенных трудностей бюджетного дефицита, помимо иных способов, используется кредит государственной направленности. Отношения кредитного порядка получили достаточно широкое распространение в современной экономической сфере в России. Кредит муниципального характера, как самостоятельный правово-финансовый институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, в свое время контролируемых специальной системой правовых норм.
Государственный кредит
Государственный кредит выступает в качестве одного из главных (вместе с налогами) инструментов для осуществления решения проблем достижения баланса доходов бюджетной направленности, а также различных расходов. Отдельные вопросы, имеющие прямое отношение, например, конкретного порядка во время которого, осуществляется заключение договоров государственного займа, контролируются также гражданско-правовыми нормами (о чем свидетельствует 817 статья ГК Российской Федерации). Вне зависимости от уровня кредит (государственный, а также муниципальный) вполне можно разбирать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.
Определение 2
Кредит (государственного и муниципального характера) как некая экономическая категория выступает в роли базисного понятия в отношении к кредиту в аспекте правовой направленности и представляет собой конкретную систему денежных отношений, появляющихся в связи с привлечением государством, и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного применения свободных средств финансового порядка юридических, и, что самое главное физических лиц.
И в том случае, если сущность самой категории кредита рассматривается, как передача определенных платежных средств кредитором заемщику для того чтобы применять их последним на началах возвратности и в каких-либо собственных интересах, то сущность экономической направленности государства и муниципального кредита кроется в том, что временно свободные финансовые средства юридических, а также определенных физических лиц аккумулируются, и на условиях возвратности, и возмездности применяются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство же в свое время направляет его на общегосударственные потребности (чаще всего, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между какими-либо отраслями экономики, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и, что наиболее важно экономическое значение для государства, и тех граждан, которые в нем проживают.
Замечание 1
Особенность отношений финансово-экономического порядка, которые появляются в ходе государственного и муниципального кредита, кроется в их субъектном составе.
Как совокупность финансово-экономических отношений кредит государственной направленности представляет собой определенные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими, и физическими лицами – с другой, при которых само государство показывается в качестве заемщика финансовых средств, которые на данный момент времени еще свободны.
Муниципальный кредит
При кредите муниципального характера в качестве заемщика выступает, соответственно, муниципальное образование, а кредиторами – граждане и организации. Отсюда получается, что обязательным субъектом отношений правового порядка по государственному и муниципальному кредиту является государство или образование муниципальной направленности.
Государственный, а также муниципальный кредит можно разбирать и в правовом аспекте. С какой-либо правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это процесс, когда происходит урегулированные нормами правовой направленности отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных средств денежного порядка юридических, и физических лиц на определенных принципах добровольности, возмездности, срочности, и, конечно, возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита, а также контролирования денежного обращения.
Любая роль традиционного характера кредита государственного порядка всегда крылась в обеспечении своевременного финансирования тех расходов государства, которые происходили при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием экономики в рыночной сфере с целью контроля за финансированием общесоциальных потребностей общества государство применяет кредит, а также для того чтобы осуществлять регулирование денежных обращений.
Замечание 2
Главная причина применения какого-либо государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для осуществления покрытия государственных и муниципальных расходов.
Для реализации каких-либо операций по государственному (муниципальному) кредиту требуется наличие определенных временно не занятых средств юридических лиц и граждан. Применение данных средств в роли кредитных ресурсов дает право государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Именно из-за этого роль государственного (муниципального) кредита кроется не только в том, что он используется как некий дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из главных факторов улучшения регулирования денежного обращения, развития форм безналичного характера расчетов, укрепления внутренней валюты.
Замечание 3
Отношения кредитной направленности также складываются на специальном уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и контролируется правовыми документами соответствующего уровня на основе самого законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон
Среди главных источников процесса правового контролирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 1996 года 22 апреля №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и закон Федеральной направленности от 1998 года 29 июля №136-Φ3 «Об особенностях обращения и эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения какого-либо договора государственного займа получил правовое закрепление во второй части ГК Российской Федерации.
Вопросы кредита государственной направленности конкретных субъектов Российской Федерации и муниципального кредита контролируются также определенными конституциями, и уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами конкретных образований муниципальной направленности.
Положения общего характера имеющие отношение к контролированию правовой направленности выпуска в обращение муниципальных, а также региональных займов, содержатся в Конституции Российской Федерации (об этом говорится в 12, 71, 72, а также 75 и 132 статье) и Федеральном законе от 2003 года 6 октября №131-Φ3 «Об принципах общего характера организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Все отношений правовой основы государственного кредита носят государственно-властный характер.Не обращая внимание на то, что государство в этих отношениях является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения, а также изменения.
Замечание 4
Юридические и, конечно, физические лица, которые на добровольной основе вступают в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все необходимые условия займа.
В отличие от отношение правового порядка по банковскому кредиту субъекты тут неравноправны, так как главным методом контролирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит определенная функция управления государственным внутренним долгом. Определенные рамки временного характера, деяния правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством.
В сфере кредита государственной направленности появляются, тем не менее, отношения правового характера не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, в свое время опосредуемые функционированием государственного долга.
Источник
Понятие государственного и муниципального кредита, их функции
Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.
Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.
К условиям кредитного договора относятся:
- Сроки предоставления кредита;
- Сроки получения кредита;
- Все обязанности сторон;
- Условия возврата займа;
- Размеры процентной ставки за пользование займом;
- Иные условия.
Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:
- Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
- Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
- Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.
Замечание 1
Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.
Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:
- Добровольный характер подобных отношений;
- Платный и возвратный характер;
- Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
- Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
- Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.
Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:
- Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
- Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.
Замечание 2
Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.
Государственный и муниципальный долг
Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.
Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.
Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.
Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:
- Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
- Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
- Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
- Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
- Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Классификация государственных займов
Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:
- По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
- По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
- По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
- По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
- По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
- По своей форме: облигационные и безоблигационные.
Источник